««Нет не тебя так пылко я люблю». Анализ стихотворения

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Тему любви в творчестве М. Ю. Лермонтова вряд ли можно назвать ведущей. Однако для самого поэта, его современников и нас, читателей, она играет важную роль. В 1841 году поэт создал стихотворение, удивляющее своей эмоциональностью и драматическим содержанием. Первую строку, являющуюся одновременно названием этого лирического произведения, знает, наверное, каждый:
Нет, не тебя так пылко я люблю...

Эти слова раскрывают читателю тему стихотворения. В душе лирического героя разворачивается любовная трагедия. Конфликт между реальной действительностью и истинным чувством является идейной основой произведения. По форме стихотворение представляет собой искреннее, полное драматизма обращение лирического героя к женщине, некогда им любимой:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Первая строфа композиционно делится на две части. В первой части лирический герой начинает свою исповедь с резкого, эмоционально напряжённого отрицания. Он пылко любит, но не ту, к которой обращены его слова. Вторая строчка даёт нам краткую внешнюю характеристику воображаемой слушательницы: «блистательная краса» этой женщины не привлекает лирического героя. Он говорит, что любит в ней «прошлое страданье» и «погибшую молодость». Таким образом, уже в первой строфе поэтом заложена базовая смысловая антитеза стихотворения - «любовь» и «нелюбовь».

Начальные строки ставят перед читателем очень важную в идейном отношении проблему, проблему времени. Неслучайны в этом отношении слова «прошлое», «молодость», ставящие акцент на роли соотнесенности времен в человеческих взаимоотношениях. Прошлое и настоящее вступили в конфликт в душе лирического героя. Настоящее требует от него пылкой, вечной любви, но не даёт бури и радости былых чувств и страданий. Прошлое же постоянно манит героя и заменяет реальный образ женщины её образом давно прошедших лет. Лирический герой чувствует, что любил некогда другую, идеальную женщину. Об этом он скажет в последней строфе стихотворения.

Начало произведения даёт нам общее представление о душевном состоянии героя и тех противоречиях, которые гнетут его. Две оставшиеся строфы являют собой внешнее раскрытие, проявление этих противоречий. Одна строфа продолжает мысль первой, поэтому данные петле ростишия воспринимаются как единое целое. Прочит.) ем их внимательно:

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

Для лирического героя важна не блистательная красота, а внутреннее богатство любимой. Время не изменило её внешнего облика, но наложило свой отпечаток на душу. «Огонь очей» угас, «живые уста» стали немыми. В дисгармоничном настоящем лирический герой ведет разговор «сердцем» «с подругой юных дней». Тайной окутан этот разговор с «убитым реальностью» идеалом. Трагедия лирического героя состоит в том, что он не может смириться с вечным движением времени. Он находится под властью прошлого, хранящего в себе всю прелесть, чистоту и яркость молодости.

Поэт необычайно верно расставляет смысловые акценты в стихотворении. Он останавливает внимание читателя на наиболее важных моментах жизни лирического героя, характеризующих его внутреннее состояние в целом. Любовь в душе героя остыла и оставила ему лишь воспоминания «юных дней». Несоответствие реального и идеального, желаемого приводит к трагедии двух сердец. Стремление вернуть прошлое, повернуть время вспять, остановить движение и изменение жизни - вот что осталось в душе разочаровавшегося человека.

Наряду с темой трагической любви в стихотворении находит отражение ещё одна значительная тема. Ощущение внутреннего одиночества лирического героя не оставляет нас ни на мгновение, угасшая любовь, стереотипные отношения с давно не любимой женщиной настраивают стихотворение на минорный лад. Герой словно чувствует свою душевную пустоту и одиночество. Именно поэтому мысли его обращены в прошлое. Образ любимой, бережно хранимый в сердце, является единственной отрадой в прозаичной и скучной действительности. Для лирического героя желаннее «прошлое страдание», чем пустая «краса». Искра любви потухла, героя окружила обыденность, отчего он вновь мыслями вернулся в свою молодость. Последние строки стихотворения построены на синтаксическом параллелизме:

В твоих устах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

Те черты, которые раньше пленяли лирического героя, со временем утратили свою прелесть и притягательность. Строки вновь раскрывают идейную антитезу стихотворения - противопоставление милого желанного образа «подруги юных дней» образу реальной женщины, духовно чуждой лирическому герою.

М. Ю. Лермонтов был очень влюбчивым человеком, поэтому в его творчестве много стихотворений, посвященных нежному чувству. Одним из последних произведений этого пласта стало «Нет, не тебя я пылко так люблю». Его изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Нет, не тебя я пылко так люблю» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано летом 1841 г. незадолго до роковой дуэли, посвящено Екатерине Быховец

Тема стихотворения – любовь, которая хранится в сердце с юных лет; откровенное признание девушке об истинных чувствах

Композиция – Анализируемое стихотворение не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка кольцевая АВВА.

Метафоры «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые».

Эпитеты «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно появилось в блокноте Михаила Юрьевича летом 1841 г. Посвящено произведение Екатерине Быховец, родственницей Лермонтова, с которой он встретился незадолго до написания стихов. Девушка очень понравилась поэту. Позже выяснилось, что причиной симпатии оказалась схожесть Екатерины с Варварой Лопухиной. Вот почему лирический герой стихотворения признается, что любит не девушку, а свое «прошлое страдание» .

Варвара Лопухина - самая большая любовь поэта. С ней Лермонтов познакомился еще в юности. Тем не менее, молодым людям не суждено было идти по жизни рука об руку. Михаил Юрьевич поступил в школу юнкеров, потом отправился служить на Кавказ. Сделать предложение Варваре он не решился. Лопухину вскоре выдали замуж за другого. Девушка согласилась, ведь Лермонтов был далеко и о серьезных намерениях не заявлял. Молодой поэт тяжело переживал весть о замужестве любимой, считая ее поступок изменой. Варваре Лопухиной он посвятил множество произведений, анализируемое стихотворение тоже тесно связано с ней.

Тема

Стихотворение посвящено теме любви, хранящейся в сердце долгие годы. Эта проблема очень распространена в литературе, но Лермонтов раскрывает ее сквозь призму своих переживаний. В центре стихотворения лирический герой и девушка, к которой он испытывает симпатию.

Уже в первых строках мужчина признается девушке, что любит не ее, не блистание ее красоты, а свое прошлое. Адресат строк напоминает лирическому герою о его молодости. Далее он рассказывает, что означает его «долгий взор» . Это вовсе не влюбленность, а таинственный разговор с любовью своей юности. Во внешности девушки герой пытается узнать «подругу юных дней» . И ему действительно чудятся уста и очи некогда родного человека.

Композиция

Композиция произведения предельно проста. Оно не делится на смысловые части. Это целостный монолог-откровение лирического героя. Формально он состоит из трех катренов, каждый из которых постепенно приближает читателя к правде.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как лирический герой с грустью говорит о возлюбленной, с которой не суждено быть вместе. Стихотворный размер - пятистопный ямб. В тексте использована кольцевая рифмовка АВВА.

Средства выразительности

Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи чувств лирического героя. В тексте преобладают метафоры : «красы твоей блистанье», «люблю в тебе… молодость погибшую мою», «не с тобой я сердцем говорю», «в устах живых уста давно немые» . Эпитеты придают монологу чувственности - «пылко я люблю», «прошлое страданье», «долгий взор», «таинственный» разговор.

Но нельзя забывать, что и поэты тоже любили, а их знаменитые любовные признания подчас были адресованы тем, кто не ответил взаимностью.

Не избежал подобной участи и молодой поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. За свою недолгую 27-летнюю жизнь он не один раз влюблялся, но так и не дождался взаимности. Еще семнадцатилетним юнцом он признавался, что не может «любовь определить», но «страсть сильнейшая – любить» ему необходима. Девушек, разбивших сердце поэта, было немало, каждой он посвятил несколько стихотворений. Но, пожалуй, самым трагическим можно считать стихотворение, написанное Лермонтовым летом 1841 года, незадолго до своей последней дуэли.

Посвящено оно Екатерине Александровне Быховец, дальней родственнице Лермонтова, который был для нее правнучатым братом, а он называл ее кузиной. Именно дружеские чувства к Катеньке позволили ему доверить ей историю своей давней любви к Варваре Лопухиной, сестре сослуживца. Когда-то пылко влюбленный, Мишель Лермонтов даже собирался жениться на этой замечательной девушке, но зачисление в школу юнкеров и дальнейшая служба в Петербурге помешали устроить ему личную судьбу. Вареньку выдали замуж, причем за человека, который был ее значительно старше, ведь предложения от Лермонтова так и не последовало, а узнав об этом, поэт тяжело пережил измену (как он считал!) любимой девушки и написал по этому поводу множество лирических произведений.

Екатерина Быховец, встретившая Лермонтова в Пятигорске, выслушала эту печальную историю и решила: Мишель оттого ее и полюбил, что находил сходство с Варенькой. Однако это не расстроило девушку, наоборот, она поддерживала поэта все это время и даже встречалась с ним в день дуэли – 15 июля. По воспоминаниям Екатерины Григорьевны, Лермонтов, расставаясь, поцеловал ей руку и сказал, что «счастливее этого часа» в его жизни больше не будет.

Однако стихотворение «Нет, не тебя … » , адресованное Е. Быховец, было написано чуть раньше в Пятигорске. Созданное в жанре элегии, оно передает грустные воспоминания о прошлой любви. Стихотворение больше напоминает диалог, вступая в который, герой отвергает чувства к своей нынешней собеседнице, сразу в первой строфе утверждая эту мысль: «Нет, не тебя так пылко я люблю» . Ведь даже «сердцем» он говорит не с ней.

Далее герой признается, что в героине любит только «прошлое страданье» и свою погибшую молодость. Эта горечь воспоминания о прошедших днях звучит в каждой строке стихотворения. Попытка обрести любовь ничтожна: женщину, находящуюся рядом, герой отвергает, наверняка, ее этим обидев, а образ его вечной избранницы настолько угас в памяти, что ее черты он ищет в чертах своей нынешней собеседницы, что порождает только «в глазах огонь угаснувших очей» .

Традиционный для поэзии Лермонтова мотив одиночества звучит в этом произведении даже с большей силой: находясь рядом с одной девушкой, он мучительно пытается вспомнить все, что связано с другой. Во второй строфе герой как будто пытается объяснить свое поведение, используя метафору: «Но не с тобой я сердцем говорю» . Эта двойственность состояния героя, когда в глаза одной он «вникает долгим взором» , а с другой пытается говорить сердцем, вызывает сочувствие к тому, кто не может обрести и внутренней гармонии, и обыкновенного человеческого счастья.

Анафора, использованная автором в последнем четверостишии, последовательно ведет читателя к неминуемой развязке: каждый понимает, что надежды что-либо изменить не остается. В реальности герой давно потерял истинный смысл любви, поэтому навязчивое желание уйти в прошлое, в воспоминания никак не соотносится с возрастом человека, который еще не перешагнул тридцатилетний рубеж.

Жить воспоминаниями – удел стариков, но не юношей. Именно поэтому стихотворение оставляет неприятный осадок в душе, ведь молодой, полный сил юноша достоин не жалости, которая, как утверждал герой пьесы М. Горького «На дне» Сатин, «унижает человека», а восхищения и поддержки. Молодым время цвести, а не тлеть!

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», анализ которого мы проведем, совершается необычное признание: обращаясь к той, кто покорила сердце «красой», вызвала пылкое чувство, лирический герой признается в том, что это лишь отзвук «прошлого страданья». В трех строфах (четверостишия пятистопного ямба) разворачивается сравнение двух переживаний. Оба похожи на любовь, из-за первого погибла молодость, второе «так пылко», что трудно не поверить в его искренность, и все же излияние начинается с отрицания («Нет, не тебя...»), подтвержденного повтором в следующей строке («Не для меня...»).

В следующей, второй строфе сравниваются непосредственные ощущения от разговоров с возлюбленными. На реальную женщину обращен «долгий взор» лирического героя, но его сердце в это время отвечает таинственным словам, слышным ему одному:

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

В третьей строфе противопоставление заостряется, так как звук этих речей давно смолк («уста давно немые»), подруга молодости угасла, умерла, виден только отблеск огня ее очей в глазах другой, напоминающей о ней, похожей на нее.

Ситуация, ставшая предметом стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова, имела жизненную основу: одна из знакомых автора в Пятигорске, где он находился летом 1841 г., внешне напоминала В.А. Лопухину (в замужестве Бахметеву). Но сестра университетского товарища поэта, вызвавшая у него глубокую привязанность, в это время жива. Да и в настроении лирического героя главным является не воспоминание о прошлом, а поиск доказательств непримиримости противоречия идеала и действительности. Между ними нет точек соприкосновения, как между жизнью и смертью, они исключают друг друга. Однако чувства в прошлом и настоящем одинаково пылки и волнующи, они уживаются в душе. Трактовка основной романтической антитезы двойственна, многолика, чем обусловлено своеобразие лирической концепции этого стихотворения, ставшего одним из последних в творчестве Лермонтова, чья жизнь оборвалась трагически и внезапно — 15 июля 1841 г. он был убит на дуэли под Пятигорском у горы Машук.

Прототипичность в лирике заключается не в наполнении образов достоверными деталями, которые можно сблизить с чертами реально существовавших лиц, а в том, насколько характерно для автора выраженное в стихотворении настроение. Конкретное произведение необходимо рассматривать на фоне тех, что написаны одновременно с ним, пытаясь в таком сопоставлении выявить и доминирующую тональность, и своеобразие каждого. Так, в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю...», анализ которого нас интересует, выражены романтический максимализм, отказ от блистающих, живых, пылких впечатлений ради верности идеальной красоте. Ее характеристики антитетичны: она угаснувшая, давно немая, но, главное, «другая», таинственная. Соединяя в оксимороне «огонь угаснувших очей» взаимоисключающие понятия, автор подчеркивает чудесную сущность переживаний, над которыми не властно время.

Состояние лирического героя передается не только содержательной антитезой (настоящее — прошлое), образными сопоставлениями (блистанье красы — угаснувшие очи, пылкие встречи — прошлое страданье), но и с помощью фонических средств. Они помогают выразить оттенки ощущений, для которых слова оказываются прямолинейными, однозначными. В настоящем соединяются и отзвуки пережитого чувства, и новая пылкая любовь, память о страданиях и желание невозможного («уста давно немые») свидания, преданность идеалу и живое горение чувств. В характеристике состояния лирического героя видны противоположные по эмоциональной окраске звуковые повторы: ассонанс на «у» и аллитерации на «л» и «н».

«У» встречается в словах, выражающих сокровенные эмоции: лю блю (повтор в первой строфе усиливает значение признания), но в то же время «погибшую мою », в связи с чем в настоящем и прошлом выявляется единство переживаний. Лирический герой одинаково отчетливо видит живые (смотрю ) и воображаемые черты (подру ги ю ных дней), слышит звуки реального разговора (повтор слова «говорю ») и признаний давно немых уст (повтор слов, в которых «у» стоит на слабом месте,— устах, уста).

В третьей строфе этот звук слышен четыре раза на сильных местах, и пять — на слабых, однако эмоциональный тон финала, как и всего стихотворения, не выглядит мрачным. Начиная с первых строк, текст предстает исполненным музыкальности, создаваемой повторениями сочетаний гласных с полугласным и сонорными певучими аллитерациями:

Не т, не тебя так пыл ко я лю блю ,

Не для меня красы твоей бли станье ;

Л юбл ю в тебе я прошлое страданье

И моло дость погибшую мою .

Таин ственным я заня т разговором ,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юн ых дней ...

В глазах огонь у гасну вших очей.

Они присутствуют почти в каждой строке, заслоняя унылость ассонанса на «у», тем более что и он попадает в число гласных, образующих такие повторы (я люблю, погибшую мою, подругой юных дней и др.).

Связь звука со смыслом — таинственный процесс, но ощутить ее наличие вы можете, прочитав вслух стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова и почувствовав, что оно навевает светлые, обнадеживающие эмоции, волнует загадочностью выраженных в нем ощущений. Реальность для них — завеса, которую приоткрывает лирический герой благодаря тому, что его сердце способно проникнуть за пелену конкретности во времени и пространстве («Но не с тобой я сердцем говорю»).

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» Михаил Лермонтов

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Не секрет, что в последние годы жизни Михаил Лермонтов очень сильно привязался к Варваре Лопухиной, которую буквально боготворил. Однако поэт понимал, что возможный союз двух любящих сердец принесет его избраннице лишь глубокие страдания. Объяснял Лермонтов это не только своим скверным и вспыльчивым характером, но и бессмысленностью собственной жизни. Он считал, что не может составить счастье женщины, если является глубоко несчастным и запутавшимся в своих стремлениях человеком. Так или иначе, но о своем решении не связывать себя узами брака Лермонтов сообщил Лопухиной. Произошло это незадолго до роковой дуэли, когда поэт ненадолго приехал в Петербург, чтобы затем вновь отправиться на Кавказ. По дороге в свой полк Лермонтов остановился в Пятигорске, где судьба свела его с Екатериной Быховец. Именно этой девушке поэт посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Впоследствии Екатерина Быховец вспоминала, что поэт питал к ней очень нежные чувства. Однако такое отношение объяснялось очень просто, так как эта юная особа внешне очень напоминала Лермонтову Варвару Лопухину. Поэтому неудивительно, что обращаясь к Екатерине Быховец в стихах, поэт отмечает: «люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою». Таким образом, из этой фразы становится очевидно, что Лермонтов действительно поставил крест на взаимоотношениях с Варварой Лопухиной, хотя это решение далось ему непросто. Мысленно он по-прежнему рядом со своей избранницей. Поэтому автор признается, что когда смотрит на юную Екатерину Быховец, то занят «таинственным разговором», который ведет в душе. «Но не с тобой я сердцем говорю», — подчеркивает поэт.

При этом Лермонтов понимает, что Варвара Лопухина исчезла из его жизни окончательно и бесповоротно. Мысленно он хоронит ее образ, однако сердцу не прикажешь . Именно по этой причине в облике другой он пытается отыскать такие знакомые и милые черты, надеясь увидеть в глазах своей собеседницы «огонь угаснувших очей». Примечательно, что Лермонтов, никого не впускавший в свой внутренний мир, во время краткого знакомства с Екатериной Быховец оказался на удивление откровенным. Возможно, поэт предчувствовал свою скорую гибель и понимал, что пусть через третье лицо, но в последний раз признается в любви к Лопухиной. По воспоминаниям Екатерины Быховец, поэт мог часами говорить о той, которой принадлежало его сердце, но при этом вспоминал он ней в прошедшем времени.