Образование высшее специалитет. Что такое «бакалавр», «магистр», «специалист»? Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

В последние годы выпускники школ стоят перед тяжелым выбором. Сложность заключается в том, что после подписания Россией Болонской декларации система образования стала включать в себя несколько степеней квалификации.

Если ранее из высших заведений выходили только специалисты, то сейчас школьники могут делать выбор между специалитетом и бакалавриатом.

Что такое специалитет?

Специалитет – это традиционная форма обучения, в рамках которой студентов готовят к работе в какой-либо отдельной отрасли. Будущий дипломированный специалист учится не меньше 5 лет и получает не только базовые, но и углубленные знания по выбранному направлению деятельности.

Квалификация присваивается после написания дипломной работы и ее защиты в Государственной аттестационной комиссии.

Получение диплома на специалитете имеет некоторые недостатки. В частности, таким выпускникам сложнее продолжать учебу или , поскольку в Европе предусмотрена двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) без учета средней квалификации.


В силу правил, установленных Болонским процессом, в ближайшее время специалитет в России прекратит свое существование.

Кто такой специалист?

Специалист – это квалификация, приобретаемая студентом ВУЗа после окончания специалитета. В каждой специальности она имеет свое название, например врач, экономист, юрист, менеджер. Дипломированных специалистов готовят к работе в определенной сфере, предусматривающей самостоятельную деятельность.

При желании после завершения учебы на специалитете выпускник может поступить в магистратуру, однако такое обучение становится втором образованием, поэтому осуществляется только на контрактной (платной) основе.

Что дает диплом специалиста?

Окончание специалитета дает право работать по выбранной специальности, заниматься научной деятельностью или продолжать обучение в аспирантуре. Для студентов, которые поступают в , дополнительным условием получения квалификации является прохождение практики в интернатуре.


Престиж диплома специалиста достаточно высок. Работодатели оценивают таких выпускников намного выше, чем бакалавров, и, соответственно, предлагают лучшую зарплату. Востребованность на рынке труда – одно из основных преимуществ обучения на специалитете, поскольку выпускникам ВУЗов гораздо проще найти работу по специальности.

Что такое бакалавриат?

Бакалавриат был введен в России в 1996 году. Его окончание свидетельствует о получении профессионального образования по выбранной квалификации. Студенты, решившие , учатся на один год меньше специалистов, а по завершении учебы могут занимать должности, требующие высшего образования.

Диплом бакалавра предоставляют после защиты выпускной работы, которую, как и в случае со специалитетом, принимает Государственная комиссия.

Закончив бакалавриат, студент ВУЗа может продолжить учебу в магистратуре на бюджетной основе. Неоспоримое преимущество степени «бакалавр» – возможность после 4 лет учебы более четко определиться со своими интересами и предпочтениями и, исходя из этого, поступить в магистратуру на узкую специальность либо получить сразу две квалификации на выбор.

Чем специалитет отличается от бакалавриата?

Основное отличие специалитета заключается в том, что после завершения учебы специалист имеет более высокое качество подготовки, нежели бакалавр. На бакалавриате преподают преимущественно общие дисциплины, иными словами, закладывают базу будущей профессии, тогда как на специалитете обучают непосредственно специальности, которую выбрал студент.


Разница заключается и в сроках обучения: на бакалавриате учеба занимает не менее 4 лет, на специалитете – не менее 5 лет. Закончив бакалавриат, студент может продолжить учиться только в магистратуре, а специалисту сразу же доступна аспирантура.

Бакалавриат
Специалитет
Магистратура
Аспирантура

(Гл. 8 ст. 69 закона «Об образовании»)

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Что такое «бакалавр», «магистр», «специалист»?

Бакала́вр (англ. bachelor s degree ) — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе (в т. ч.

Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.

Диплом бакалавра при поступлении на работу дает право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.

Диплом бакалавра дает также право продолжить обучение в магистратуре на местах, финансируемых из средств федерального бюджета.

Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего образования.

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавр» в России — это высшее образование. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений.

Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры.

Магистрату́ра (в некоторых странах называется мастерат ) — уровень высшего образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному направлению.

Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению.

В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования.

Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе.

Специалист (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.

Нормативный срок программы подготовки для получения степени «специалист» в России — не менее пяти лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру.

Уровни высшего образования: откуда они пришли?

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе.

В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию — соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь — европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры — 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

В России существуют следующие уровни высшего образования:

  1. высшее образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр » и «магистр »
  2. квалификация «дипломированный специалист ».

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как она необходима в медицинских, военных и технических вузах . Предусмотрены следующие сроки получения образования:

  • не менее 4 лет для бакалавра,
  • не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
  • не менее 6 лет для магистра.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад, включённых в официальный перечень Минобрнауки России. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании . После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности . Магистр — эксперт в определенной научной области . Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению , а второго — для научной работы . Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

НовоЦНИТ, 2017

Бакалавр

Скоро лето. И выпускникам школы предстоит выдержать вступительные испытания в выбранный ВУЗ и получить профессию, которая будет сопровождать их на жизненном пути. Если до 2011 года с этим в принципе все было понятно, то сейчас высшее образование разделилось на «бакалавриат» и «магистратуру».

Кто же такие бакалавры? Является ли бакалавриат оконченным высшим образованием? Какие преимущества дает данная степень при поступлении на работу? Эти моменты вводят в замешательство родителей и абитуриентов, а в купе с предэкзаменационным мандражом могут довести до легкой паники. На эти и некоторые другие вопросы читатель сможет найти ответы в данной статье.

Болонская система

Для начала следует разобраться откуда появилась идея о двухуровневом образовании.

Данная модель была утверждена на конференции в Болонье в 1999 году. «Болонскую декларацию об образовании», в которой прописаны стандарты, Россия подписала в 2003 году, став сороковой по счету страной.

Болонская двухуровневая система успешно работает в Канаде, США и ряде других стран, обеспечивая не только высокий уровень образования, но и помогая молодым специалистам легче приспособиться к подвижности рынка и условиям неопределенности.

Значение слова «бакалавр»

Само слово «бакалавр» может быть переведено как молодой рыцарь-легионер, холостяк. По сути это достаточно верно описывает молодых юношей и девушек, находящихся в начале профессионального пути и поиска своего места под солнцем.

Система и условия

Степень бакалавра студент получает после четырех лет успешного обучения в высшем учебном заведении. Направленность может быть самая разная: бакалавр архитектуры, бакалавр экономики. Не все ВУЗы перешли на двухуровневую систему. Исключение составляют медицинские университеты и художественные институты.

Во время учебы в бакалавриате учащийся получает фундаментальные знания по основным общеобразовательным дисциплинам и специальным предметам.

В этом есть плюсы. Узкая специализация, которая сейчас изучается в магистратуре, ранее была вшита в общую программу. Это осложняло выпускникам ВУЗа получение другой профессии и переквалификацию.

Выбор пути

После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.

  1. Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
  2. Второй вариант: поступление в магистратуру.

    Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью.

    В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.

  3. Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.

При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры - еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.

Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

Немного из отечественной истории

Все новое - это хорошо забытое старое.

Мало кто знает, что двухуровневая система образования существовала в России еще в XVIII веке. Было разделение на кандидатов и магистров наук. Кандидаты - это выпускники, окончившие с отличием высшее учебное заведение. При желании и стремлении к наукам, они имели право поступления в магистратуру. Подготовка к сдаче экзамена занимало достаточно серьезный отрезок времени - порядка четырех лет. Уровень обучающихся, сдавших экзамен в магистратуру, приравнивался по квалификации к уровню европейских докторов философии. По сути магистр того времени был кандидатом наук времени нынешнего. Система просуществовала недолго и была упразднена в начале XX века, как и все научные степени. Иерархия среди ученых мужей была восстановлена лишь в 1934 году.

Споры вокруг бакалавров

Степень бакалавра порождает споры у работодателей, родителей и абитуриентов.

Неполное высшее образование - это два года учебы в высшем учебном заведении, четыре успешно сданные сессии подряд и справка из деканата, подтверждающая сроки обучения и изученные студентом дисциплины. Справка о неполном высшем образовании - документ, который можно предъявлять потенциальному работодателю. Кроме того, если студент, спустя два года обучения, пришел к выводу, что выбранный ВУЗ или профессия утратили для него всю прелесть и очарование, на подвиги не мотивируют и тяготят, то с данной справкой можно обратиться в другой ВУЗ. Таким образом существенно сократив сроки обучения и избежав повторного изучения пройденных дисциплин.

В случае же с бакалавриатом - процесс обучения на данном этапе считается завершенным, диплом действителен.

Отличия магистров и бакалавров

Бакалавры отличаются от магистров по уровню теоретических и узконаправленных знаний. Бакалавриат прежде всего заточен на навыки, которые имеют практическое применение в выбранной профессии. Магистратура глубже погружает слушателей в теоретические аспекты и научные гипотезы.

Следует помнить, что основные профессиональные знания и навыки человек получает с опытом работы в конкретной области. Теоретические догмы хороши в стерильных условиях, при соблюдении всех параметров. На практике все иначе. Потому оказавшись лицом к лицу с конкретной практической проблемой в работе, придется не только опираться на знания, полученные в институте, но и полагаться на свои внутренние личностные качества. Это учитывают работодатели при отборе кандидатов. Так как такие черты как коммуникабельность, ответственность, эмпатия, стрессоустойчивость от степени образования зависят лишь косвенно, и являются чертами характера кандидата, привитыми родителями, развитыми в процессе самосовершенствования или полученными при рождении.

Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

Бакалавриат - это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом.

Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

Бакалавр - это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет - выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам - это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

Как писать диплом бакалавра

Многие студенты поступая в ВУЗ не задумываясь о том на кого они собираются учиться, кем они будут в конце: бакалаврами или магистрами. Большинство, скорее всего, остановиться на ступени бакалавриата, защитив диплом бакалавра наук и получив высшее образование. Выпускная работа бакалавра (ВРБ) может рассматриваться как первая часть дипломной работы специалиста (магистерской диссертации) для тех студентов, которые планируют продолжить обучение после завершения бакалавриата.



Выпускная работа бакалавра защищается студентами в конце четвертого курса. Соискатель на степень бакалавра должен демонстрировать умение анализировать актуальные научные проблемы, решать поставленные перед ним задачи и владеть основами изученных на протяжении обучения дисциплин.

Диплом бакалавра должен иметь внутреннее единство и завершенность, в нем должны быть отражены все этапы научно-исследовательской деятельности, тема работы обязательно должна иметь актуальность на современном этапе развития науки и техники.

Для исследовательской ВРБ необходимо:

  • Сформулировать постановку задачи;
  • Собрать необходимую теоретическую базу (часто студентам разрешается сдавать собранный материал в виде реферата);
  • Произвести анализ существующих аналогов и методов решения;
  • Привести математический аппарат (модели, алгоритмы, методики, формулы, расчеты);
  • Провести подробный анализ результатов первого этапа исследования;
  • Декомпозировать главную цель на несколько подцелей.

Результатом исследований - разработанные студентом алгоритмы, модели, методика исследований, результаты анализа.

На основе анализа систематизированной информации составляется справка об анализе патентной литературы. Если студентом предложено решение, существенно отличающееся от найденных аналогов, то он оформляет заявку на предполагаемое изобретение для регистрации своей интеллектуальной собственности.

Дипломная работа бакалавра должна содержать:

  • Обоснование актуальности;
  • Элементы анализа (является неотъемлемой частью, отсутствие анализа является недопустимым);
  • Обоснование выбора проектных решений;

Бакалаврская выпускная работа не обязательно должна иметь научно-техническую новизну.

Другими словами работа может содержать исследование способов решения задачи, для которой существует хотя бы одно готовое решение.

Лицам, полностью и успешно завершившим обучение в вузе, выдается диплом о соответствующем уровне профессионального образования: диплом бакалавра, специалиста или магистра.

Факт незавершения образования в вузе подтверждается иными документами в зависимости от года завершения обучения.

1. Документы, выдаваемые при незаконченном и неполном высшем образовании до 24.10.2007

Согласно ранее действовавшему законодательству о высшем и послевузовском профессиональном образовании лица, которые не завершили образование по основной образовательной программе высшего профессионального образования до 24.10.2007, могли получить один из следующих документов:

  • диплом о неполном высшем образовании. Его выдавали лицам, успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения);
  • академическую справку о незаконченном высшем профессиональном образовании. Ее выдавали лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования.

В академической справке указывались: период обучения, сведения о сданных зачетах, промежуточных и итоговых экзаменах, о пройденной практике (Приложение N 6 к Постановлению Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9).

Для получения этих документов необходимо было обратиться в учебное учреждение, в котором проводилось обучение.

Примечание.Неполное высшее образование не рассматривается как уровень высшего профессионального образования (Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2012 N АПЛ12-398).

При предъявлении работником диплома о неполном высшем образовании работодатель вносил в сведения о работнике, указываемые на первой странице трудовой книжки, запись о неполном высшем образовании, так как обучение не продолжалось, а было прервано (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Работнику с академической справкой работодатель делал в трудовой книжке отметку о незаконченном высшем образовании, поскольку гражданин был вправе продолжать обучение в образовательном учреждении (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

2. Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 27.10.2007 до 01.09.2013

В октябре 2007 г. понятия незаконченного и неполного высшего образования были упразднены.

Все лица независимо от срока обучения и количества сданных промежуточных аттестаций, не завершившие освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, с 27.10.2007 до 01.09.2013 могли получить только академическую справку.

В период с 27.10.2007 до 01.09.2013 до получения диплома о высшем образовании при поступлении на работу в трудовой книжке работника делалась запись о незаконченном высшем профессиональном образовании (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 01.09.2013

С 01.09.2013 высшие образовательные учреждения вместо академических справок выдают справки об обучении или о периоде обучения следующим лицам (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

  • не прошедшим итоговую аттестацию;
  • получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты;
  • освоившим часть образовательной программы;
  • отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Эти справки выдаются по образцу, который устанавливает организация, ведущая образовательную деятельность (ч. 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Направления подготовки магистров РосНОУ

Что такое магистратура?

Магистратура - это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет - и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура - это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года ;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат - магистратура».

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Бакалавриат - это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура - второй (особый случай - современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура - это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Уровень профессионального образования

Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей

Высшее образование - специалитет, магистратура

Категория «специалисты» старшей групп должностей

Высшее образование - бакалавриат

Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей

Среднее профессиональное образование

Что такое бакалавриат? Бакалавр – это выпускник ВУЗа, но имеет ли бакалавр высшее образование или нет ? Еще 21 год назад такого вопроса перед студентами даже не стояло, и вот теперь, при переходе на западные стандарты образования, мы имеем в высшем образовании бакалавриат, магистратуру и специалитет.

Чем отличаются эти градации, что они дают выпускнику и чего не дают, мы будем разбирать в этой статье.

Бакалавриат и Магистратура - что это такое

В советский период истории и вплоть до 1996 года отечественные стандарты образования действовали без изменений, и все ВУЗы готовили только и исключительно специалистов. Стандарт на срок образования был един: практически везде программа была рассчитана на 5 лет. Так что по современным меркам мы имели во всей стране только специалитет и больше ничего. Посмотрим, хорошо это или плохо.

С принятием в РФ в 1996 году закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» началась новая эра высшего образования. Основы, проверенные временем, были поколеблены в угоду следованию общеевропейским стандартам.

Правда, реформы оказались несколько однобокими. Так, если в Европе учебные программы для достижения степени бакалавра разные, и занимают от 4 до 6 лет, то в России почему-то в подавляющем большинстве ВУЗов бакалавриат достигается только за 4 года обучения.

Поскольку это на целый год меньше бывшего еще недавно стандартным пятилетнего срока обучения, у многих абитуриентов возник резонный вопрос: а бакалавр это высшее образование или нет? Может, это неоконченное высшее? Программы бакалавриата преподаются в высших учебных заведениях, но 4 года – это все-таки 4 года, поэтому престиж данной степени у наших студентов в основном находился где-то на уровне среднего профессионального образования, или техникума. Гораздо престижнее выглядит по сравнению с дипломом бакалавра диплом специалиста.

Следующий шаг в реформировании системы образования она претерпела в 2003 году, введя в высшие учебные заведения страны новую ступень – магистратуру, когда Россией была подписана Болонская декларация от 19.06.1999 г. Теперь выбор из трех ступеней стал еще более запутанным. Чего ожидать? К чему стремиться? Что делать?

Чем отличается бакалавр от магистра в Европейской системе образования

В Европе уровни бакалавра и магистра существуют испокон веков, и что интересно, оба относятся к высшему образованию. Но отличия все-таки есть, раз названия разные. Магистратура в Европейских университетах имеет более сложную программу обучения с более длительным сроком. Стало быть, уровень подготовки магистра все-таки выше. А бакалавр – это как бы начальное высшее образование.

Это подтверждает и федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года, в статье 10 которого прямо говорится о том, что бакалавриат представляет собой высшее образование первого уровня из существующих на сегодня трех.

В чем разница, что магистр получает в большем объеме, чем бакалавр? Для магистра предусмотрена более углубленная программа обучения по специальности и специализации. То есть если бакалавр получает знания, достаточные для профессиональной работы в выбранной специальности, то знания магистра должны позволить ему иметь достаточную квалификацию и для теоретических разработок, для научной работы в выбранной специализации. Для бакалавра же научная деятельность пока не по зубам.

Отсюда видна цель данного разделения: получить специалистов, которые смогут практиковаться в выбранной специализации на предприятиях (бакалавры), и тех, кто сможет развивать и обогащать теоретическую базу этой специализации, это магистры и специалисты.


Это обусловливает меньшую престижность степени бакалавра у наших студентов, отцы которых поголовно получали гораздо более глубокую специализацию. Но не всем она нужна. Проведя реформу образования, мы получили более практичное обучение, дающее разным типам людей именно те знания, которые им пригодятся в практической жизни. И бакалавриат дает тот минимально-необходимый уровень знаний, позволяющий успешно работать по специальности, не больше.

Что же такое еще не рассмотренный нами специалитет?

Чем отличается бакалавр от специалиста

Как мы уже упоминали, специалитет – это именно привычное нам с советских времен образование, с учебной программой, рассчитанной на освоение за 5-6 лет. Магистратура имеет срок обучения 6 лет в среднем, а бакалавриат – 4 года. Это три уровня высшего образования. Но не только сроком обучения отличаются эти три типа. Разные у них и программы обучения, потому что цели обучения в каждом из трех случаев различаются.

Мы уже выяснили, что бакалавры ориентированы именно на практическую сторону получаемых знаний и поэтому выпускники-бакалавры могут в полной мере работать по специальности.

Но поступить после окончания бакалавриата в аспирантуру у студента не получится. Для этого ему понадобится или закончить магистратуру, или специалитет. Только выпускник магистратуры и специалитета может продолжить научную деятельность в аспирантуре. Бакалавр же – чистый практик, к научной работе не допущенный.

Надо сказать, что специалитет на сегодня заканчивает свое существование, поскольку во многом пересекается с магистратурой. В ближайшей реформе Болонской декларации ожидается, что форма обучения специалистов будет заменена на магистерскую для исключения дублирования.

Пока специалитет в большой степени существует как переходная форма от старой советской системы образования к еще более старой до степени смешения с традиционной, Европейской. А поскольку в Европейской системе изначально было всего две градации, они и останутся в РФ: это бакалавриат и магистратура.

Чей диплом лучше: специалиста, бакалавра или магистра

Это вопрос, не имеющий особого смысла без внесения в это уравнение всего одного неизвестного: для кого мы рассматриваем высшее образование? Для практика, которому крутить гайки и обслуживать котельную является верхом его устремлений, или для человека, способного развить теорию и открыть нечто принципиально новое, например, в создании новых пластических материалов?

Сейчас смотрят не на «престижность» профессии как таковой, а на степень ее применимости к развитию нашей страны. Именно по этой причине мы выбрали европейскую систему образования: советская была очень хороша, у нас были миллионы образованных специалистов, но кто из них работал по специальности?

И разделение высшего образования на 3, а в будущем на 2 градации – для практиков и теоретиков, создателей и грамотных исполнителей решает задачу более адекватного заполнения имеющегося рынка рабочих и инженерных профессий.

Бакалавр, как первый уровень высшего образования из трех, которые в ФЗ «Об образовании в РФ» перечислены в таком виде, который однозначно свидетельствует о том, что по сути их два, то есть:

  • Бакалавриат.
  • Специалитет и магистратура.

Получаемые выпускниками степени бакалавров, специалистов и магистров обладают разным уровнем углубления в специализацию. Но образование у них у всех высшее. Напоминаем родителям, что ваших детей.

Сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

Современная российская система высшего профессионального образования предусматривает возможность получения нескольких степеней квалификации. Если раньше в нашей стране из стен ВУЗов выпускались только дипломированные специалисты, то сегодня молодые люди получили право выбора между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой.

Отметим, что если магистратура и аспирантура вопросов не вызывают, так как без лишних слов понятно, что это определенная ученая степень, то чем отличается бакалавриат от специалитета знает далеко не каждый. Именно поэтому мы сегодня поговорим о том, по каким принципам студенты выбирают между бакалавриатом или специалитетом и какие преимущества имеет каждая из этих программ обучения.

Что такое бакалавриат и специалитет?

Специалитет - традиционная для России форма высшего образования. По окончанию обучения выпускник ВУЗа получает квалификацию "дипломированный специалист". При этом у него появляется возможность пойти учиться как в магистратуру, так и в аспирантуру.

Бакалавриат - это первая ступень высшего образования. Студент заранее выбирает направление и обучается именно по нему. Такое образование дает именно основы специальности, то есть, базу необходимых знаний для получения профессии. После окончания ВУЗа студент приобретает квалификацию "бакалавр" и получает возможность пойти учиться в магистратуру.

И на бакалавриат , и на специалитет могут поступить люди, имеющие полное среднее или средне-профессиональное образование (то есть, после окончания колледжа или техникума). Считается, что специалитет включает в себя программу бакалавриата и магистратуры.

Отличие бакалавриата от специалитета


Если вы собрались поступать в высшее учебное заведение, то для начала вам нужно обязательно решить, какая квалификация для вас важнее: специалист, бакалавр или магистр. Это очень сильно повлияет на то, в какую компанию вы пойдете работать. Работодатели по-разному реагируют на дипломы бакалавров и специалистов. Также у российских предприятий одни требования, а международные компании могут выдвигать совершенно другие.

Раньше все российские студенты учились только на специалитете. Соответственно после выпуска им присваивалась квалификация “дипломированный специалист”. В то время заграницей уже вовсю пользовались двухуровневой системой образования . Через некоторое время такая система была введена и у нас. Сейчас в отечественных ВУЗах можно встретить как старую, так и новую систему.

В чем же их отличия? Давайте посмотрим:

  • на бакалавриате вы будете учиться 4 года, а на специалитете 5 или 5, 5 лет (зависит от специальности);
  • бакалавр изучает базу профессии, общие дисциплины. Специалитет, наоборот, предусматривает изучение узкой специальности по профилю, который выбирает студент;
  • на первых 2 курсах на обеих квалификациях изучаю общеобразовательные предметы. Затем уже начинается разделение.
  • на бакалавриате можно получить основу профессии и затем уйти в любую ее область, на специалитете чаще всего получают знания по определенной узкой области;
  • получив степень бакалавра, студент может пойти только в магистратуру. Специалист же может сразу идти учиться в аспирантуру, минуя магистратуру;
  • бакалавры могут претендовать на бесплатное обучение в магистратуре, так как такая степень квалификации позволяет участвовать в конкурсе. Для специалистов магистратура будет платной, так как будет считаться вторым высшим образованием. По закону второе высшее можно получиться только за деньги.
  • попасть в аспирантуру бакалавр может только в случае, если закончит магистратуру.

Как уже говорилось выше, многие работодатели понимают, что дипломированные специалисты учатся дольше и, соответственно, получают больше знаний в узких областях. Поэтому диплом бакалавра на современном рынке труда менее востребован, чем диплом специалиста. Однако работодатели очень сильно ошибаются, когда считают, что бакалавриат нельзя назвать законченным высшим образованиям. Выпускаясь с этой квалификацией, студент получает все необходимые профессиональные знания и навыки.

Преимущества и недостатки бакалавриата


Как это ни странно, но бакалавриат в России сейчас очень популярен. В современных российских ВУЗах он встречается гораздо чаще, чем специалитет. Чем же обусловлена такая популярность бакалавриата? Конечно же, теми преимуществами, которые он дает:

  • бакалавриат считается международной системой образования . Поэтому после выпуска студент может смело отправляться заграницу для работы там. В Европе действует такая же двухуровневая система.
  • у студента появляется большой выбор места работы. Благодаря практико-ориентированному характеру подготовки без привязки к какой-то одной узкой специализации, бакалавр может претендовать на многие вакансии, требующие наличия высшего образования.
  • обучение длится всего 4 года (то есть, вы "экономите" как минимум один год).
  • уже в процессе обучения студент может определиться с дальнейшим выбором профессии и поступить в магистратуру на более узкую специальность (при этом продолжить обучение он может за счет бюджета).
  • на время обучения будущим бакалаврам предоставляется отсрочка от армии.

Теперь скажем несколько слов о недостатках этой программы обучения.

Как уже говорилось выше, работодатели часто не ценят бакалавров, потому что убеждены, что четырех лет обучения недостаточно для приобретения высокого уровня профессиональных знаний и навыков. Еще один серьезный недостаток - поступить на бюджет в магистратуру хоть и можно, но очень сложно. А платное отделение магистратуры может быть очень дорогостоящим. При этом отсрочка от армии будет предоставлена только в случае, если студент обучается в магистратуре на очной форме.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществ у специалиста перед бакалавром достаточно много:

во-первых, работодатели ценят студентов, окончивших специалитет, благодаря чему дипломированным специалистам легче найти работу;

  • во-вторых, после специалитета сразу можно пойти в аспирантуру, не тратя время на обучение в магистратуре;
  • в-третьих, легче начать заниматься научной деятельностью;
  • в-четвертых, студентам предоставляется отсрочка от армии;
  • в-пятых, будущие специалисты имеют возможность на один год дольше наслаждать студенческой жизнью.

Если же говорить о недостатках специалитета , то, прежде всего, необходимо отметить:

  • отсутствие возможности пойти учиться в магистратуру на бюджетной основе, так как это будет считаться вторым высшим образованием;
  • за границей не ценится такое образование. У них действует только двухуровневая система, и у них нет средней квалификации;
  • если вы захотите учиться дальше, то отсрочки от армии уже не будет.

Если вы стремитесь к скорейшей экономической независимости, то обучение на специалитете может показаться вам слишком долгим (до 6 лет).

Подведем итоги

Выбор программы обучения зависит от ваших дальнейших целей. Если вы учитесь именно на специалитете, то вы, не столько получаете образование, сколько осваиваете определенную профессию. В то время как на бакалавриате, вы получите скорее общее образование определенной направленности, чем конкретную специальность. Также важно оценить, как долго вы готовы учиться. Если образование нужно получить как можно скорее, то лучше выбрать бакалавриат.

Оцените для себя, нужна ли вам магистратура, и можете ли вы себе ее позволить с финансовой точки зрения. Если продолжить образование вы хотите, но не можете его оплатить, то лучше идти на бакалавриат. Тогда будут шансы попасть на бюджетное место. По статистике на бюджетное отделение магистратуры попадают 20% выпускников бакалавриата.

Если собираетесь заниматься научной деятельностью, то лучше идти на специалитет. Так вы сэкономите 1-1,5 года.

Обратите внимание, в какой компании вы хотите работать. Если предпочтительнее международная, то лучше выбрать бакалавриат. Если российская, то специалитет.

Болонская система предполагает 2 уровня образования. Первый – бакалавриат/специалитет, второй – магистратура/аспирантура. Россия присоединилась к ней в 1997 году. Прошло 20 лет, но вопросы о понятиях, подходе к выстраиванию системы обучения еще не исчерпаны.

Особенности обучения на бакалавра?

Чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры. Квалификация бакалавра получается за 4 года, котируется как высшая профессиональная подготовка, сопровождается дипломом государственного образца, дает право осваивать параллельно несколько специальностей.

Бакалавриат предполагает получение профиля – уровня подготовки, который выходит за рамки специализации. Поэтому будущий бакалавр может параллельно осваивать смежные специальности в рамках выбранного профиля. Плюс он котируется в международной системе.

Что из себя представляет специалитет?

Специалитет – классическая программа обучения, занимает 5–5,5 лет, предполагает освоение узкой выбранной специальности. Престиж такой подготовки распространяется на работодателей России, стран СНГ, но не на Европу, США, Канаду, Азию. Диплом специалиста за рубежом надо подтверждать. Россиянам он дает право поступать сразу в аспирантуру, бакалавру надо сначала стать магистром.

Параллельное освоение смежных специальностей не доступно. По окончании курса специалист выбирает между магистром, аспирантом и работой. Магистратура для него является уже вторым образованием.

Подробнее о магистратуре

Как отличаются специалитет с магистратурой и что это бакалавру дает? Магистр – второй уровень профессиональной подготовки, предполагает теоретическую базу и научно-исследовательскую практику. Обучение:

  • длится от 2 лет;
  • заканчивается защитой магистерской диссертации;
  • степень магистра котируется, понятна работодателям РФ, Европы, США.

Часто магистрами становятся для получения более высокой должности или преодоления «карьерного потолка» – она дает право занимать руководящие должности.

Отличия между специалитет и бакалавриат плюс магистратура

Теперь вы знаете, что выше магистратура или специалитет. Другое дело, что студент бакалавриата остается свободным в выборе модели подготовки.

  • Классическая (привычная) тактика – окончание бакалавриата (4 года) плюс 1–1,5 года специалитета. Всего занимает 5–6 лет. Дает преимущества на отечественном трудовом рынке, но для зарубежного нанимателя имеет значение только диплом бакалавра.
  • Новая система – бакалавриат + магистратура – двухуровневая профильная подготовка, определяющая более высокое качество держателя диплома магистра. Длится 6–7 лет, дает преимущества при трудоустройстве.

Преимущества окончить специалитет

Ключевой плюс специалиста – «узость» квалификации: человек получает знания по максимуму по выбранной специальности. Он может продолжать обучение – поступить на аспирантуру, если ему интересна научная/педагогическая деятельность. Для некоторых отечественных работодателей (хотя болонская система действует 20 лет, стереотип полностью себя не изжил) степень специалиста более привлекательна и авторитетна.

Причины почему стоит остановить свой выбор на магистратуре

Если сравнивать уровень образования специалитета и магистратуры, выиграет второй вариант. Почему?

  • Магистр – специалист с опытом участия в конференциях, преподавания, навыками анализа, исследовательской деятельности.
  • Диплом магистра дает право занимать руководительские посты.
  • Международный рынок кадров признает магистров.
  • Поступать могут специалисты, бакалавры. Имеет место международная составляющая обучения.
  • Бакалавр, будучи более свободным в рамках своего профиля, может одновременно осваивать несколько смежных направлений.