Михаил Шемякин. Картины и монументы

Скульптурные произведения и картины Михаила Шемякина известны не только в России, но и на Западе. Публику впечатляет уникальное творческое видение, мастерство и необыкновенная работоспособность автора. Многие его работы наполнены глубоким смыслом, постичь который можно, лишь окунувшись в биографию мастера. В его непростой судьбе не раз происходили значимые события, удивительные встречи и переломные моменты. Шемякин, живя в Америке, остается верен своему Отечеству, часто приезжает в Россию на специально организованные творческие встречи, выставки, презентации.

Факты из биографии: юность

Михаил родился в Москве в военное время. Его отец был родом из Кабардино-Балкарии. Будучи кадровым военным, Шемякин-старший не понимал желания сына стать художником. Мать же поддерживала маленького Мишу в его устремлениях. Будущий художник поступает сначала в школу живописи, отрабатывает навыки, много читает книг, в их числе - запрещенные в СССР издания. По этой причине последовали донос и исключение из учебного заведения.

Проблемы с действующей властью преследовали Шемякина и впоследствии. Избранное творческое направление не устраивало партийных работников. Но молодой художник продолжал упорно работать, параллельно устроился в Эрмитаж, где в свободное время занимался копированием работ старых мастеров.

Трудные годы

Через какое-то время по доносу Михаила арестовали и поместили в психиатрическую больницу. Многие деятели культуры тех лет не избежали той же участи. В лечебнице проводились жестокие эксперименты над больными, оказывающие негативное влияние на психику, приводящие к серьезным расстройствам рассудка у некоторых подопечных.

Художнику поставили диагноз «шизофрения», картины Михаила Шемякина того периода демонстрировали в подтверждение болезни. Огромных усилий стоило матери «вытащить» сына из клиники. И еще долго потом Михаил приводил в порядок подорванное психическое здоровье: жил отшельником вдали от всех, сначала в горах, затем в монастыре, но добился успеха в преодолении себя и своих страхов.

Картины художника Михаила Шемякина присутствовали на выставках в 1962, 1964 годах. Но произведения современного искусства не были оценены по достоинству: все участники и организаторы были наказаны. Последовали многочисленные обыски в квартире Шемякина. В этот же период он вступил в брак с Ревеккой Модлиной, а в 1964 родилась дочь, получившая имя - Доротея. Семье пришлось эмигрировать в начале 70-х: в Советском Союзе оставаться жить Шемякину было небезопасно и чревато арестом.

В эмиграции

Шемякин прибыл во Францию практически без денег и без вещей. Первые годы существования на чужой земле были непростыми. Приходилось много работать, одновременно - продолжать учиться и совершенствоваться. Работа по контракту практически не приносила дохода, все деньги уходили на краску и материалы для живописи. Но мастер был рад предоставленной свободе, знакомствам с современниками - деятелями культуры, живописцами, музыкантами и писателями.

Круг общения значительно повлиял на творчество Михаила Михайловича - картины художника Шемякина стали более совершенными, зрелыми. На них все чаще стали обращать внимание владельцы галерей. Современное искусство становилось модным направлением на Западе и в Америке.

Именно тогда произошла одна из знаковых встреч парижского периода жизни художника: знакомство с Высоцким. Общие интересы и увлечения, схожая жизненная позиция сблизила двух сильных личностей. Эта дружба продлилась долгие годы, вплоть до смерти музыканта. По сей день Шемякин тепло вспоминает своего друга, посвятил ему книгу «Две судьбы», по которой был поставлен спектакль.

Работы мастера

После переезда за границу колорит картин Михаила Шемякина стал более красочным, появились новые цвета. Более заметна стала динамика изображений, стали применяться новые техники наложения палитры на холст. Автор занимался иллюстрированием романа Солженицына, делал наброски на тему Петербурга. Исследователи отмечали в работах контрастность, внимание к деталям, метафизику форм и пластичность фигур. Через какое-то время художник стал победителем в конкурсе, учрежденном японской галереей. К мастеру пришел международный успех. Продолжая развивать границы творчества, Шемякин начинает заниматься скульптурой и переезжает в Нью-Йорк.

Жизнь в Америке

Свои картины Михаил Шемякин не причисляет ни к какому определенному стилю, а отмечает, что произведения созданы по принципу «метафизического синтетизма». Работы вызывают яркие эмоции у зрителя, привлекают внимание яркой палитрой, удивительными персонажами.

Стремление переехать в Америку было связано с тягой к свободе, полному отсутствию ограничений в творчестве. Здесь у художника появилась возможность создавать более монументальные произведения. Шемякин работает в собственном замке, любит уединение и покой. Всегда с ним рядом его вторая жена Сара, переводчица.

Были созданы крупные скульптурные произведения. Например, монумент Петру I, установленный потом в Санкт-Петербурге. Это не единственный памятник, привезенный в Россию. После развала СССР Михаил Михайлович стал часто бывать на Родине. Теперь и здесь картины Михаила Шемякина приобрели популярность.

Картины из мусора Михаила Шемякина

Широкую известность приобрели так называемые «картины из мусора». Они созданы по определенной методике. Художник прогуливается по улицам больших городов и снимает на камеру асфальт, покрытый мусором и трещинами. Затем на основе этих фотографий создает потрясающие произведения. Появляются контуры персонажей, картина «оживает», приобретает краски. Циклы работ периодически можно увидеть на выставках в России и за рубежом.

Купить картину Михаила Шемякина можно дистанционно, через интернет. Цены на оригиналы довольно высоки. Но можно познакомиться с творчеством и на временным выставках, проводимых в Москве и Санкт-Петербурге.

Помимо скульптуры и картин, Михаил Шемякин занимается созданием театральных декораций, ювелирных работ, фарфоровых изделий. Неутомимо трудится сам и занимается обучением и наставничеством молодых художников.

Имя: Михаил Шемякин (Mihail Shemyakin)

Возраст: 76 лет

Место рождения: Москва

Деятельность: художник, скульптор

Семейное положение: женат

Михаил Шемякин - биография

За 18 лет жизни за границей талантливый недоучка с диагнозом вялотекущая шизофрения стал одним из известнейших художников современности. Но сердце его всегда принадлежало России.

Михаил появился на свет 4 мая 1943 года в Москве и почти сразу уехал с матерью, актрисой Юлией Предтеченской, в действующую армию к отцу. Михаил Шемякин-старший, по происхождению кабардинец из известного на Кавказе рода Кардановых, был кадровым военным. С боями дошел до Кёнигсберга, стал комендантом нескольких городов в Восточной Германии. Для сына он хотел такой же судьбы. А мальчик бредил искусством, изучая его по альбомам, увлекался Ван Гогом , Босхом, Гогеном... И находил поддержку у матери.


В 1957 году Шемякины вернулись в Советский Союз и осели в Ленинграде. Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодар. А Миша, сумевший за одну ночь нарисовать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина - сразу на 2-й курс. Ходил на занятия, а вечерами сидел в библиотеке, выискивая запрещенные книги по западному искусству, считавшемуся нездоровым, а потом делился полученными знаниями с сокурсниками.

Последовал донос, и в 1961-м юношу исключили из школы с формулировкой за «эстетическое развращение сокурсников». Люди из КГБ сказали: «Тебя никуда больше не примут!» Оставалось одно - идти работать. И Михаил устроился такелажником в Эрмитаже. Днем таскал тяжести, вечером копировал старых мастеров, а по ночам экспериментировал на холсте и бумаге.

К нему часто заходили друзья. Однако соседям по огромной, на 38 комнат, коммуналке такие визиты показались подозрительными. И они принялись писать доносы. Молодого художника вызвали в Большой дом, расспрашивали об отношении к богу и дьяволу, а через 2 дня с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отправили в психиатрическую больницу - экспериментальную клинику им. Осипова.

Шесть месяцев уколов, таблеток и - первая в жизни выставка: психиатр Случевский демонстрировал студентам на примере «больного» Шемякина и его иллюстраций к Дрюону опасность и течение шизофрении. Если бы мать не добилась освобождения Михаила, он стал бы инвалидом.

Последствия «лечения» были тяжелейшими: аллергия на краски, непрекращающиеся кошмары... Почти 2 года ушло на реабилитацию - сначала в горах Абхазии, потом - в Псково-Печерском монастыре. Вернулось желание жить и творить.

Биографию личной жизни Михаила Шемякина совсем нельзя назвать бурной: женился, родилась дочь Доротея, а Евгений Кибрик, один известнейших книжных иллюстраторов СССР, дал ему несколько советов, что и как изучать самостоятельно. И вновь Шемякин оказался в Эрмитаже - теперь разнорабочим. Почти все в бригаде, как и он, были не признанными властью художниками.

В 1962 году журнал «Звезда» пригласил Михаила принять участие в выставке. Его картины оценили десятки людей: журналисты, писатели, режиссеры, музыканты, в их числе - Любимов , Шнитке, Ростропович . А в марте 1964-го известность стала скандальной. За выставку современного искусства рабочих Эрмитажа, которую организовал директор и в которой участвовал Шемякин, поплатились все - и гости, и руководство, и художники.


«Начались травля, обыски, постоянные вызовы в милицию. Никуда не берут. Угрозы высылки за тунеядство... Конфискация книг, религиозных репродукций, писем от мамы...» - вспоминал позже то время своей биографии Шемякин. Только после смерти Хрущева художник смог устроиться на работу. Ему даже позволили разработать этикетку для галош!

А за рубежом слава Шемякина росла - его петербургскими пейзажами заинтересовалась владелица галереи Дина Верни. Дочь эмигрантов, она не понаслышке знала, как в СССР поступают с теми, кто смеет двигаться против течения, и в 1971 году помогла выехать за рубеж жене Михаила (предварительно им пришлось оформить развод) и его дочери.


А вскоре художника арестовали. Высокопоставленный офицер КГБ, как выяснилось, коллекционировавший его работы, сказал: «У вас есть только одна возможность остаться живым - тихо, никому не сообщая, уехать навсегда. Старайтесь поменьше выступать на Западе. Есть предположение, что Россия станет другой, может, вам еще удастся вернуться...» Шемякин уехал с одним пакетом в руках и 50 долларами в кармане.

В парижском аэропорту Михаила встретили жена, дочь и Дина Верни - в ее галерее как раз шла выставка его работ. Она предложила Шемякину 10-летний контракт, но, выслушав условия, тот отказался. Копировать себя прошлого? Да лучше голодать! В чужой стране, без копейки в кармане - так началась новая жизнь.

Писательница Сюзанна Масси помогла семье Михаила обрести жилье - заброшенный бильярдный клуб без отопления, с удобствами во дворе. Потом ему удалось заключить первый контракт - всего за 150 долларов в месяц. Художник продолжил учиться - вокруг столько книг по искусству, недоступных в СССР! Тогда было положено начало всемирно известным сериям его произведений: «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа», «Тротуары Парижа».


В 1974-м одна из работ Шемякина попала на вернисаж молодых художников в Гран-Пале и даже нашла покупателя, картину похитили прямо с экспозиции. Однако судьбе было угодно свести Михаила и поклонника его творчества. Им оказался дизайнер-модельер Жан-Клод Гобер. Он уговорил своих богатых заказчиков открыть для Шемякина галерею. Там и состоялась первая зарубежная выставка, которая принесла художнику настоящую славу. Посыпались предложения, контракты.

Шемякин в Нью-Йорке

Но почивать на лаврах Шемякину было неинтересно, да и художественный мир Франции казался ему мелкобуржуазным, скучным. Он много работал - маслом, пером, начал заниматься скульптурой, задумал издать альманах «Аполлон», посвященный оставшимся в СССР авангардистам. За материалами Шемякин отправился в Нью-Йорк - и внезапно понял, что это его город: «Он весь был наполнен многоликим творческим людом, жившим в бешеном ритме, в постоянном поиске новых форм в искусстве, в бесконечном экспериментаторстве».

Переехать удалось в 1981 году. Одному - жена и дочь предпочли Грецию. Первые 8 лет художник прожил в Сохо - там вечером нельзя было выйти из дома без биты или ножа. Зато его окружали друзья, а в голове роились гениальные замыслы - все так, как в его автобиографическом спектакле «Нью-Йорк. 80-е. Мы».

Получив американское гражданство, Шемякин подыскал более тихое пристанище - заброшенный замок в местечке Клаверак. В замке разместились скульптурные мастерские, где были созданы и Петр I, и Казанова. Художник стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы, выставлялся почти во всех странах мира - кроме одной... Россия увидела его многогранное творчество только в конце 1980-х.


Теперь почти все проекты Шемякин осуществляет на родине: в разных городах идут оформленные им спектакли, возводятся памятники, проходят выставки. Он - создатель фонда содействия отечественным талантам, а также один из организаторов Международного кавалерийского (в память об отце!) музыкального фестиваля «Спасская башня». Михаил Михайлович задумал создать Институт философии и психологии творчества со штаб-квартирой во Франции и филиалами в Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге и - в Нальчике: там родина его предков. Все эти дела и заботы художник совмещает с преподаванием, творчеством. И порой в шутку жалуется: «Живу в самолете!»


Шемякину со второй женой пришлось перебраться поближе к России, во Францию. У него по-прежнему американский паспорт, но это не мешает ему быть патриотом. Он уверен: его задача - приобщать соотечественников и к хорошей музыке, и к высокой литературе, и к настоящему искусству.

Интервью Михаила Шемякина

4 мая исполнилось 70 лет Михаилу Шемякину. Его жизнь, в которой жесткие реалии переплетены с многочисленными мистификациями, поразительно созвучна творчеству - гротескному, пропитанному духом фантасмагории, венецианских масок и сказок Гофмана

«Гражданин мира», родившийся в Москве, почти все детство провел в Восточной Германии, учился в Ленинграде, по воле обстоятельств стал гражданином США, живет преимущественно во Франции и остается важным проводником русской культуры в мире. Его жизнь, в которой жесткие реалии переплетены с многочисленными мистификациями, поразительно созвучна творчеству - гротескному, сюрреалистичному, пропитанному духом фантасмагории, венецианских масок и сказок Гофмана.

Родился в семье кадрового военного Михаила Петровича Шемякина (коменданта Кенигсберга, преподавателя Академии им. М. В. Фрунзе) и актрисы Юлии Предтеченской.

«Мой отец, чистокровный кабардинец, горец, рано потерял близких и был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным. Приемный отец погиб во время Гражданской войны. А отец стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Боевого Красного Знамени. Но всю жизнь звался Шемякиным - и всегда гордился, что принадлежит к роду Кардановых» .

До 1957 года семья проживала в местах службы отца художника, в основном на территории Восточной Германии.

Художественное образование Шемякин получал в СССР, в средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ныне - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина), откуда в 1961 году он был отчислен, по некоторым свидетельствам, за «несоответствующее нормам социалистического реализма художественное мировоззрение» и «эстетическое развращение сокурсников». Однако эти события не повлияли на творческие стремления художника, и уже в 1962 году в помещении редакции ленинградского журнала «Звезда» состоялась его первая выставка. Этой выставкой Шемякин утвердил свою точку зрения на искусство и впервые заявил о себе обществу.

Известность Шемякину принес его следующий большой (но недолговечный) проект, вызвавший общественный резонанс. В 1964 году в Государственном Эрмитаже открылась «Выставка художников - рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа». Выставлялись работы пяти художников Михаила Шемякина, Владимира Уфлянда, Олега Лягачева , Валентина Кравченко, Владимира Овчинникова . Выставка успела проработать всего один день (с 30 по 31 марта 1964 года); 1 апреля ее со скандалом закрыли, а директора Эрмитажа М. И. Артамонова сняли с должности. Сам факт выставки в одном из крупнейших музеев мира, а так же громкое ее закрытие оказали довольно большое влияние на дальнейший рост популярности Шемякина - это обеспечило художнику внимание со стороны зарубежной художественной общественности, способствовало росту интереса к его творчеству на Западе, а годы спустя и в России.

Выставка имела и другое следствие - она положила начало творческой группе «Петербург», окончательно сложившейся к 1967 году. Костяк ее составляли художники эрмитажной выставки. В том же 1967-м Михаил Шемякин вместе со своим другом, философом Владимиром Ивановым, работал над развитием философского направления под названием «метафизический синтетизм», ставшего главной идеологической составляющей «Петербурга».

Художник вместе со своими единомышленниками изучал искусство доколумбовой Америки, древней Венесуэлы, аборигенов Австралии, древнего Египта, традиционное японское искусство, стремясь постичь ключевые особенности стиля древних авторов, искал связи между этими культурами и современным искусством. Однако, изучая древние изобразительные традиции, сами участники группы стремились не повторить их, но синтезировать, переработать в свой собственный стиль, сохраняя только дух и философскую составляющую. Своей задачей они видели соединение различных стилевых и культурных традиций - чистых форм и линий античности и повышенно-пластичного, объемного, пространственно размытого художественного языка древнего Востока в новое единое целое, отличное от всего существующего.

Эти принципы метафизического синтетизма Шемякин реализует и в живописи и, особенно, в графике (такими созданы им иллюстрации к произведениям Э. Т. А. Гофмана, к «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского), работает он также и в технике раскрашенной акварелью гравюры. Эрнст Теодор Амадей Гофман, его романтически-гротескные образы и характеры занимают особое место в жизни и творчестве Шемякина. Фантазиями Гофмана вдохновлен особый изобразительный образный ряд персонажей Шемякина.

В 1969 году в Нью-Йорке состоялась первая зарубежная выставка художника, и с этого времени его работы выставляются в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге.

Но на родине, в СССР, официальное советское искусство причислило Шемякина к «художникам-пачкунам», поэтому ему надо было искать себе работу вне художественной системы. В 1960-х ему пришлось сменить множество профессий: он был чернорабочим, лаборантом, такелажником.

При содействии известной галеристки Дины Верни (1919–2009) Шемякин вместе с семьей переехал в Париж, где был тепло принят художественным миром Франции; в 1971-м его лишили советского гражданства.

Обосновавшись в Париже, Шемякин принял участие в издании альманаха «Аполлон-77», ставшего коллективным манифестом русского художественного «андеграунда». В 1981 году Шемякин переехал в США, поселился сначала в Нью-Йорке, где был избран действительным членом Нью-Йоркской Академии наук, а затем после получения в 1988 году американского гражданства - в небольшом городке Клаверак недалеко от Нью-Йорка.

За рубежом он много и успешно работает. К 1970-м - 2000-м относятся его самые известные графические серии - «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» и «Тротуары Парижа» и др. По ним интересно проследить развитие стиля художника - от ярких чистых красок и объемных, с четким контуром, напоминающих театральные маски, персонажей 1970-х художник к 2000-м годам пришел к более мягким по колориту и рисунку, иногда близким к монохрому работам. В этом смысле графика Шемякина, сближается с его живописной манерой. Творчество Шемякина довольно однородно, его язык всегда узнаваем - фирменное смешение черт венецианского карнавала, театральной сюрреалистичности и гофмановской мрачной сказочности и гротеска. Будь то графика, или скульптура, или даже прикладное искусство - его работы выразительны и декоративны, со множеством проработанных деталей и образов.

Живопись Шемякина может быть и несколько иной - более густой, напряженной, пастозной. В работах маслом он не столько деформирует формы, сколько вытягивает их, достигая сходства с готическим маньеризмом. Он много экспериментирует с дроблением и упрощением (уплощением) пространства и формы, включая в свою живопись приемы и находки как художников первобытного и древнего искусства, так и представителей модернизма - от Пикассо до Филонова .

В 1989 году в Центральном Доме Художника (Москва) впервые состоялась ретроспективная выставка работ Шемякина. В середине 1990-х Шемякин много и с успехом выставляется в крупнейших музеях Санкт-Петербурга и Москвы.

Шемякин - автор известного памятника Петру I в Петропавловской крепости, памятника жертвам политических репрессий в виде двух сфинксов на набережной Робеспьера (напротив тюрьмы «Кресты») в Санкт-Петербурге, а также масштабной многофигурной скульптурной группы «Дети - жертвы пороков взрослых» на Болотной набережной в Москве. Его монументальная скульптура украшает Нью-Йорк, Венецию и многие другие города.

Однако одним пластическим искусством его новые интересы не ограничиваются - в 2001-м он оформил балет «Волшебный орех» на музыку С. М. Слонимского в Мариинском театре, причем эскизы костюмов и декораций к этому балету были показаны на специальной выставке в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2002 году, в 2005-м выставка прошла в Государственном Русском музее.

В августе 2002 года был основан Фонд художника Михаила Шемякина, целью которого является активное содействие начинающим и уже известным художникам, музыкантам, фотографам, творческим коллективам, обширная благотворительная деятельность, а также исследование и защита творчества Шемякина (в основном - выявление подделок).

Сегодня Михаил Шемякин - признанный мэтр и легендарный деятель искусства. В 1993 он был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, а в 1994 награжден французским орденом «Рыцарь искусства и литературы». Его работы находятся в постоянных экспозициях крупнейших галерей и музеев мира.

Не стихает интерес к его творчеству и на арт-рынке. В базе сайт насчитывается 569 его работ, в основном, конечно, графика, тиражная и уникальная (384 работы), но продается также и живопись, и скульптура (96 и 33 работы соответственно).

Присутствие Шемякина на аукционном рынке заметно как за рубежом, так и в России - нечастый пример среди представителей современного русского искусства. И, что важно, и там и там его работы показывают вполне конкурентоспособные результаты. Топовые цены на них - около 40 тысяч фунтов. Чаще всего на аукционах можно встретить его графические листы из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Чрево Парижа», «Метафизические композиции. Бюсты и головы». В настоящее время, по данным ARTIMXp-RUS Graphics, наблюдается рост доходности графики Шемякина в сегменте русской графики (на 7 мая 2013 года: +1,36%). Однако наибольшие цены устанавливаются на живопись.

Михаил Федорович
ШЕМЯКИН
21 октября 1875 - 3 декабря 1944
Москва.

М. Ф. Шемякин.
Дама в светлом. 1909г.

Михаил Фёдорович Шемякин первоначальное художественное образование получил в 4-й московской гимназии у А. Р. Артемьева. В 1890 брал частные уроки рисования у В. И. Ачуева. В 1892 поступил в МУЖВиЗ, занимался у Сорокина, С. А. Коровина, И. М. Прянишникова, В. Д. Поленова, Л. О. Пастернака, А. Е. Архипова, К. А. Савицкого, а также в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1897-1898 и 1898-1899 был награжден двумя малыми серебряными медалями. В 1899 окончил Училище со званием неклассного художника.

В том же году продолжил образование в Школе А. Ашбе в Мюнхене. В 1901 вернулся в Москву. С 1904 принимал участие в выставках ТПХВ (с 1908 — член Товарищества), Московского общества любителей художеств, с 1906 — чешского объединения «Манис» (с 1908 — его почетный член). В 1905 за портрет певицы Н. В. Салиной получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств.

В 1906-1914 неоднократно посещал Чехию. Женился на дочери профессора Московской консерватории А. И. Гржимали, в 1908 родился сын Михаил.

В 1913 основал собственную художественную студию в Москве. В 1914-1915 преподавал рисунок в школе живописи и рисования С. Ю. Жуковского.

После революции последовательно преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе (1918-1929). Принимал активное участие в организации рабфака искусств в Москве, где заведовал изоотделением, а также вел рисунок и живопись. В 1929-1934 преподавал в Московском высшем инженерно-строительном институте, Московском институте инженеров транспорта и Военно-инженерной Академии РККА. С 1934 — в Московском полиграфическом институте и Московском государственном художественном институте. Работал над учебным пособием «Методическое руководство по рисунку и живописи».

Продолжал много работать в области станковой живописи. В 1922 участвовал в Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине. В 1927 вступил в Общество московских художников. В 1928 экспонировал свои картины на выставке Объединения молодежи АХРР. В 1938 в залах МССХ на Кузнецком мосту состоялась первая персональная выставка Шемякина, приуроченная к 35-летию его творческой и 25-летию преподавательской деятельности.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ташкент, где заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте, также переведенным в Ташкент, работал на курсах повышения квалификации молодых узбекских художников. В 1943 возвратился в Москву, возобновил преподавание в Московском государственном художественном институте.

Ретроспективные выставки произведений Шемякина прошли в 1955 в Выставочном зале МССХ, 1967 — в Центральном Доме литераторов, 1971 — в Центральном Доме работников искусств в Москве, 2006 — в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

На творческую манеру Шемякина большое влияние оказала учеба у Коровина и Серова. В его искусстве соединились черты «передвижнического» реализма, импрессионизма и модерна, причем после революции он остался верен ранее найденным художественным приемам. Некоторую эволюцию претерпела тематика его работ: в 1900-х — 1910-х внимание художника занимали простые бытовые сюжеты («У окна», «У камина», «За поливкой цветов», «Вечерком за чайком», «Мать и дитя»), в 1920-х — 1930-х писал картины на темы советской действительности, близких программе социалистического реализма («Агитатор в колхозной семье», «Пионеры на отдыхе», «Женщина-милиционер в семье»). Много работал в жанре портрета.

Произведения Шемякина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, а также в ряде областных музеев — Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Тульской картинной галерее и других.

Хорошо знавший художника И.Э. Грабарь писал о нем: "…в его лице искусство получило нового интересного мастера портрета, высокопрофессионального художника. Портреты М.Ф. Шемякина были всегда хорошо нарисованы, прекрасно вылеплены и до очевидности сильно охарактеризованы. Они отличались необыкновенной широтой письма, смелостью мазка и обобщенностью формы".

http://artinvestment.ru/auctions/2172/biography.html


М.Ф. Шемякин.
Портрет А.И. Абрикосова. 1901 год.

Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году, детство провел в Германии, в 1957 году переехал с родителями в Ленинград и через четырнадцать лет был вынужден его покинуть. Принудительно высланный из страны, он нашел прибежище в Париже, где получил известность как один из ведущих представителей эстетического диссидентства.

В 1981 году Шемякин переехал в Америку и с тех пор не сидит на месте, странствуя по всему миру в связи с многочисленными заказами, выставками и театральными постановками. Нередко, даже трудно сказать, в какой стране и в каком городе он проводит большую часть времени. Мастер не без иронии отмечает в ряде своих интервью, что чаще всего ему приходится обитать в самолете.
Учась в школе при Академии художеств, М.Шемякин готовил себя к трудному ремеслу скульптора, хотя его этюды уже тогда поражали педагогов своей оригинальностью, предвещая появление крупного живописца с тонким чувством колористических гармоний. Однако в продолжении образования ему было отказано судьбой. После принудительного «лечения» в психиатрической больнице, куда он был помещен за свои религиозные убеждения и запретный тогда интерес к авангардистскому искусству, все пути для начинающего художника оказались закрытыми. Оказавшись на свободе, Шемякин некоторое время странствовал по Кавказу и собрал поучительный опыт общения с отшельниками, юродивыми и бездомными чудаками. По возвращении в Петербург, он устроился такелажником в Эрмитаже. Созерцая ежедневно мировые шедевры, копируя близкие по духу картины, будущий мастер, лишенный возможности продолжать официально профессиональное образование, закончил свою «Академию художеств» в музее. Из-за участия в выставке работ «подсобных рабочих», организованной к 200-летию Эрмитажа (1964) и закрытой властями на третий день, Шемякин лишился последнего источника скудных средств к существованию. Однако он выдержал испытание. Трудности, которые могли бы сломить более слабую душу, пошли ему на пользу. Именно в эти годы Шемякин сложился как мастер со своим оригинально-гротескным видением мира. Отсутствие средств мешало заняться скульптурой; тогда в поисках выхода творческой энергии он обратился к живописи и графике. Последняя, не требовавшая больших расходов - достаточно было карандаша и бумаги, — стала для него главным средством воплощения фантазий своего метафизически ориентированного воображения. Шемякин выработал особую технику рисунка, построенную на тончайших светотеневых переходах. Шемякин создал причудливый мир образов, не затронутый разрушительными влияниями коммунального быта. Он продемонстрировал одну из главных особенностей своего творческого склада: прирожденное чувство красоты, совершенно не зависимое от внешних влияний, идеологий, требований моды и художественного рынка.
Если обычно художники иллюстрируют те или иные произведения по заказу издательств, то Михаил Шемякин руководствовался в выборе сюжетов исключительно внутренними импульсами и мотивами. Со школьных лет в нем живет потребность делать зримыми образы близких по духу писателей. В этом смысле его «иллюстративные» серии во многом носят автобиографический характер, отражая существенные моменты собственного творческого развития. Они — проекции «магического театра», актеры которого объективируют мир, поднимающийся из глубин подсознания художника. Автобиографический характер рисунков отчетливо проступает в серии иллюстраций к «Преступлению и наказанию», выполненных с 1964 по 1969 годы. Шемякин усматривал главные события романа по преимуществу в снах и видениях Раскольникова, ставящих героя перед проблемой «переступания порога». Накопив опыт сопротивления чуждым влияниям, мастер ощущал глубоко родственной идею Достоевского о том, что «новое» может войти в жизнь только в результате отстранения «старого», когда смело переступаются границы, начертанные той или иной традицией. В условиях 1960-х годов авангардист неизбежно оказывался в глазах власть имущих преступным нарушителем идеологических законов, которого могли заключить в психиатрическую больницу, выслать из города и даже из страны.
Почти одновременно Шемякин увлекся так называемыми «галантными сценами». В нем неожиданно проявилась любовь к рафинированной культуре XVIII столетия с ее маскарадами, пасторалями, обостренной эротикой. Из-за этого Шемякина впоследствии начали причислять к запоздалым «мирискусникам». Однако если художники «Мира искусства» были охвачены не лишенной оттенка сентиментальности ностальгией по исчезнувшему миру, то Шемякин скорее пародирует стилистику XVIII века, превращая «галантные сцены» в жутковатые гротески. Персонажи на картинах и раскрашенных от руки гравюрах этого цикла более всего напоминают бездушных кукол. Жизнь предстает как театр марионеток, водимых невидимой рукой демона. При всем том не следует преувеличивать значение литературно-сюжетного элемента в данных произведениях. Гораздо важнее здесь для мастера сложные цветовые гармонии в духе Ватто, виртуозные переплетения линий, игра форм, окрашенных иронией, которая является господствующим настроением его миросозерцания.
Над этой темой «Карнавал Санкт-Петербурга» Шемякин работает - в различных техниках и форматах: от многометровых картин до маленьких гравюр — на протяжении почти трех десятилетий. «Карнавалы» превратились со временем в «энциклопедию» гротесков, основанную на глубоком постижении загадок человеческой природы в ее многообразных искажениях, извращениях и гримасах.


Иллюстрация к «Балаганчику» А.Блока. 1987. Цветная литография


Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1966


Биржа. 1965. Раскрашенный офорт


Петербургская улица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Офорт


Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Офорт


Введенский канал. 1966. Раскрашенный офорт


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Офорт


Раскольников и Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш



Раскольников. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, тушь, акварель


Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Сон Раскольникова. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1964. Бумага, карандаш


Исповедь на площади. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1965. Бумага, карандаш


Раскольников и старуха-процентщица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1967. Бумага, графитный карандаш, коллаж


Эскиз к балету по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1985. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Прогулка». 1989. Бумага, смешанная техника



Из серии «Прогулка». 1988. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1991. Бумага, смешанная техника


Из серии «Прогулка». 1990. Бумага, смешанная техника


Карнавал с утками. Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1993. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1991. Бумага, тушь, акварель



Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1990. Бумага, тушь, акварель


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1980. Бумага, смешанная техника


Из серии «Карнавал Санкт-Петербурга». 1979. Бумага, смешанная техника

Шемякин & Петербург. Пространство времени. Предисловие В.Иванова. Спб., 2007