Мебель без гвоздей и клея Мебель без гвоздя и клея. Мебель без гвоздей и клея


Французский дизайнер Benjamin Mahler решил повторить подвиг строителей прошлого века, которые строили избы без единого гвоздя, и создал уникальную модель стула "Chaise". Причем мебель он собирал исключительно вручную, используя только прочные деревянные прутья и эластичную ленту, отдаленно напоминающую обычные банковские резинки, которыми скрепляют пачки купюр.



Кроме прутьев, ленты и умелых рук, Benjamin Mahler не понадобилось больше ничего. Ну разве что немного сообразительности и фантазии. Сам дизайнер утверждает, что его модель достаточно прочная и способна выдержать нагрузку до 100 килограммов. Глядя на хрупкий внешне стул, в это верится с трудом. Однако это действительно так.


Правильно рассчитанная конструкция грамотно распределяет нагрузку на поверхность сидения, избегая поломки деревянных прутьев. Что касается эластичной ленты, то ее качество тоже не подлежит сомнению. Ровно как и талант создателя оригинального стула.


Кстати, похожую создал японский студент дизайнерского факультета Daigo Fukawa. Только в его случае деревянные прутья заменила жесткая проволока, а коллекция помимо стульев насчитывает также диван, стулья и табуретки.


Это кровать больше похожа на конструктор, который можно с легкостью собрать и разобрать, ведь в ней нет ни единого гвоздя, шурупы и ни капли клея! Отличный вариант для кочующих с квартиры на квартиру людей.

Еще пара плюсов: кровать довольно проста в изготовлении и симпатично выглядит. Поехали!

Шаг 1: С чего начать и что потрубется

Понадобится самый базовый инструмент, не важно ручной он или электрический. Кровать можно сделать используя лишь пилу, отвертку, крепкие руки и меткий глаз.

Но если есть электроинструмент то грех его не использовать, я использовал лобзик и дрель (место дрели подойдет и шуруповерт). Также понадобятся доски и круглый брусок для ножек диаметром 15 см.

Размеры зависят от ваших предпочтений и размеров вашего матраса.

На все про все у вас должно уйти не более 3-4 часов.

Шаг 2: Измеряем и пилим


Сперва на перво нужно определится с размерами кровати. Я подошел к этому просто - взял за основу размеры матраса. Как правило, так все и делают.

Шаг 3: Распиливаем первые соединения

Довольно простой процесс, который нагляден по фото. На что стоит обратить внимание - распилы должны быть ровными, и чтобы соединение было прочным, ширина распила должна быть чуть меньше ширины доски, которая будет в него вставляться (примерно на 0.7-1 мм). Доску таким образом придется чуть чуть вбивать в распил молотком.

Шаг 4: Поддержка для матраса


Когда я говорил что кровать будет сделана совсем без шурупов, я немного лукавил. Шурупы все же придется использовать, но совсем не много. Ими мы будем крепить планки к внутренней части рамы, которую мы только что сделали. На эти планки будут накладываться доски.

Планки я закрепил на 10 шурупов с каждой стороны.

Шаг 5: Ножки кровати

От ножек зависит прочность кровати, так что будьте внимательны. Первым делом нужно определиться с высотой ножек и выпилить их из круглого бруска.

Затем в ножках выпиливаются впадины для досок рамы. Они должны быть также чуть чуть уже (0.7 - 1 мм) чем толщина досок, чтобы крепление получилось крепким.

Лет 10-15 назад в каком-то журнале я прочитал статью о реконструкции мебели, сделанной древними мастерами. Реконструкцию производили по отдельным деревянным элементам, найденным во время археологических раскопок в Великом Новгороде. Публикация заинтересовала меня, и я решил попробовать повторить технологические приемы, которыми пользовались новгородские умельцы семь-восемь веков назад.

В основе изготовления всех предметов новгородской мебели, различной утвари, игрушек лежит применение простого соединения согнутого деревянного стержня со стержнем с фигурной головкой. Деревянные стержни для такой мебели можно изготовить из достаточно толстых ивовых веток или другой свежесрезанной древесины.

Ветви деревьев как исходный материал не обладают идеальной цилиндрической формой по всей своей длине. Поэтому пазы и шейки вырезают и подгоняют друг к другу вручную ножом и стамеской. Тщательность подгонки обеспечивает прочность и надежность соединения.

Размеры паза и шейки должны соответствовать друг другу для обеспечение надежного соединения. Так. длина линии вырезаемого поперечного паза должна быть примерно равной длине окружности шейки, а высота шейки должна быть немного меньше диаметра изгибаемого стержня в месте паза. Глубина паза примерно равна радиусу стержня.

Рассмотрим порядок изготовления самого простого , на мой взгляд, предмета мебели - табурета , Его можно представить в виде куба, у которого верхняя грань служит сиденьем. Куб, как известно, имеет 12 ребер. В нашем случае ребрами куба-табурета будут служить заготовки, согнутые в местах поперечных пазов. Для изготовления табурета потребуется четыре одинаковых заготовки - стержня с головками на концах и двумя поперечными пазами. Длина заготовок определяется paзмерами будущего табурета.

В собранном табурете поперечные пазы одной заготовки (при ее изгибе) охватывают шейку другой заголовки и удерживаются головкой Вертикальные ребра служат ножками табурета, нижние горизонтальные ребра станут проножками, а верхние горизонтальные будут служить для закрепления сиденья. Последнее можно выполнить из фанеры или тонких досок, вставляемых в продольные пазы, которые заранее сделаны в верхних ребрах куба-табурета (в заготовках).

Для облегчения изгиба заготовки перед сборкой необходимо распарить или вымочить (в основном, пазы) в течение 8-10 часов. Концы заготовок с головками и шейками должны, оставаться сухими, иначе после высыхания древесины нарушится плотность соединения
Для замачивания стержней подойдет обыкновенное корыто с водой. В него надо уложить заготовки, придавив их среднюю часть каким-нибудь грузом так, чтобы головки с шейками выступали над уровнем воды. Для ускорения процесса вымачивания древесины можно использовать горячую воду.

Убедившись, что древесина стала гибкой, можно приступить к сборке табурета. В один из пазов детали А вставляют шейку детали Б, в другом пазу временно фиксируют деревянный штырь с диаметром, равным диаметру шейки. Деталь А медленно изгибают вокруг шейки детали Б и вставленного штыря. Концы детали А временно связываются шпагатом или бечевой. Затем подобным образом деталь Б соединяют с деталью В, концы которой тоже временно связывают шпагатом.

После этого в продольные пазы деталей вставляют дощечки сиденья табурета Завершается сборка табурета соединением деталей Б и Г.
Табурет готов, присаживзйтесь пожалуйста.

Применяя описанные описанные приемы, можно собрать не только табурет, но и стул, стол и целый ряд других изделий.

У тех, кто видит эту мебель впервые, реакция обычно состоит из четырёх букв — IKEA. Определённое сходство, конечно же, есть: сборку осуществляет покупатель. Но и различие имеется серьёзное: при сборке не используются ни гвозди, ни шурупы, ни клей — ни-че-го.

Мебель, которую собирают безо всякого крепежа — это, как сказал бы чукча из анекдота, «тенденция, однако». Возьмём, к примеру, дизайнера Пола Шентона (Paul Shenton). Как-то в 1998 году он снял небольшую немеблированную квартиру на четвёртом этаже.

Ясно, что проблему со стульями, столом, кроватью и прочим надо было срочно решать. Но вдобавок ко всему к квартире вела узкая витая лестница, поднять по которой, скажем так, традиционную мебель не представлялось возможным.

Шентон принялся обходить магазины в поисках предметов, которые он, во-первых, мог себе позволить по деньгам, а во-вторых, сумел бы затащить по лестнице в новую квартиру. А потом вытащить и, например, выбросить, покидая временное пристанище.

И хотя та же IKEA с её сборной мебелью — не самый в таком случае высокобюджетный вариант, ничего подходящего дизайнер так и не нашёл.

Может быть, к счастью: шведский универсам теоретически мог решить проблему, но тогда Шентон не стал бы сам заниматься дизайном мебели и не сделал бы того, что сделал.

Вот такой из одного листа фанеры получается стул (фото с сайта thechipfactory.co.uk).

Приступая к проектированию своей собственной мебели, Пол сосредоточился на, по его мнению, главном: предметы должны легко собираться и так же легко демонтироваться.

Самое простое решение состояло в том, чтобы компоненты складывались посредством системы щелей, проще говоря — пазы в пазы, разрез в разрез.

Вооружённый только лобзиком и несколькими листами фанеры Шентон смастерил свой первый диван.

Впоследствии избранная и за три года доработанная система щелей стала соответствующей торговой маркой SlotSystem, и на свет появилась компания Slot Furniture .

Фирма руководствуется четырьмя незыблемыми принципами. Первый — это простота: процесс сборки и разборки максимально упрощён и не требует никаких инструментов.

Второй — никаких ограничений для доступа мебели в дом потребителя, то есть — ему не нужно волноваться, пройдёт ли диван в дверной проём, и удастся ли пронести обеденный стол по коридору.

Третий принцип — адекватные цены, а четвёртый — современный дизайн. Вот, собственно, и всё, так и живут.


Вот так без единого гвоздя и клея собирается диван от фирмы Slot Furniture (иллюстрации с сайта slotfurniture.com).

Называть Пола Шентона изобретателем системы щелей для сборки мебели мы сознательно не стали, хотя у него наверняка имеются все необходимые патенты.

Дело в том, что сам принцип известен с незапамятных времён. Вероятно, и вам приходилось резать листочки бумаги на полоски, делать на них ножницами надрезы и строить из них бумажные скульптуры.

Но найти истоки собирающейся без крепежа и инструментов мебели всё же хочется. А результаты поиска неизбежно приводят нас к человеку по имени Виктор Папанек (Victor Papanek), который трагически погиб как раз тогда, когда Пол Шентон снял квартиру на четвёртом этаже.


Не сказать, чтоб эта двухместная софа от Slot Furniture стоила дёшево — почти $500. Зато собирается без инструментов (фото с сайта slotfurniture.com).

Имя этого человека должно быть известно каждому, кто занимается промышленным дизайном. Папанек родился в Австрии, окончил школу в Англии, а работал в Америке. Он был дизайнером, архитектором, антропологом, писателем и учителем.

Но нас интересует тот факт, что именно Папанек является автором термина «Кочевая мебель». О ней он вместе с Джеймсом Хеннесси (James Hennessy) написал две книги: «Nomadic Furniture» (1973 год) и «Nomadic Furniture 2» (1974 год).

Под этим термином он подразумевал минимум инструментов и крепежа, лёгкие и дешёвые, но надёжные материалы, возможность отправки мебели на свалку без ущерба для экологии, доступность этих предметов для малообеспеченных слоёв и так далее.

Таким образом, мебель в представлении Папанека могла быть сделана чуть ли не из картона.

Самой известной книгой Виктора Папанека является «Design For The Real World» (фото с сайта jidpo.or.jp).

Думается, и дизайнеры IKEA не могли не обратить внимания на концепции, представленные в книгах о «кочевой мебели», ведь шведы — первые, кто приходит в голову в качестве современных «воплотителей» этих идей.