Зимний и летний день снопа Велеса — заговоры, молитвы и славления. Когда и как празднуют День Велеса

Велесов день и сейчас отмечают сторонники языческой веры, правда современное празднования немного отличается от старославянского.

Старые верования

Вера славян и других древних народов основывалась на незнании природных явлений, которые подкреплялась страхом к божествам. Чтобы получить благосклонность богов и отвести от себя гнев, проводились всевозможные традиции и обряды.

Особое внимание славяне уделяли богу Велесу, которому приписывали следующие качества:

  • покровитель искусства музыки и поэзии;
  • бог торговли;
  • покровитель скота;
  • бог мудрости.

Велеса считали самым могучи божеством, приписывая безграничную власть и силу. Считается, что после путешествия по темным и светлым мирам, Велес обрел великую мудрость. Покровитель искусства воплощался во множестве образов, что позволяло наблюдать за людьми и их деяниями.

Люди верили, что могущество Велеса позволяло завладеть телом и разумом человека. Если под влияния бога попадали трудящиеся и честные люди, Велес старался направить их к успеху и благосостоянию. В то время как для злых и жадных бог мудрости заготавливал наказание свыше.

В ряде исторических источников Велеса преподносят как могущественного и справедливого бога характеризуя благосклонным к людям. Чаще всего покровителя искусства олицетворяли в образе юноши с дудочкой, а также в облике грозного и могучего медведя (ведь на то время косолапый считался бесспорным хозяином лесов).

Известны интересные легенде о загадочном и могущественном боге. Так, в одной из них рассказывается о кровопролитном сражении между полянами и древлянами. Битва «за границу» проходила с неимоверной жестокостью, что даже Перун был не в силах остановить конфликт, пуская молнии на поле брани. Появившийся Велес заиграл на дудочке волшебную мелодию, которая в миг остановила сражение.

Время празднования

Велеса иногда называют Скотьим богом, благодаря его покровительству над живностью. Именно данной силе посвящен Велесов день.

Празднуют в середине зимы - 24 февраля по григорианскому календарю, который применяется на сей день, или 11 февраля по юлианскому, который использовался до конца XVI века. Чтобы знать какого числа празднуют необходимо помнить о разнице исчисления календарей, такие отличия иногда приводят к путанице.

Славяне верили, что в середине зимы Велес ходит по земле играя на дудочке. Мелодия разносится по просторам не давая замерзнуть людям, скоту, а также земле, которая укрыта снежным одеялом.

Основными традициями Велесового дня являлись:

  • Молодые девушки пили густой мед, чтобы коровы были ласковее.
  • Доски для пряжи льна использовались не только по назначению. Поколотив мужа такой доской жена прививала супругу послушность.
  • Приношение в жертву масла изготовленного из коровьего молока.

Основной ритуал

Отдельного внимание заслуживает ритуал «опахивания», который являлся основой всего праздника. Начинался обряд из определения женщин, которые исполняли ключевую роль. Таких женщин называли «повещалками». Стоит отметить, что ритуал исполняли исключительно женское население.

Повещалки ходили по домам и зазывали женщин, при этом строго воспрещая мужчинам выходить из домов. Вооружившись палицами и сковородками девушки следовали к краю села. Выйдя из села повещалка разрывала на себе рубашку и громко и четко произносила слова, которые должны были отпугнуть «коровью смерть». Затем повещалок впрягали в соху и опахивали село 3 и более раз.

Стоит отметить и некую жестокость ритуала. Например, встретить подобное шествие считалось дурной приметой, а женщины с жестокостью избивали людей попавшихся на пути, считая, что в них затаилась коровья смерть. Из-за подобного нередко забивали до смерти.

Еще одно проявление жестокости заключалось в следующем: женщины, которых посчитали виновными или подозревали в злых поступках завязывали в мешок с котом и петухом, затем мешок топили или закапывали. Выбраться из такой ловушки не представлялось возможным.

Завершением ритуала служило «противостояние» Велеса и Марены. Люди призывали Велеса «сбить рог» у зимы. Ряженый в образ Велеса человек исполнял ожидаемое действие. Праздник заканчивался веселыми гуляньями и богатым застольем. Важно, чтобы на столах не было блюд приготовленных из говядины.

Наши дни

Современное социальное строение мира не позволит проводить ритуал Велесового дня полноценно, ведь то что в древние времена могли посчитать за норму (в частности избиение случайно попавшегося человека, или утопление девушек), сейчас несет криминальную ответственность.

На сегодня сторонники язычества придумали как праздновать подобные торжества без горьких последствий для себя и окружающих. Например, организовывают мероприятия, на которых водят хороводы вокруг костра. Можно послушать увлекательные рассказы и теории волхвов о эзотерике. На сценах происходят соревнования поэтов в словесном мастерстве. Образы Велеса используют в музыке: ряд фолк-, рок- и метал-групп посвящают песни покровителю искусства.

Такое времяпровождение на свежем зимнем воздухе пойдет лишь на пользу для здоровья, а также подарит новые незабываемые эмоции.

Славянские язычники отмечают Великий Велесов день (Коровий праздник). Владыка животных является очень мощным и таинственным Богом. Он предстает "крупным рогатым богом скота", богом богатства, счастья, сельского хозяйства и животноводства.

В древние времена праздник приходился на Лютен месяц. В это время природа еще в ледяном сне, но жестокая зима подходит к концу.

И только Велес остается с людьми в этот тяжелый период, не позволяя шаловливым духам играть трюки над людьми и животными. А Марена, богиня зимы гневается на него, пытаясь напустить лихорадку на людей и скот. Природа находится в ледяной дремоте, и только бог Мудрости обходит города и села, чтобы не расстраивались люди.

Этот день является переломным моментом зимнего периода, когда люди ощущают неизбежное приближение весны. Часто можно услышать выражение, что сам Велес «сломал рога» холодной поре. В этот день Владыка всякого живота защищает скот, гонит прочь болезни, и дает силы жить в морозы.

Люди начинают готовиться к празднику накануне. Выливают молоко в специальные кувшины, раскидывают ковры или шкуры животных, на которых ставят высушенные коровьи рога. Ночью волхвы идут к алтарю, чтобы узнать волю Мудрого Бога. Сны, которые приходят в эту ночь пророческие.

Этот день считается хорошим для лечения заболеваний, для изготовления различных оберегов (амулетов), которые символизируют Силу жизни и творческой силы. На праздник готовят ритуальную пищу: кашу с большим количеством масла и пьют мед. Есть говядину в праздник строго запрещено, потому что сам Бог родился на заре мира от небесной коровы. Пища благословляется на алтаре, а затем помещается на стол для общего пира.

В древние времена после шествия состоялся ритуальный бой Велеса и Марена. Под общие ликования Бог животных (одетый в шкуру быка с копьем) "ломал рог" о Марену. А потом начинались игры и люди шли пировать.

Ночью женщины, хранители очага, производили ритуал вспашки. Они делали борозду деревянным плугом вокруг деревни, чтобы защитить ее. Самая старая женщина шла от двери к двери, сообщая об обряде, прося людей не выходить из домов и не смотреть в окно, чтобы избежать большой беды. Женщины мыли и сушили руки, распускали волосы. Мужчины остались в своих домах, глядя на огонь, который символизировал очаг и честную жизнь. После принесенной жертвы для Велеса, большая чашка медовухи переходила от одного человека к другому.

Другим важным моментом праздника является борьба Велеса со священным Медведем. В отличие от воинственных конкурсов, проводимых в День Перуна, поединки на Велесовый день добродушные. Мать-Земля советует человеку не убивать друг друга, а честно трудиться.

Ночь после Великого Велесова дня хороша для зачатия детей, которые будут сильны духом и телом. Перед тем, как лечь спать, женщины чешут волосы своих мужей специальными гребнями, чтобы защитить их от различных болезней и наполнить силой и мудростью Велеса.

По окончании праздника волхвы уходили глубоко в лес, били в ритуальные бубны и пели хвалу Мудрому Богу.

ВЕЛИКИЙ ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ или ВЕЛЕС СИВЫЙ ЯР — Святодень, посвящённый Велесу Сивому Яру (Велесу Зимнему). О сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и Скотий Бог — Владыка всякого живота), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются провидческими — Вещими и, по поверьям, всегда сбываются.

В пору двоеверия на Руси 11 февраля отмечали день святого Власия — покровителя скота, «Коровьего Бога». О сём в народе говорили: «Власьев день — Коровий праздник», «Власий — сшиби рог с Зимы», «У Власия и борода в масле». Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.

Вскоре после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) — 15 февраля. В этот день «зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше ягнились, а поутру бабы «зорнили пряжу» — выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка.

Месяц лютень — Кологодный удел Велеса

Сам февраль, или по-славянски «лютень» был месяцем, когда властвовал Велес. Почти все дня имели значения, сопряженные с ним.
Так по сию пору выделяют два Велесова Святодня:
Большой (Великий) Велесов день — 11 февраля;
Предшествующий ему Малый Велесов день — 3 февраля.

Также Велесу посвящены семь дней — вторые Велесовы, или Волчьи, Святки (Малые Зимние Святки) — между Велесом Малым и Велесом Великим:
3 февраля — Велес Велес Волчий Сват (или Велес Сбруйник),
4 февраля — Велес Студёный,
5 февраля — Велес Корович (или Велес Коровятник),
6 февраля — Велес Телятник,
7 февраля — Велес Лукавый,
8 февраля — Велес Серповидец,
9 февраля — Велес Житный Дед,
10 февраля — Велес Зимобор,
11 февраля — Велес сшиби рог с Зимы.
Вскоре после них празднуются:
15 февраля — Велес Овчар,
16 февраля — Ярило-с-Вилами и Именины Кикиморы (Марин день).

Празднование Велесовых дней в эпоху двоеверия

В эпоху двоеверия на Руси отмечали:
3 февраля — Симеон и Анна, а тако же Малый Власий («Семён с Анной сбрую починяют», «Власий коней седлает») — по поверьям, на Власия Домовой «заезжает» лошадей, и чтобы этого не допустить, на ночь к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи;
4 февраля — Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору», «Никола Студный — Волчий Сват, маковый закат») — время «звериных свадеб»;
5 февраля — Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») — в деревнях творили обереги на скот;
6 февраля — Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы»);
7 февраля — святой Лука («Пришёл Лука — пеки пороги с луком») — луковым духом отгоняли болезни и всякую нечисть;
8 февраля — Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»);
9 февраля — Никифоры-Панкраты («Пришёл Панкрат — хлебом не богат», «На Панкрата Зима убегает тёмными ночами», «На Никифора лапти плетут»);
10 февраля — Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас — никак, скоро весна у нас»).
11 февраля — день святого Власия — покровителя скота («Власьев день — коровий праздник», «Власий — сшиби рог с Зимы», «У Власия борода в масле»). Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы.
Вскоре — 15 февраля — отмечали Онисима Зимобора, или Онисима Овчара — покровителя овец («На Онисима Овчарника Зима становится безрогой», «На Онисима Зимобора — Зиме время вспять поворотить»).
16 февраля — отмечали Маремьяну Праведную, или Меремьяну-Кикимору, как её называли в народе. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору, чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам. Так же в народе говорили: «На Маремьяну Ярило — с вилами». Ибо, по поверьям, о сию пору Младой Ярило — Сын Велесов — «воздевает Зиму на вилы».

Ход действа народного на праздник Велеса

Великий Велесов день — середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть.
Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:

«Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков,
Чтоб со двора шли — играли,
А с поля шли — скакали».

Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы «коровы были ласковы», а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы «волы были послушные». В этот день в требу приносится коровье масло. После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона «коровьей смерти». Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: «Пора унять лихость коровью!». Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу — «не выходить из избы ради беды великия». Повещалка с воплем — «Ай! Ай!» — бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на «коровью смерть». Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами трижды, опахивают селение (капище) «межеводной» бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках с распущенными волосами. Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть». В стародавние времена попавшихся навстречу забивали насмерть. Сейчас трудно поверить, что женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили. По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает «рог с Марены». Затем начинается пир, на котором запрещалось вкушать говядину, сопровождающийся игрищами.

Великий Велесов день

11 лютеня (февраля) Велесов день - середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину «коровью смерть», но никак не может одолеть.
Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:
«Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков,
Чтоб со двора шли - играли,
А с поля шли - скакали».
Славянский народ необычайно уважал ряд великих праздников. Сегодня большинство богов забыты после введения христианской веры или трансформировались в нечто среднее между православными и славянскими праздниками. Но этого нельзя сказать о Великом Велесовом дне, отмечаемом многими славянами и в наше время 11 февраля. Считается, что 11 февраля Велес гуляет по постепенно просыпающимся от зимнего сна горам и игрой на дудочке не дает предаться зимнему сну людям. Славянский народ очень уважал этого славянского бога, ведь он побывал во множестве темных и светлых миров великой вселенной.
История праздника
Во многих изданиях Велес является Светлым богом, рожденным великими Темными богами Нави. В его появлении скрывается важнейшая тайна его главного предназначения в этом мире, известная лишь прародителю Велеса Роду. Из всех богов, почитаемых славянами, он единственный является одновременно чужим и своим, выступая сыном довольно странного существа из другой вселенной, отдаленно напоминающего корову. Эта богиня-корова именуется Земнун.
Все люди, знающие отдаленно о славянских богах, могут назвать несколько великих и могучих божеств, одним из которых обязательно выступает Велес. Тем не менее, довольно мало людей знают о таком великом празднике, как Велесов День.
Власть Велеса является практически неограниченной. Он покровительствует певцам, поэтам и великим колдунам. Также Велеса считают Скотьим богом, так как родила его богиня-корова Земнун. Считается, что этот бог часто представал перед народом в обличии огромного дикого медведя, являвшегося в то время бесспорным хозяином леса. По этой причине знаком Велеса долгое время считалась лапа медведя, изображаемая на различных талисманах, рукоятях кинжалов и прочей мистической атрибутике.
Велесов День, празднуемый славянами 11 февраля, называется также Днем Зимнего Велеса, Велеса Сивого Яра. В начале февраля он сшибал «рога» Зимы. Упоминание рог в этом поверье неслучайно. Являясь богом скота, Велес управлял всем животным миром, разные элементы которого приписывали людям и событиям и сезонам. Считалось, что 11 февраля таинственный бог Велес бродит по полянам, горам и лугам, и играет на волшебной дудке, звуки которой согревают и не дают замерзнуть уязвимой природе, живородящей Земле и всем людям. Также почитается мудрость этого бога. Согласно легенде именно в этот февральский день он посетил множество светлых и темных миров, где приобрел не только величайшую мудрость, но и могущество. Считается, что именно Велес сделал известными для людей сакральные законы создания мира, а также пролил свет на тайну зарождения жизни на земле и способности вселенной развиваться.