«В широком смысле Кирилл Серебренников получал эти деньги от Запада. Кирилл Серебренников: политики массово оскотинивают людей Кирилл серебренников политические взгляды

Следственный комитет заявил, что располагает исчерпывающими доказательствами вины Кирилла Серебренникова. Творческая интеллигенция, в основном поддерживает коллегу и требует к нему снисхождения. Однако, по словам силовиков, дело находится в активной стадии, так что нельзя исключать появления в нем новых эпизодов. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что история носит показательный характер.


Следственный комитет выступил с разъяснением: виновность Кирилла Серебренникова подтверждена показаниями свидетелей, оперативными материалами и финансовыми документами, причем расследование активно продолжается: появился новый фигурант — исполнительный продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова.

По версии следствия, Серебренников и его подчиненные - Юрий Итин, Алексей Малобродский, Нина Масляева и указанная Воронова - допускали нарушения при работе с госденьгами при реализации проекта «Платформа». В частности, речь идет о незаконном обналичивании выделяемых средств, неверной оценке стоимости работ и так далее. В итоге известного режиссера с мировым именем обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере - речь идет о сумме в 68 млн руб. СКР, правда, не объяснил, в чем был смысл задерживать режиссера ночью и срочно этапировать из Петербурга в Москву, а ранее отбирать загранпаспорт для не совсем понятной экспертизы. Сам Серебренников назвал все обвинения в свой адрес «абсурдом».

Когда случаются громкие уголовные дела в современной России, принято искать скрытый смысл. Есть несколько стандартных версий, которые обсуждаются постоянно, благо подобных историй у нас меньше не становится: это или борьба башен Кремля - противостояние либералов и силовиков от власти, или же послание непокорным деятелям культуры, чтобы те своими творческими экспериментами не подогревали оппозиционные настроения.

На первый взгляд, можно предположить, что дело Серебренникова совершенно не выгодно власти. Впереди выборы, а громкие события нарушают общественное спокойствие, создают ненужный эмоциональный фон и волнуют умы интеллигенции - какую страну мы увидим в новом политическом цикле? Была надежда на реформы, а получили очередное закручивание гаек, то есть никакого нестандартного мышления, современного искусства, а только духовные скрепы и традиционные ценности, пусть не все чиновники до сих пор понимают, что это такое.

Обращает на себя внимание, что история с Серебренниковым - второе резонансное событие за один мистический для России август. Оно раскручивается на фоне суда над Алексеем Улюкаевым . Да и многие губернаторы сидят — вот Никита Белых, несмотря на проблемы со здоровьем, остается в СИЗО аж до февраля.

Конечно, в стране не все ладно с точки зрения коррупции и воровства бюджетных средств, и государству важно показать, что с этим злом идет бескомпромиссная борьба. Но со стороны бросается в глаза, что нарушения находятся именно на полулиберальном нестандартном творческом фланге. А вот на другом берегу тишина, и вроде бы все в порядке. Разве что бакланы пробьют отверстия в крыше нового красавца-стадиона.

Хотя, если присмотреться, не все в порядке-то в государстве. Вот, например, в Ростове-на-Дону массово горят дома. Среди версий - поджог с целью завладения имуществом . Или вот события в Сургуте. Везде бы силовики были так активны, как с делом Серебренникова.

На прошлой неделе в Минске проходил фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия. DOC». Среди почетных гостей форума был Виталий Третьяков, который сам себя называет условно известным серьезным журналистом. Но телезрители хорошо знают незаурядный творческий масштаб Виталия Товиевича, декана Высшей школы телевидения МГУ им. М.В.Ломоносова. Много лет на телеканале «Культура» он ведет философские беседы в программе «Что делать», а в последние год–полтора его довольно часто можно увидеть на баррикадах в политических ток–шоу Владимира Соловьева, где Виталий Третьяков своим скромным голосом пытается в меру своих сил повлиять на ход событий в России.


По счастью для нас, Третьяков еще и страстный театрал. Профессор старается не пропускать ни одной значимой премьеры в Москве. В двух больших коробках он бережно хранит программки всех спектаклей, на которых побывал. Можно себе представить эту занятную ретроспективу театральной жизни последних лет сорока, которая прошла перед его глазами. В этой связи было любопытно узнать мнение Третьякова о тех громких кино– и театральных скандалах, которые сотрясают Москву в последние месяцы.

Виталий Товиевич, в вашем блоге в Фейсбуке вы оставили недавно эмоциональную запись: «Да покажите наконец «Матильду» по федеральным телеканалам и закройте этот спектакль политического абсурда». Вы уверены, что вся истерия вокруг новой картины Алексея Учителя именно спектакль политический, а не психический, как аттестовал его на днях Михаил Швыдкой, тоже гостивший в Минске?

Фото Сергея ЛОЗЮКА.

Занятный парадокс: в Фейсбуках и Твиттерах все любят шутить, а часто шуток не понимают. Естественно, эта моя запись - ироничная. И связана она с конкретным фильмом «Матильда», который никто не видел, но все обсуждают - это действительно ненормально. Когда одни люди, априори не видевшие фильм, говорят, что это «кощунство», а другие, априори не видевшие, говорят, что это шедевр, - слаба позиция и той и другой стороны. Для того чтобы предотвратить то, что Михаил Швыдкой назвал психической проблемой, я и предложил - ну покажите это кино всем. А как всем? Не в кинотеатре же, куда ходят 5 - 6 человек из тысячи, и в основном молодежь, которую совсем не такие фильмы интересуют. Нужно показать «Матильду» по федеральным каналам. И тогда эта проблема исчезнет. Все посмотрят и скажут, что ничего безнравственного в фильме нет, или, наоборот, возмутятся и картину раскритикуют. Государство для того и существует, чтобы принимать в таком случае радикальное решение, а не самоустраняться, сидеть сложа руки и говорить, что ничего страшного не происходит. Как же не происходит, когда раскручивается спираль взаимного непонимания и уже идут столкновения и конфликты, которые в некоторых своих эпизодах действительно напоминают сумасшествие, пока не коллективное, а индивидуальное. В ответ власти сейчас предложили милицию поставить у кинотеатров - это что, гениальное решение, что ли? Ну давайте теперь прокат каждого фильма будем сопровождать милицией, если ей заняться больше нечем. У нас что, преступности нет? Я считаю, оптимальным решением было бы выкупить у прокатчиков права на «Матильду» и показать фильм по телевидению, чтобы все успокоились.

В вашем телевизионном «Поединке» с Иосифом Райхельгаузом, где речь шла о Кирилле Серебренникове, его аресте и связанной с этим общественной дискуссией, мне показалось, что все–таки спектакли «Гоголь–центра» вы не слишком жалуете и не рассматриваете Серебренникова властителем дум и крейсером?

В «Гоголь–центре» не бывал, но видел постановку Серебренникова «Золотой петушок» в Большом театре, она мне сразу не понравилась. Я в некотором смысле театральный человек, слежу за тем, что происходит в Москве: если что–то смотреть не успеваю, то читаю критиков, которых уважаю. Причем знаю, какие тот или иной критик разделяет взгляды не только художественные, но и политические. Со многими из них знаком лично. Если я информацией по конкретной теме не владею, то и в дискуссию не вмешиваюсь. А когда по конкретной теме выступаю, то имею некоторое представление о том, что говорю.

В 2012 году группа активистов также требовала запретить оперу «Золотой петушок» в постановке Кирилла Серебренникова.
ФОТО BOLSHOI-THEATRE.SU


Я хорошо знаю это направление в современном искусстве, которое представляет Кирилл Серебренников. С тех пор как он был назначен художественным руководителем «Гоголь–центра», там, в небольшом московском здании, собиралась публика определенных политических и иных пристрастий. Я выступаю категорически против ЛГБТ–культуры, которая навязывается нам Западом, именно навязывается. Мы же не вмешиваемся в их гей–парады. Абсолютное большинство российского населения эту культуру не приветствует, считает опасной и даже отвратительной. Официальные лица тоже так считают, во всяком случае, других заявлений не было. И ни разу Кремль не заявлял протест, что в Лондоне прошел гей–парад. Не было же таких заявлений? Ну прошел и прошел. Нам это не нравится, но мы в ваши дела не вмешиваемся. А они вмешиваются: у нас не прошел гей–парад, Запад начинает официально нам на это указывать. Вот в чем наше различие. Я придерживаюсь в этом вопросе консервативной точки зрения, по–моему, ее причины достаточно очевидны, не буду относительно их распространяться. И в отличие от людей, которые либо не понимают этого, либо прекрасно понимают, но специально на это работают, я не считаю ЛГБТ–культуру безопасной для общества, для его будущего. Дети рождаются от мужчин и женщин, а задача любого общества - продолжать свой род. Это не Кремль придумал, до него придумано природой. Это первая и фундаментальная причина. Определенные табу должны быть в любой культуре. И я прекрасно знаю, как начинается растабуирование этой тематики: сначала она заявляется на маленькой площадочке, потом постепенно разносится в виде карикатур на широкие площадки, а завтра тебе уже запрещают над этим смеяться, легализуют как нечто позитивное и общепринятое.



Премьера балета «Нуреев» в Большом театре в Москве перенесена с июля на декабрь 2017 года.


Поэтому не нужно мне с моим журналистским, политическим, человеческим, да и художественным опытом говорить о том, что не происходит ничего опасного. Я вижу в этом сознательную политическую деятельность, именно поэтому выступал в «Поединке» против Серебренникова и в споре с Иосифом Райхельгаузом занял жесткую и непримиримую позицию, как показало голосование, абсолютное большинство зрителей мою точку зрения разделяют. Плюс отдельный элемент всего этого спора коснулся истерик вокруг балета Серебренникова «Нуреев», который отказались выпускать накануне премьеры. То, что я знаю об этом спектакле, не подходит для Большого театра. Может быть, для экспериментальных сцен это и уместный балет, но совершенно точно не в Большом театре его представлять.

- И все же вкусовые разногласия разве могут быть поводом для ареста человека?

Те режиссерские трюки, которые я видел в произведениях Серебренникова, убедили меня в том, что Кирилл - не бесталанный человек. Но он залез в политику. Деньги, отчет о растрате которых от него сейчас требуют, выдавались ему под конкретные политические проекты.

- То есть Серебренников не справился с возложенной на него политической задачей?

Тут мы входим с вами в сферу того, о чем я знаю, но не могу доказать публично. Может быть, не справился, а может быть, справился чрезмерно. Повторяю, в политику Серебренников влез сам, а не так, что он был в чистом искусстве, а Кремль его окунул. Нет. Он сам в нее залез. А игры с высшей властью, с получением денег непосредственно от высших государственных институтов - будь то Министерство культуры или правительство Москвы - это гигантские деньги и гигантская политика. Финансирование его спектаклей шло по государственным каналам. Если залез туда с ногами, не говори, что меня затянули, ты сам сунулся. Вот и играй дальше с неизбежностью по политическим правилам.

АКТУАЛЬНО И ИНТЕРЕСНО

Вышел в свет очередной октябрьский номер журнала «Союзное государство».


Гость номера - актер Михаил Пореченков. Он не так часто дает откровенные интервью. Но на кинофестивале «Горьки Fest» в Нижнем Новгороде любимец публики ответил для «СГ» на самые разные вопросы: про свой новый образ с бородой для сериала «Мост», который скоро выйдет на экраны, о своей самой любимой роли - графа Воронцова в картине «Бриллианты для диктатуры пролетариата» Сергея Владимировича Урсуляка. «Это одна из самых точных моих ролей. В этой картине я второй раз работал с Полиной Агуреевой, это был самый запомнившийся, самый творческий для меня дуэт», - рассказал актер.

Кроме того, читателей журнала ждет увлекательнейший рассказ о том, как белорусские книги на Валдай пришли. Оказывается, 465 лет назад именно послушники Оршанского Кутеинского монастыря принесли в Валдайский Иверский монастырь свет печатного слова - свою знаменитую и по–европейски оснащенную типографию.

Выдающимся «словолитцем», то есть печатником, того времени был белорус Спиридон Соболь, который и основал Оршанскую Кутеинскую типографию за четверть века до переезда ее на Валдай. Первые переселенцы из Орши прибыли в Иверский монастырь в марте 1655 года. Среди них были такие выдающиеся личности, как будущий патриарх Иоасаф и брат великого белорусского просветителя Симеона Полоцкого - Исаакий Полоцкий...

Полностью эти и другие материалы читайте в журнале «Союзное государство». Электронная версия доступна на сайте.

Российский режиссер театра и кино Кирилл Серебренников написал открытое письмо в ответ на отказ латвийских артистов участвовать в московских гастролях, и разместил его на своей странице в социальной сети Facebook. "Самое подлое и безобразно коварное, что есть в политике, - это насильственное помещение человека в ситуацию страшного и мучительного выбора - с кем быть, к кому примкнуть, кого поддержать. Вот именно за это и надо судить в Нюрнберге и в Гааге. От ужаса этого выбора, который и есть главный манипулятивный ресурс политики, трещит по швам все человеческое существо. Не должен никто и никогда выбирать, что лучше – предать друга или спасти семью, съесть старшего ребенка или младшего, чтоб хоть кто-то из двух выжил в голод, убить кого-то или выжить самому,согласиться на подлость молчания или спасти дело жизни", – пишет Серебренников. По мнению режиссера, политики "оскотинивают" людей. "Политики и их пропагандисты оскотинивают людей массово, с упоением, камуфлируя свои речи патриотической или националистической риторикой. Все дни, когда длится "крымский кризис", я нахожусь в переписке с моими латышскими коллегами. Вброшенная режиссером Алвисом Херманисом идея о бойкоте России латышскими театральными деятелями привела к поляризации мнений в Латвии и к большому скандалу. Кто-то эту идею горячо поддержал, убеждая себя и других, что следующей за Крымом падет Латвия, и вот уже в Латгалии российские войска стоят в полной боевой готовности, кто-то призывал не рвать с таким трудом за многие годы построенные культурные связи, а именно в театральной сфере они успешнее всего - гастроли, постановки латышей в России и наоборот. Но логика войны, логика "выбора" берет свое – замечательная, уникальная актриса Гуна Зариня не приедет играть Медею в "Гоголь-центр", срываются давно запланированные у нас на апрель гастроли Национального Театра. Его руководитель Оярс Рубенис, которые все эти годы делал беспрецедентно много для "смягчения нравов", для сближения культур двух стран, для мира и дружбы, сегодня оказался под агрессивным давлением тех, кто, по примеру Херманиса, считает гастроли в России предательством интересов Латвии. Среди выступающих за бойкот России есть и мои друзья, латыши и даже русские, живущие в Риге, я с ними провел много времени, мы прекрасно ладили, все было мирно и прекрасно. Было. Теперь все не так. И теперь все будет не так. Им, этим молодым людям, почему-то оказалось легче услышать и поддержать призыв Херманиса, чем подумать своей головой и понять, что гастролями в России они поддерживают не войну, не вторжение в Крым, а людей, зрителей, своих коллег, нас. Мы так же, как и они, ненавидим войну и так же хотим, чтоб этот кошмар быстрее закончился. Что гастролями в России они бы помогли снизить накал напряжения, напомнить, что что у нас гораздо больше общего, чем наоборот, что нам одинаково плохо и тревожно от того, что происходит в России и в мире", – подчеркивает режиссер. Такое поведение творческих людей выгодно политикам, уверен Кирилл Серебренников. "Продолжение вопреки всему, а не разрыв отношений и уничтожение дружеских связей, означало бы, что мы, люди театра, не верим политикам, что мы, люди театра, не хотим жить по их законам, по их моделям ненависти, что мы, люди театра, не хотим подчиняться их искаженной логике. Увы, теперь все разрушено. Теперь они не приедут к нам, мы не приедем к ним. И что получается? Войну на нашей территории развязали мы сами. Железный занавес опустили мы сами. Политики торжествуют, мир подчиняется их фантазиям, ложится в удобную им позу. Я уверен, что пройдет много лет и всем участникам настоящей войны и этой фейсбучно-пропагандистской войны, и всем бойкотирующим, и всем призывающим к уничтожению "пятой колонны” в культуре, имеющим отношение к травле режиссеров, вопрошающих "Нужен ли нам такой театр?", всем будет как минимум очень стыдно. И уже не удастся просто так сказать: "мы же ничего не делали, пропаганда – это же не стрельба по людям"..Пропаганда – это та же война, только без железяк и неопознанных "миротворцев в зеленке". Методы те же. Плохо, когда ей верят умные, образованные люди, когда они делают свой "выбор" по указке киселеобразного лжеца из зомбоящика или даже потерявшего здравый смысл талантливого режиссера. А прекрасная актриса Гуна Зариня, которая призывала нас "не молчать", в своем письме зрителям Гоголь-центра написала, что "во время войны музы молчат". И это неразрешимое противоречие – знак нашего подлого "времени выбора", – завершает свое открытое письмо режиссер. Как сообщалось ранее, три внештатных артиста Латвийского Национального театра попросили отложить гастроли в московском "Гоголь-центре" Кирилла Серебренникова в знак протеста против военной агрессии России в Украину. Не поедет в Россию и Новый рижский театр Алвиса Херманиса.

22 августа был арестован российский режиссер Кирилл Серебренников, который был отправлен под домашний арест. Преследуемому в течение нескольких месяцев за хищения режиссеру грозит до десяти лет тюремного заключения. В России, как и во Франции, его многочисленные сторонники осуждают такое политическое рвение.

Российские власти явно объявили войну дерзкому и провокационному гению Кирилла Серебренникова. В течение последних четырех месяцев 47-летний режиссер подвергался судебному преследованию со стороны властей, которые обвиняют его в организации хищения от 1 до 3 миллионов евро государственных субсидий, выданных ему на реализацию театрального проекта «Платформа», который он возглавлял вместе со своей труппой в период с 2011 по 2014 год.

23 мая на квартире у Серебрянникова и в «Гоголь — центре», старом театре который режиссер возглавил в 2012 году и превратил в центр современного искусства, были проведены обыски. Вскоре Серебренников был освобожден и все это время хранил молчание, предпочитая сосредоточиться на съемках его следующего фильма. Но 22 августа он был снова арестован и предстал перед судом, который отправил его под домашний арест. Домашний арест продлится до 19 октября и не даст возможности режиссеру закончить фильм и приехать в Штутгарт, где его ждут на презентации его постановки оперы Гензель и Гретель.

Французский драматург и режиссер, директор Авиньонского фестиваля Оливье Пи, немедленно отреагировал на новость, назвав этот арест «политическим». Давид Бобе, театральный режиссер, директор Национального драматического центра Нормандии в Руане и соавтор Серебренникова, с которым он совместно ставил многочисленные спектакли, оказался в числе первых сторонников российского режиссера. Télérama представляет вашему вниманию его интервью.

Télérama: Как вы познакомились с Кириллом Серебренниковым?


Бобе:
Я познакомился с ним в 2009 году, когда он преподавал в Школе — студии МХАТ. С ним и его учениками мы вместе работали в 2011 —2014 годах над многочисленными спектаклями в рамках проекта «Платформа», которые мы потом представляли во Франции: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь или Метаморфозы», а также «Идиоты» по мотивам одноименного фильма Ларса фон Триера и «Мертвые души» Николая Гоголя, которые были представлены на фестивале в Авиньоне в 2015 и 2016 годах.

Государство выделило ему деньги именно на реализацию этого проекта. И теперь его обвиняют не только в том, что он ничего не поставил в рамках этого проекта, но и в том, что он участвовал в хищении государственных денег. И речь идет о сумме от 1 до 3 миллионов евро! То есть список мероприятий, афиши спектаклей, билеты, контракты — все эти документы, подтверждающие существование проекта, признаны фальшивыми российскими властями.


— Откуда такое желание заставить Серебренникова замолчать?

Контекст

Кирилл Серебренников: Хочу жить в XXI веке

Delfi.lv 15.01.2016

Россия - страна шлагбаумов

Der Spiegel 08.08.2017

Слишком гомосексуальный «Нуреев»

Die Welt 11.07.2017

Кирилл Серебренников: Сегодня можно не стыдиться того, что ты - россиянин

Libération 02.03.2008

Теперь решается судьба России

Süddeutsche Zeitung 07.08.2017 — Потому что пагубное влияния его искусства считается сомнительным. В спектакле «Идиоты» он показывает абсурдность машины власти в России. На его спектакли в «Гоголь-центр» приходят священослужители, которые потом в своих докладах называют его «режиссером-педофилом». Чтобы посадить политического оппозиционера в тюрьму его обвиняют в хищении государственных денег, а это бесстыдная ложь!


— Возможно ли сегодня в России отделить искусство от политики?

— В России существует много деятелей искусств, готовых идти на компромисс и, которые никак не соприкасаются с политикой. Однако я считаю, что любое насилие со стороны государства вызывает гнев, который выплескивается в политических произведениях имеющих мощную провокационную силу. В ответ на вездесущность православной церкви в России Кирилл Серебренников снимает фильм «Ученик», получивший в 2016 году приз Франсуа Шале, одну из премий, присуждаемых в рамках Каннского фестиваля. Кирилл не является прямым политическим оппозиционером, это его работы являются политическими.


— Каковы масштабы поддержки режиссера?

— В России его поддерживает огромное количество людей. Практически все звезды, включая тех, кто весьма близок к власти и Путину, приняли сторону режиссера, скандировали и выступали против абсурдности ситуации. Среди них: Федор Бондарчук, Наталья Солженицына, вдова писателя, и Людмила Улицкая.

Во Франции много людей поддержало Серебренникова еще во время его первого ареста в мае 2017. Среди них директор Национального театра в Шайо Дидье Дешан, Беатрис Даль, Оливье Пи и актриса Изабель Юппер, которая во время церемонии вручения театральной премии Мольера обратилась к Владимиру Путину, который находился с визитом во Франции, «оставить Серебренникова в покое» и «пойти лучше посмотреть его спектакли». Если этого недостаточно, возможно, нам стоит подумать о том, чтобы попросить наших глав государств принять решение и предложить Кириллу политическое убежище в безопасной стране. Так подрывается свобода творчества и выражения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.