Что разрешается есть в петровский пост. Напитки прохладительные и десертные

Один из двух больших летних постов – Петров пост – установлен в честь святых апостолов Петра и Павла. Время поста разнится год от года – меняется как дата его начала, так и продолжительность. Столь нечеткие границы обусловлены зависимостью постных дней от Пасхи: чем раньше наступает Святое воскресенье, тем дольше длится пост.

Петровский или Петров пост имеет и второе название – Апостольский. Имя свое он получил в честь двух апостолов – Петра и Павла, и включен в церковный календарь как дань памяти их великим деяниям.

Петровский пост в 2017 году: какого числа начинается и когда заканчивается

Дата начала петровского поста напрямую зависит от Пасхи. Петров пост в 2017 году, равно как и в прочие года, наступает сразу после Троицы, в Духов понедельник. Потому и ответ на вопрос, какого числа начинается петров пост, каждый год будет разным. Зато окончание Петрова поста всегда в один день – 11 июля, перед днем апостолов Петра и Павла.

Так как Пасха в 2017 году 16 апреля, то Петров пост начнется спустя 51 день после святого праздника, то есть 12 июня. В 2017 году Петровский пост продлится ровно месяц.

История

Первые упоминания о Петровском посте относятся к III веку. Однако во времена первых христиан этот пост носил не регулярный, а скорее вариативный характер. Дело в том, что на протяжении нескольких столетий – предположительно со II-III до IV-V веков Петровский пост заменял Великий, то есть исполнялся теми, кто по каким-либо причинам не мог поститься накануне Пасхи. Продолжительность и даты начала и окончания поста были слегка иными, а свой окончательный вид для православных христиан он приобрел уже в IX-XI веках.

Роль Первоапостолов Петра и Павла в православии очень важна, а потому и Петров пост считается одним из обязательных к исполнению для истинно верующего. Православные христиане начинают готовиться к посту с молитвы и чтения деяний святых.

Меню на Петров пост в 2017 году

В отличие от других постов – Рождественского или Великого – Петров пост достаточно мягок и не требует непосильных жертв при его соблюдении. Главная его особенность – в период поста разрешено употреблять рыбу (исключая, разумеется, среду и пятницу).

Основная схема приема пищи в Петровский пост достаточно проста.

В понедельник (а пост начинается с Духова понедельника) разрешено употреблять горячую пищу без масла – постные каши (гречневую, рисовую, перловую, ячневую, овсяную), сваренные на воде даже без капли растительного (подсолнечного, оливкового) масла.

Попробуйте усилить вкус привычной каши, добавив в нее сухофрукты – изюм, курага или орехи будут отлично сочетаться с овсянкой, а некоторым любителям понравится и ячневая каша с фруктами. Можно смешать кашу с грибами, предварительно отваренными и порезанными на мелкие кусочки. Еще один вариант добавок в каши – запеченные или обжаренные на гриле овощи. Здесь особенно удачными вариантами окажутся мясистые болгарские перцы (только снимите с них предварительно шкурку), толстостенные помидоры и молодые кабачки.

Читайте также на нашем сайте о , а также о том, какие еще будут посты в 2017 году.

Вторник, четверг и суббота – основные дни поста. В это время разрешена любая постная пища плюс рыба. Пост нестрогий, потому разрешается употребление в пищу растительного масла. Такой широкий выбор разрешенных продуктов открывает поистине безграничные возможности для меню! Перечь блюд просто огромен – от банальной жареной рыбы до тарталеток с рыбным или овощным паштетом, от привычных супов и до расстегаев или запеченных в открытой печи пирогов. Под запретом лишь продукты животного происхождения – мясо, молоко и молочные продукты, яйца и все блюда из них.

Среда и пятница – скромные дни. В эти дни необходимо соблюдать строгий пост – сухоядение. Запрещена не только пища животного происхождения, но и рыба, и даже растительное масло. Особо ревностные христиане воспринимают эти дни поста как время питаться лишь водой и хлебом.

Воскресенье – самый благостный день поста. К разрешенному меню вторника, четверга и субботы добавляется еще один продукт – вино. Правда, пить его можно лишь в небольших количествах, не злоупотребляя и не допуская опьянения. Кроме того, разрешение употреблять вино не означает автоматические допуск всех алкогольных напитков, в первую очередь крепких – водки, виски, коньяка и т.д. Красное вино, особенно кагор, имеет особое смысловое значение для верующих, а потому и разрешение на его умеренное употребление выглядит абсолютно уместно.

Обязательно соблюдайте Петров пост в 2017 году — от этого также ваш организм получит пользу и здоровье.

Какого числа будет Петров пост в 2019 году? В 2019 году Петров пост длится с 24 июня по 11 июля.

В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника (Пятидесятницы) начинается , в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2019 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Апостолы Петр и Павел были призваны на служение Иисусу Христу и Церкви по-разному, однако по преданию оба окончили свою жизнь мученически — апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а Павел — обезглавлен мечом. Поэтому Петров пост еще называется Апостольским.

Начало Петровского поста не имеет постоянной даты — он всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) - в 2017 году выпадает на 12 июня, отмечает Sputnik Грузия.

А дата Троицы зависит от дня празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты и длится от 8 до 42 дней.

Суть и значение поста

Петров пост установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви. Раньше его называли постом Пятидесятницы. Петровским или Апостольским пост стал после возведения храмов Святым апостолам Петру и Павлу в Константинополе и Риме.

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году, призывает к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями и готовит христиан постом и молитвой к празднованию дня Святых апостолов Петра и Павла.

Священнослужители считают, что духовная жизнь без поста невозможна — эта истина подвижническая, за которую заплачено кровью. Но Петров пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов.

Согласно Евангелию, главный враг не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. История помнит случаи, когда крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам, а пост напоминает о такой опасности, отмечают служители церкви.

Для христианина голод, отказ от пищи сами по себе не являются благом, так как потребность в пище естественна для человека. Пост служит воспитанию воли, которая важна для нравственности, так как постясь человек учится подчинять свои телесные потребности духу.

© Sputnik / Юрий Кавер

В дни поста церковь призывает задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии — одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять — высший духовный подвиг.

Петров пост также дан для того, чтобы наверстать упущенное в Великом посту. Это выход для тех, кто по болезни, в путешествии, или по другим причинам не смог соблюдать Великий пост перед Пасхой.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Петров пост, в отличие от Великого, не такой строгий. Начинается он в понедельник, на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы). В 2017 году он выпадает на 12 июня, а последним днем поста является 11 июля. Соответственно в 2017 году он длится 30 дней.

В этот период также нельзя есть мясо, молочную продукцию, яйца, но разрешается рыба в некоторые дни недели. Основу постного стола составляет овощи, зелень и блюда, приготовленные из них, а также крупы, фрукты, ягоды и сухофрукты.

Во время этого поста на понедельник предписано употребление горячей пищи без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед). А в выходные дни допускается немного вина.

© Sputnik / MARIA TSIMINTIA

Исключение составляет последняя пятница Петровского поста, которая выпадает на 7 июля. В этот день православная церковь празднует Рождество Иоанна Предтечи - Крестителя Спасителя, поэтому вкушать рыбу разрешается.

День памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который празднуют 12 июля, не входит в пост. Однако, если он выпадает на среду или пятницу, то является постным, но невысокой степени строгости - разрешена пища с маслом, рыба и вино.

Святой Серафим Саровский говорил, что "истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему (голодному, жаждущему)… Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много".

Как нужно поститься

Петров пост считается самым легким постом за весь календарный год. Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником и лечащим врачом, если у вас есть какие-либо хронические заболевания.

Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам, для которых Уставом предусмотрены более строгие правила. Во время поста из меню также следует исключить продукты быстрого приготовления, то есть фаст-фуд, кондитерские изделия и выпечку.

В тоже время следует помнить, что пост — это духовное очищение и только на втором месте стоит воздержание от пищи. Оно должно способствовать не потере веса, а укреплению в человеке духовного начала. Поэтому очень важно во время поста молиться, исповедаться и причащаться.

Но, если мирянину по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста, он может ограничивать себя в иных, негастрономических вещах. Например, не смотреть в пост телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Традиции и обычаи

По церковным канонам, таинство брака — венчание не совершается в период церковных праздников, постов и индивидуальных храмовых праздничных дней. Соответственно, свадьба во время Петровского поста и в Петров день не разрешена.

Чтобы прожить долгой и счастливой семейной жизнью, рекомендуется переждать Петров пост. Также нужно отложить зачатие детей до окончания поста. Согласно народным обычаям, свадьба в Петров пост не проводилась и по другим причинам.

Петров пост проводится летом, в сезон разгара полевых работ, поэтому сложилась многовековая традиция не проводить свадьбы в это время. Этой традиции придерживается и современная сельская молодежь.

Еще более древняя традиция утверждает, что души умерших в это время посещают Землю, и веселые празднования являются неуважением к их памяти.

Приметы на Петров пост

Во время поста не стоит стричься — волосы будут редкими. В пост не шьют и не занимаются рукоделием — руки будут слабые. Кто в Петров пост деньги даст в долг, тот сам три года из долгов не вылезет.

© Sputnik / Евгений Панасенко

Брак, заключенный в пост, — недолгий, в семье не будет согласия, и она скоро распадется. Если в Петров пост, на исходе луны, дотронуться бородавкой до сухой ветки, сказав при этом: как в пост на блюде мясо пусто, так чтобы и бородавке было негусто, — то бородавка засохнет и отпадет. Если поминки совпали с постом, то по правилам и помины должны быть постными. Но нет ничего страшного и в том, что на столе в такой день стояла скоромная еда. Если во время поста, при застолье, кто-нибудь будет уговаривать постящегося человека поесть мяса, высмеивая его или пост, то он будет тяжело и долго умирать.

Петров пост — не время для гаданий, обрядов, выполнения магических ритуалов. Так вы можете накликать беду на себя и своих близких, оставшись без поддержки высших сил. Лучше посвятить время молитвам и искренне попросить желаемого у Неба.

Если в первый день поста идет дождь, то урожай будет отменным. Три дождя за один день — год обещает быть богатым на радостные события.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Кстати, не пропустите: у Sputnik Молдова активные ленты в

Реклама

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Петров пост в 2017 году начинается в понедельник, 12 июня. В чем его особенность? Какова продолжительность этого, одного из четырех основных в православной церкви, постов? В чем себя ограничить, а что дозволяется есть? Об этом рассказывает магистр богословия Карлового государственного университета в Праге Надежда СКВАРНИК.

Почему пост называется Петровым?

На самом деле, это народное название, на церковном языке он называется иначе - Апостольским. Его окончание приходится на праздник двух святых первоверховных христианских апостолов – Петра и Павла, отсюда и пошло название, которое со временем сократилось до просто «Петров пост».

Почему именно эти два апостола?

На самом деле, апостолов в христианской церкви было больше - 12 непосредственно учеников Христа, и еще 70 «отобранных».

Но именно апостолы Петр и Павел отличались друг от друга как небо и земля. Их жизненные пути были настолько несхожи, что кажется невероятным, как они вообще могли встретиться.

Апостол Петр - простой галилейский рыбак, ближайший ученик и сподвижник Христа, вспыльчивый и в какой-то момент отрекшийся от него, раскаявшийся и уверовавший так, что вера его стала скалой, на которой и было основана христианская церковь.

Апостол Павел (до своего обращения именовавшийся Савлом), еврей-фарисей, с хорошим образованием - он относился к интеллектуальной элите. Переломным моментом в его жизни стало явление ему Христа по дороге в Дамаск, куда убежденный фарисей направлялся преследовать христиан. И круто изменивший там всю свою жизнь.

Жизнь обоих апостолов оборвалась в Риме: Петра распяли на кресте вниз головой, Павлу отсекли мечом голову.

Этот пост считается нестрогим: мирянам предписывается воздерживаться от молочной и мясной пищи, однако можно есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Понедельник, среда и пятница (12 июня, 14 июня, 16 июня, 19 июня, 21 июня, 23 июня, 26 июня, 28 июня, 30 июня, 3 июля, 5 июля, 7 июля, 10 июля):

сухоедение – в рацион нельзя добавлять вареную пищу и растительное масло. При сухоедении разрешается употреблять хлеб, соль, свежие фрукты и овощи, сухофрукты, орехи и мед. Чтобы не навредить здоровью, рекомендуется пить побольше воды;

есть можно один раз в день после 15:00.

Вторник, четверг (13 июня, 15 июня, 20 июня, 22 июня, 27 июня, 29 июня, 4 июля, 6 июля, 11 июля):

можно употреблять вареные блюда, но без масла;

есть можно дважды в день.

горячая пища с растительным маслом. Также можно приготовить рыбу;

есть можно дважды в день.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Петровский (Петров) пост — один из четырех постов, установленных православной церковью, начинается неизменно через неделю после дня Святой Троицы в понедельник - в 2018 году выпадает на 4 июня.

Петров пост, который также называют Апостольским, завершается всегда 12 июля — в день памяти Святых апостолов Петра и Павла, поэтому продолжительность поста зависит от даты празднования Пасхи и в разные годы длится от 8 до 42 дней.

Петров пост считается нестрогим — мирянам в этот период следует воздерживаться от молочной и мясной пищи, но можно вкушать рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Когда и зачем установили пост

Петровский пост, который раньше называли постом Пятидесятницы, установлен в апостольские времена и относится к самым первым временам православной церкви.

Но особенно он утвердился после того, как были построены в Риме и Константинополе храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение церквей свершилось 29 июня (по новому стилю — 12 июля) и с тех пор этот день стал особенно торжественным как на Востоке, так на Западе.

© photo: Sputnik / Владимир Федоренко

Именно в честь этого праздника пост называется Петропавловским (сокращенно Петровским) или апостольским - в православной церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает к этому посту по примеру Святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа, постом и молитвою готовили себя к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.

Петровский пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Евангелие гласит, что главным врагом является не тот, который убивает тело, а тот, который коренится внутри души.

Часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд.

По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится как должно и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы почти всегда постились".

Два разных пути к Иисусу

Святые апостолы Петр и Павел были очень разными, как и пути, которые привели их к Иисусу. Симон, прозванный Петром, старший брат апостола Андрея Первозванного, простой, необразованный, бедный рыбак, был одним из любимых учеников Христа.

Верный ученик Христа, Петр с самого начала всюду следовал за своим Учителем. Он был свидетелем почти всех событий земной жизни Спасителя, а том числе Его Преображения на горе Фавор и молитвы в Гефсиманском саду. Петр проповедовал учение Христово в основном среди таких же простых иудеев, как он сам.

© photo: Sputnik / Рыбчинский

Савл, в последствии названный Павлом, сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, "книжник и фарисей". Он принадлежал к числу тех ревнителей Закона, которые стремились в точности исполнить все его требования.

Будущий апостол, который не знал Иисуса Христа в Его земной жизни, преследовал христиан как богохульников и отступников от иудейского закона. В своем рвении он даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными.

Но однажды ему явился Сам Христос. После этого видения страшный враг христиан раскаялся и стал трудиться на их благо. Он проповедовал Христа не только среди евреев, но и среди язычников — людей, которые не знали Единого Бога. Благодаря его усилиям христианство перестало быть чисто еврейским религиозным движением.

Пути Господни неисповедимы

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их теми, кем они стали. Савлу Воскресший Иисус Христос явился по дороге в Дамаск и спросил его: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?". С этого момента в его жизни изменилось все - он "прозрел", принял христианство и посвятил свою жизнь проповеди Того, Кого он прежде гнал.

Для Петра таким переломным моментом стало отречение — накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, на что Христос ответил: "…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня". Пророчество сбылось — до первого крика петуха Петр трижды отрекся от Иисуса Христа.

Только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: "…Паси овец Моих". Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: "Любишь ли ты Меня?" Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но трижды отрекшийся — трижды исповедал свою любовь.

Петр и Павел — вдохновенный простец и неистовый оратор, олицетворяют собой духовную твердость и разум - два столь необходимых миссионерских качества.

По преданию, оба великих апостола были казнены за веру в один день. Петр был распят на кресте вниз головой, а Павел как римский гражданин был приговорен к более почетной казни — ему отрубили голову.

Когда завершается пост

Несмотря на то, что Петровский пост не имеет конкретной даты начала - завершается он всегда 12 июля. В этот день православная церковь поминает первоверховных апостолов Петра и Павла.

Это древний праздник, который называют по-разному — "Петров день" или "Петровки" и так далее, а полное название звучит так - День святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

История данного праздника уходит своими корнями в глубокую древность, когда еще в 258 году в этот день в Рим были перенесены мощи этих апостолов. Однако содержание данного события утратилось в веках, и теперь этот праздник воспринимается как поминание мученичества обоих апостолов.

Церковь призывает в этот день задуматься о смирении и мученичестве, а также оценить духовный подвиг каждого из апостолов. Мученичество в православии - одно из ключевых явлений. Именно пойти на муки и смиренно их принять - высший духовный подвиг.

В этот день служится божественная литургия в память о первоверховных апостолах. Если праздник приходится на среду или пятницу, он включается в Петров пост и является постным, а если на остальные будние дни недели, тоже входит в Петров пост, но в меню допускается некоторое послабление: к примеру, допускается растительное масло, яйца, молочные продукты.

Ну а если праздник выпадает на выходные, то поста в этот день нет, соответственно можно вкушать все, что душа пожелает.

Материал подготовлен на основе открытых источников