Бедный зайка прыгает возле мокрых сосен. Развитие речи во второй младшей группе

Анна Медведева
Развитие речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик»

Чтение стихотворения А . Блока «Зайчик » .

ЦЕЛЬ : При восприятии стихотворения А . Блока «Зайчик » вызвать сочувствие к зайчишке , которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору.

ЗАДАЧИ :

Образовательные : расширить знания детей об осени, ее основных приметах и признаках, познакомиться со стихотворением . Учить отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие : развивать внимание , память, сообразительность, активность.

Воспитательные : учить внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа : уныло, голые кусты, кроет, воет, моросит.

Материалы и оборудование : текст стихотворения ,иллюстрации осени, листья на ниточках для дыхательной гимнастики, картинка медведя для артикуляционной гимнастики, листок на палочке для гимнастики для глаз, аудиозапись «я с листочками хожу» -Юлии Селивёрствой, раздаточный материал в виде солнышек.

Методы и приёмы работы с детьми : беседа, художественное слово, сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, словарная работа, физкультминутка, гимнастик а для глаз, чистоговорка, этюд-инсценировка.

Предварительная работа : На прогулке воспитатель рассматривает с детьми цветы на клумбах (цветы высохли, кусты с облетевшей листвой (голые кусты, чтение и разучивание стихотворений , физкультминуток об осени, наблюдения за природными явлениями на прогулках, проведение дидактических игр, аппликация «Девочка осень» , нетрадиционные техники рисования листопада, листьев, рассматривание иллюстраций.

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг-другу. Я желаю вам хорошего настроения на занятии и новых знаний.

2. Сюрпризный момент (в игровой зоне) : Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик )

Дети : Зайчик .

Зайчик : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуй!

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите , какой он?

Дети : Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель : А где живет зайчик ?

Дети : В лесу.

Зайчик : Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают : «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть» ).

Представьте, что мы с вами гуляем в осеннем лесу :

Осенью часто дует ветер. Покажите, как дует легкий осенний ветерок : У-у-у (тихо) .

Листочки (пальчики) едва шевелятся.

А как дует, сильный ветер : У-у-у (Громко) .

Листочки (пальчики) сильно шевелятся

Заблудились мы в лесу, закричали мы : «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Теперь представим что мы с вами осенние листья, давайте покружимся как листочки «Ш-ш-ш» .

4. Артикуляционная гимнастика.

Ребята, во время нашей прогулке мы могли встретить в лесу :

1. Посмотрите, кто это? (Медведь) Он зевает, ему осенью хочется спать. Он всю зиму будет спать. Как зевает медведь? (показ)

2. А это кто? (белочка) Она непоседа, очень любит прыгать с ветки на ветку? Как давайте покажем, язычком как белочка прыгает («Часики» ).

3. А это хомячок – толстячок. Покажите, какие толстые щечки у хомячка («Шарик» ).

4. В лесу осенью много ягод. Давайте представим, что у нас полные ладошки ягод. Как мы будем, есть ягодки (Жевательные движения) .

5. Съели ягоды и все наши губы испачкались. Покажите, какие были вкусные ягоды («Вкусное варенье» ).

5. Дыхательная гимнастика «Сдуем листочки» : - Давайте поиграем с опавшими листочками. - Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть (» 2-3 раза)

6. Дидактическая игра «Разноцветные листочки» - Ребята, давайте чуть-чуть поиграем. У зайчика есть корзиночки . Помогите ему разложить листочки в корзинки по цветам. (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Молодцы, ребята!

7. Первичное чтение стихотворения Александра Блока «Зайчик »

Осень – грустное время года, и многие животные скучают по лету. Ведь осенью моросит дождь, на улице сыро, грязно, холодно, – плохо и людям, и животным. Особенно плохо малюсенькому зайчику . Давайте послушаем стихотворение .

ЗАЙЧИК

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

А. Блок

Почему же наш зайчик такой грустный ?

Какое время года наступило?

Нравится ли осень зайчику и почему ?

Жалко вам маленького зайчишку ? Почему?

Физкультминутка

Зайка серенький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.

Воспитатель : - Ребята, давайте теперь попробуем прочитать это стихотворение вместе , я буду читать начало, а вы будите договаривать слова.

Молодцы ребята, мне очень понравилось, как мы вместе читали стихотворение .

А теперь я хочу послушать, как вы прочитаете стихотворение в третий раз . Те, у кого окажется зайка в руках будут читать стихотворение , а я буду вам помогать - (___ восемь строк,___ – первые четыре строчки. Слушаем 2–3 детей) .

8. Ребята, еще сегодня я хочу вас познакомить с песней «Осенью» (укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. И. Плакиды)

Текст песни :

1. Дует, дует ветер,

Дует, завывает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

2. И летят листочки,

Кружат по дорожке.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

А сейчас, ребята, я вам предлагаю исполнить эту песню и движения вместе со мной.

9. Рефлексия.

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были? - Кто приходил к нам в гости?

Какие стихи мы прочитали ? - О чём эти стихи ?

Какую песню мы исполнили?

Воспитатель : Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

Публикации по теме:

Драматизация сказки «Солнечный зайчик». Младшая группа Сказочник. Кот Ворчун нежился в мягком кресле, ласковое солнышко заглядывало в избушку, и маленький солнечный зайчик играл с пушистым кошачим.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.

Конспект НОД. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок». Первая младшая группа. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок» Воспитатель МБОУ СОШ №7 г. Россошь, Воронежской области, Машошина Любовь Викторовна.

Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» Цель занятия: воспитывать у детей желание и умение слушать чтение, повторять отдельные.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?» Методы и приемы: мнемотаблицы,.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Чтение стихотворения И. Косякова «Все она» Тема: Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…» Цель: Совершенствовать диалогическую.

ООД «Как зайчик осени боялся» (вторая младшая группа) Цель:формировать знания детей об осени и ее сезонных изменениях. Задачи: -закрепить знания детей о жизни животных в лесу. - помочь детям.

Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие» «Чтение художественной литературы» (первая младшая группа) Неделя Месяц Тема, литература Программное содержание Материал и оборудование Методы и приёмы Совместная деятельность с детьми Совместная.

Развитие речи «Семья». Первая младшая группа Образовательная деятельность «Семья». Развитие речи. Цель: Повторить с детьми имена их ближайших родственников (родителей, бабушек, дедушек,.

НОД по развитию речи «Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок» (первая младшая группа) Чтение сказки В. Бианки «Лис и мышонок». Цель: Познакомить детей с произведением В. Бианки «Лис и мышонок» Задачи: Обогащать словарь,.

Библиотека изображений:


(А. Блок)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок
глупым скоком.
Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...
Это всё у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,
Что весна,
и дышать ей привольно!..

НА ЛУГУ
(А. Блок)

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...

ГРОЗА ПРОШЛА...

(А. Блок)

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом...
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.

УЧИТЕЛЬ
(А. Блок)

Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит, —
Верно, устал от работы:
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.

Завтра он будет с утра
Школить упрямых ребяток,
Чтобы не грызли пера
И не марали тетрадок.

Стадо идёт и пылит,
Дети за ним — врассыпную.
Старый учитель сидит,
Голову клонит седую.

ЗАЙЧИК
(А. Блок)

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть...

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится —
Неба не видать...

Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать!

СНЕГ ДА СНЕГ
(А. Блок)

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только чёрные, чёрные стены...

И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром;

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.

Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка...
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко...

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор —
Великана из снега слепили!

Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза,—
Вот возьмёт,
вот ухватит в охапку!

И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
(А. Блок)

В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит:

«Спите, спите, поздний час,
Завтра брат разбудит вас.

Братний в золоте кафтан,
В серебре мой сарафан...

А под вечер брат уснёт
И меня гулять пошлёт.

Сладкий сон вам пошлю,
Тихой сказкой усыплю,

Сказку сонную скажу,
Как детей сторожу...

Спите, спите, спать пора.
Детям спится до утра...»

А.Блок «Зайчик»

Цель: обучение восприятию литературного текста на слух.

Задачи:

    Формировать представление о жанре литературного произведения –стихотворении.

    Формировать навыки выделения фамилии автора, заглавия произведения; умения определять жанр и тему произведения, составлять обложку к книге.

    Развивать память, мышление, воображение

    Воспитывать чувство сопереживания и доброе отношение к природе и всему живому.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

Подготовка к восприятию стихотворения:

Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето.
Кто это? (заяц) – СЛАЙД 2.

    Вот видите, какой хороший, красивый, мягкий зайка! И этого зайку хозяйка бросила на скамейке под дождем. Давайте вспомним стихотворение про этого зайку. Вы его все знаете (СЛАЙД 3).

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок
.

    Бедный зайка!

Знакомство со стихотворением:

    А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение про зайчика, только не про игрушечного, а про настоящего, живого. Написал стихотворение Александр Блок. Оно так и называется – «Зайчик» (СЛАЙД 4).

Работа над содержанием прочитанного текста:

    Что вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

    Что изменилось в природе с приходом осени?

    Какой стала жизнь зайчика?

    О чем он мог думать, о чем переживать?

    Какие чувства у вас вызывает это произведение: вам весело, грустно, жалко зайчика? (грусть, печаль, жаль зайчика )

    Какое настроение было у вас, когда вы услышали начало стихотворения?

    Какое настроение стало потом?

Давайте объясним значения некоторых слов, которые встретились вам в тексте (СЛАЙД 5):

    Ложбинка – узкий неглубокий овраг (углубление).

    Тешили – забавляли, развлекали, доставляли удовольствие.

    Косится – смотрит искоса, сбоку.

    Кто запомнил фамилию поэта?

    Молодец, ты очень внимательный! Автор этого стихотворения – русский поэт Александр Александрович Блок. Александр Александрович Блок родился в городе Петербурге 125 лет назад. В его семье все увлекались литературой, переводили и сочиняли стихи.
    В 5 лет он написал свое первое стихотворение и «опубликовал» его в журнальчике, который сделал в подарок маме.
    Один из журналов Саша назвал «Корабль», потому что очень любил корабли и даже мечтал стать моряком. Кроме того, он часто рисовал корабли красками, обвешивал ими стены своей комнаты и дарил знакомым.
    В детстве Саша читал много сказок. Он любил сказки за то же, за что любит их каждый из нас: в них добро одерживает верх над злом, ум – над глупостью, скромность и труд – над корыстью и бездельем. А если, например, сказку читать перед сном, то, засыпая, можно представить, что и сам ты вместе с всадником мчишься освобождать плененную царевну и убиваешь огнедышащего дракона.
    Александр Блок очень любил животных. В деревне у него была собака Диана, с которой он бродил по лесам.
    Однажды был такой случай: поэт написал вполне серьезное стихотворение и посвятил его Григорию Е. Рядом в книге стихи посвящались известным писателям и художникам. Но это посвящение было каким-то странным – никто не знал этого Григория. Потом выяснилось, что стихотворение посвящено обыкновенному ежу по имени Григорий, который жил у Блока.

    Давайте попробуем ещё раз прочитать это произведение (чтение детьми ).

Моделирование обложки:

    Возьмите листок. Сейчас мы с вами будем моделировать обложку для данной книжки.

    (СЛАЙД 7) Определите, пожалуйста, жанр этого произведения. Докажите. (стихотворение, т.к. есть рифма и ритм )

    Верно – это стихотворение.

    (СЛАЙД 8) На обложке, какую фигуру нужно изобразить в центре листа, чтобы всем было понятно, что это стихотворение? (треугольник ) (ЩЕЛЧОК )

    (СЛАЙД 9) Определим тему стихотворения. О ком это стихотворение? (о животных )

    Значит, раскрасим треугольник….(в коричневый цвет ) (СЛАЙД 10 )

    (ЩЕЛЧОК) Верхний прямоугольник для чего нужен? (В нем запишем фамилию автора стихотворения )

    Кто может – печатает слово, остальные – рисуют рамку красного цвета.

    (ЩЕЛЧОК) Что обозначает нижний прямоугольник? (название пр-ния )

    Как называется это произведение? (Зайчик )

    Подумайте, как можно было его назвать по-другому? (Осень. Заяц. В лесу.)

    Блок назвал его «Зайчик». Почему это название ему больше подходит? (стих-ние про зайчика, он – гл.герой стих-ния. Нам жалко его, поэтому автор называет его ласково .)

    Напечатаем внизу листика название «ЗАЙЧИК» или нарисуем рамку синего цвета.

    Покажите свои модели. Сверьте их с образцами (СЛАЙД).

    Хорошо. Все сделали правильно.

Работа с готовой моделью. Чтение по обложке:

    Прочитаем заголовок.

    Что прочитали? (заголовок)

    С каким произведением мы сегодня знакомимся? (А.Блока «Зайчик»)

Сравнение обложки книги с моделью обложки:

    (СЛАЙД 11) Внимательно рассмотрите обложку этой книги. Что общего между нашей моделью и обложкой книги? (указаны фамилия автора и заголовок )

    Что различного? (заголовок – вверху, а не внизу. Иллюстрация вместо заместителя жанра и темы )

Физминутка: Вы хорошо поработали, а сейчас отдохнем:

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Зарисовка картины:

    Давайте попробуем нарисовать картину к этому стихотворению сначала словесно. (рисую на белой доске)

    С чего же мы начнём. Какое время года? (осень )

    Где всё происходит? (лес )

    Какие деревья? (сосны )

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен.

    Если мокрые сосны, то, что идёт? (дождь )

    А какое небо над соснами?

Хмурая, дождливая
Наступает осень.

    Как будет выглядеть зайчик?

Прижимает уши,
На небо косится.

    О чём он думает?

Страшно в лапы волку
Серому попасть.
Думает о лете.

    А теперь закройте глаза. И представьте себе: Мокрые сосны, тёмные тучи, дождь моросит, поникшие былинки, листочки на земле, под большой сосной зайчик, который думает о лете, прячется от волка.

    Откройте глазки и попробуйте нарисовать то, что вы представили.

Итог урока: Выставка детских работ к стихотворению А.Блока “Зайчик”.

    С каким произведением познакомились?

    Какие новые слова узнали? (ложбинка, тешились, косились)

    Посмотрите на доску в своих работах Вы показали, как вы поняли произведение А.А.Блока “Зайчик”.

    Вам понравился сегодняшний необычный урок? Вы хорошо работали. Спасибо.

«Зайчик» Александр Блок

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…

Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…

Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…

Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!

Анализ стихотворения Блока «Зайчик»

Главный персонаж стихотворения - антропоморфный образ «маленького зайчика». Рассказчик сосредоточен на ощущениях и мыслях своего героя.

Теплой летней порой, минувшей безвозвратно, зайчик был вполне доволен своей судьбой. Ситуация былого комфорта передана с помощью одной детали: взгляд зверька «тешили белые цветочки». С приходом осени условия существования изменились. Сырость - главная особенность пейзажной зарисовки, характеризующей настоящий момент. «Мокрый» эффект достигается аккумулированием лексики с соответствующими значениями: «сырой», «расплакались», «дождливая», «мокрых», «посуше», «по воде ступать». Подчеркиваются неприятные тактильные ощущения, вызванные контактом с влажной поверхностью. С темой осени также связаны мотивы похолодания и недостатка пищи.

Рассказчик упоминает об опасениях и желаниях персонажа. В первом случае поэт прибегает к известному фольклорному сюжету о страхе зайцев перед «волком серым». На протяжении всего стихотворного текста поддерживается антитеза, частями которой выступают летний комфорт и осенний дискомфорт: зверек мечтает о теплой и сухой поре года, оставшейся в прошлом.

Лирический повествователь не скрывает сочувственного отношения к персонажу. Авторская модальность выражается не только напрямую, при помощи лексики. Вся образная структура стихотворения призвана изобразить кроткую и безобидную фигурку главного героя, больше похожую на мягкую игрушку, чем на реальное млекопитающее. Симпатия и сострадание к безобидному зверьку, который робко жалуется на жизненные трудности, передаются и маленькому читателю.

Характерные приметы «детского» стиля - четкий ритмический рисунок и изобилие уменьшительно-ласкательных форм существительных: «ложбинка», «цветочки», «листочки», «капустка».

Автобиографичность «заячьей темы» связывается не только с детскими годами поэта. Факт, извлеченный исследователями из переписки Блока, свидетельствует: его супруга носила шутливое домашнее прозвище «заяц». В подобном контексте появляется интересная возможность двойного прочтения незамысловатого текста, второй план которого адресован единственному читателю - Любови Дмитриевне, супруге автора.