Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня. Задания и упражнения по коррекции речи для детей с онр Занятия с детьми онр 3 уровня

Если Вы заметили у своего ребенка проблемы с речью, необходимо срочно принимать меры - обратиться в центр «Логопед 0+» для скорейшей диагностики, распознавания проблемы и принятия мер по ее устранению. ОНР 3 уровня достаточно часто диагностируется у детей дошкольного возраста. Логопеды центра уже накопили немалый опыт по преодолению данного недуга и готовы в любой момент прийти на помощь.

Давайте подробнее рассмотрим основные характеристики именно этого уровня общего недоразвития речи. Так как проблема эта комплексная, специалист на первом занятии одновременно уделит внимание лексическим, грамматическим и фонематическим навыкам ребенка. Как правило, дети с онр iii уровня имеет проблемы со всеми сторонами речи.

В отличие от двух других уровней, этот характеризуется более связной речью у ребенка, который может рассказать небольшой рассказ по картинке или описать свою семью. Текст будет состоять не только из простых предложений, но и сложносочиненных. Объем словарного запаса достаточно большой и ребенок активно им пользуется. Однако, ошибок в применении слов достаточно много. Правильно построенные предложения могут чередоваться с неправильными.

В основном трудности возникают с употреблением существительных во множественном числе («око» - «оки» вместо «очи»); дифференциацией шипящих, свистящих звуков. В устной речи дети с онр iii уровня стараются не использовать трудные слова и выражения, избегают прилагательных и наречий.

Выявление ОНР 3 уровня у ребенка

Провести полноценную диагностику, правильно определить проблему и подобрать методы коррекции под силу только профессионалу. Благодаря тщательному изучению медицинских заключений и документов, беседе с родителями и пациентом, логопед может составить полную картину заболевания и подобрать схему коррекции, которая приведет к полному восстановлению речи малыша.

Важным этапом диагностики ОНР 3 уровня у ребенка будет беседа с ним, на которой максимально полно будет проведен анализ:

  • Словарного запаса. Какие части речи преобладают в нем;
  • Артикуляционного аппарата и его моторики;
  • Способности составить небольшой рассказ;
  • Пересказать услышанный текст;
  • Насколько правильно ребенок использует окончания, ударения, измененные формы слов в единственном и множественном числе;
  • Общей моторики, как ребенок двигается и пр.

Все эти приемы помогут логопеду установить нарушения и принять правильное решение по назначению курса коррекции ОНР 3 уровня речевого развития.

Занятия с ребенком ОНР 3 уровня

Работа с детьми ОНР 3 уровня может проходить как в группах, так и в индивидуальном порядке. Особенно формат «на дому» рекомендован малообщительным и замкнутым детям, для которых дополнительным стрессом будут чужие люди и незнакомая обстановка. Дома в окружении привычных вещей, своих игрушек и любимых предметов найти контакт будет гораздо легче, а продуктивность занятия с ребенком онр 3 уровня будет выше.

Также такой вариант встреч будет предпочтительнее, если предсказать реакцию малыша на чужого обстановку родители не могут. Следует попробовать несколько индивидуальных занятий, дать ребенку привыкнуть, а потом переходить на встречи в небольших группах.

Как правило, средний возраст пациентов с этой патологией 4-5 лет. Дети с онр iii уровня уже понимают, что они не такие как все и могут еще больше закрыться в себе. Поэтому поддержка родителей и близких людей очень важна в этот период. Не стоит ограничиваться исключительно занятиями с логопедом, родители могут продолжать их и дома в форме интересных и увлекательных игр.

Приемы, которыми пользуется логопед в своей работе, направлены на:

  • Развитие навыка понимания речи;
  • Тренировку внимания, памяти и осмысления;
  • Умение распознавать временные формы глаголов, количественные формы существительных;
  • Расширение лексикона, запоминание новых слов. Они должны быть разных частей речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия и пр.;
  • Развитие активной познавательной деятельности. Необходимо заинтересовать ребенка и привить ему желание познавать окружающий его мир и пр.

Логопедический центр «Логопед 0+» окажет профессиональную помощь и проконсультирует родителей, столкнувшихся с проблемой ОНР 3 уровня у ребенка. Вовремя выявленный недуг и правильно подобранные методы коррекции - это залог успеха в лечении!

Общее недоразвитие речи (в дальнейшем именуемое просто как ОНР) – это патология, которая очень часто встречается среди современных дошкольников. Медики условно разделяют этот диагноз на :

  • речь не присутствует совсем (ОНР 1 уровня);
  • словарный запас у малыша очень скудный, не соответствующий норме у сверстников в его возрасте ();
  • речь присутствует, но сильно искажается смысл слов и предложений (ОНР 3 уровня);
  • при составлении словосочетаний и предложений допускаются заметные ошибки в грамматике (ОНР 4 уровня).

Информация, приведенная ниже, содержит в себе подробную характеристику ОНР 3 уровня: его причины, симптомы и методы лечения. Всем родителям важно понимать, что от патологии на 3ей стадии можно избавиться полностью, если не запускать ситуацию, а уделять достаточно времени коррекционной работе и развитию своего малыша.

Причины и признаки патологии

Общее недоразвитие речи 3 уровня встречается у многих детей дошкольного возраста, ведь на его проявление влияет сразу несколько факторов. Не во всех случаях возникновение этой патологии даже зависит каким-либо образом от родителей, иногда она приобретается уже в детском возрасте или формируются еще в материнской утробе без влияния каких-либо внешних факторов.

  1. то, как долго длится состояние недоразвития у ребенка;
  2. когда именно начались отклонения;
  3. какие симптомы чаще всего проявляются;
  4. насколько сильно выражена патология;
  5. какие заболевания ребенок переносил ранее.

На основании общей объективной оценки всех этих показателей составляется индивидуальный курс лечения. Коррекционная работа при ОНР 3 уровня имеет следующие цели:

  • установление правильного звукопроизношения и верного построения слов в предложении ();
  • развитие навыков грамматического построения речи;
  • усложнение речевого выражения мыслей, развитие навыка выражаться более глубоко и детально;
  • установление постоянного использования в речи сложных предложений.


Основной процесс коррекции ОНР 3 уровня проходит под контролем квалифицированных врачей. После того, как логопед выдал заключение с подтверждением наличия патологии и установлением ее формы, он назначает ряд лечебных мер, способных восстановить развитие ребенка в нужном темпе.

Помимо работы, которая проводится на лечебных занятиях, логопеды настоятельно рекомендуют родителям как можно больше времени уделять самостоятельной работе с малышом. Одной из самых эффективных мер, применяемых родителями, считается игра «Поймай слог» или «Поймай слово». Ее смысл в том, чтобы диктовать ребенку несколько готовых слов, в которых будет присутствовать один и тот же слог (или предложения со словами – в другой версии игры). Малыш должен услышать этот слог (слово) и уже сам назвать другие элементы речи, в которых он присутствует.

Такая игра интересна и ребенку, т. к. он проводит время с родителями, и полезна для родителей, ведь с ее помощью они точно могут определить, на какой стадии сейчас прорабатывается ОНР у малыша.

Профилактика

Лучшая профилактика для любого ребенка – это, конечно, внимание родителей. Поскольку ОНР 3 уровня гораздо проще в лечении, восстановиться после этой стадии отклонения не очень тяжело, но лучше все же его совсем не допустить. Для того чтобы исключить риски, родители могут принять следующие меры:

  1. в младшем возрасте как можно лучше оградить ребенка от вирусных и инфекционных заболеваний;
  2. уделять большое количество времени развитию навыков коммуникации – общаться с малышом и поддерживать его желание общения со сверстниками, помогать в разрешении любых недопониманий;
  3. не допускать возможных травм головного мозга;
  4. как можно сильнее стимулировать речевую активность у ребенка с самого раннего возраста.

В заключение

Конечно же, малыш должен развиваться и самостоятельно – родители не должны быть рядом при каждом его шаге. Однако никогда не нужно забывать, что любые патологии развиваются только из-за того, что не были замечены взрослыми вовремя.

Поэтому, если есть подозрения на любые отклонения в развитии, – лучше перестраховаться и обратиться к врачу за консультацией, а когда опасения подтвердятся, немедленно принимать меры.

Современный мир перенасыщен информацией, средствами общения, к книгам открыт широкий доступ, создано множество образовательных и развлекательных детских каналов. Казалось бы, в такой среде речь у детей должна развиваться без каких-либо трудностей, и кабинеты логопедов уйдут в прошлое. Однако это не так. Плохая экология, во многом культурная деградация, пониженная степень психологической защиты - все это отражается на развитии речи малыша. Некоторым детям логопед ставит диагноз "общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня", характеристика которого указывает на то, что ребенку требуются дополнительные занятия. Полноценное развитие каждого малыша прежде всего зависит от старания его родителей. Они обязаны вовремя обращаться за помощью к специалистам, заметив какие-то отклонения в формировании личности своего чада.

Характеристика ОНР

ОНР наблюдается у детей с нормальным уровнем развития интеллекта, соответствующим их возрасту, при этом не имеющих каких-либо физиологических проблем со слуховым аппаратом. О такой группе пациентов логопеды говорят, что они не владеют фонематическим слухом, не различают отдельные звуки, поэтому в искаженном виде понимают смысл. Малыш слышит слова не так, как они произносятся на самом деле.

У детей с ОНР 3 уровня (характеристика представлена ниже) искажены такие речевые навыки, как словообразование, звукообразование, смысловая нагрузка слова, а также грамматический строй. При разговоре старшие дети могут допускать ошибки, присущие боле раннему возрасту. У таких детей темпы развития речи и психики не соответствуют друг другу. При этом малыши с ОНР ничем не отличаются от своих сверстников по развитию: они эмоциональны, активны, играют с удовольствием, понимают речь окружающих.

Типичные проявления ОНР

Типичными проявлениями общего недоразвития речи считаются следующие показатели:

  • разговор малопонятен и неразборчив;
  • фразы строятся грамматически неправильно;
  • речевое взаимодействие имеет низкую активность, слова воспринимаются с отставанием при их самостоятельном использовании;
  • первое произношение первых слов и простых фраз в позднем возрасте (вместо 1,5-2 лет в 3-5 лет).

При общем развитии психики:

  • новые слова плохо запоминаются и произносятся, память неразвита;
  • последовательность действий нарушена, простые инструкции выполняются с большим трудом;
  • внимание рассеяно, нет навыков, чтобы сосредоточиться;
  • логическое словесное обобщение затруднено, нет навыков анализа, сравнения предметов, разделения их по признакам и свойствам.

Развитие мелкой и крупной моторики:

  • мелкие движения выполняются с неточностями и ошибками;
  • у ребенка движения замедлены, есть склонность к застыванию в каком-то одном положении;
  • координация движений нарушена;
  • ритмика неразвита;
  • при выполнении двигательных заданий просматривается дезориентация во времени и пространстве.

Характеристика ОНР 3 уровня, как, впрочем, и остальных уровней, содержит в себе перечисленные проявления в той или иной степени.

Причины ОНР

Специалисты не находят в функционировании нервной системы и головного мозга детей с ОНР грубых патологий. Чаще всего источниками речевого отставания считаются социальные либо физиологические причины. Это могут быть:

  • перенесенные при беременности либо наследственные заболевания матери;
  • в период вынашивания малыша у матери были нервные перегрузки;
  • вредные привычки при беременности (алкоголь, курение);
  • получение каких-либо травм при родовспоможении;
  • очень ранняя или слишком поздняя беременность;
  • инфекции, сложные заболевания у малыша в грудном возрасте;
  • возможны травмы головы у ребенка;
  • неблагополучие в семье, где малыш переживает ранние стрессы;
  • нет эмоционального контакта между малышом и родителями;
  • в доме неблагоприятная моральная обстановка;
  • скандальные, конфликтные ситуации;
  • недостаток общения и внимания;
  • заброшенность малыша, грубая речь у взрослых.

Классификация. ОНР 1 уровня

Общее недоразвитие речи классифицируется по четырем уровням, каждый из которых имеет свои особенности. ОНР 1 уровня во многом отличается от ОНР 3 уровня. Характеристика речи при патологии 1 уровня: лепет, звукоподражание, куски маленьких фраз, части слов. Малыши нечетко произносят звуки, активно помогают мимикой и жестом - все это можно назвать навыками младенцев.

Дети активно проявляют интерес к окружающему миру, общению, но при этом разрыв между активным и пассивным словарным запасом намного больше нормы. Также к характеристикам речи можно отнести следующее:

  • произношение звуков смазано;
  • преобладают односложные, иногда двусложные слова;
  • длинные слова сокращаются до слогов;
  • слова-действия заменяются словами-предметами;
  • разные действия и разные предметы могут обозначаться одним словом;
  • разные по своему значению слова, но созвучные могут путаться;
  • в редких случаях речь отсутствует совсем.

Уровень 2

ОНР 2, 3 уровня характеристики имеет в чем-то схожие, но есть и существенные отличия. На 2 уровне происходит повышение развития речи. Усваивается большее количество общих слов, используются простейшие фразы, словарный запас постоянно пополняется новыми, чаще искаженными словами. Дети уже осваивают в простых словах грамматические формы, чаще с ударными окончаниями, различают множественное, единственное число. К особенностям 2 уровня относятся следующие:

  • звуки произносятся с большим трудом, часто заменяются более простыми (звонкие - глухими, шипящие - свистящими, твердые - мягкими);
  • грамматические формы осваиваются спонтанно, не связываются со смыслом;
  • речевое самовыражение бедное, словарный запас скуден;
  • разные предметы и действия обозначаются одним словом, если они как-то схожи (сходство в назначении или внешне);
  • незнание свойств предметов, их названий (размера, формы, цвета);
  • прилагательные и существительные не согласованы; замена или отсутствие в речи предлогов;
  • невозможность слаженно отвечать без наводящих вопросов;
  • окончания употребляются беспорядочно, заменяются одно другим.

Уровень 3

Характеристика детей с ОНР 3 уровня выглядит так: общие речевые навыки отстают, но уже присутствует построение фраз и развернутая речь. Детям доступны уже основы грамматического построения, простые формы употребляются правильно, используются многие части речи, более сложные предложения. Жизненных впечатлений в этом возрасте уже достаточно, словарный запас увеличивается, предметы, их свойства и действия называются правильно. Малыши способны составлять несложные рассказы, но все-таки испытывают свободу общения. ОНР 3 уровня характеристику речи имеет следующую:

  • в целом нет активного словарного запаса, выражена бедность лексики, недостаточно используются прилагательные, наречия;
  • глаголы применяются неумело, прилагательные с существительными согласовываются с ошибками, поэтому грамматический строй неустойчив;
  • при построении сложных фраз союзы употребляются неверно;
  • нет знаний подвидов птиц, животных, предметов;
  • вместо профессий называются действия;
  • вместо отдельной части предмета называется весь предмет.

Примерная характеристика на дошкольника

Характеристика на дошкольника с 3 уровнем ОНР выглядит следующим образом:

Артикуляция : анатомия органов без аномалии. Саливация повышена. Точность движений и объем страдают, ребенок не способен долго удерживать органы артикуляции в определенном положении, нарушена переключаемость движения. При артикуляционных упражнениях повышается тонус языка.

Речь : общее звучание маловыразительно, слабо-модулированный тихий голос, дыхание свободно, ритм и темп речи нормальный.

Звукопроизношение: существуют нарушения произношения сонорных звуков. Шипящие поставлены. Происходит автоматизация звуков на уровне слов. Контроль за произношением звуков, свободная речь контролируема.

Фонематическое восприятие, синтез и звуковой анализ : представления фонематические формируются с запозданием, уровень недостаточен. На слух ребенок выделяет заданный звук из слогового, звукового ряда, а также ряда слов. В слове место звука не определяется. Не сформированы навыки звукового и буквенного анализа, а также синтеза.

Слоговая структура : Слова, имеющие сложную слоговую структуру, произносятся с трудом.

Если поставлен диагноз "общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня", характеристика (5 лет - возраст, когда многие родители уже готовят деток к школе, посещают специалистов) должна включать в себя все вышеперечисленные пункты. Детям в этом возрасте должно уделяться предельное внимание. Проблемы с речью поможет разрешит логопед.

Речь при ОНР 3 уровня

Характеристика речи детей с ОНР 3 уровня:

Пассивный, активный словарь : бедность, неточность запаса. Ребенок не владеет названием слов, которые выходят за рамки ежедневного общения: не может назвать части тела, название животных, профессий, действий, с которыми они связаны. Есть трудности при подборе однокоренных слов, антонимов, синонимов. Пассивный словарный запас намного выше активного.

Грамматический строй : логопедическая характеристика ребенка с ОНР 3 уровня указывает на то, что при образовании слов, их согласовании с другими частями речи наблюдаются аграмматизмы. Ребенок ошибается при подборе множественного числа существительного. Наблюдаются нарушения при образовании слов, которые выходят из рамок повседневной речи. Словообразовательные навыки с трудом переносятся на новую речь. Используются в изложении в основном простые предложения.

Связная речь : прослеживаются трудности в развернутых высказываниях, языковом оформлении. Последовательность в рассказе нарушена, есть смысловые пропуски в сюжетной линии. В тексте нарушаются временные и причинно-следственные связи.

Дети дошкольного возраста с ОНР 3 уровня характеристику в 7 лет получают от логопеда, который проводит с ними занятия. Если результаты занятий с логопедом не приносят должного результата, необходимо обратитЬся за консультацией к неврологу.

Уровень 4

Выше была приведена примерная характеристика ОНР 3 уровня, 4-й несколько отличается. Основные параметры: словарный запас у ребенка заметно повышен, хотя есть провалы в лексике и грамматике. Новый материал усваивается с трудом, заторможенное обучение письму и чтению. Дети правильно употребляют простые предлоги, длинные слова не сокращают, но все-таки часто наблюдается выпадение из слова каких-то звуков.

Сложности речи:

  • вялая артикуляция, речь нечеткая;
  • повествование тусклое, не образное, дети изъясняются простыми предложениями;
  • в самостоятельном рассказе логика нарушается;
  • выражения подбираются с трудом;
  • притяжательные и уменьшительно-ласкательные слова искажены;
  • свойства предметов заменяются приблизительными по смыслу;
  • названия предметов подменяются словами с похожими свойствами.

Помощь психолога

Характеристика детей с ОНР 3 уровня указывает на необходимость занятий не только с логопедом, но и с психологом. Исправить недостатки помогут комплексные меры. Из-за речевого нарушения такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, им трудно сосредоточиться на задании. Работоспособность при этом снижается.

Во время логопедической коррекции необходимо подключать психолога. В его задачу входит повышение мотивации к обучению и занятиям. Специалист должен провести психологическое воздействие, которое будет направлено на развитие концентрации внимания. Рекомендуется проводить занятия не с одним, а с небольшой группой малышей. Важно учитывать самооценку ребенка, заниженная тормозит развитие. Поэтому специалист должен помочь детям с ОНР поверить в свои силы и успех.

Комплексное коррекционное воздействие

Педагогический подход к исправлению ОНР - процесс непростой, здесь требуется структурное, специальное выполнение поставленных задач. Наиболее эффективно проводится работа в специализированных учреждениях, где работают квалифицированные педагоги. Если, кроме ОНР, установлен диагноз «дизартрия», терапия строится с учетом всех патологий. К коррекционному воздействию может добавляться медикаментозное лечение. Здесь участие должен принимать невролог. Специальные учреждения, центры своей целью ставят исправление недостатков развития интеллектуальных функций и коррекцию недостатков коммуникативных навыков.

Первое, что хочется сказать родителям: не стоит отчаиваться, если ребенок страдает ОНР. Не нужно конфликтовать с педагогами, специалистами, если они ставят диагноз "ОНР 3 уровня". Это лишь поможет вовремя принять меры. Занятия с малышом помогут быстрее скорректировать его речь, разобраться с патологиями. Чем скорее вы вникнете в суть проблемы, начнете действовать совместно со специалистами, тем быстрее процесс восстановления повернет в нужно русло.

Лечение может быть длительным, и от родителей во многом зависит его исход. Наберитесь терпения и помогите своему малышу войти в мир с уверенной, развитой речью.

Нарушение речи в настоящее время становится все более распространенным речевым отклонением среди детей дошкольного возраста. Особенно часто встречается ОНР 3 уровня, характеристики на которое часто составляют не только логопеды, но и психологи. Эта патология поддается коррекции при лечении у врача-логопеда.

Для максимально быстрого распознавания болезни важно знать, что может спровоцировать развитие данного состояния, чем характеризуется ОНР 3 типа, каким образом данное состояние лечат, возможно ли полностью скорректировать нарушение без последствий.

Под общим недоразвитием речи понимают искажение какой-либо речевой характеристики (грамматической, семантической или слуховой) при нормальном интеллектуальном формировании и достаточном уровне слуха ребенка. Данное отклонение классифицируется как речевое расстройство.

В зависимости от степени проявления нарушения выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

  • абсолютное отсутствие речи ();
  • скудность словарного запаса (ОНР 2 уровня);
  • присутствие речи с определенными смысловыми ошибками (ОНР 3 уровня);
  • следовые фрагменты лексико-грамматических ошибок (ОНР 4 уровня).

В логопедической практике наиболее распространен 3 уровень нарушения речи, при котором ребенок говорит с преобладанием просто выстроенных фраз без сложных оборотов.

Причины, первые признаки

Часто проблемы с речью, определяющие уровень речевого развития, предопределяются еще до рождения ребенка вследствие генетической предрасположенности или осложнений во время беременности. К наиболее распространенным причинам развития общей недоразвитости речи можно отнести:

  • резус-конфликт ребенка с матерью;
  • внутриутробное удушение плода, гипоксия;
  • травмы, возникшие при родах;
  • постоянные инфекционные заболевания в младенчестве;
  • черепно-мозговые травмы;
  • заболевания хронического характера.

К причинам психоэмоционального и психического характера можно отнести шок любой природы, место жительства или условия, неподходящие для развития коммуникативных навыков, недостаток речевого общения, внимания.

Обычно возникновение отклонения можно диагностировать в довольно позднем возрасте. На развитие ОНР может указывать длительное отсутствие речи у ребенка (в основном к 3 — 5 годам). При наличии речевой деятельности ее активность и разнообразие не являются высокими, часто произносимые слова бывают неразборчивыми и малограмотными.

Может быть снижена концентрация внимания, заторможены процессы восприятия, запоминания. В отдельных случаях наблюдается нарушение двигательной активности (особенно связанной с координацией движений) и скрытой моторики произношения.

Нередко общее недоразвитие речи 3 уровня ошибочно отождествляется с задержкой речевого развития. Это разные отклонения: в первом случае имеет место патология речевого отражения мыслей, во втором – несвоевременность появления речи с сохранением ее четкости и грамотности.

Характеристика отклонения

Для детей с ОНР 3 уровня характерно использование простых, незамысловатых слов без построения сложных предложений. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено.

При данном виде отклонения понимание текста не искажается, за исключением сложных причастных, деепричастных, дополнительных конструкций, которые встраиваются в предложения. Может быть нарушена трактовка логики повествования – дети с ОНР 3 уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.

В отличие от объем словарного запаса детей с ОНР 3 уровня обширен, так как включает слова практически всех частей речи и форм, каждая из которых находится в активном вокабуляре говорящего. Самыми употребляемыми словами у детей с таким отклонением являются существительные и глаголы ввиду общей упрощенности речи, наречия и прилагательные встречаются в устном повествовании реже.

Типичным для ОНР 3 вида является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:

  • часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы);
  • названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
  • названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
  • взаимное замещение нетождественных понятий (высокий – большой).

Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.

При не осложненных формах общего недоразвития речи 3 типа ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются. В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.

Диагностика ОНР логопедом

Диагностика речевых отклонений при любом типе ОНР на начальных этапах не различается. До осмотра врач-логопед собирает анамнез болезни, в котором указываются все особенности течения состояния в конкретном случае:

  • длительность состояния;
  • момент возникновения;
  • основные симптомы;
  • речевая характеристика детей с ОНР;
  • степень выраженности;
  • возможные речевые патологии, связанные с деятельностью речевых центров мозга ( , и т. д.);
  • особенности проявления ОНР на ранних этапах;
  • перенесенные ребенком заболевания в прошлом.

Для точной диагностики состояния необходима предварительная консультация с врачом-педиатром и невропатологом, занимающимся нарушениями детской психической деятельности.

Непосредственное обследование речевой функции включает в себя проверку всех компонентов гармоничной, связной речи. Обычно исследуются:

  • способности формирования связных мыслей (при описании изображений, пересказе и рассказе);
  • степень развитости грамматической составляющей (грамотность согласования слов в предложении, способность к изменению и образованию словоформ);
  • степень правильности звуковой передачи мысли.

На изображениях для детей с ОНР 3 уровня предлагается разделить понятие предмета и его части (ручка – чашка), соотнести профессии и соответствующие атрибуты (певица – микрофон), животных с их детенышами (кошка — котенок). Таким образом выявляется соотношение активного и пассивного запаса и их обширность.

Обширность словарного запаса исследуется для определения способности ребенка проводить аналогии, определять понятие с обозначающим его объектом и соотносить несколько связанных между собой понятий.

При подтверждении диагноза ОНР проводится исследование способности к запоминанию посредством слуховой памяти. Анализируется степень правильности произношения слов, грамотность построения слогов, фонетическая составляющая речи и особенности моторики речевой деятельности ребенка. Оцениваются также навыки ребенка в сфере речевого этикета.

ОНР 3 типа предполагает:

  • незначительное изменение звукового произношения и слоговой передачи слов;
  • наличие негрубых грамматических ошибок при построении предложений;
  • избегание произношения сложных предложений;
  • упрощенность речевого отражения мыслей.

По результатам обследования врач-логопед делает заключение о наличии или отсутствии ОНР, при необходимости назначая ряд профилактических или лечебных мер для коррекции состояния. Составляется характеристика речи детей с ОНР.

Коррекция ОНР 3 уровня

Основной, общеупотребительной методики лечения не существует: при каждом конкретном случае тип лечения подбирается дифференциально ввиду различий в развитии речи у разных детей.

При постановке ОНР 3 степени назначаются коррекционные логопедические сеансы. В ходе лечения развиваются навыки формирования связной мысли, производится улучшение качества речи по лексико-грамматическим параметрам, совершенствуется звуковое произношение слов, их слуховое отражение.

При коррекции одновременно проводится подготовка детей с ОНР 3 уровня к изучению грамматических аспектов языка.

Обычно для коррекции состояния достаточно регулярных занятий у логопеда, но для осложненных случаев нарушений речи предусматривается обучение в специализированных дошкольных и школьных учебных заведениях. Срок обучения для детей с ОНР 3 уровня составляет 2 года. Коррекция более эффективна в раннем возрасте (около 4 или 5 лет) — именно в этом возрасте происходит зачисление в такие учебные заведения.

В общем случае оснований для непременного зачисления ребенка с ОНР 3 уровня специализированную школу нет. Отличается такой ребенок повышенной рассеянностью внимания, а также концентрации.

Профилактические меры, прогноз коррекции ОНР

ОНР 3 уровня гораздо лучше поддается лечению чем ОНР 2 степени. При этом процесс улучшения навыков устной речи является длительным и сложным, так как связан с изменением речевых привычек, расширением словарного аппарата, формированием правильного произношения сложных слов.

Профилактические меры направлены на снижение влияния неблагоприятных факторов. Для гармоничного развития речи важно:

  • уделять достаточное внимание развитию навыков коммуникации;
  • снизить вероятность возникновения инфекционных заболеваний в детстве;
  • не допускать получения черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенчества.

Особенно важно придерживаться такого режима во время коррекции ОНР и после нее, потому что это необходимо для поддержания эффекта с формированием привычки.

ОНР 3 степени хорошо поддается терапии, так как данный вид отклонения не является критичным. Дети могут выражать свои мысли относительно свободно, несмотря на упрощенность речевого отражения и появление некоторых ошибок грамматического, лексического или звукового характера при повествовании.

Обязательное обучение в специализированной школе при таком нарушении не требуется – достаточно правильно организовать распорядок дня ребенка, придерживаться рекомендаций врача-логопеда, при необходимости регулярно посещать общие сеансы коррекции.


Дудник Оксана Ивановна

Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня
(1-й год обучения)
Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня ЗИМА
Тема «Зима» (занятие № 1)
Цель:
- согласование прилагательных с существительными;
- подбор определений к существительным.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки о зиме, снежинки (фишки).

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Логопед предлагает детям прослушать и повторить следующие цепочки слов:
снег - снегопад - снежинки
вьюга - метель - пурга
санки - лыжи - горки
шуба - валенки - шапка
2. Введение в тему. Логопед спрашивает детей, к чему можно отнести эти слова. Догадались ли они, о чем будем говорить на занятии. Дети называют как можно больше признаков зимы. Логопед помогает им с помощью вопросов.
3. Логопед берет игрушку жираф и сообщает, что на занятие прибыл гость из далекой жаркой Африки. Он никогда не видел зимы и просит детей рассказать о ней. А жираф передаст рассказы детей всем животным Африки. Проводится фронтальная беседа с детьми о признаках зимы. Уточняется, что это самое холодное время года, когда выпадает много снега, люди одеваются в теплые одежды. Деревья стоят голые, замерзшие, многие птицы улетают в теплые края, дикие животные переживают зиму.
4. Физкультминутка. Второй раз можно повторить зарядку с другим ритмом «да-да-да».
Мы замерзли с вами? Да-да-да.
Мы стучим зубами? Да-да-да.
Мы хлопаем руками? Да-да-да.
Мы топаем ногами? Да-да-да.
5. Подбор слов-определений к существительным. Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.
6. Согласование прилагательных с существительными. Игра «Про что я задумала». На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: «Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака».
7. Итог занятия. «О каком времени года беседовали?»

Тема «Зима» (занятие № 2)
Цель:
- активизация словаря по теме;
- уточнение предикативного словаря по теме;
- закрепление пространственных представлений (снизу, сверху, слева, справа, рядом);
- развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование: палочки, две красивые коробочки.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Назови пары слов». Логопед называет попарно слова. Например: санки - горка, коньки - лед, зима - мороз, снег - сугроб, горка - лыжи, снег - снеговик, вьюга - ветер, лед - река... Первый вариант: логопед называет первое слово, ребенок - второе. Второй вариант: дети самостоятельно называют услышанные пары слов.
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летят снежинки». Ладони-тучки - над столом. Каждым пальцем поочередно касаемся крышки стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки....
3. Закрепление пространственных представлений. Дети рассматривают несколько вариантов снежинок. Затем самостоятельно выкладывают из палочек понравившуюся, обговаривая свои действия. «Я справа положил коротенькую палочку, рядом еще такую же, снизу кладу длинную палочку...».
4. Уточнение предикативного словаря. Логопед предлагает послушать детям сочинение Незнайки на тему «Зима». Предлагает исправить ошибки.
Наступила зима. Стало теплее. Выпал белый пушистый снег. Целый день светит яркое солнце. Деревья покрылись зеленой листвой. Дети пускают кораблики.
5. Физкультминутка. Смотри занятие № 1.
6. Расширение глагольного словаря. Игра «Соберем слова». Логопед предлагает ответить на вопрос: «Что делает снег?». Слов можно подобрать много; чтобы они не потерялись, будем их складывать в красивую зимнюю коробку. Одна команда - в одну, другая - в другую. Дети, назвав слово, кладут фишку в свою коробку. «Снег что делает? - Идет, падает, лежит, покрывает, сверкает, кружится, серебрится, тает, хрустит... Лед что делает? - Тает, сверкает, трещит, ломается, блестит, светится, покрывает, крошится...». В конце подсчитывают, у какой команды слов в коробочке больше.
7. Развитие мышления, памяти. Логопед предлагает детям угадать загадку. Догадавшихся детей спрашивает: «Какие слова подсказали, что отгадка - снежинка?». Предлагает выучить загадку и загадать дома родителям.
Глянешь - летает, на нос присядет
Сразу растает. (Снежинка)
8. Итог занятия. Вспомнить, что мы делали на занятии.

Тема «Зимние забавы» (занятие № 3)
Цель:
- усвоение некоторых форм словоизменения: единственного и множественного числа существительных, существительных в родительном падеже;
- овладение навыком составления простого предложения по демонстрации действий и по картинкам.
Оборудование: картинки с изображением зимнего спортинвентаря, картина «Зима» (с недорисованными моментами).

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Один - много». Конек - коньки, клюшка - клюшки, шайба - шайбы, снежинка - снежинки, сугроб - сугробы, сосулька - сосульки, горка - горки, мороз - морозы, метель - метели, вьюга - вьюги, снежок - снежки, Снегурочка - Снегурочки...
2. Введение в тему. Логопед предлагает детям отгадать загадки. Отгадки-картинки выставляются на доску.
Льется речка - мы лежим, лед на речке - побежим (коньки).
На прогулке бегуны одинаковой длины.
Кони эти рыжи, а зовут их... (лыжи).
Все лето стояли, зимы дожидались.
Дождались поры, помчались с горы (санки).
Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,
Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота (шайба).
Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей
Не интересна для детей (клюшка).
«Для чего нужны эти предметы? - Для игр зимой, для зимних забав. - Какие игры можно придумать с санками, на коньках, лыжах, с клюшкой и шайбой?».
3. Образование единственного и множественного числа существительных в родительном падеже. Игра «Кто внимательный». Логопед предлагает детям картину и говорит, что художник забыл нарисовать на ней некоторые предметы. Кто отыщет их и ответит на вопрос, чего не оказалось на картине (конька, лыжи, клюшки, палки, ворот, лопатки, санок, кормушки)?
4. Физкультминутка. Имитация действий: лепка снежков, катание на лыжах, забивание шайбы в ворота, метание снежков.
5. Составление предложения в прошедшем времени. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем». Два ребенка договариваются о демонстрации какого-либо действия, отображающего зимние забавы детей. Показывают его. Остальные отгадывают и обговаривают их. «Оля и Саша катались на коньках. Дима и Олег лепили снежки».
6. Составление простого предложения по сюжетной картинке. Например: «Дети лепят снеговика. Девочки катаются на коньках».
7. Итог занятия. «Вспомните, о каких предметах в начале занятия я вам загадывала загадки. Для чего они нам нужны?»

Тема «Зима» (занятие № 4)
Цель:
- активизация словаря по теме «Зима»;
- закрепление пространственных представлений (снизу - сверху, слева - справа, наверху);
- развитие связной речи, составление рассказа по картинке.
Оборудование: картина «Саша и снеговик», пособие «Разные снеговики», геометрические фигуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Назови зимнее слово».
2. Закрепление пространственных представлений. Логопед предлагает детям отгадать загадку.
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко поставили морковку.
Глаза угольки, руки сучки (снеговик).
«Какие слова помогли вам догадаться, про кого эта загадка?» Далее дети выкладывают снеговика из геометрических фигур по инструкции логопеда (поэтапно).
3. Развитие связной речи. Рассматривание картины «Саша и снеговик». «Какое время года изображено на картине, как вы догадались? Чему так удивился мальчик? Сейчас вы назвали слова снег, снеговик, снегопад, снежинка, снегирь. Послушайте еще раз, я их повторю. Заметили, ребята, что эти слова похожи друг на друга, как родня? Они и есть родные, родственные.
А может, кто-нибудь догадался, какое из этих слов главное? Правильно - слово «снег». А сейчас я вам расскажу одну интересную историю. Вышел мальчик Саша во двор и увидел большого снеговика. Смотрит Саша, удивляется. Откуда же он тут взялся? А снеговика слепили дети из детского сада во время прогулки. А вот как они его лепили, мы сейчас Саше и расскажем. Сначала надо вспомнить, с чего дети начинали лепить, что сделали потом, куда поставили самый маленький комок, из чего сделали глаза, нос? Что надели снеговику на голову?» (заслушивают 1-2 рассказа).
4. Физкультминутка.
Как на горке снег, снег, поднимают руки вверх
И под горкой снег, снег, приседают
И на елке снег, снег, показывают ветки елки
И под елкой снег, снег, приседают
А под елкой спит медведь, изображают медведя
Тихо, тихо, не шуметь. грозят пальцем
5. Заслушивают еще 1-2 рассказа. Оценивают, у кого получилось интереснее.
6. Развитие логического мышления. Игра «Найди, чем отличаются эти снеговики». Детям раздают картинки 2-4 снеговиков, отличающихся некоторыми деталями. Предлагают найти их
7. Итог занятия.
Тема «Дикие животные зимой» (занятие № 5)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- совершенствование навыка ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос.
Оборудование: серия картин «Дикие животные зимой».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Что за зверь?». «Сегодня будем вести разговор о зверях, которые живут в наших лесах». Дети стоят по кругу. У первого ребенка в руке шарик. Он поднимает шарик вверх, говорит: «Вот зверь». Дети: «Что за зверь?» Ребенок: «Это волк» (передает шарик другому, и игра идет дальше). Дети без повторения перечисляют животных - жителей наших лесов.
2. Развитие мелкой моторики. Дети изображают пальчиками зайца, ежа, лису, волка.
3. Логопед: Ребята, закройте глаза, а я позвоню в серебряный колокольчик. Ой, мы оказались в зимнем лесу. Кругом лежит белый, пушистый снег. Тишина. Но вот хрустнула ветка. Давайте посмотрим, кто это там на поляне (выставляется картина-серия «Лось», «Зима»). Кто это на заснеженной поляне? Правильно, лоси. Давайте узнаем, как им живется в зимнем лесу. Ребенку надевают шапочку лося. Дети задают ему вопросы.
Дети: Холодно ли тебе?
Лось: Нет, у меня вырос теплый подшерсток. И я ведь все время двигаюсь.
Дети: А что ты ешь зимой? Как помогают тебе люди? И т.д.
Логопед: Идем дальше. Вот посыпался с густой ели снег. Кто это там скачет? (выставляется картина-серия «Белка»). Ребенку надевают шапочку белки. Дети задают вопросы.
Дети: Ты кто? - Я белочка. - От кого ты так бежишь? - За мной гонится куница, она мой враг. - Куда ты спрячешься? - В дупло. - Что ты ешь зимой? Как спасаешься от мороза?
Логопед: Что-то нам стало прохладно. Давайте поиграем, чтобы стало теплее.
4. Физкультминутка. Комплекс упражнений «Погреемся».
5. Логопед: Продолжим наше путешествие по зимнему лесу (выставляется картина-серия «Лиса»). На голове ребенка шапочка лисы.
Дети: Лиса, ты что тут высматриваешь?
Лиса: Вон, видите, парок идет из снега.
Дети: А кто там?
Лиса: Это мой друг медведь. У него тут под снегом берлога. Он в ней спит.
Дети: А ты что делаешь? Какую пищу находишь? Как согреваешься в морозы?
Логопед: А вот и наши любимцы - зайчишки. Давайте подойдем поближе и попросим их рассказать о том, как им живется в зимнем лесу (картина-серия «Зайцы»).
Дети: Зайцы, вы что делаете?
Заяц: Сено едим.
Дети: А кто его вам приготовил?
Заяц: Люди еще летом стожок поставили.
Дети: Холодно ли вам? Для чего вы шубку поменяли? Что еще едите?
Логопед: А теперь тихо. Кто это там на поляне?
Дети: Это волки (картина-серия «Волки»).
Логопед: Да, целая стая волков отдыхает на поляне (аналогично проходит беседа с волками). Нагулялись мы с вами по зимнему лесу. Даже немного устали. Пора домой. Закрывайте глаза. Звонит в колокольчик. Вот мы и вернулись из леса в свой детский сад.
6. Итог занятия. «Кого встретили в зимнем лесу? Кто нам не встретился сегодня?»
Тема «Зимующие птицы» (занятие № 6)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- закрепление обобщающего понятия;
- употребление предлога на;
- развитие связной речи: умение пересказывать небольшой рассказ.
Оборудование: кормушка, картинки с изображением птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Бинокль». Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос. Где сейчас можно увидеть птиц? (На крыше, на заборе, на кормушке, на ветке дерева, на снегу и т.д.)
2. Закрепление материала по теме. Логопед просит назвать птиц, каких мы встречаем на прогулке, в парке, на участке детского сада (синица, воробей, овсянка, голубь, сорока, ворона, королек, клест, щегол, свиристель, галка). Выставляются картинки с изображением этих птиц. «Эти птицы остались у нас зимовать. Это зимующие птицы. Они не боятся холода. А как вы думаете, чем же они зимой питаются? - Птицы находят рябину, семена сирени, шишек, семена различных трав. - Да, с едой зимой трудно. Как мы можем помочь птицам пережить долгую, холодную зиму? - Можно повесить кормушки, класть в них корм: зернышки, семечки, хлебные крошки, крупу».
3. Употребление предлога на в предложении. Игра «Птицы на кормушке». Вывешивается кормушка. У детей картинки с изображением зимующих птиц. Ребенок выходит, сажает свою птицу на кормушку. Действие обговаривается: «На кормушку прилетела синица. На кормушку прилетел голубь».
4. Физкультминутка. Игра «Воробушки греются». Дети «летают», «клюют», «прыгают», «хлопают крыльями», «чирикают».
5. Развитие связной речи. Логопед: «Все птицы поклевали и улетели. Осталась одна синичка. Послушайте про нее рассказ. Синичку узнать легко. У нее желтая грудка с черным галстуком, белоснежные щечки. На голове черная бархатная шапочка. Маленькой птичке трудно найти корм зимой. Вот и помоги птице: накорми хлебом и семечками». После вопросов по тексту и повторного чтения заслушиваются 3-4 рассказа.
6. Итог занятия. Назвать еще раз по картинкам зимующих птиц.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Тема «Дикие животные» (занятие № 1)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- формирование обобщающего понятия;
- практическое употребление существительных в творительном падеже без предлога и предложного падежа существительных с предлогом в;
Оборудование: картинки диких животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Ты, дружочек, не зевай, на вопрос мой отвечай». Логопед задает детям самые разнообразные вопросы, например: «Какое сейчас время года? Огурец - это овощ? Сколько ног у курицы? В какой сказке живет Михайло Иванович?»
2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Идем в лес», «Деревья».
3. Введение в тему. Логопед говорит, что в лесу никого не видно, необходимо взять бинокли (упражнение «Бинокль»). На доске появляются картинки диких животных - зайца, кабана, лося, медведя, лисицы, ежа... Дети друг за другом называют этих животных: «Я вижу...». Логопед делает обобщение: «Кто это? Где они живут? Кто им добывает пищу? Кто делает жилище? - Вот таких животных мы называем дикими».
4. Употребление существительных в творительном падеже. Логопед просит представить ситуацию, когда дикие животные придут к нам в гости. Чем бы мы смогли их угостить?
Зайца - морковкой, капустой (уточняется, что в лесу он ест кору деревьев, траву, веточки листьев, молодые побеги).
Белку - орехами, грибами, шишками.
Медведя - малиной, медом, рыбой.
Лося - ветками, сеном, травой.
Ежа - яблоками, грибами, молоком.
Можно выставить картинки с перечисленным кормом, дети получат возможность сделать выбор с опорой на них.
5. Физкультминутка. «Три медведя».
Три медведя шли долой, дети идут по кругу,
Папа был большой-большой, руки - вверх,
Мама - чуть поменьше ростом, руки на уровне груди,
А сынок - малютка просто, присели,
Очень маленький он был, покачивание в приседе,
С погремушками ходил. «звенят» погремушками.
6. Расширение словаря прилагательных. Логопед рассказывает детям о том, кого встретили медведи в лесу по дороге домой. Сначала они встретили хитрую рыжую пушистую лису (уточняется, какая была лиса). Еще они встретили трусливого беленького длинноухого зайца, маленькую прыгучую глазастую белочку. А еще огромного доброго рогатого лося, круглого колючего ежа. Злого голодного зубастого волка. После беседы можно еще раз уточнить, с кем встретились медведи.
7. Употребление существительных в предложном падеже с предлогом в. «Долго добирались медведи домой, наконец, пришли. Как называется их дом? - Берлога». Логопед сообщает, что и остальные звери, попавшиеся им по дороге, тоже спешили домой, и просит детей назвать их дома. Белочка (куда?) - в дупло, волк - в логово, зайка - под куст, лиса - в нору.
8. Закрепление материала. Читается стихотворение.
Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая - в норе, ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.
Еще раз закрепляются названия жилищ диких животных. Стихотворение дети учат с воспитателем вечером.
9. Итог занятия. «С кем сегодня познакомились? Почему мы называем их дикими?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 2)
Цель:
- продолжаем расширять и активизировать словарь детей по теме;
- отработка практического употребления притяжательных прилагательных;
- практическое употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: картинки диких животных, разрезанные на части, домики зайца и лисы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Чтение стихотворения «Кто где спит» (хором, см. занятие № 1).
2. Развитие мелкой моторики. Упражнения «Ежик» и «Зайка».
3. Употребление притяжательных прилагательных. Логопед вывешивает на доску две картинки: ледяной дом лисы и лубяной - зайца, предлагает вспомнить сказку «Лиса и заяц». «Чей ледяной дом? - Лисы. - А чей лубяной? - Зайца. - Что случилось с лисьим домиком? - Растаял. - Кто выгнал непрошеного гостя из заячьей избушки?» «Заяц на радостях пригласил в дом гостей. Сейчас мы узнаем, кого». Из-за дома виднеется хвост лисы. «Чей это хвост?» В дальнейшем обговаривается ситуация с заячьими ушами, ежиными иголками, медвежьей лапой, лосиными рогами.
4. Употребление существительного в творительном падеже. На столах у детей предметные картинки с изображением овощей, фруктов и ягод. Логопед говорит, что все гости собрались, сели за накрытый стол. «Чем же можно угостить гостей?» Ребенок поднимает подходящую картинку и говорит: «Ежа угостим яблоком. Белочку угостим орехами. Зайца угостим морковкой и т.д.».
5. Физкультминутка. Игра «Кто быстрее». У детей картинки с частями туловищ животных. Сначала уточняется, что нарисовано на картинках: лисий хвост, ежиное туловище, медвежья лапа, лисьи ушки и т.д. Дети начинают бегать по группе, но по сигналу логопеда начинают складывать картинки лисы, медведя и ежа. Кто окажется быстрее, чей портрет мы увидим первым? После окончания соревнования задать вопрос, чей портрет у вас получился.
6. Развитие памяти, употребление существительного в родительном падеже. Игра «Кого не стало». «Нагостились звери у зайца, пришло время прощаться, и сейчас мы узнаем, кто ушел первым». Дети вспоминают, кто был в гостях у зайца, кого уже нет. Затем дети закрывают глаза, а в это время логопед убирает по одной картинке животного. Дети определяют, кого не стало. «Не стало волка, медведя, лося».
7. Закрепление материала. Игра «Кого я вижу в лесу». Логопед дает инструкцию, по которой дети-охотники начинают движение от воображаемой черты (дома). Они должны сказать фразу: «Я вижу... (лису, медведя, лося, ежа, волка)». Назвав какого-либо животного, сделать шаг вперед. Победителем считается тот, кто ближе всех подойдет ко второй черте - «лесу».
8. Итог занятия. «У кого мы сегодня были в гостях? Кто еще приходил в гости?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 3)
Цель:
- обогащение словаря детей существительными, обозначающими детенышей диких животных;
- практическое употребление существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах;
- отработка практического построения простого предложения.
Оборудование: предметные картинки: дикие животные и дикие животные с детенышами, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра с мячом «Скажи, чей хвост?».
2. Развитие мелкой моторики. Пальчики превращаются в человечков и идут в лес (упражнение «Прогулка»). Логопед во время упражнения задает вопросы: «Кто здесь живет? Почему мы называем их дикими?»
3. Употребление существительных в именительном и родительном падежах. Логопед загадывает загадки.
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Рыжая с пушистым хвостом, живет под кустом. (Лиса)
Зимой беленький, летом серенький,
Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Картинки угаданных животных выставляются на доску. Логопед сообщает, что у всех животных есть маленькие детеныши. Выставляются картинки диких животных с детенышами. «Кто у лисицы? - У лисицы лисята. - У лисицы много кого? - Лисят». Подобным образом дети отвечают и про других детенышей - ежат, медвежат, бельчат, зайчат и т.д.
4. Образование множественного числа существительного. Игра «Один - много».
Лисята - лисенок,
ежата - ежонок,
медвежата - медвежонок,
волчата - волчонок,
зайчата - зайчонок,
бельчата - бельчонок.
5. Физкультминутка. Детеныши диких животных очень любят играть на полянке. Детям предлагается изобразить маленьких детенышей, резвящихся на полянке (под грамзапись).
6. Закрепление нового материала. Игра «Найди свою маму». Детям раздаются картинки с изображением диких животных, а у логопеда - картинки их детенышей. Логопед объясняет, что заигрались зверята и потерялись. Нужно помочь им отыскать своих мам. Логопед показывает картинку и задает вопросы: «Кто это? У кого его мама? Как зовут маму? Кто это у лисицы?..».
7. Итог занятия. Детям вручаются силуэты животных. «Кто это? Кого я тебе подарила?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 4)
Цель:
- активизация словаря по теме;
- расширение словаря прилагательных;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики, внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки диких животных и их детенышей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «Кто с кем пришел в гости?». На доске выставлены картинки диких животных с детенышами. Дети отвечают на вопрос логопеда: «Кто к нам пришел? - В гости пришла лиса с лисятами и т.д.».
2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто знает больше слов?» (подбираются слова-определения к диким животным).
Лиса (какая?) - пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная...
Заяц (какой?) - трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый...
Медведь (какой?) - косолапый, неуклюжий, бурый, сильный...
3. Развитие мелкой моторики. «Сказка про зайцев». «Жили-были два зайца (пальцами изображаются зайцы). Один хвастается: «Я умею ушами шевелить быстро - вот так» (шевелим ушами). - И я умею (шевелим «ушками» на другой руке). - А я умею ушки складывать (складывает поочередно). - И я умею (показываем на другой руке). - А я умею ходить на ушах (два пальца-ушка двигаются по столу). Увидела мама-зайчиха хвастунишек и говорит: «А ну, хвастунишки, быстро чистите ушки» (два пальчика потираются друг о друга).
4. Развитие связной речи. На столе перед детьми разложены картинки диких животных. Логопед сообщает детям, что сейчас они будут учиться составлять загадки по следующему образцу: «Это дикое животное. Живет в наших лесах. Она рыжая, пушистая, хитрая. Живет в норе, ест мышей. Кто это?» Логопед обращает внимание детей на то, что само животное не называется, а только рассказывается о нем. Дети самостоятельно придумывают загадки по своим картинкам. Животного, про которого составляется загадка, изображают на пальцах. Заслушиваются 5-6 загадок, и в конце упражнения выясняется, у кого загадки получились лучше, как настоящие.
5. Итог занятия. «Чем мы сегодня занимались на занятии?»
Тема «Дикие животные» (занятие № 5 - КВН)
Цель:
- закрепление полученных знаний о диких животных;
- практическое употребление притяжательных прилагательных, существительных в творительном падеже;
- развитие связной речи;
- развитие внимания, памяти;
- воспитание волевых качеств, умения применять знания в необычной обстановке.
Оборудование: картинки диких животных, животных с детенышами, картинки с ошибкой художника, для развития связной речи (картины-схемы).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Логопед выполняет роль ведущего и объясняет детям условия состязания.
1. Разминка. Каждой команде задается по три вопроса.
Кто живет в логове? Кто живет на дереве?
Что ест заяц зимой? Кто любит малину?
У кого на лбу лес растет? У кого задние лапы длиннее передних?
2. Аукцион. Команды по очереди называют диких животных, и выигрывает та команда, которая называет животного последней.
3. «Кто с кем пришел?» На мольбертах выставлены картинки диких животных с детенышами. Представители от команд (по три человека) должны без ошибок сказать, кто пришел в гости.
Лиса с двумя лисятами. Ежиха с тремя ежатами.
Зайчиха с двумя зайчатами. Белочка с одним бельчонком.
Волчица с тремя волчатами. Медведица с двумя медвежатами.
4. Конкурс внимательных (найди ошибку художника). Представители команд определяют, какие ошибки допустил художник в своих картинах. Выиграет тот, кто найдет и правильно назовет все ошибки.
У лисы медвежьи уши. У ежа заячьи уши.
У лисы заячий хвост. У ежа беличий хвост.
5. Домашнее задание. Каждая команда готовит «домашнее задание». Оно состоит в следующем: необходимо загадать команде-противнику загадку о диком животном в любой форме - в виде описательного рассказа, текста, драматизации...
6. Следопыты. Каждой команде предлагается картинка-схема «Следы на снегу». Надо отгадать, чьи это следы, придумать и рассказать какую-либо историю.
7. Назови животного по-разному. Вспомнить как можно больше названий зайца (для одной команды) и лисы (для другой).
Заяц - зайчонок, зайчик, зайчишка, зайка, русак, длинноухий, трусишка...
Лиса - лисичка, лисонька, лисица, рыжая, плутовка, Лиса Патрикеевна...
8. Жюри подводит итоги. Называет лучшие ответы, лучших игроков. Всем участникам КВН вручаются призы.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Тема «Домашние птицы» (занятие № 1)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- упражнение в употреблении предикативного словаря;
- усвоение навыка согласования числительных с существительными.
Оборудование: картинки домашних птиц, пластинка с записью танца утят.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Кто кем станет, когда вырастет?» (Зайчонок - зайцем, медвежонок - медведем, теленок - коровой, ягненок - овцой, головастик - лягушкой...)
2. Введение в тему. Логопед предлагает детям послушать стихотворение «На птичьем дворе».
Наши уточки с утра - кря-кря-кря,
А индюк среди двора - бал-бал-бал,
Наши гуси у пруда - га-га-га,
Наши курочки в окно - ко-ко-ко,
А как Петя-петушок ранним-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку.
«Кого я называла в этом стихотворении?» Дети перечисляют. На доску выставляются картинки - курица, утка, индюк, гусь. «Как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этих картинках? Кто это? - Это птицы. - Почему вы решили, что это птицы? - Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги. - Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Значит, это какие птицы? - Домашние птицы».
3. Расширение глагольного словаря. Игра «Что делает?». Дети делятся на две команды. Игра проходит в форме соревнования. Кто назовет больше слов, отвечая на вопрос.
Гусь (что делает?) - гогочет, плавает, ходит, стоит, лежит, ест, щиплет, несет, высиживает, шипит...
Курица (что делает?) - бегает, клюет, разгребает, пьет, несет, высиживает, ест, взлетает, ходит, созывает, квохчет, кудахчет, клохчет...
Выясняют, какие слова относятся только к курице (кудахчет, квохчет...).
Какие только к гусю (шипит, гогочет...).
5. Согласование числительных с существительными. Игра «Птичий детский сад». «Привели рано утром мамы-птицы птенцов в птичий детский сад. Пришли сюда кто?» Выставляются картинки. «Цыплята, гусята, индюшата, утята. Весь день птенцы играли, веселились и даже иногда ссорились. Пришли вечером мамы за ними, а все перепутались. Как же мамам отыскать своих птенцов?» На доске картина «курица». «Как курица позовет своих птенцов? - Ко-ко-ко, ко-ко-ко, цыплята, пойдемте домой. - Кто к ней подбежал? - Цыплята. - С кем пошла курица домой? - С цыплятами (аналогично с другими птицами). - Всех птенцов разобрали. А давайте посчитаем, сколько птенцов у курицы. - Один цыпленок, два цыпленка...».
6. Итог занятия. «О ком сегодня вели разговор на занятии?»
Тема «Домашние птицы» (занятие № 2)
Цель:
- активизация и расширение словаря по теме;
- усвоение навыка согласования числительных с существительными;
- упражнение в употреблении предлога под.
Оборудование: картинки домашних птиц, картинки птенцов домашних птиц на каждого ребенка, сюжетная картинка «Птичий двор», геометрические фигуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Сядут за столы дети, место которых за столом справа, слева.
2. Развитие мелкой моторики. «Гребешок». «Петя, Петя-петушок, покажи свой гребешок». Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.
3. Развитие пространственного мышления и воображения. «Петя-петушок - это чей папа? - Цыпленка. - А кто у цыпленка мама? - У цыпленка мама курица». Далее дети выкладывают из геометрических фигурок цыпленка: два кружочка, два треугольника, две палочки. Сначала выкладывают у цыпленка клювик, «смотрит вниз, клюет», а затем самостоятельно перемещают треугольник-клювик так, как будто цыпленок «пьет».
4. Повторение материала. «Птичья семья». Логопед выставляет картинку цыпленка, дети называют его родителей. Картинки петуха и курицы ставят рядом. Еще раз называют всю семью. Аналогично: утка - селезень - утенок, гусыня - гусь - гусенок, индюшка - индюк - индюшонок.
5. Физкультминутка. Танец утят.
6. Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай птенцов». У каждого ребенка картинка с тем или иным количеством птенцов домашних птиц. Дети говорят: «У меня два утенка. У меня пять индюшат. У меня один гусенок. У меня пять цыплят...».
7. Сравнение двух птиц: гусь - курица. На доске большие картины, на которых изображены гусь и курица. «Давайте посмотрим, чем похожи эти птицы? - У обеих есть крылья, клювы, ноги, шея, туловище, тело, покрытое перьями... - А теперь найдем отличия. - Гусь больше, курица меньше. Гусь весь белый, курица пестренькая. Шея у гуся длинная, у курицы - короткая. Клюв у гуся тупой, у курицы острый. У гуся лапы толще, у курицы тоньше».
8. Употребление предлога под. Сюжетная картинка «Птичий двор», «Гуляли по двору индюк, курица, гусь, утка. Вдруг откуда ни возьмись выскочила собака. Она громко залаяла. Все перепугались и бросились прятаться. Курица забилась под крыльцо, утка влезла под дрова, индюк забежал под скамейку, а гусь уселся под куст. Сидят, ждут, когда непрошеный гость уйдет со двора. Кто гулял во дворе? Кого испугались птицы? Куда спрятались?»
9. Итог занятия.
Тема «Домашние птицы» (занятие № 3)
Цель:
- закрепление навыка согласования числительных с существительными;
- развитие связной речи, пересказ рассказа.
Оборудование: картинки, фланелеграф по сказке К.И. Чуковского «Цыпленок».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. Игра «У кого сколько». У каждого ребенка картинка с разным количеством домашних птиц. Дети называют: «У меня два гуся. У меня три индюшонка. У меня пять уток...».
2. Повторение материала. Игра «Подбери пару». На доске выставлены картинки: гусь, индюк, петух, утка. Дети подбирают пару и называют их.
«Гусь - гусыня, индюк - индюшка, утка - селезень, петух - курица».
3. Чтение сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» (с показом ее на фланелеграфе).
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так. И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая. Она кормила его червяками. И были червяки вот такие. Как-то раз налетел на маму черный кот, вот такой. Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор большой красивый петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Ку-ка-ре-ку!» И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?» Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею, вот так. И, что было силы, закричал: «Пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлепнулся в лужу, вот так. В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!» И была лягушка вот такая. Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела его, вот так.
4. Физкультминутка. Танец утят.
5. Пересказ рассказа. Логопед предлагает сначала пересказать сказку всем вместе, затем по частям, сначала и до конца.
6. Логопед предлагает детям подумать, что сказала мама цыпленку, какие слова. Прослушать все варианты, предлагаемые детьми. Оценить.
7. Итог занятия. Перечислите всех героев сказки «Цыпленок».
ПТИЦЫ
Тема «Перелетные птицы» (занятие № 1)
Цель:
- расширение словаря по теме;
- активизация предикативного словаря;
- совершенствовать умение вести диалог, задавать вопросы;
- развитие памяти, внимания.
Оборудование: картинки перелетных птиц, птиц зимующих.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. «Назови признаки весны» (с мячом). Ребенок называет один признак весны и передает мяч следующему.
2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Летит птица», «Накорми птенцов».
3. Введение в тему. Логопед просит детей отгадать загадки.
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг (грач).
На шесте дворец. Во дворе певец. А зовут его... (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? (кукушка).
Хочет - прямо полетит, хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот. И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Отгадки выставляются на доску (картинки). Называют еще раз всех птиц все вместе и индивидуально. «Как назвать всех одним словом? Кто это? - Птицы. - Почему вы думаете, что это птицы? Почему мы этих птиц не видели зимой? - Они улетали в теплые края. - Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова? - Перелетные птицы».
4. Развитие логического мышления. Игра «Четвертый - лишний». Выставляются 3 птицы перелетные, 1 зимующая; 3 птицы зимующие, 1 перелетная; 2 птицы зимующие, 2 перелетные; все перелетные.
5. Расширение глагольного словаря. Найти как можно больше слов к ответу на вопрос: «Что может делать птица? (за каждое слово фишка, в конце - у кого больше) - Вить, таскать, носить, кормить, бегать, прыгать, летать, петь, высиживать, ловить, клевать, откладывать...».
6. Физкультминутка. Игра «Птицы учатся летать». Имитация: размяли ноги, чуть присели, полетели. «Кто это летит? - Я грач. Я скворец...».
7. Умение задавать вопросы. Игра «Отгадай, какую птицу мы загадали?». На доске - картинки птиц (3-4 штуки). Один ребенок выходит из группы. Остальные договариваются, загадывают одну птицу. Ребенок может задать всего лишь три вопроса (игра проводится 3-4 раза).
8. Итог занятия. О ком сегодня говорили? Перечислить перелетных п
Полный текст материала Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.