Симеоновский кафедральный собор. Свято-симеоновский кафедральный собор

На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии.

Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище.

Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому. «Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия. По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище.

Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Это было небольшое белое прямоугольное здание с полукруглой апсидой (алтарным выступом), увенчанное крупной главой на граненом световом барабане. Главный вход располагался с западной стороны, над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшейся небольшой главкой.

Через шесть лет храм постигло несчастье: в 1889 году во время сильнейшей бури колокольня рухнула, а ее обломками была значительно повреждена церковная крыша. Работы по исправлению, каменные и частью деревянные, поручаются мещанину Павлу Михайловичу Кутыреву. К 14 мая 1890 года восстановление было завершено. Прибывший для осмотра епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что «капитальный ремонт купола и колокольни Симеоновской церкви в г. Челябинске… произведен прочно, правильно, из материалов должного качества». Благодетелем в строительстве выступил Петр Иванович Ильиных, о котором известно, что он помогал при возведении и других храмов Челябинска. Участие в ремонте крыши и колокольни Симеоновской церкви - его последнее благодеяние. В1896 году Петр Иванович скончался и был с почетом похоронен во дворе храма, напротив его алтаря.

Послереволюионный период стал великим испытанием для всей русской православной Церкви; череда закрытий и осквернений не обошла и челябинские приходы. Храмы Челябинска стали закрываться один за другим, их либо разрушали, либо перестраивали под общественные здания. В апреле 1922 года Свято-Симеоновская церковь была передана в аренду общине обновленческого направления. К 1930 году из семнадцати челябинских церквей уцелел только Свято-Симеоновский храм. А в августе 1930 и над ним нависла угроза: президиум горсовета принял решение об его закрытии, само здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды». Но по молитвам святого Симеона Верхотурского, Божией Матери и всех святых храм был спасен от поругания: сразу же после принятия решения о закрытии последнего челябинского храма в «органы» неожиданно приходит секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В ней предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковые изъятия приводят к невозможности в данном месте отправления культа (если данное здание является единственным для того или иного культа)». Церковь не только не была разрушена: вскоре в ней возобновилось православное богослужение.

В годы Великой Отечественной войны Свято-Симеоновский храм становится центром патриотической работы православного духовенства и верующих. Прихожане храма за годы войны собрали 80 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей, сдали серебра в изделиях 6500 граммов и золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую, проповедническую и организиторскую деятельность получил две благодарности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Во второй половине XX века Симеоновский храм несколько раз реконструировался. В 1947 - 1960 годах появились Казанский «приделец», небольшие хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976 - 1977 годах был выстроен большой притвор и расширена алтарная часть, а боковые пристрои к храму несколько увеличили его площадь. Наконец, поскольку это был единственный в то время в Челябинске действующий храм, в 1986 - 1990 годах произвели его третью, капитальную реконструкцию. В результате этого небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального Симеоновский храм получил в 1989 году, когда постановлением Священного Синода от 10 апреля этого же года была воссоздана Челябинская епархия.

Третья реконструкция, произведенная в 1988 году, стала для служащих храма и прихожан нелегким испытанием, но и временем небывалого духовного подъема. В ней участвовали небольшая бригада строителей-профессионалов и около 50 прихожан-добровольцев, которые в течение длительного времени несли тяжелые послушания на стройке. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам кирпич для строительства храма в счет зарплаты. В 80-е годы многие стройматериалы были дефицитом. Поэтому немало пришлось хлопотать по различным инстанциям, а порою просто вымаливать у Господа необходимое, и надеяться на чудесную помощь. Да и весь труд освящался общей и личной молитвой верующих участников строительства.

По сути, Симеоновский храм после реконструкции - это воплощенная молитва служащих и прихожан, поминаемых ныне за здравие и за упокой. В эти годы были возведены два придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Старая церковь оказалась встроенной в новое здание, в первозданном виде сохранились массивная глава храма и колокольня. Храм и приделы завершаются теперь трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. В плане строение приобретает форму креста. Двускатную кровлю «ветвей» креста также увенчали небольшие главки. На всех главах установлены ажурные, покрытые сусальным золотом кресты. В ходе реконструкции преобразился и церковный двор. Были снесены загромождающие его ветхие строения, а все службы разместились в длинном двухэтажном административном здании с просторным крестильным помещением в центре. Авторы проекта реконструкции - архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А. Г. Буров и В. И. Токарев. Фасад украсили порталы, филенчатые с изразцовыми вставками лопатки, которыми декорированы углы здания, арочные окна с наличниками и опоясывающий изразцовый фриз.

Ростовые живописные и мозаичные образы Спасителя, Пресвятой Девы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского и многих других особо чтимых российских святых обрамляют церковь по всему фасаду. Работы выполнялись художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н. В. Чекотиной в 1995-1996 годах. В последние два года фасадная живопись была значительно обновлена. В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников. Взору молящихся предстали монументальные картины и сцены из Нового Завета, великие и двунадесятые праздники, чудотворные иконы Богородицы, события из истории Православия на Святой Руси, образы многих почитаемых русских святых.

В 2002-2005 годах были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, уже более века сохраняет свой первоначальный вид: при реконструкции был заменен только его каркас. Теперь в храме снова идут строительные работы. Убираются загромождающие стены наружные батареи, вместо них делается «теплый пол». Планируется сменить центральный иконостас, но что самое главное, храм будет заново расписан.

Теперь уже трудно узнать в этом развернувшем крылья-приделы соборе небольшую белую церковь. Да и кто мог еще 30 лет назад предугадать, какую участь готовит ей судьба? В дни больших праздников здесь собираются на молитву до трех тысяч верующих. Вместе с праведным Симеоном возносят к Господу молитвы весь сонм святых российских и Матерь Божия, которая дала храму Свой благодатный покров.

Атаманский Дворец г. Новочеркасска Домовый храм в Атаманском дворце в честь священномученика Симеона Персидского в г. Новочеркасске (Ростовская-на-Дону епархия)

Мысль устроить при Атаманском дворце домовую церковь возникла несколько позже строительства самого дворца. Поводом к этому послужило неудавшееся покушение на жизнь императора Александра II , состоявшееся 4 апреля года.

Счастливое избавление от гибели Александра II повсеместно на Дону отмечалось благодарственными молебствиями. Казаки Новочеркасской станицы соорудили на свои средства и пожертвовали в войсковой Вознесенский собор иконы святых преподобных Иосифа Песнопевца и Георгия иже в Малеи, празднуемых 4 апреля. Поскольку Атаманский дворец изначально предназначался быть резиденцией не только донского атамана, но и высочайших особ в дни их пребывания на Дону, было решено пристроить ко дворцу домовую церковь в память этого события. Инициативу донских жителей поддержал назначенный в 1867 году на Донскую кафедру архиепископ Платон (Городецкий) , который благословил устроить домовый храм в честь преподобного Симеона Персидского , с престольным праздником 5 апреля.

Войсковой наказной атаман генерал-адъютант А.Л. Потапов возложил постройку храма при Атаманском дворце на обязанность Соборостроительной комиссии. Производителем работ был назначен областной архитектор статский советник И.О. Вальпреда. Заготовление материалов и контроль за исполнением работ комиссия поручила своим членам: председателю войскового коммерческого суда коллежскому асессору Ф.С. Савченкову и почетным членам от Донского торгового общества казакам Норкину и Блажкову. Церковь сооружалась частично на войсковые средства, частично на пожертвования от всех сословий Донского войска.

Здание церкви было пристроено ко дворцу с северо-восточной стороны, двухэтажное, в одном стиле с основной постройкой. По отношению к линии главного фасада оно располагалось несколько в глубине, образуя место для небольшого садика. Так архитектор сумел сохранить видимую симметрию здания дворца со стороны площади. В нижнем этаже церкви размещались служебные помещения. Собственно сам храм находился во втором этаже. Он представлял собой обширный, площадью 120 квадратных метров, зал с высотой потолков около 7 метров; очень светлый, по причине двухстороннего освещения: на северном и южном фасадах располагалось по три огромных окна. Стены церкви покрывал орнамент из четырех и шестиконечных крестов и звезд. Над каждым окном имелось по два круглых медальона, в которых, по-видимому, помещались живописные изображения, сделанные на холсте. Потолок церкви был побелен и украшен лепниной растительных мотивов. Перед алтарной частью на потолке имелась лепная розетка для крепления люстры. Пол был сделан паркетный, геометрического рисунка. В западной части церкви, при входе в нее с парадной лестничной площадки, располагался притвор. Над притвором, в антресольном этаже, был устроен балкон для хора, огражденный балюстрадой из резных деревянных балясин. Восточная часть храма была приподнята на одну ступеньку. Полы в алтаре также были сделаны паркетные.

Иконостас изготовили в мастерской иконостасных работ В.К. Солнцева. Эта мастерская существовала в Новочеркасске с 1868 года, то есть работы по Атаманской церкви были среди первых ее заказов. В.К. Солнцев изготавливал иконостасы "из разного дерева, полированные, с резьбою, позолотою и художественной живописью на чеканном золотом фоне". Как выглядел в действительности иконостас дворцовой церкви можно сейчас только догадываться.

Атаманская церковь не имела купола, на крыше был установлен небольшой барабан с луковичным завершением и на северном фасаде, посередине, барочного типа аттик с лепными украшениями и венчающей его небольшой луковкой с крестом. Кресты были установлены прорезные, ажурные, шестиконечные.

Церковь была окончательно отделана и снабжена всей необходимой утварью к концу года. Освящение храма совершил владыка Новочеркасский и Георгиевский Платон (Городецкий) 8 ноября 1869 года, в день памяти Архангела Михаила.

На год храм находился на реконструкции. Храм входит в ведение благочинного округа.

Cобор во имя св. прп. Симеона Столпника является главным храмом города. В начале XIX века в г. Брест-Литовске существовала единственная православная церковь Свято-Симеоновского мужского монастыря. Выстроенная из дерева, она неоднократно страдала от пожаров.

8 ноября 1815 г, монастырь в очередной раз был объят пламенем, который помимо различных хозяйственных построек уничтожил и церковь св. Симеона Столпника. Пожар 1819 г. окончательно разрушил обитель, что привело к ее закрытию в 1824 г. После этих трагических событий на протяжение двух десятков лет богослужения совершались в домовой трапезной Свято-Благовещенской церкви, основанной на третьем этаже в здании бывшего базилианского монастыря. Однако в связи со строительством крепости в 1830-40-х гг. монастырские постройки были снесены, а город перемещен на три километра в восточном направлении.

Строительство каменного храма было начато только в 1862 г. Возводили его по проекту брестского городского архитектора В. Поликарпова. Строительные работы производились разными мастерами. Кирпичную кладку выполняли каменщики Черниговской губернии, а столярные, кровельные, штукатурные и малярные работы - мастера города Бреста. Иконостас также изготовил местный резчик. Иконы, написанные художником Титовым, богослужебную утварь и колокол весом в 100 пудов доставили из Москвы. Чугунные решетки для солеи, хора и крылец были отлиты на заводе Эванса в Варшаве. 7 ноября 1865 г. крестным ходом из крепости в новый храм перенесли мощи преподобномученика Афанасия, а на следующий день он был освещен.

По описанию тех лет собор, располагавшийся в центре города на возвышенном месте при Московско-Варшавском шоссе, был окружен каменной оградой, состоящей из сплошного кирпичного цоколя с кирпичными столбами и железной решеткой между ними. Фундамент здания изготовили из булыжного камня, а цоколь и четыре крыльца - из тесанного гранитного камня. Кирпичные стены, своды и купола возвели на известковом растворе. Пилоны, арки, паруса, свод главного купола, а также наружные и внутренние наличники около дверей и окон выстроили из кирпича на портландском цементе. Основная и шатровые крыши пяти куполов были деревянные, снабженные громоотводами. Центральную крышу покрыли листовым железом и окрасили темнокрасной масляной краской, а крыши куполов - белой английской жестью. Двери собора были двойные, темно-желтого цвета. Окна с железными решетками имели летние и зимние рамы. Для отопления храма устроили семь печей, а в ризнице небольшой камин. Внутреннее пространство церкви со­ставляло 49,5 квадратных саженей, так что могло вместить до 700 человек.

Среди святынь Свято-Симеоновского собора особое место занимали мощи преподобного мученика Афанасия, игумена Брестского. В 1894 г. заботами протоиерея Иоанна Григоровича над ракою с мощами была сооружена величественная сень с образом святого. В храме имелся список с чудотворной иконы Божией Матери «Холмской», а так же древняя икона святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе и позолоченном киоте, которая некогда принадлежала Николаевской кафедральной церкви, где проходил униатский Собор 1596 г. Кроме того, в храме находилась дарохранительница, подаренная великим князем Александром Александровичем - будущим императором Александром III.

Во время первой Мировой войны мощи преподобного мученика Афанасия были перевезены в Москву. После революции уцелевшие частицы мощей вывезли за границу. Лишь в середине 90-х гг. ХХ в. небольшую часть сохранившихся мощей вернули обратно в Брест. В правом углу храма, где до 1915 г. почивали мощи, сейчас стоит отреставрированная рака и находится частица мощей Афанасия Брестского. Возле собора в 2005 г. был возведён памятник этому великому святому.

В настоящее время в храме находятся также частицы мощей свт. Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, преподобной Ефросинии Полоцкой, святителя Иннокентия Радонежского и др. При храме организована воскресная школа и православная библиотека, действует сестричество в честь Афанасия Брестского, мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Собор дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий (1905 г., 2001 г.). В 1997 г. в соборе Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом была освещена копия креста св. Ефросинии Полоцкой, изготовленной брестским мастером Н. Кузьмичём.

Пятикупольный православный собор во имя святого Симеона Столпника, построенный в русско-византийском стиле, является украшением города. А после того, как была выполнена ночная подсветка, собор стал доминантой города и в темное время суток.