Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь. «Звук »

Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты) , буква З, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н, а затем те, которые назовут слова со звуком нь.

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь.

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах.

2. Работа со звуками.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З, Зь:

  • губы в улыбке;
  • зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
  • кончик языка упирается в нижние зубы;
  • посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
  • голосовые связки работают.

Дети произносят эти звуки сначала тихо, затем громко.

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3. Развитие фонематического слуха:

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки, слоги, слова со звуками З, Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З, сигнал зеленого цвета на звук Зь)

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ...

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах.

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками: в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки:

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з, зь.

9. Обучение грамоте:

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,] . Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З, а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец), чтобы получилось слово таз.

в) Звуко-буквенный анализ слова ТАЗ. (состоит из трех звуков, одного

слога, дают характеристику каждому звуку).

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

  1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.
  2. С какой буквой мы сегодня познакомились?
  3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

| в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Часть логопедических проблем может быть устранена только с помощью логопеда. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Обучайте звуковому синтезу детишек с проблемами в произношении. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. Коррекционная работа с детьми предполагает преодоление у детей речевых и психофизических нарушений. Работа логопедадолжна быть комплексной и систематической. Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Индивидуальные занятия позволяют решить проблемы с дикцией у детей. Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей.

Постановка звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

Приемы постановки звука З.

· Повторите задания, но вместо песенки льющейся водички предложите малышу спеть песенку комарика: "З-з-з-з". Обратите внимание крохи на то, что, когда комарик поёт свою песенку, горлышко начинает дрожать. Для этого просто приложите руку к горлу.

1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ?

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

Сигматизмы могут быть:

- губно-зубной сигматизм : свистящие [с], [с"] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф"]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з"] – на звуки, напоминающие [в], [в"]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

- межзубный сигматизм : кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

- боковой сигматизм : боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

- носовой сигматизм : встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

- призубный парасигматизм : замена звуков [с] - [с"] соответственно на [т] - [т"]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] - [з"] на [д] - [д"]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

- шипящий парасигматизм : звуки [с] - [с"] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] - [з"] на звуки [ж] или [ж"]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

- дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] - [з] произносятся соответственно, как парные [с"] - [з"]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

- замены по глухости – звонкости : звук [з] заменяется звуком [с], звук [з"] – звуком [с"] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С"], [З], [З"]

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

Упражнение «Катушечка ». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка », «Альпинист », «Ручеёк »), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине - ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С"______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С"]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"]

Если при произношении [С] - [С"] и [З] - [З"] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык »). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

Футбольный мяч.

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

С_______________.

Нам жалко так его!

(Е.Г. Карельская)

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос »). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С"]

а) в изолированном произнесении :

Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

Капельки-сестрички

В море плещется волна.

Слышишь, как поет она?

«С_______________».

Эту песенку водички

Капли, дружные сестрички,

Напевают в тишине

Ветру, рыбкам и луне.

«С_______» - шуршат они песком,

Камешком на дне морском.

«С________» - дробятся о скалу,

«С_________» - стекают по стеклу.

«С________» - и спрятались в ракушку.

Мы ее приложим к ушку…

И услышишь снова ты

Шум прибоя, плеск волны:

«С_____________».

(Е.Г. Карельская)

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

б) в слогах, словах и чистоговорках

Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы.

Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С"].

в) в скороговорках

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

г) в загадках

Если вместе все семь я,

Получается … (СЕМЬЯ).

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица

Желтогрудая … (СИНИЦА).

К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

Не боится он жары.

Он – любимец детворы,

Добродушен и умен

Лопоухий этот … (СЛОН).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова

Это – хищная … (СОВА).

(Загадки Е.Г. Карельской)

8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З"]

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С"]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с"] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з"] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з"] в той же последовательности, что и звуков [С] [С"]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з"] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с"]

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

За-за-за, за-за-за,

За Зиной гонится коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Поместим в загон козу.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы,

Колокольчик у козы.

Зе-зе-зе, зе-зе-зе,

Сено мы дадим козе.

У Зои и Зины бузина в корзине.

У зайка Бубы разболелись зубы.

Звала Зося зайку в гости.

Идет Назар на базар, купит козу Назар.

Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.

В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.

У Зои мимозы, а Зины розы.

Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.

Роза мёрзнет от мороза.

Зина в магазине забыла корзину.

В магазине купили Зине корзину.

Исправление нарушений произношения звука /З/

Звук /З/ ставится обычно от звука /С/ включением голоса при его произнесении.

Исправление нарушений произношения звука /Ц/

Произносим вместе с ребенком «т-ссс», прикладывая указательный палец к губам. Как только получится хорошее звучание «тс», учим ребенка произносить сочетание «тс» быстро. Получится /Ц/.

ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Формирование представлений о звуках «З»-«ЗЬ».

(старшая группа компенсирующей направленности).

Подготовила и провела

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сироткина Снежана Валерьевна

пгт. Рощинский

Пояснительная записка

Образовательная область «Познание»


  1. Обобщение знаний о звуках и буквах русского языка.

  2. Закрепление знаний о звукобуквенных связях.

  3. Расширение предметного словаря, словаря признаков.

  4. Развитие фонематического слуха, внимания.

  5. Закрепление навыка грамматически правильного оформления речевого высказывания.

  6. Развитие связной монологической речи.
Образовательная область «Коммуникация».

Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:


  1. Развитие умения свободного общения с взрослыми и сверстниками.

  2. Развитие умения вести диалог с логопедом и сверстниками в различных формах и видах деятельности.

  3. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Физическая культура».

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям по физическому развитию:


  1. Закрепление умения выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе.

  2. Закрепление умений выполнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки.

  3. Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Оборудование и материалы , используемые на занятии: индивидуальные схемы для звукобуквенного и слогового анализа. Индивидуальные картинки с животными, зеркала, пособие «Су-Джок»; интерактивная доска, проектор, пособие «Звуковые замки», игра «Зоопарк».

Формы организации НОД : грамматические игры на интерактивной доске; индивидуальная работа с раздаточным материалом; работа в условиях проблемной ситуации; обобщающая беседа.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживались мотивация и интерес. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Занятие состояло из этапов, к каждому из которых давались четкие инструкции.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Орг. Момент.
Под музыкальное сопровождение дети входят в зал, встают в круг, приветствуют гостей.

Проводится психогимнастика: релаксация, настрой на занятие.

« Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

Повторяем обязательно, что учили на занятии».


  1. Формирование представлений о звуках и буквах.

- Ребята, все дети любят играть. А вы? Сегодня мы будем играть в очень интересные игры. А сказки вы любите? А кто помнит сказку о волшебной стране звуков, в которой много разных волшебных звуковых замков?
Дети подходят к доске с вывешенными замками и рассказывают о них.
- Это красный замок. В нем живут гласные звуки. Они умеют петь и обозначаются красным цветом.

- Это синий замок. В нем живут твердые согласные звуки, обозначаются синим цветом.

-Это зеленый замок. В нем живут мягкие согласные звуки, обозначаются зеленым цветом.

- Правильно, молодцы. А можем мы увидеть звуки?

-Нет. Звуки мы слышим и произносим.


  1. Развитие силы голоса и плавности длительного выдоха.
- А давайте вспомним, как мы умеем пропевать гласные звуки.

Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции логопеда), меняя силу голоса и длительность выдоха и сопровождая пение движениями.

АААААА… (руки медленно поднимаются над головой)

А! (руки в замок, приседают)

4. Самомассаж биологически активных точек. Пальчиковая гимнастика.

Дети, сидя на ковре в кругу, выполняют упражнения самомассажа и гимнастики с Су-Джоком.

«Руки растираем и разогреваем.

И теплом своим лицо мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.

А теперь погладим пальчиками щечки.

Щечки растираем, чтобы надувались.

Губки растираем, чтобы улыбались.

Тянем подбородок вниз и его сгибаем.

А потом по шейке ручками стекаем».

«Есть у меня один дружок, а зовут его Су-Джок.

Я сожму его скорей, станут пальчики сильней.

Станут пальчики сильней, а головушка умней!»
5. Развитие моторики артикуляционного аппарата. Проведение артикуляционной гимнастики с зеркалами. Логопед читает текст и показывает движения. Сидя за круглым столом, дети выполняют движения по тексту:

Толстые внуки приехали в гости,

с ними худые – лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

и целовать они всех потянулись.

Утром проснулись в улыбочку губы,

чистили мы свои верхние зубы,

вправо и влево, внутри и снаружи,

с нижними зубками тоже мы дружим.

Губы сожмем мы и рот прополощем.

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Блюдца поставим, блины нам положат.

Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.

Блинчик жуем, завернем и прикусим.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

На нос подуем, мы чай остудили.

Дедушка сделал для внуков качели,

все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли:

прятались на чердаке и в подвале.

Дедушка скачет на лошади ловко.

Звонкие вязнут на глине подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки.
6. Знакомство со звуками «З-Зь».

Работа у интерактивной доски. Дети рассматривают картинку леса.

Затем логопед ставит детей в условия проблемной ситуации – узнать, какие новые звуки будут изучаться на занятии.

Дети с закрытыми глазами, стоя полукругом спиной к интерактивной доске слушают звук большого комара в лесу и маленького комарика. Угадывают, что новыми звуками на занятии будут звуки «З» и «Зь». Дают характеристику этим звукам.

Звук «З» - твердый согласный, звонкий.

Звук «Зь» - мягкий согласный, звонкий.

7. Определение наличия звука в слове .

С опорой на картинки на экране доски. Игра «Четвертый-лишний».

- Ребята, внимательно посмотрите на картинки и определите, в названии какой из них нет звуков «З» и «Зь».

1. Зонт, самолет, коза, арбузы.

2. Корзина, зебра, апельсин, земляника.

3. Зима, жираф, забор, зубы.

Дети определяют и сами проверяют правильность выполненного задания.

8. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в словах.

Игра «Зоопарк».

На мольберте пустые клетки животных.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Зоопарк.

-Мне кажется, что в нем очень неинтересно и грустно. Как вы думаете, почему?

-Клетки животных пустые.

-А хотите, чтоб в этом зоопарке стало весело и интересно и детям и взрослым?

- Посмотрите, какой у меня есть замечательный чудесный мешочек. В нем разные картинки с животными.

Дети выбирают себе картинки.

- Обратите внимание, все клетки разные по цвету – есть зеленые, есть синие. Как вы считаете, почему?

Ответы детей.

Определив твердость-мягкость звука в названии животных, дети заселяют их в соответствующие клетки.

9. Физкультинутка. «Зеленая песенка».

«В зеленом, в зеленом, зеленом лесу.

Зеленый листок, как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой молчит.

Зеленая песенка где-то звучит.

Зеленый кузнечик в зеленой траве

Играет зеленую песенку мне!»

10. Определение места звука в слове.

Дети садятся за столы. С опорой на наглядность вместе с логопедом они определяют место звука в словах: зубр, газета, замок, зима.

-Вам надо определить, где находится звук в слове – в начале, середине или в конце, и выложить соответствующую схему. Не забудьте уточнить, какой это звук по твердости-мягкости.
11.Определение количества слогов в словах.

- Ребята, положите перед собой слоговые домики. Кто помнит названия животных, которых мы с вами расселяли в клетки зоопарка?

Дети вспоминают названия, делят слова на слоги методом прохлопывания и поднимают соответствующий домик.

12. Знакомство с буквой.

Логопед показывает букву «З» детям и просит подумать, на что похожа эта буква.

Ответы детей.

Рассматривание различных стилизованных изображений буквы на экране доски.

Прописывание буквы пальчиком каждым ребенком на интерактивной доске (под музыкальное сопровождение).

13. Итог занятия.

Ребята, вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? А какая игра больше всего понравилась? С какими звуками вы познакомились?

Вы все молодцы, были сегодня старательными и внимательными.

Литература:
1. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996 г.

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет.2009 г.

3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. "Исправляем произношение". 2010

4. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

5. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

6. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. 7. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008

8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Областная специальная школа-интернат №3

Подготовительный класс

Подготовка к обучению грамоте.

Тема: «Звуки [з],[зь]. Буквы Зз»

Учитель подготовительного класса

Куандыкова Асылжан Тулегалиевна

Цель урока : закрепить звуки [з], [зь], их отчетливое произношение, умение находить место звука в слове, составлять слова по первым звукам названий картинок; составлять звуковую схему слов; познакомить буквами З з, закрепить их зрительный образ; отрабатывать умение читать слоги.

Коррекционная задача : развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, память.

Демонстрационный материал : картинки, слайды, звуковые схемы.

Меж предметная связь : ознакомление с окружающим

Ход занятия: І. Орг момент . Психологический настрой.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным
Говорите четко, внятно,
Чтобы было всем понятно
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно руку

ІІ. Актуализация знании.

На уроке грамоты мы знакомимся со звуками и буквами, читаем. Давайте вспомним, что мы изучили на прошлых уроках?

-какие бывают звуки?

- назовите гласных?

- назовите согласных?

- какими звуками мы познакомились на прошлом уроке? [з], [зь],

-какую сказку мы вспомнили вчера? Кто главная героиня? (Золушка)

ІІІ. «Сюрприз от Золушки». Золушка добрая, любить петь и танцевать. Она прислала нам забавные игры.

1. Игра «Повтори за мной».Чистоговорки

За-за-за, у Нины карие глаза.

Зу-зу-зу, в рюкзаке кубики везу.

Зи-зи-зи, такси к дому подвези.

Зе-зе-зе, дай воды козе.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы .

2. Игра «Найди звук». Определить место звука в слове и картинки соединить со схемой.

а) Слова со звуком в начале слова: замок, зайка, зубы, зонт, звезда, зебра

б) Слова со звуком в середине слова: коза, роза, глаза, мозаика, газета

ІҮ. Работа по азбуке-тетради.

1. Назовите слова-предметы. Зеркало, иголка, матрешка, астры

2. По первым звукам составьте слово. Получилось слово «Зима».

Что мы вчера говорили о зиме?

Зима какая?

Как одеваемся зимой?

А что бывает только зимой?

Какие зимние игры мы играем?

Ү. Физминутка с пальчиковой игрой «Снежки ». Поиграем в снежки! Сначала сделаем снежки комки из бумаги. Дети скатывают из бумаги бумажные комочки. А теперь бросаем их корзиночки.

ҮІ. Дидактическая игра «Где спрятались звуки?» Пока мы играли хитрые звуки [з], [зь] спрятались. Найдите их в картинках и соедините со схемами.


Какой предмет лишний? Почему?

Составьте предложения с этими словами.

ҮІІ. Отгадывание загадки . У Золушки к вам загадка.

В небесах она сверкает,

Нашу елку украшает.

Не померкнет никогда

В новогодний день... . (звезда).

Составьте звуковую схему слова.

ҮІІІ. Знакомство с буквами З з.

1. Печатные и прописные буквы З з.

На какую цифру похожа буква З.

2. Графическое задание. Обведи звездочки с правильным изображением буквы З.

3. Читаем сами. Теперь мы знаем еще одну букву и можем читать слоги.

а) хоровое чтение слогов

б) индивидуальное чтение

Аз оз уз из за зо зу зи

Зла зло злу зли зна зно зну зни

ІХ. Рефлексия .

Прозвенит сейчас звонок

И закончить пора урок.

Понравилось ли вам сегодняшний урок?

Что нового мы узнали на уроке?

Х. Итог урока.

Виктория Спиридонова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [З], [Зь]. Буква З»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте подготовительная группа тема «Звуки З, Зь. Буква З».

Разработала и составила:

Спиридонова В. Л. учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад г. Каменногорска»

Цель:

закрепление звуков З, Зь. Знакомство с буквой З.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

Учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте;

Формировать навыки ориентировки в пространстве;

коррекционно-воспитательные:

Учить детей дифференцировать звуки в слогах и словах;

Уточнять и расширять словарь;

Учить синхронизировать речь с движениями;

коррекиионно-воспитательная:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Оборудование: проектор, экран, тетради в клетку, карандаши, прописи.

Ход занятия

1. Организационный момент

2-й слайд. Педагог: морские обитатели предлагают нам поиграть в прятки. Вы согласны? Тогда назовите морских обитателей, запомните их, а теперь закройте глаза. (одна картинка исчезает с экрана) Откройте. Отгадайте, кто пропал? (играем 4 раза). Ой, посмотрите, все морские животные пропали. А вы запомнили кто за кем стоял? Тогда называйте их по порядку.

Дети: называют морских обитателей в том порядке, в котором они были на экране.

2. Объявление темы.

3-й слайд. Педагог: Если вы отгадаете загадку, то узнаете кто сегодня придёт к нам в гости.

Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь -

Будет спать

День, и два, и даже пять.

К нам в гости пришли куклы. Их зовут Зоя и Зина. Вы догадались с какие звуки мы будем сегодня вспоминать? (Звуки З, Зь)

Предлагаю нашим куклам подарить бантики. Только вот кому какой я не знаю. Помогите мне дать характеристику первым звукам в именах кукол.

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков 3, Зь хором и индивидуально.

Сравнительная характеристика артикуляции звуков.

Звук 3 - губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; воздушная струя - холодная, идёт по середине языка.

Звук 3 – согласный, твёрдый, звонкий. Значит Зое дарим синий и жёлтый бант.

Звук Зь - губы в улыбке; спинка языка выгнута.

Звук Зь - согласный, мягкий, звонкий. Значит Зине дарим зелёный и жёлтый бантик.

4. Развитие фонематического слуха.

4-й слайд. Игра «Помоги куклам найти друзей».

Педагог: А вы знаете, что когда мы ложимся спать все игрушки оживают? Давайте представим, что наступила ночь, мы уснули, а в нашей группе игрушки ожили. Интересно, а с кем будут играть наши гости?

Дети называют игрушку, определяют местоположение звуков 3, Зь в слове и говорят кто с ней будет играть Зоя или Зина.

5-й слайд.

Педагог: Вспомните, какие игрушки ожили в комнате и играли с нашими куклами. Посмотрите, нет ли среди них лишних?

Дети называют лишние картинки и говорят каких не хватает.

6-й слайд. Физминутка «Куклы»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)

А потом она танцует,

Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)

7-й слайд. 5. Связь звуков и букв.

Педагог: Дети, посмотрите и запомните какой буквой обозначаются звуки З и Зь.

Эта буква на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

Педагог: На что ещё похожа эта буква

Дети называют предметы, на которые похожа эта буква.

Дети печатают букву в прописях.

8-й слайд. 6. Чтение слогов.

Педагог: Предлагаю показать нашим куклам как мы умеем читать слоги.

Дети читают слоги.

7. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

9-й слайд. Игра «Скажи наоборот».

Педагог: Наши куклы решили прогуляться. Вот они идут по тропинки и разговаривают.

Зина – Зи-зи-зи, а Зоя в ответ - зы-зы-зы. Зина зе-зе-зе, а Зоя в ответ - зэ-зэ-зэ. Зина зя-зя-зя, а Зоя в ответ - за-за-за. Зина зю-зю-зю, а Зоя в ответ - зу-зу-зу. (За Зину говорит педагог, а за Зину дети. Потом можно поменяться роями).

Педагог: Наши куклы пока гуляли свои вещи растеряли. Скажите, кто потерял корзинку, а кто зонтик.

Дети называют предмет, который потеряла Зина и объясняют почему они так думают. Затем называют предмет, который потеряла Зоя и объясняют почему они так думают.

10-й слайд. Педагог: Прежде чем приступить к выполнению заданий в тетрадях, предлагаю вам размять пальчики.

Пальчиковая игра «Игрушки».

Есть у нас игрушки: (Хлопки).

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный, (Делают квадрат из пальцев)

Солдатик оловянный, (Ладошки «смотрят» друг на друга).

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши).

11-й слайд. Педагог: Наша кукла Зина просит написать её имя. Справимся с этой просьбой?

Дети выполняют звуко-буквенный разбор слова Зина на листочке в клетку. Делят это слово на слоги и ставят в нём ударение.

12-й слайд. Педагог: А Зоя попросила нас помочь ей написать название её любимой игрушки – коза. Поможем Зои?

Дети выполняют звуко-буквенный разбор слова коза на листочке в клетку. Делят это слово на слоги и ставят в нём ударение.

Деление на слова.

Итог занятия и оценка деятельности детей.

Педагог: Дайте характеристику звукам 3, Зь. Чем они отличаются друг от друга?

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] - [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [з]-[з’], [с]-[с’]. Буквы з-с. Чтение» (подготовительная к школе группа) Тема «Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З-С. Чтение слогов, слов». Задачи: 1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. 2. Способствовать развитию.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], . Буква С» «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [В], [В’]. Буква В» Цели: 1. Уточнить артикуляцию звуков В, В’. 2. Дать характеристику звуков В, В’. 3. Учить дифференцировать звуки В, В’ на слух и находить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л], [л’]. Буква Л. Предлоги» Цели занятия: познакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способство- вать развитию связной речи; учить правиль.