Нефертари. Гробница "великой супруги царской"

Египетский фараон XIX династии Рамсем II считается египтологами одним из самых выдающихся правителей Древнего Египта. Он руководил страной 67 лет с 1279 по 1212 гг. до н. э.

Даты эти, конечно, условные, и их разброс может составлять 10-12 лет. При этом фараоне Египет достиг наивысшего могущества в экономике, военном деле и строительстве. Грозный владыка железной рукой управлял страной, а вот помогала ему в этом жена – главная царица Египта Нефертари (1290-1255 гг. до н. э.).

Имя это означает «прекрасная спутница», и венценосная женщина действительно была умна, красива и талантлива. О значимости этой особы можно судить по размерам её изображений и скульптур. Тут нужно знать, что размер в Египте имел очень большое значение. Чем более выдающейся была личность, тем более крупными были её скульптуры и рисунки. Это правило распространялось и на Нефертари.

Поначалу изображения Нефертари рядом с мужем были маленькие (слева на фотографии) и едва доходили до колена властителя

В первые годы правления фараона главная царица не имела большого веса и авторитета. Её изображения рядом с мужем были чрезвычайно маленькие и едва доходили до колена властителя. Но шли годы, и авторитет жены рос, благодаря её уму, воле и целеустремлённости. На это указывают изображения более позднего периода. На них главная царица своим ростом ничем не уступает мужу. Она вровень с ним и находится всегда сзади, как бы символизируя собой группу поддержки.

Это говорит о том, что статус женщины с годами вырос. Она приобрела такой вес и иерархии Древнего Египта, что сравнялась с мужем-фараоном. А вот заключительным этапом её возросшего могущества является храм в скале Абу-Симбел. Он был построен на границе с враждебной Нубией. Его целью было доказать величие Рамсеса II и привести врагов с состояние страха и почтения.

Рамсес II расправляется со своим врагом, а жена стоит сзади, символизируя группу поддержки

Данный храм высечен в 100-метровой скале и состоит из двух святилищ. Первое из них воздвигли в честь самого фараона и посвятили таким богам как Амон, Ра и Птах. А вот второе святилище построили в честь главной царицы и посвятили его богине любви и красоты Хатхор. Чем же примечательно второе святилище?

Статуя Нефертари возле входа в храм в высоту достигает 10 метров. Рядом находится статуя мужа, и она даже немного ниже за счёт короны из перьев, которая венчает голову супруги. То есть жена оказалась выше своего суженого, что указывает на её огромное влияние и статус. В Египте было немыслимо изображать жену выше мужа-правителя, но факт есть факт. Если кто-то отказывается воспринимать это умом, то пусть поверит глазам своим.

Нефертари (справа) и Рамсес II, при этом скульптура жены выше скульптуры мужа

Стены внутри храма пестрят изображениями различных сюжетов. На них фигурирует главная царица рядом с мужем. Она совершает священные обряды, что указывает на её активную роль в правлении страны. Можно предположить, что Рамсес II очень любил жену. Она везде сопровождала его, являлась верным помощником и единомышленником. Однако такие поездки, особенно на юг, подорвали здоровье ещё далеко не старой женщины.

Её последняя поездка как раз была к высеченному в скале храму. Но во время этого путешествия по Нилу царица Египта Нефертари заболела. Предполагается, что она не увидела своё святилище изнутри, так как находилась в ладье в тяжёлом состоянии. Возможно, она увидела статуи, но внутрь храма попасть не смогла. На обратном пути в Фивы женщина умерла после 24-летнего царствования вместе с мужем.

Два храма в скале Абу-Симбел. Слева вдали храм Рамсеса II, а на переднем плане храм Нефертари

Убитый горем фараон повелел сделать почившей жене роскошную гробницу в Долине цариц. Обнаружили её лишь в 1904 году. Но сразу же выяснилось, что царскую усыпальницу разграбили ещё в древности. Крышка саркофага была разбита, а драгоценности украдены. Грабители не тронули лишь амулеты и сандалии из тростника. А вот сама мумия пропала. В целости осталась лишь настенная роспись. Древние мастера украсили ею всё огромное помещение общей площадью 520 кв. м.

Роспись – это ярчайшие изображения, рассказывающие о путешествии почившей царицы в загробный мир. Их цель заключалась в поддержании души Нефертари на том свете. Особое внимание было уделено внешности этой удивительной женщины. Её губы и щёки оттенены красным, брови и ресницы подведены чёрным. Изысканные украшения сверкают золотом.

Уникальная роспись в гробнице Нефертари, ею покрыты 520 кв. метров

На одном из изображений царицу Египта Нефертари изобразили рядом с богом знаний и мудрости Тотом. Показан он с головой ибиса, а между ним и царицей находится табличка с иероглифами. Это подчёркивает, что при жизни усопшая умела читать и писать иероглифы. В то время такое мастерство приравнивалось к академическим знаниям.

На высокую образованность жены Рамсеса II также указывает её переписка с хеттской царицей Пудухепой. Как же происходила такая переписка? Египетская правительница наносила иероглифы на пергамент, а затем писец, знающий язык хеттской царицы, переводил их на клинопись. После этого письмо выдавливалось на глиняной табличке, и специальные гонцы везли его на север в далёкую Анатолию.

Почившая египетская царица стоит перед богом мудрости Тотом. Между ними находится табличка с иероглифами. Она указывает на высокую образованность царицы

К величайшему счастью одно такое письмо сохранилось до наших дней. Вот что писала Нефертари царице Пудухепе: «Сестре моей, Пудухепе, великой царице хеттов. Да принесут тебе радость египетский бог солнца и хеттский бог бури. Пусть бог солнца продлит мир между нами навечно». В конце письма египтянка упоминала подарки, посланные ею хеттской царице: «Сестра моя, я отправила тебе приветственные дары. Ожерелья из чистого золота для твоей шеи и цветной лён для царского платья твоего мужа».

Такие дары монархов играли важную роль в дипломатии Древнего мира. К примеру, на одном из изображений царица Египта Нефертари увешана золотом, но в ухе отчётливо видна серебряная серьга. При этом выполнена она не в египетском, а греческом стиле. Отсюда напрашивается вывод, что прислали её из Эгейского региона. Следовательно, в Греции эту женщину знали и поддерживали с ней и её мужем дипломатические отношения. А подарки, как уже говорилось, являлись их неотъемлемой частью.

В ухе царица находится серебряная серьга, выполненная в греческом стиле

И наконец, последнее. Многих египтологов занимает вопрос, почему Рамсес II не изображён в гробнице жены? Там огромное количество уникальных росписей, а вот муж почему-то не удостоился чести быть запечатлённым хотя бы на одной из них. Свой ответ придумали женщины-специалисты. В преддверии своей кончины Нефертари сказала: «Я столько лет с ним прожила, что не желаю слушать его ещё и в загробном мире». Это, конечно, шутка, не имеющая ничего общего с действительностью.

Великая египтянка была выдающейся женщиной, достойной женой фараона. Нет никакого сомнения, что она оказывала на него большое влияние и пользовалась непререкаемым авторитетом у подданных. Её существенная роль в истории Древнего Египта неоспорима .

Усыпальница Нефертари, высеченная в скалах Долины цариц (QV66), является самым красивым памятником этого некрополя; ее росписи, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Росписи гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» (Книги Мертвых) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».


Нефертари, играющая в сенет.

Первая камера гробницы «С» (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Бену и богиня Нефтида.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида. Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом. Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице. Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

План гробницы Нефертари.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход «D» с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Камера "Е"

Далее проход расширяется («E»); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея;

Исида, ведущая Нефертари к Хепри.

Фрагмент той же сцены.

Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Хор, сын Исиды, ведущий Нефертари к Ра-Хорахте и Хатхор Иментет.

Фрагмент той же сцены.

Зрительная перспектива прохода через эту дверь завершается изображенными на противоположной стене сидящими спина к спине фигурами Атума и Осириса. Две фигуры богини Маат по внутренним сторонам двери символизируют проход в Чертог Двух Истин - зал, где проходит психостасия - суд богов и определение веса грехов, накопившихся в человеческом сердце.
Камера «G» (3x5 м) содержит изображения предстояний Нефертари перед Птахом, владыкой Мемфиса и Тотом, повелителем «божественных изречений» - письма, а также магии.
«Вот, великая, которая видит отца своего, повелителя письма Тота. Вот, я прихожу с душой, могучая, знающая Писания Тота... Принесите мне сосуд, принесите мне палетку Тота с их тайнами в них. О, боги! Вот я писец... Принесите мне принадлежности для письма, чтобы я могла воплощать приказы Осириса, великого бога, прекрасно каждый день... О Ра-Хорахте, я буду следовать Истине, я постигну Истину».

Нефертари перед Тотом.
На длинной восточной стене камеры «G» показаны богатые дары: мясо, хлеба, овощи, которые жертвует Осирису и Атуму Нефертари, держащая в правой руке скипетр хереп.

Осирис и Атум.

Сцена жертвоприношения Атуму.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами.

Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Священные коровы, бык и весла.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Ра и Осирис как предвечное божество.

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры «С» на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

Нефертари перед Хатхор и Селкет.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.

Анубис. Расписанный рельеф стены лестницы.

Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы «К»(10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Страж врат иного мира.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере.

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

Погребальная камера. Хор Иунмутеф и Хор Неджитеф перед Осирисом.

Осирис на одном из столбов.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения («М», «Q», «О»), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере «М». Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

Осирис, Хатхор Иментет, Анубис. Рельеф стены погребальной камеры.
На стенах камеры «О» сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.
Декорировка камеры «Q» практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Эрнесто Скьяпарелли.

Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли.

Во время реставрации.

Во время реставрации.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

Руки Нефертари и богини. Расписанный рельеф одного из столбов погребальной камеры.

Долина цариц и священный грот богини Хатхор.

(с) Цит. по: Солкин В.В. Солнце властителей. Древнеегипетская цивилизация эпохи Рамессидов. М., 2000, сноски опущены.
(с) фото - Guillermo Aldana и др.

Из этой статьи вы узнаете – кто, действительно, правил Египтом в эпоху его могущества и процветания.

Прекрасная спутница Нефертари

Нефертари Мери-эн-мут (Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэритенмут — "Возлюбленная [богини] Мут — первая супруга Рамзеса II, считавшаяся главной царицей уже на первом году самостоятельного правления фараона.

Женщина в Египте больше чем женщина. Она – еще и царица.

Дело в том, что в Древнем Египте долгое время сохранялись элементы матриархата. Следует помнить, что фараоны восходили на престол после брака с наследницей.

Маргарет Муррей в книге «Блеск Египта » так описывает характер взаимоотношения полов и брачные законы:

«Брачные законы Древнего Египта никогда не были сформулированы, и узнать их можно, только изучив браки и генеалогию. Тогда становится ясным, почему фараон женился на наследнице, не обращая внимания на кровосмешение, а если наследница умирала, то он женился на другой наследнице. Таким образом, он оставался у власти… престол переходил строго по женской линии. Жена царя была наследницей. Женившись на ней, царь вступал на трон. Царское происхождение не играло никакой роли. Претендент на трон мог быть любого происхождения, но если он женился на царице, то сразу становился царем. Царица была царицей по происхождению, царь становился царем, женившись на ней».

И все-таки египетской женщине не просто было достичь таких социальных высот. Традиции господства мужчин все же давали о себе знать и в древности.

Царицам воздвигали памятники. Такова была усыпальница красавицы супруги Рамсеса II, Нефертари, «той, ради которой светит солнце».

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами .

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II , известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних.

Ее имя переводилось как " Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса ", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе.

Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля ". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта " и "Госпожа Двух Земель".

Нефертари и Бог Тот . (Тот -Бог мудрости, науки, магии и луны. Считался автором основ астрономии, медицины, геоментии, религиозных текстов и "Книги Мертвых". В качестве владыки луны охранял и спасал ее, возвращая на свое место на небе, был владыкой счета и вел подсчет лет, т.к. календарь составлялся на основе фаз луны. Находясь в окружении богов, исполнял роль судьи. ")

Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение.

Другие говорят, что она – внучка Яхмоса… В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.).

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога… Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Увы, божественная Нефертари рано ушла в мир иной.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу – Симбель..

У фасада храма есть шесть статуй, каждая 33 фута высотой, четыре из них представляют Фараона и две принадлежали королеве. Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения.

Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Нефертари и Исида.(имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис («ступень-ступень») имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью.Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, а также благовония)

(Ещё не зная такой предыстории, я выбрала именно такой папирус из всех - очень понравился:))).

У Рамзеса II есть могила для Нефертари высеченная в Долине Королей, названная древними "Место Красоты", эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику.

"Место Красоты" - самый красивый памятник некрополя. Росписи занимают там 520 кв. м. Это одно из лучших произведений искусства эпохи Нового царства.

Над портиком и сегодня можно прочесть слова:

«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, успокоившаяся Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут».

Нефертари (В Древнем Египте гриф- защитный символ. В виде грифа представляли Нехбет, великую богиню Верхнего Египта. Она была защитником фараона, чья жена носила головной убор в виде головы грифа)

Диодор в «Исторической библиотеке» говорит, что у египтян «царица имеет больше власти и получает больше почестей, чем царь»

Разводы были редки. Главной причиной развода являлось отсутствие детей. Если женщина выступала инициатором развода, она должна была вернуть мужу половину или треть имущества (суммы). Если же инициатором развода был мужчина, он терял все.

В одном из сохранившихся документов (своего рода брачном договоре) говорилось:

«Если я возненавижу тебя или если я полюблю другого мужчину, я верну тебе твое серебро и откажусь от какого-либо права на землю».

Такого рода договора были необходимы, ибо браки в Египте заключались не только между молодоженами.

Исида преподностит анх к Нефертари. (Анкх - символ вечной жизни)

В брак вступали люди разных возрастов, ранее бывшие в браке. И тут без определения имущественных, в том числе земельных, прав было не обойтись. Важным было и то, что если женщина решалась на развод, общий ребенок, видимо, оставался у отца.

Характерно, что среди арамейского населения женщины пользовались еще большими привилегиями. Так, они не работали и зачастую выступали главными экономами в семье. Они могли дать ссуду мужчине и, как принято говорить, были главой семьи, крепко держа мужчин в руках.

Древнеегипетская игра «Сенет». Изображение из гробницы Нефертари, жены Рамзеса II. Далеко не каждый тогда мог прикоснуться к этому виду развлечений. Многие из первых настольных игр были дипломатическими подарками, обозначением статуса, прерогативой элиты.

Масперо пишет о положении тогдашней египтянки в таком духе, что ей, возможно, даже позавидуют некоторые современницы в Европе:

«Египтянка из простонародья и средних классов пользуется уважением и независимостью больше, чем где бы то ни было. Как дочь, она наследует от родителей долю, равную доле своих братьев; как жена, она истинная госпожа дома (нибит пи), чей муж является не более чем любимым гостем. Она уходит и возвращается, когда вздумается, разговаривает, с кем хочет, и никто в это не вмешивается; она показывается перед мужчинами с непокрытым лицом, в противоположность сирийкам, всегда закутанным более или менее плотной фатой».

И все же, признавая весомую роль женщин Египта, отметим и то, что мужчина занимал в иерархии первые места.

Египтяне обожали своих матерей, жен, невест, дочерей… Аббас Махмуд аль-Аккад писал:

«Мы не сможем понять, насколько египтянин консервативен или готов к бунту, если не поймем его любви к семье и его преданности традициям и семейным обычаям. Он консерватор в смысле сохранения семейного наследия, и во имя этого сохранения консерватизма он готов на восстание, чтобы защитить свои традиции. Египтянин может забыть все, за исключением чувства снисхождения, милосердия и норм поведения в своей семье».

Резиденция «супруги бога» была сооружена на западном берегу Нила, напротив Карнака;здесь некогда находилась одна из самых известных во всей стране школ для женщин- жриц

Мудрец времен Древнего царства Птахотеп, что оставил потомкам в назидание книгу мудрых советов, писал:

«Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает. Наполняй ее желудок и одевай ее тело; покрывай ее кожу маслом. Пусть ее сердце радуется все время, пока ты жив, она – плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи ее из себя. Делись с ней тем, что выпадает на твою долю; это надолго сохранит ее в твоем доме».

Другое изречение гласит:

«Если ты молодой человек и берешь себе жену и вводишь ее в свой дом, помни, что тебя родила и вырастила мать. Не доводи до того, чтобы жена стала тебя проклинать, обратилась бы с жалобой к богам и они бы ее услышали… Не обременяй жену опекой, если ты знаешь, что она в полном здравии… Побольше молчи и наблюдай – только так узнаешь ты ее способности».

Эти и иные признания указывают на уважительное и чрезвычайно бережное отношение мужчин Египта к своим женщинам и женам.

Семейные узы египтян крепки. Впервые в истории женщина тут встала вровень с мужчиной и семья стала строиться на основах взаимоуважения полов (с 2700–2500 гг. до н. э.).

Даже на загробном судилище значение отношения мужа к своей жене рассматривалось как один из важнейших факторов благовидной жизни. Мужу говорилось:

«Если ты мудр, оставайся дома, нежно люби свою жену, лелей и одевай ее хорошо, а также ласково успокаивай ее и выполняй ее желания. Если ты будешь далеко от нее, твоя семья развалится, поэтому раскрой ей свои объятия, позови ее, покажи ей всю свою любовь».

Нефертари и Анубис -бог мертвых, который делает ей «дыхание втягивающее жизненную. прану»

Хотя в повседневной жизни бывало всякое, видимо, мужья и поколачивали жен, но в целом семья – это святое.

Все египтяне – одна большая семья. Розанов даже утверждал:

«Египтяне открыли семью – семейность, семейственность». Далее он писал: «Чтобы открыть Египет, нужно было собственно в себе открыть семью»

С превеликим изумлением он пишет о том, что никто из корифеев египтологии – Бругш, Масперо и другие – не догадался в своих открытиях и трудах восславить и воспеть египетскую женщину, « мать, над которою подняты ручки». В этом восхвалении их семейных традиций Розанов категоричен:

«Только у египтян была МАТЬ, а у всех прочих мать».

Богиня космического порядка Маат охраняет своим крыльями картуш Нефертари

Eгиптяне умели ценить любовь женщины. Они отдавали должное ее искусству ублажать мужчин и доставлять ему высшее наслаждение. Женщины – источник любви, огня и света. В любовном плане о них можно сказать, что они прелестны, как нежный цветок распустившегося лотоса: они – те, из-за любви к которым и восходит солнце

Историческая справка: Рамзес II -муж царицы Нефертари, Сын Солна –Рамзес Великий

….При Рамзесе II Египет достиг своих максимальных границ. В последние годы правления Рамзес II был обожествлен как «Великая Душа Ра-Хорахте» — воплощение бога солнца на земле..

Правление Рамзеса II отразилось в произведениях многих античных историков (например Геродота, именующего его Рампсинит) и в Библии…

По сей день, не одному из правителей Египта не удалось не повторить, и не превзойти успех фараона Рамсеса II

редакция Светлана Фея

Вот ещё материал для тех, кто интересуется Египтом:

Одним из самых великих Египетский фараонов был Рамзес второй. Он совершил много побед и построил много величественных храмов, еще при жизни Рамзеса признали богом, а культ его еще долго сохранялся в Египте.
Из построек Рамзеса поражает своими масштабами Гипостильный зал в Карнаке, там же сохранились две величественные статуи - самого Рамзеса и его любимой жены царицы Нефертари. Ее одну Фараон, имевший около 10 жен и неисчислимое количество наложниц, хотел видеть вместе с собой в загробном царстве Осириса.
Рядом со статуями сохранилась надпись:

«Я поставил ее слева, там, где мое сердце, что бы во все века люди знали, что я люблю ее»

О происхождении царицы практически ничего не известно; тем не менее, она именуется «знатной дамой» или «наследственной знатностью», то есть очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Судя по некоторым данным, она принадлежала к семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии; этот факт, видимо, скрывался, так как родственная связь с ближайшим окружением фараона-реформатора Эхнатона могла бы скомпрометировать царицу... Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение. Другие говорят, что она - внучка Яхмоса... В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.). Итак, собственно история царицы:

В 1299 году до н.э в семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии родилась девочка. Имя ей Нефертари Мэренмут. Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэретенмут — "Возлюбленная богини Мут". Родилась она раньше положенного срока и была очень слаба. Мать, глядя на её крохотное худенькое тельце, с тоской думала, что этого ребёнка она тоже потеряет...

Прошло 15 лет. Нефертари осталась жива. Но слабость была во всех её движениях... Однажды к ним в дом пришли суеки и объявили волю фараона Сети I: Мэренмут должна стать фиктивной женой его старшему сыну, 19 - летнему Рамсесу. Брак означал лишь сделку и через несколько дней девушку, одетую в свадебный наряд, должны были привести во дворец.


Нефертари же отнеслась к этому событию как к подарку судьбы. И невозможно передать, с каким волнением вошла она в покои фараона Сети I. И в тот миг, когда глаза её нашли юношу, сердце её перестало биться. Она начала падать и Рамсес бросился вперёд, чтобы поддержать её. Когда девушка пришла в себя, его крепкие руки всё ещё держали её и от их тепла, от его взгляда, исполненного горячего сочувствия к ней, кровь в её жилах... изменила свой химический состав. И сердце, которое 15 лет билось еле-еле, застучало энергично и страстно. Любовь своим божественным сияньем озарила всё её существо. И с таким обожанием она смотрела в глаза своему спасителю, что и Рамсес не мог оставаться равнодушным.

Странное волнительное чувство нежности сбило его дыханье и...
- Он поцеловал её!
- Он целует её!
-Они целуются! - шёпот присутствующих сопровождал их первый поцелуй.

Прошло пять лет. За это время Нефертари подарила Рамсесу трёх сыновей, с которыми юный отец проводил всё своё время. В 1279 г до н.э. Сети I о фициально объявил сына своим преемником. С этого дня все мысли египтянина были заняты государственными вопросами… Рамсес реорганизовал армию и создал сильный военный флот, что позволило отразить нашествие народов моря. Много беспокойства доставляло Хеттское государство. На пятом году правления, после битвы при Кадеше, которая закончилась ничьей, Рамсес II принял решение послать брачные стрелы хеттской принцессе Маатхорнефруре. Он надеялся, что его брак с дочерью правителя хеттов будет способствовать укреплению добрых взаимоотношений между державами.
-Самая прекрасная, возлюбленная Мут, - говорил фараон Нефертари, не выпуская из своих ладоней её маленьких рук, - С этого дня ты не будешь безраздельно владеть моим телом, но по-прежнему моё сердце будет любить только твои нежные руки, только твои удивительные глаза…
Когда дверь за супругом закрылась, Нефертари почувствовала головокружение, её руки бессильно упали вдоль тела, на пол скользнула расшитая ею подвеска, которую она хотела одеть любимому, но не успела... он опередил её своими убийственными речами и теперь это уже не имело никакого значения... Её кровь за считанные секунды изменила свой химический состав... Сердце, так радостно стучавшее все эти счастливые годы, начало отсчитывать удары всё медленнее и медленнее...
Узнав о болезни Нефертари, Рамсес навестил ее. Когда он взял её маленькую руку в свою и прикоснулся горячими губами к её лбу, тело египтянки встрепенулось... Как бутон цветка, Нефертари раскрывалась навстречу любимому...
-Ты - моя жизнь! Моё - счастье! Прошу тебя, останься!
Но фараона ждали важные дела. Он уехал на несколько дней, а вернувшись, услышал страшное известие: Нефертари в беспамятстве... Не сняв дорожной одежды, он стремительно вбежал в спальню первой жены и, упав на колени, приник губами к безжизненной руке...
-Моя маленькая Мут... самая прекрасная... возлюбленная моя...
Рамсес стал покрывать поцелуями её тело, пытаясь разжечь огонь жизни...
Он гладил её руки, плечи, ноги... мычал какие-то песни... Под утро он заснул...
Не приходя в сознание, Нефертари Меренмут умерла в его объятьях...
Пройдут годы и Рамсес воздвигнет грандиозный храм Ибшек в Абу-Симбеле в Нубии. Фасад святилища будет украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых будут стоять колоссы Нефертари в образе богини Хатхор.

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II, известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних. Ее имя переводилось как "Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе. Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта" и "Госпожа Двух Земель".

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога... Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу - Симбел... В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце». Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают удивительный фасад. Две статуи изображают царицу, четыре - царя. Нефертари увенчана короной из двух высоких перьев и рогов, между которыми находится солнечный диск. Она является воплощением Хатхор, богини неба и покровительницы Нубии. Рядом с Рамсесом изображены маленькие статуи сыновей, фараона; рядом с Нефертари - дочери фараона. Те и другие представлены в образах жрецов и жриц.


План храма прост: зал покоится на шести квадратных опорах, проход из него ведет в вестибюль, расположенный поперек основной оси, и далее - в святая святых.

Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения. Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Но атмосфера в храме царицы отличается от атмосферы храма фараона. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает все вокруг своей благородной красотой. Вошедших очаровывает незримое присутствие великой царицы.

При входе в храм изображен фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздает почести Амону-Ра и Хору.

На опорах изображены приношения цветов божествам. На левой стене зала, если смотреть от входа в сторону алтаря, изображено как фараон получает ожерелье менат из рук Хатхор. Затем Хор и Сет увенчивают его короной. Эта сцена подчеркивает созидательный характер царской власти. Царица протягивает систр и цветы богине Анукет, фараон подносит Маат Амону-Ра.

На правой стене зала изображена царица с систром и цветами, за ней - фигура Хатхор; фараон приносит цветы богу с головой барана, Харсафесу. Далее царица предстает перед Хатхор Дендерской, супругой Хора Эдфусского, а фараон подносит вино Ра-Хорахти.

На стене вестибюля высечена сцена, которая имеет огромную художественную ценность, - Хатхор и Исида, коронующие Нефертари. Рядом царица протягивает цветы Хатхор, изображенной в виде коровы с солнечным диском между рогами.

Предлагая цветы богине Та-Урет, «великой», царская чета просит, чтобы небесные силы покровительствовали всему созданному ими на земле. Фараон приносит цветы Хатхор, чтобы их тончайшее благоухание умилостивило богиню.

С обеих сторон от врат, ведущих в святая святых, изображен фараон, подносящий цветы трем ипостасям Хора и вино Амону-Ра, цветы Хнуму, Сатис и Анукет (божественной триаде, которой поклоняются в Нубии) и вино Ра-Хорахти. Благоухания цветов, возможно, связаны с таинствами Хатхор, вино - с мистериями Осириса.

В святая святых царская чета находится в обществе двух божественных матерей, Хатхор и Мут. На стенах главной, наиболее сакральной части храма изображена корова Хатхор. Она появляется как бы из другого мира, преодолевая границу между мирами...

По повелению Рамзеса II была создана могила для Нефертари высеченная в Долине Цариц, названная древними "Место Красоты". Эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику...

В 1904 году Эрнесто Скиапарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц; ее расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства.

Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам — разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов — хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» («Книги Мертвых») и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».

Первая камера гробницы (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.

Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида.
Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом.

Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице.
Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.

Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».

Далее проход расширяется; образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея. Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру. Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.

Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.
Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.

Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».

Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.

Нисходящий проход ведет из камеры на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.

На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.


Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы (10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.

Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).

Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.

В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения, предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка сохранилась практически полностью только в одной камере.
Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.

На стенах камеры второй камеры сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.

Декорировка камеры третьей практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.

Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.

В Рамессеуме, вну-шительном погребальном храме Рамсеса II в Фивах, в верхней части второго пилона на высоте более 10 м, расположено необычное изображение праздни-ка Мин, в котором Нефертари танцует перед священным быком. Была ли это дань уважения отцу невесты, преемнику Тутанхамона? Хотя она родила Рамсесу 5 или 6 сыновей, некоторые из которых, подобно самому любимому — первенцу Амун-Хи-Венемефу, умерли в молодости. Судьбе было угодно, чтобы никто из них не взошел на престол. Наследником Рамсеса II стал его сын (принц Мернептах) от другой царской невесты, царицы Исиды-Нофрет, чья гробница до сих пор не обнаружена и находится предположительно в некропо-ле Саккары. Время и причина смерти Нефертари точно неизвестны, но она случилась до празднования тридцатой годовщины правления Рамсеса — в памятной надписи этого и последующих периодов больше не упоминается имя возлюбленной жены.

Общий вид на Долину Цариц

Долина Цариц, известная в древности как «долина детей фараона», — археологическая зона на западном берегу Нила, рядом с долиной Царей, на противоположном берегу от Луксора (древние Фивы). В долине было открыто до семидесяти высеченных в скале гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к 18-й, 19-й либо 20-й династиям (ок. 1550—1070 гг. до н. э.) Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи.

, считавшаяся главной царицей уже на первом году самостоятельного правления фараона.

Женщина в Египте больше чем женщина. Она - еще и царица.

Дело в том, что в Древнем Египте долгое время сохранялись элементы матриархата. Следует помнить, что фараоны восходили на престол после брака с наследницей.

Маргарет Муррей в книге «Блеск Египта » так описывает характер взаимоотношения полов и брачные законы:

«Брачные законы Древнего Египта никогда не были сформулированы, и узнать их можно, только изучив браки и генеалогию. Тогда становится ясным, почему фараон женился на наследнице, не обращая внимания на кровосмешение, а если наследница умирала, то он женился на другой наследнице. Таким образом он оставался у власти… престол переходил строго по женской линии. Жена царя была наследницей. Женившись на ней, царь вступал на трон. Царское происхождение не играло никакой роли. Претендент на трон мог быть любого происхождения, но если он женился на царице, то сразу становился царем. Царица была царицей по происхождению, царь становился царем, женившись на ней».

И все-таки египетской женщине не просто было достичь таких социальных высот. Традиции господства мужчин все же давали о себе знать и в древности.

Царицам воздвигали памятники. Такова была усыпальница красавицы супруги Рамсеса II, Нефертари, «той, ради которой светит солнце».

Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами .

Нефертари, любимая Королева Рамзеса II , известна несметным количеством ее изображений на стенах храмов и колоссов великого фараона, которые были посвящены ей, совместно с богиней Хатор, эти изображения показывают ее большое влияние на Рамзеса II.

Нефертари не была единственной супругой Рамзеса II. Четыре других его жены засвидетельствованы в надписях о его правлении, и известно, что они были коронованы как королевы. Она не была обычной королевой, однако и ее ситуация превосходила ситуацию прежних.

Ее имя переводилось как " Самая красивая из Них"; превосходная степень, которая обозначает ее самое исключительное положение, в то время как обозначение "Наследная Принцесса ", перечисленный для нее в нескольких случаях, является признаком ее высокопоставленного происхождения в обществе.

Ее участие в делах государства является беспрецедентным вне Периода Амарны и отражено в ее титулах, применимых к ней: "Жена Великого Короля ". Ее политическая роль также отражена текущим обозначением "Госпожа Верхнего и Низкого Египта " и "Госпожа Двух Земель".

Нефертари и Бог Тот . (Тот -Бог мудрости, науки, магии и луны. Считался автором основ астрономии, медицины, геоментии, религиозных текстов и "Книги Мертвых". В качестве владыки луны охранял и спасал ее, возвращая на свое место на небе, был владыкой счета и вел подсчет лет, т.к. календарь составлялся на основе фаз луны. Находясь в окружении богов, исполнял роль судьи. ")

Некоторые египтологи думают, что она была вероятно дочерью Фараона Сети Первого, и таким образом сестра или наполовину сестра Рамзеса II. Другие египтологи, однако, думают, что ее обозначение как "Наследная Принцесса" могло бы быть в некотором роде связано с тем, что она была представительницей знати Тебаиса. Эти египтологи утверждают, что ничто не известно о ее родителях, но кажется, что она имела королевское происхождение.

Другие говорят, что она — внучка Яхмоса… В Гебель эль-Силсилех есть святыня Рамзеса Второго, где описания показывают его и Королеву Нефертари, выполняющих религиозные функции перед различными божествами. Эта святыня содержит признак, что Королева Нефертари была уже замужем за Рамзесом II когда он вступил на трон (1290 г. до н.э.).

Титул Нефертари обозначал "жена бога", подчеркнуло очевидная эмуляция Королевы Яхмес-Нефертари, которая была также женой бога… Ее титул и имя показывают, очевидно, что Нефертари играла специальную роль в свое время. Тот факт, что Рамзес II стремился показать ее сопровождение, необычная особенность дает возможность предполагать, что она могла влиять на его положение в стране.

Увы, божественная Нефертари рано ушла в мир иной.

Ни одна из египетских королев, насколько мы знаем, не удостаивалась чести иметь храм, как имела Нефертари в Абу — Симбель..

У фасада храма есть шесть статуй, каждая 33 фута высотой, четыре из них представляют Фараона и две принадлежали королеве. Стены храма украшены различными сценами; некоторые представляют фараона, побеждающего его врагов, в то время как королева поддерживает его, другие представляют короля и королеву, переносящих приношения богиням и божествам, спрашивая их благословения.

Самая интересная сцена представляет коронацию Нефертари Исис и Хатор.

Неферари и Исида.( имя Исида (Исис), состоящее из частей Ис-Ис («ступень-ступень») имеет отношение к психическому миру, к внутренней энергии и здоровью. Исида покровительствует волшебству, ночной и лунной магии, поэтому ей приносили в дар молоко, сок растений, фрукты, а также благовония)

У Рамзеса II есть могила для Нефертари высеченная в Долине Королей, названная древними "Место Красоты", эта могила является самой красивой в Долине Царей, и является в целом достойной ее положения в истории. Декоративные мотивы на стенах и потолках являются мифологическими и рассказывают о жизни в аду, встречах с богами, божествах, духах и монстрах, и о входе в царство вечности. В этих сценах Нефертари, всегда представляется в длинных, прозрачных белых предметах одежды, с двумя длинными перьями на головном уборе из золота. Она носит богатые драгоценности, в дополнение к царским предметам и широкому золотому воротнику.

"Место Красоты" — самый красивый памятник некрополя. Росписи занимают там 520 кв. м. Это одно из лучших произведений искусства эпохи Нового царства.

Над портиком и сегодня можно прочесть слова:

«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, успокоившаяся Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут» .

Нефертари (В Древнем Египте гриф- защитный символ. В виде грифа представляли Нехбет, великую богиню Верхнего Египта. Она была защитником фараона, чья жена носила головной убор в виде головы грифа)

Диодор в «Исторической библиотеке» говорит, что у египтян «царица имеет больше власти и получает больше почестей, чем царь»

Разводы были редки. Главной причиной развода являлось отсутствие детей. Если женщина выступала инициатором развода, она должна была вернуть мужу половину или треть имущества (суммы). Если же инициатором развода был мужчина, он терял все.

В одном из сохранившихся документов (своего рода брачном договоре) говорилось:

«Если я возненавижу тебя или если я полюблю другого мужчину, я верну тебе твое серебро и откажусь от какого-либо права на землю».

Такого рода договора были необходимы, ибо браки в Египте заключались не только между молодоженами.

Древнеегипетская игра «Сенет». Изображение из гробницы Нефертари, жены Рамзеса II. Далеко не каждый тогда мог прикоснуться к этому виду развлечений. Многие из первых настольных игр были дипломатическими подарками, обозначением статуса, прерогативой элиты.

Масперо пишет о положении тогдашней египтянки в таком духе, что ей, возможно, даже позавидуют некоторые современницы в Европе:

«Египтянка из простонародья и средних классов пользуется уважением и независимостью больше, чем где бы то ни было. Как дочь, она наследует от родителей долю, равную доле своих братьев; как жена, она истинная госпожа дома (нибит пи), чей муж является не более чем любимым гостем. Она уходит и возвращается, когда вздумается, разговаривает, с кем хочет, и никто в это не вмешивается; она показывается перед мужчинами с непокрытым лицом, в противоположность сирийкам, всегда закутанным более или менее плотной фатой».

И все же, признавая весомую роль женщин Египта, отметим и то, что мужчина занимал в иерархии первые места.

Египтяне обожали своих матерей, жен, невест, дочерей… Аббас Махмуд аль-Аккад писал:

«Мы не сможем понять, насколько египтянин консервативен или готов к бунту, если не поймем его любви к семье и его преданности традициям и семейным обычаям. Он консерватор в смысле сохранения семейного наследия, и во имя этого сохранения консерватизма он готов на восстание, чтобы защитить свои традиции. Египтянин может забыть все, за исключением чувства снисхождения, милосердия и норм поведения в своей семье».

Резиденция «супруги бога» была сооружена на западном берегу Нила, напротив Карнака;здесь некогда находилась одна из самых известных во всей стране школ для женщин- жриц

Мудрец времен Древнего царства Птахотеп, что оставил потомкам в назидание книгу мудрых советов, писал:

«Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает. Наполняй ее желудок и одевай ее тело; покрывай ее кожу маслом. Пусть ее сердце радуется все время, пока ты жив, она - плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи ее из себя. Делись с ней тем, что выпадает на твою долю; это надолго сохранит ее в твоем доме».

Другое изречение гласит:

«Если ты молодой человек и берешь себе жену и вводишь ее в свой дом, помни, что тебя родила и вырастила мать. Не доводи до того, чтобы жена стала тебя проклинать, обратилась бы с жалобой к богам и они бы ее услышали… Не обременяй жену опекой, если ты знаешь, что она в полном здравии… Побольше молчи и наблюдай - только так узнаешь ты ее способности».

Эти и иные признания указывают на уважительное и чрезвычайно бережное отношение мужчин Египта к своим женщинам и женам.

Семейные узы египтян крепки. Впервые в истории женщина тут встала вровень с мужчиной и семья стала строиться на основах взаимоуважения полов (с 2700-2500 гг. до н. э.).

Даже на загробном судилище значение отношения мужа к своей жене рассматривалось как один из важнейших факторов благовидной жизни. Мужу говорилось:

«Если ты мудр, оставайся дома, нежно люби свою жену, лелей и одевай ее хорошо, а также ласково успокаивай ее и выполняй ее желания. Если ты будешь далеко от нее, твоя семья развалится, поэтому раскрой ей свои объятия, позови ее, покажи ей всю свою любовь».

Нефертари и Анубис -бог мертвых, который делает ей «дыхание втягивающее жизненную. прану»

Хотя в повседневной жизни бывало всякое, видимо, мужья и поколачивали жен, но в целом семья - это святое.

Все египтяне - одна большая семья. Розанов даже утверждал:

«Египтяне открыли семью - семейность, семейственность». Далее он писал: «Чтобы открыть Египет, нужно было собственно в себе открыть семью »

С превеликим изумлением он пишет о том, что никто из корифеев египтологии - Бругш, Масперо и другие - не догадался в своих открытиях и трудах восславить и воспеть египетскую женщину, « мать, над которою подняты ручки». В этом восхвалении их семейных традиций Розанов категоричен:

«Только у египтян была МАТЬ, а у всех прочих мать».

Богиня космического порядка Маат охраняет своим крыльями картуш Нефертари

Eгиптяне умели ценить любовь женщины. Они отдавали должное ее искусству ублажать мужчин и доставлять ему высшее наслаждение. Женщины - источник любви, огня и света. В любовном плане о них можно сказать, что они прелестны, как нежный цветок распустившегося лотоса: они - те, из-за любви к которым и восходит солнце

Историческая справка: Рамзес II -муж царицы Нефертари, Сын Солна -Рамзес Великий

….При Рамзесе II Египет достиг своих максимальных границ. В последние годы правления Рамзес II был обожествлен как «Великая Душа Ра-Хорахте» — воплощение бога солнца на земле..

Правление Рамзеса II отразилось в произведениях многих античных историков (например Геродота, именующего его Рампсинит) и в Библии…

По сей день, не одному из правителей Египта не удалось. не повторить и не превзойти успех фараона Рамсеса II

редакция Светлана Фея