Что значит богородичен в каноне. Богородичное правило

Чтение Богородичного правила охраняет молящегося от всякого зла, искушений, спасает во время опасностей. Произнесение святых слов в повседневных делах, на работе, дома, приближают человека к Господу, Богородице, вселяют мир в душе, избавляют ум и сердце от страха. В моменты ссоры, кризиса отношений, болезней и страданий нужно повторять слова молитвы. Псалмопевец Давид сказал: «аще и во ад сниду, если Ты Господи, со мною, не убоится сердце мое». Всемилостивый Бог вместе с Приснодевой никогда не оставляют такое упование без ответа.

К особому покрову Богородицы прибегают молитвенники в сложных жизненных ситуациях. Песнь Богородицы - это евангельский стих, в котором Архангел Гавриил приветствует Деву Марию и сообщает ей благую весть о скором рождении Иисуса. Его другие названия в Русской православной церкви: Архангельское приветствие, Богородичен, Песнь Пресвятой Богородице.

У католиков Песнь Пресвятой Богородице известна под названием «Аве Мария»

Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Вариант на русском: «Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женщинами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших».

Важно! Несмотря на то что Песнь о благой вести известна под названием Богородичен, в покаянном каноне перед тропарями это слово означает, что нужно произнести «Пресвятая Богородице, спаси нас! »

Чудеса молитвы

Священники постановили: «Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву «Богородице Дево, радуйся…», тот обретет над собой особый Покров Матери Божьей». Это правило было незаслуженно забыто христианами, хотя на его благодатную силу указывала сама Приснодева в VIII веке.

Святой Серафим Саровский благоговейно почитал эту молитву. Своих посетителей праведник просил прочитать Песнь 150 раз. В своей келии он сохранял книжечку свидетельств о чудесах, которые совершились благодаря этой молитве. Епископ Серафим Звездинский всегда читал Богородичен и дополнил его воспоминанием основных жизненных событий Девы Марии.

Богородичное правило в безысходности указывает на выход, располагает злые сердца к добру, обидчиков удаляет, дарует помощь самым неожиданным способом.

Богородичен гасит пламя страстей, спасает от искушений. Он помогает тогда, когда человек решил покончить с пагубной привычкой, но бесы его изводят своими нападками. При катастрофах, авариях, пожарах, многие люди спаслись призывая Богородицу короткой молитвой. Такова могущественная сила этой молитвы.

Как правильно читать

Читают молитву используя православные четки. Их нужно приобретать в церковных лавках, так как они требуют освящения. Для мирян четки бывают разных размеров: на 10, 30, 50 или 100 бусин. Для этой молитвы удобны четки на 50 бусин, каждый десяток в них разделен небольшим разделителем, который различим на ощупь. Бусину удерживают между пальцами, читают в уме и сердце молитву. После произнесения слов переходят на следующую бусину.

На чтение молитв по четкам принято брать благословение у священника. Иерей поинтересуется по какой причине человек решил взять такой духовный подвиг.

Читают Богородичное правило вслух дома у образов, а в дороге или ожидании, произнося слова молитвы про себя. Лучше всего подходит образ «Покрова Пресвятого Богородицы».

Текст молитвенного правила

Хотя сама молитва состоит из двух десятков слов, существуют несколько вариантов обращения к Богоматери. Существует полный и сокращенный вариант чтения правила. И тот и другой включают в себя ежедневное прочтение молитвы 150 раз и дополнительные воззвания после каждого десятка.

Полный текст предназначен для опытных молитвенников и содержит тропари, стихиры из богослужения, завершительную молитву. Если молятся об исцелении от тяжелой болезни, при постоянных неурядицах в семье, возвращении пропавшего члена семьи, лучше выбрать полный вариант, попросив на то благословение у священника.

Сокращенный вариант

После каждой десятой молитвы прочитывают:

  • «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь;и остави нам долги наша,якоже и мы оставляем должником нашим;и не введи нас во искушение,но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
  • «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго. Радуйся, Едина Пречистая Мати Единаго Создателя, Господа, Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа! Буди ми Ходатаица в день страшнаго испытания, егда предстану Престолу Нелицемернаго Судии, яко да огненнаго прещения муки избавлюся молитвами Твоими, Едина Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас! ».

После этого прибавляют по одному воззванию к Богоматери:

  1. 1. Первый десяток. О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих, а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.
  2. 2. Второй. О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих
  3. 3. Третий. О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим.
  4. 4. Четвертый. О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих.
  5. 5. Пятый. О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.
  6. 6. Шестой. О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.
  7. 7. Седьмой. О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.
  8. 8. Восьмой. О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.
  9. 9. Девятый. О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.
  10. 10. Десятый. О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.
  11. 11. Одиннадцатый. О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.
  12. 12. Двенадцатый. О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.
  13. 13. Тринадцатый. О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.
  14. 14. Четырнадцатый. О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.
  15. 15. Пятнадцатый. О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.

Полное Богородичное правило

Полный текст молитвы :

«Пресвятая Богородице, помогай нам!

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марйе, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (10 раз)

Отче наш, Иже есй на Небесех! Да святйтся ймя Твое, да прийдет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небесй и на землй. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введй нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющийся на Тя да не погйбнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо есй спасение рода христианскаго. »

После 1-го десятка вспоминается Рождество Богородицы

Тропарь, гл. 4:

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

О Пресвятая Владычице Богородице! Со святыми упокой в вечной славе Твоей душу усопшего отца нашего духовного старца схиигумена Саввы с усопшими духовными чады и родителей его Михаила и Екатерины и сродников наших.

И святыми его молитвами спаси и сохрани всех нас, духовных чад его, родителей, чад сродников и знаемых наших. Умножь в нас веру и покаяние. »

После 2-го десятка вспоминается Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы

Тропарь, гл. 4:

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси и сохрани, и соедини (или присоедини) к святей Православной Церкви заблудших и отпавших рабов (имена). »

После 3-го десятка вспоминается благовещение Пресвятой Богородицы

Тропарь, гл. 4:

«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует.

Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

О Пресвятая Владычице Богородице! Утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабом Твоим (имена). »

Евангелие от Луки 1, 2 6-3 8:

«В месяц же шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к Деве, обрученней мужеве, емуже имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве Мариам. И вшед к Ней ангел рече: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: Благословенна Ты в женах». Она же видеши, смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие. И рече ангел Ей: «Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога: и се, зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус: Сей будет велий и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца». Рече же Мариам ко ангелу: «Како будет сие, идеже мужа не знаю? » И отвещав, ангел рече Ей: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий: и се, Елисавет, южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемой неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол». Рече же Мариам: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему». И отыде от Нея ангел».

После 4-го десятка вспоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой

Седален, гл. 4:

«Воплотившуся уже Мессии первую тя благовестницу слышим, егда к целовавшей тя Богоизбранней Отроковице со ужасом глаголала еси: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? » Восхваляюще убо тя вопием: «Радуйся, зерцало, Тайны Божия нам являющая».

После 5-го десятка вспоминается Рождество Христово

Тропарь, гл. 4:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в Нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!

О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй нам во Христа облещись. »

После 6-го десятка вспоминается Сретение Господне и прореченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой душу пройдет оружие»

Тропарь, гл. 1:

«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещали сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

О Пресвятая Владычице Богородице! Сподоби мя при последнем издыхании причаститися Святых Тайн Христовых и Сама проведи душу мою чрез страшные мытарства. »

После 7-го десятка вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет:

«Се ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: «Востав, поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е». Бог явися в сени седящим, от Девы родивыйся во еже спасти нас.

О Пресвятая Владычице Богородице! Не введи мя во искушение в сей жизни и избави мя от всех напастей. »

После 8-го десятка вспоминается исчезновение 12-летнего Отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по этому поводу:

«О Мати наша Прекрасная!

Соболезнующи скорбь Твою, егда Сына Твоего и Бога нашего, двоюнадесятилетняго Отрока, на пути из Иерусалима не обретше. О велия радость Твоя, егда Сына Твоего по триех днех в церкви обрела еси.

О Цвете неувядаемый! Не лиши и нас небесной радости узрети Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, для спасения нашего.

О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне непрестанную молитву Иисусову. »

После 9-го десятка вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской, когда Господь претворил в вино воду по слову Божией Матери: «Вина нет у них».

«Из Триоди, еже есть трипеснец, в Великий Пяток утра» Икос, глас 8:

«Своего Агнца Агнице зряше, к заколению влекома, последовавше Мария простертыми власы со иными женами, сия вопияше: «Камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши, егда другий брак паки есть в Кане Галилейстей и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиде Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой.

О Пресвятая Владычице Богородице! Помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали. »

После 10-го десятка вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу.

Богородичны отпустительныя, гл. 4:

«Дево Пренепорочная, Мати Христа Бога!

Оружие пройде Твою Пресвятую душу, егда распинаема видела еси волею Сына и Бога Твоего. Егоже, Благословенная, молящи не престай, прощение прегрешений нам даровати.

О Пресвятая Владычице Богородице! Избави меня от уныния и укрепи мои силы душевныя и телесныя».

После 11-го десятка вспоминается Воскресение Христово.

Тропарь, гл. 5:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

О Пресвятая Владычице Богородице! Воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу. »

После 12-го десятка вспоминается Вознесение Христово, при котором присутствовала Божия Матерь.

Тропарь, гл. 4:

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

О Пресвятая Владычице Богородице! Избави мя от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души. »

После 13-го десятка вспоминается сионская горница и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь.

Тропарь, гл. 8:

«Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. »

После 14-го десятка вспоминается Успение Пресвятой Богородицы.

Тропарь, гл. 1:

«В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне мирную и безмятежную кончину. »

После 15-го десятка вспоминается слава Божией Матери, которой Она увенчивается Господом после переселения Ее от земли на небо.

Из службы Успению Пресвятыя Богородицы. Стихира, гл. 1:

«О дивное Чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме! Возопиим, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.

О Пресвятая Владычице Богородице! Сохрани мя от всякого зла и покрый мя честным Твоим омофором. »

Основой текст молитвы:

«Достойно славимая и праведно от всех Горних Чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная! Ей же, яко Царице, предстоят лица ангельстии, Гавриилову песнь возглашающие: «Радуйся, Благодатная!…». Наши же грешные и бренные уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: О Пречудная Владычице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, люди безответныя, да сохранит невредимы от всех навет вражиих и злых клевет, много бо может Твоя Матерняя молитва, по реченному: «Проси, Мати Моя, не отвращуся, но вся прошения Твоя исполню! » Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Иисусу, да вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, слава и Тебе, Преславней и Пренепорочней Деве Богоматере, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! »

В молитвословах можно найти разные молитвенные правила, одно из которых - Богородичное. Оно особенно популярно среди верующих. Обычно его надлежит читать 150 раз в сутки.

Известно, что это была духовная практика Серафима Саровского. Для чего, когда и как правильно читать богородичное правило - обо всём расскажет эта статья.

Богородичное правило - молитва VIII века, по словам Серафима Саровского, она творит чудеса

Богородичное правило - это молитва, о которой известно ещё с седьмого Вселенского Собора (Никеи, 787 год). Тогда святые отцы сказали:

С тех пор чтение молитвы практиковали как простые верующие, так и великие святые. Известно, что Серафим Звездинский молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Богородицы.

Эта молитва помогает в трудных жизненных ситуациях. Молитва сотворит чудеса, если есть вера.

По воспоминаниям Серафима Саровского, эта молитва способна творить чудеса.

«Механическое «вычитывание» определенных

слов не поможет человеку,

даже если он повторит эти слова 150 раз.

Если же человек верует в Бога, и верит,

что Всемилостивый Господь

и Пресвятая Богородица,

Заступница наша, помогут ему,

то такая молитва,

действительно поможет

в любой безвыходной ситуации».

Владимир Шлыков


Правильно читать дома можно без особых условий - даже на ходу

Не существует ограничений на то, как и когда читать Богородичное правило. Эта молитва не требует особых условий - хоть на ходу, хоть сидя, хоть лёжа. Чаще всего её читают келейно, дома, либо просто вне храма.

Сколько дней - человек тоже решает сам для себя. Но если есть планы на продолжительное чтение, лучше взять благословение у батюшки. Вот, что говорит священник Александр Ильяшенко:

«Молитва «Богородице Дево, радуйся…»

не исключается из богослужений и

домашнего правила

и Великим постом,

поэтому и Богородичное

правило Вы совершать можете.

Однако на регулярное совершение такого

правила лучше взять благословение у

Вашего духовника (священника,

у которого Вы обычно исповедуетесь)».

Александр Ильяшенко

священник

Богородичное правило можно читать хоть на чётках, хоть без них

А простые прихожане задаются вопросом - стоит ли им приобрести подобный инструмент, и если да, то какой и где.

Мирянам можно использовать чётки.

Велико заблуждение, будто чётки нужны обязательно, причём только освящённые, из монастыря. Другие полагают, что мирянам чётки не положены.

На самом деле чётки - лишь инструмент. Кому-то он упрощает счёт, а кому-то усложняет. Если с чётками - легче, на здоровье. Если нет, то лучше обойтись загибанием пальцев или другими методами.

Богородичен в молитвослове не относится к Богородичному правилу

Случается, что чтение Богородичного правила осложняется незнанием молитв.

Люди, которые не в курсе, что такое богородичен в молитвослове, могут решить, что это та же молитва. Но нет. Богородичен - это сокращение фразы «Пресвятая Богоматерь, спаси нас». А текст молитвы для Богородичного правила таков: «Богородице Дево, радуйся».

Каждый десяток повторений - это вспоминание о каком-либо событии в жизни Богородицы: Благовещение, Рождение Иисуса и т.д. За 15 десятков мы вспоминаем всю жизнь святой.

«Отче наш»:

«Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое, да лриидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

«Милосердия двери»:

«Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющийся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго».

На видео ниже можно послушать, как исполняет Богородичное правило Валаамский мужской хор:

Это правило часто по-разному дополняют другими молитвами. Дальше - два варианта текста: простое и полное Богородичное правило.

Текст Богородичного правила

1-й десяток

Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей».

2-й десяток

Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.

«О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена)»

3-й десяток

Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена)».


4-й десяток

Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести:

«О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена)».

5-й десяток

Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися».

6-й десяток

Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства».

7-й десяток

Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей».


8-й десяток

Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву».

9-й десяток

Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды:

«О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали».

10-й десяток

Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние».

11-й десяток

Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу».

12-й десяток

Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души».

13-й десяток

Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся:

«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем».

14-й десяток

Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину».

15-й десяток

Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором».

Полное Богородичное правило

Пресвятая Богородице, помогай нам! В начале сего правила читается:

  • «Отче наш»;
  • «Милосердия двери»;
  • «Молитва за духовного отца и о спасении нас грешных»:

«Помяни, Господи, во Царствии Твоем отца нашего духовного старца схиигумена Савву с усопшими духовными чадами и сродниками; и прости их вся согрешения вольная и невольная; даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

И его святыми молитвами спаси и помилуй всех нас, духовных чад и сродников наших. Ниспосли всем нам благодать Всесвятаго Духа и молитвами Богородицы помоги нам, Боже, исправить жизнь. Господи, приложи нам веру! Аминь».

После 1-го десятка вспоминается Рождество Богородицы

Тропарь, гл. 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

О Пресвятая Владычице Богородице! Со святыми упокой в вечной славе Твоей душу усопшего отца нашего духовного старца схиигумена Саввы с усопшими духовными чады и родителей его Михаила и Екатерины и сродников наших.

И святыми его молитвами спаси и сохрани всех нас, духовных чад его, родителей, чад сродников и знаемых наших. Умножь в нас веру и покаяние.

После 2-го десятка вспоминается Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы


Тропарь, гл. 4

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

О Пресвятая Владычице Богородице! Спаси и сохрани, и соедини (или присоедини) к святей Православной Церкви заблудших и отпавших рабов (имена).

После 3-го десятка вспоминается благовещение Пресвятой Богородицы

Тропарь, гл. 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует.

Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

О Пресвятая Владычице Богородице! Утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабом Твоим (имена).

«В месяц же шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к Деве, обрученней мужеве, емуже имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве Мариам.

И вшед к Ней ангел рече: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: Благословенна Ты в женах». Она же видеши, смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие.

И рече ангел Ей: «Не бойся, Мариам: обрела бо еси благодать у Бога: и се, зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус: Сей будет велий и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его:

и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца». Рече же Мариам ко ангелу: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» И отвещав, ангел рече Ей:

«Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий:

и се, Елисавет, южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемой неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол».

Рече же Мариам: «Се, раба Господня: буди Мне по глаголу твоему». И отыде от Нея ангел».

(Лк.1, 2 6–3 8)

После 4-го десятка вспоминается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой

Седален, гл. 4

Воплотившуся уже Мессии первую тя благовестницу слышим, егда к целовавшей тя Богоизбранней Отроковице со ужасом глаголала еси: «Откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне?» Восхваляюще убо тя вопием: «Радуйся, зерцало, Тайны Божия нам являющая».

Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

После 5-го десятка вспоминается Рождество Христово


Тропарь, гл. 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в Нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!

О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй нам во Христа облещись.

После 6-го десятка вспоминается Сретение Господне и прореченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой душу пройдет оружие»

Тропарь, гл. 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещали сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

О Пресвятая Владычице Богородице! Сподоби мя при последнем издыхании причаститися Святых Тайн Христовых и Сама проведи душу мою чрез страшные мытарства.

После 7-го десятка вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет

Се ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: «Востав, поими Отроча и Матерь Его и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е». Бог явися в сени седящим, от Девы родивыйся во еже спасти нас.

О Пресвятая Владычице Богородице! Не введи мя во искушение в сей жизни и избави мя от всех напастей.

После 8-го десятка вспоминается исчезновение 12-летнего Отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по этому поводу:

О Мати наша Прекрасная!

Соболезнующи скорбь Твою, егда Сына Твоего и Бога нашего, двоюнадесятилетняго Отрока, на пути из Иерусалима не обретше. О велия радость Твоя, егда Сына Твоего по триех днех в церкви обрела еси.

О Цвете неувядаемый! Не лиши и нас небесной радости узрети Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, для спасения нашего.

О Пресвятая Владычице Богородице! Даруй мне непрестанную молитву Иисусову.

После 9-го десятка вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской, когда Господь претворил в вино воду по слову Божией Матери: «Вина нет у них»

Из Триоди, еже есть трипеснец, в Великий Пяток утра

Икос, глас 8

Своего Агнца Агнице зряше, к заколению влекома, последовавше Мария простертыми власы со иными женами, сия вопияше: «Камо идеши, Чадо?

Чесо ради скорое течение совершаеши, егда другий брак паки есть в Кане Галилейстей и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши?

Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе?

Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиде Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой».

О Пресвятая Владычице Богородице! Помоги мне во всех делах моих и избави от всяких нужд и печали.

После 10-го десятка вспоминается стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу

Богородичны отпустительныя, гл. 4

Дево Пренепорочная, Мати Христа Бога!

Оружие пройде Твою Пресвятую душу, егда распинаема видела еси волею Сына и Бога Твоего. Егоже, Благословенная, молящи не престай, прощение прегрешений нам даровати.

О Пресвятая Владычице Богородице! Избави меня от уныния и укрепи мои силы душевныя и телесныя.

После 11-го десятка вспоминается Воскресение Христово

Тропарь, гл. 5

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

О Пресвятая Владычице Богородице! Воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.

После 12-го десятка вспоминается Вознесение Христово, при котором присутствовала Божия Матерь

Тропарь, гл. 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

О Пресвятая Владычице Богородице! Избави мя от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

После 13-го десятка вспоминается сионская горница и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь

После 15-го десятка вспоминается слава Божией Матери, которой Она увенчивается Господом после переселения Ее от земли на небо

Из службы Успению Пресвятыя Богородицы

Стихира, гл. 1

О дивное Чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме!

Возопиим, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.

О Пресвятая Владычице Богородице! Сохрани мя от всякого зла и покрый мя честным Твоим омофором.

Молитва

«Достойно славимая и праведно от всех Горних Чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная! Ей же, яко Царице, предстоят лица ангельстии, Гавриилову песнь возглашающие: «Радуйся, Благодатная!…»

Наши же грешные и бренные уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: О Пречудная Владычице!

Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, люди безответныя, да сохранит невредимы от всех навет вражиих и злых клевет, много бо может Твоя Матерняя молитва, по реченному: «Проси, Мати Моя, не отвращуся, но вся прошения Твоя исполню!»

Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Иисусу, да вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, слава и Тебе, Преславней и Пренепорочней Деве Богоматере, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь.

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!».

Формы почитания святых разнообразны, каждому нужно возносить определенные тексты. Молиться Пресвятой Богородице тоже нужно по-особенному, поэтому стоит сразу выяснить, что такое Богородичен в молитвослове и какие правила нужно соблюдать при его прочтении.

Божья Матерь в церковной иерархии

Для верующих людей очевидно высочайшее положение Богородицы в религиозной иерархии. Она идёт второй за Богом, выше ангелов и святых. Согласно православному учению Бог представлен в 3 лицах:

  • Отец;
  • Святой Дух.

Дева Мария стала матерью Иисуса Христа после того, как на неё снизошла Божья благодать, произошло непорочное зачатие. Через 9 месяцев появился Христос, соединивший в себе черты Бога и человека.

Богородица всегда была рядом с ним, разделяя тяготы и лишения, видела страдания Христа на кресте, смерть и воскресение. Всё это сделало возможным для неё понимать потребности людей и помогать им.

После смерти Божией Матери началось её почитание, многие иконы мироточили, на сегодняшний день существует около 800 икон, перед которыми верующие молятся и получают просимое, чудесная помощь выражается и в многочисленных исцелениях. Количество текстов, содержащих обращение к Пречистой Богородице велико.

Виды молитв

Молиться перед образом Пресвятой Богородицы может любой человек, часто к её помощи прибегают:

  • чтобы получить телесное исцеление;
  • вымолить супруга/супругу, ребёнка;
  • попросить помощи в воспитании детей;
  • найти утешение в скорбях;
  • разрешить сложные проблемы;
  • обрести взаимопонимание с близкими;
  • улучшить свою духовную жизнь;
  • понять своё предназначение.

Все эти прошения выражаются в различных формах, выбирать ту или иную форму следует с учётом ряда обстоятельств. Наиболее распространённые формы:

  • краткое молитвенное воздыхание;
  • обращения в молитвословиях утром и на сон грядущий;
  • молитва Богородица Дево, радуйся;
  • правило к Богоматери - повторение вышеуказанной молитвы 150 раз;
  • молебный или покаянный канон;
  • акафисты, читаемые перед разными иконами Богоматери в храме и дома.

Молиться перед образами Девы Марии можно в домашней обстановке или в церкви, у каждого варианта имеются свои особенности. Существуют также особые песнопения - Богородичен, которые во многом универсальны.

На всех церковных службах слышны песнопения, посвящённые Божией Матери, потому что её роль в спасении человеческого рода огромна.

Песнопение Богородичен на богослужении

Богородичен можно услышать на богослужение, это особое песнопение, посвящённое Пресвятой Богородице. Оно может быть исполнено 3 разными способами:

  • стихира - текст, напоминающий гимн, произносится вместе с псалмами из книги Псалтырь;
  • тропарь - короткое песнопение, отражающее суть церковного праздника;
  • седален - когда исполняют песнопение допускается сидеть.

Богородичны обычно употребляются по завершении стихиры, тропаря или седалена. Прочесть этот текст можно во всех богослужебных изданиях, кроме Евангелия. Услышать Богородичен можно на любой службе.

Также проводится разделение на 4 группы, когда их провозглашают:

  • в Воскресенье и по праздникам - после стихир;
  • в Воскресенье, а также по праздникам после отпустительных тропарей;
  • в будние дни - после стихир;
  • в будни - после отпустительных тропарей.

Обычно они находятся в финале стиха Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Аминь, Богородичны делятся по гласам, их расположение - конец богослужебных книг (приложение).

Важной группой являются Богородичны догматики, их насчитывается 8 по числу гласов, в них в сжатой форме излагаются догматы - непреложные установления, касающиеся Пресвятой Богородицы.

Их наличие означает возвышение роли Пресвятой Девы в спасении человечества, она способна умолить Христа помиловать грешников. Основная мысль - Христос воплотился от девственной Марии через благодать Святого Духа.

На службах Богородичны догматики звучат очень красиво, их место в богослужении - после стихир На Господи, воззвании в ходе воскресной вечерни.

Ещё одна разновидность - Крестобогородичны, раскрывающие всю глубину страданий Богородицы, когда Господь находился на кресте, она всё пропустила через своё сердце. Время и место исполнения молитв:

  • вечерня во вторник, четверг;
  • утреня в среду, пятницу.

На этих службах происходит поклонение Кресту Господню, воспевается его величие и горе Божией Матери.

Догмы молитвословов

Многие верующие люди, которые только начинают внимательно читать молитвослов, часто натыкаются там на непонятные сокращения, которые разделяются запятой или двоеточием. Также эти сокращения присутствуют и в богослужебных книгах.

Сокращения

Цель их размещения - длинный текст занимает место, а сокращения помогают лучше приспособиться к воспроизведению их на службе чтецам и певчим. Наиболее распространённые сокращения, принятые в богословской практике нужно знать.

  • Слава, и Ныне следует читать так:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Помимо молитвословов, они находятся в каждой из 20 кафизм Псалтыри, разделяя кафизму на 3 части.

  • Трисвятое - 3 следует проговорить:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

  • Троичен:

Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.

  • Когда написано Богородичен в молитвослове, то необходимо произносить:

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Такое постоянное призывание Божией Матери позволяет всегда находиться под её защитой, даёт возможность убедиться, что роль её велика, она спасает людей, имеющих даже серьёзные грехи. В молитвослове малоопытных христиан сокращения могут ввести в заблуждение, но фразы следует проговаривать полностью.

Фразу «Пресвятая Богородица, спаси нас» необходимо читать не только во время правила, но и призывать Деву Марию на помощь кратким обращением всегда, когда тяжело, непонятно, как правильно поступать в запутанных ситуациях.

Каноны

Причастие - важнейшее таинство для православного христианина, при котором он непостижимым образом входит в общение с Христом, принимая внутрь себя его тело и кровь, которые даются на литургии в виде хлеба и вина.

Чтобы принять эти святыни достойно, верующему необходимо тщательно подготовиться. Помимо поста на протяжении 3 дней, когда запрещено есть животную пищу, необходимо пройти исповедь у священника в храме, где предполагается причастие.

  • покаянный ко Господу;
  • молебный Божией Матери;
  • Ангелу-Хранителю.

Также многие прочитывают покаянный канон ко Пресвятой Богородице. Оба канона направляют верующего к познанию духовной мудрости, раскрывают перед ним библейскую историю, события которой актуально звучат и сейчас. Канон строится по одинаковой схеме: 9 песен, первая и последняя посвящены Божией Матери.

Первая песнь молебного канона содержит признание своих грехов, наличие многочисленных страстей, болезней душевных и телесных, которые излечить способна только Богородица. Завершающая песнь молебного канона является просьбой к Деве Марии принести радость, просветить мрачную душу.

Покаянный канон содержит в себе больше покаянных воздыханий, осознание своей греховности, единственной надежды на помощь Богородицы. У грешников сильный страх, но и вера велика в милосердие Пресвятой Девы, она может умолить Господа о прощении всех грехов.

В первых песнях молебного и покаянного канонов имеется Богородичен - «Пресвятая Богородица, спаси нас». Обычно в молитвословах он написан полностью.

Слово Богородичен в молитвослове часто вводит начинающих христиан в ступор. Давайте для начала разберемся с этимологией слова Богородичен. В переводе с церковнославянского языка оно означает «принадлежащий Божьей Матери». Так православные христиане называют все молитвы, каноны и акафисты, обращенные к Пресвятой Богородице.

Но в молитвослове Богородичен означает самую распространенную православную молитву, содержащую одновременно прошение к Царице Небесной и ко всем лицам Святой Троицы : Пресвятая Богородице, спаси нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Само слово Богородичен читать при этом не надо.

Помимо Богородична, в молитвослове обычно содержится еще несколько сокращений. Так, слово Трисвятое означает молитву к Святой Троице, которая читается перед началом любого молитвенного правила: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, а когда мы видим сокращение Слава, и ныне, то следует произносить полностью: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Зачем нужен кожаный молитвослов верующему человеку?

Богородичен в молитвослове не ограничиваются упомянутой выше молитвой. За две тысячи лет христианства святыми старцами было написано огромное множество молитв, обращенных к Божьей Матери. Почитание Богородицы ведет свое начало от самых первых последователей Христа. Еще при жизни Пречистой слава о Ней разнеслась по всему христианскому миру, хотя Она Сама этого не хотела и не добивалась. Но как светильник трудно спрятать ночью, так и свет благодати, исходивший от Матери Спасителя нашего, привлекал к себе людей. Церковное предание повествует, что Богородица была необычайно кроткой и смиренной, никогда никого не обижала и не унижала, никому не говорила злых слов. Всех, кто приходил к Ней с молениями, Она принимала, несмотря на усталость и болезни.

Поэтому и сегодня, читая Богородичен в молитвослове, мы рассчитываем на Ее милосердие и помощь. Некоторые богословы пишут, что Матерь Божия является в то же время и Матерью всех христиан, заботливой и любящей, по молитвам Которой Ее Сын творит настоящие чудеса. Именно поэтому в православии так много Ее чудотворных икон, именно поэтому утренние и вечерние молитвы, а также молитвы к Причащению обязательно содержат в себе так много молитв к Божией Матери. А некоторые православные молитвословы даже содержат молитвы Богородице на всякий случай жизни – их называют молитвословами на всякую потребу. Таким образом, Богородичен в молитвослове – одна из самых распространенных молитв.

Где можно купить кожаный молитвослов?

Православный молитвослов – это книга, которая помогает христианам общаться с Господом. Как и ко всякой святой книге, верующие стараются относиться к молитвослову с почтением и всячески его украшают. В последнее время большую популярность в связи с этим получили кожаные молитвословы, отличающиеся красотой и добротностью.

Кожаные молитвословы представлены в разных ценовых категориях: от самых бюджетных до дорогих изданий с серебряными накладками и уголками, с золотыми срезами страниц. Некоторые переплеты даже украшают драгоценными камнями – такой молитвослов станет прекрасным подарком для любого верующего человека.

Книга кожаный молитвослов не стыдно преподнести в дар даже человеку, у которого, как сегодня принято выражаться, все есть. Однако купить кожаный молитвослов и поставить его на полку недостаточно – не забывайте, что по нему обязательно следует молиться, лишь в этом случае он будет оправдывать свое название.

Слушать на видео Богородичен, глас 2