Кому посвящен роман жюля верна таинственный остров. Таинственный остров является символом земного шара, отданного в распоряжение заинтересованных в его преобразовании людей

«Таинственный остров»- лучший из его романов, «робинзонад», - задуман был еще до того, как Жюль Верн стал Жюлем Верном.

К началу 60-х годов относится незавершенная рукопись - первый еще очень слабый набросок впоследствии знаменитой книги. На титульном листе выведено крупными буквами: «Дядя Робинзон».

Некая миссис Клифтон и ее четверо детей - Мари, Роберт, Жан и Белла - выброшены бурей на необитаемый остров в северной части Тихого океана. Их участь разделяет бывалый французский матрос Флип, возглавивший маленькую колонию. Дети называют его «дядей Робинзоном».

Через несколько дней находит свою семью и мистер Клифтон, спасшийся чудом на том же острове вместе с верным псом Фидо. Клифтон - искусный инженер. Он добывает огонь, изготовляет порох, методически возделывает этот дикий уголок земли, всячески улучшая условия существования колонистов.

В дальнейшем многие персонажи и эпизоды перейдут в измененном виде на страницы «Таинственного острова». Инженер Клифтон превратится в Сайреса Смита, матрос Флип - в Пенкрофа, Роберт Клифтон - в Герберта Брауна. Даже пес Фидо будет действовать там под другой кличкой, а самый остров со всей его флорой и фауной, вплоть до орангутанга, окажется перенесенным в южную з°ну Тихого

Десять лет спустя, незадолго до переселения в Амьен, Жюль Верн загорелся мыслью написать роман об удивительных результатах трудовой деятельности небольшой группы людей, очутившихся на необитаемом острове. Он решил было взять за основу рукопись «Дяди Робинзона», но Этцель, ознакомившись с «бледной робинзонадой», отверг ее без всякого снисхождения:

Советую все это бросить и начать сначала, иначе будет полный провал.

И все же здесь содержится зерно романа!- уверенно ответил Жюль Верн.

Но «зерно» долго не могло прорасти. Сюжет упорно не складывался. Тем временем, «между делом», он успел написать блестящий роман «Вокруг света в восемьдесят дней», а то, что считал своим главным делом -«робинзонаду», - все еще никак не давалось.

Пока он обдумывал и браковал варианты, читатели продолжали присылать письма с просьбами воскресить капитана Немо й раскрыть его тайну, не разгаданную профессором Аронаксом в романе «Двадцать тысяч лье под водой». И когда в один прекрасный день писатель решил вернуться к истории Немо, а заодно также связать Сюжетные линии новой «робинзонады» с «Детьми капитана Гранта», план созрел окончательно, и он немедленно принялся за работу.

В феврале 1873 года Жюль Верн сообщил издателю:

«Я весь отдался «Робинзону», или, вернее, «Таинственному острову». Качусь, как на колесиках. Встречаюсь с профессорами химии, бываю на химических фабриках и каждый раз возвращаюсь с пятнами на одежде, которые отнесу на ваш счет, потому что «Таинственный остров» будет романом о химии. Я стараюсь всячески Повысить интерес к таинственному пребыванию капитана Немо на острове, чтобы исподволь подготовить крещендо...»

Роман разросся до трех книг. Писатель в течение полутора лет отдавал ему лучшие утренние часы. «Таинственный остров*, как и многие его другие романы, впервые был напечатан в «Журнале воспитания и развлечения»-юношеском журнале Этцеля - и в 1875 году вышел отдельным изданием, еще больше приумножив славу Жюля Верна.

Благодаря счастливым сюжетным находкам от «Детей Капитана Гранта» и «Двадцати тысяч лье под водой» протянулись нити к «Таинственному острову». Эти три романа образуют трилогию-Трехглавую сверкающую вершину в горной цепи «Необыкновенных путешествий».

Итак, «роман о химии»?..

Действительно, инженер Сайрес Смит создает на необитаемом острове настоящую химическую фабрику. Описание производства различных химикатов, начиная с добычи сырья, - больше, чем научные экскурсы. От благополучного исхода реакции зависит судьба колонистов. Каким образом удастся Сайресу Смиту найти выход из трудного, казалось бы, безвыходного положения? Но, как всегда, выход найден и цель достигнута: еще раз и снова автору удается доказать, каким безграничным могуществом обладает человек, вооруженный знаниями!

И все-таки «Таинственный остров»- меньше всего роман о химии.

Это роман-утопия. Клочок земли в океане, где преднамеренно собраны многие разновидности флоры и фауны чуть ли не со всей планеты, - поэтическая аллегория земного шара, отданного в распоряжение свободных людей.

С первых же строк книга захватывает читателей стремительным диалогом:

«- Поднимаемся?

Какое там! Книзу идем!

Хуже, мистер Сайрес! Падаем!

Боже мой! Балласт за борт!

Последний мешок сбросили!

Как теперь? Поднимаемся?

Нет!»... и т. д.

Четверо мужчин и один мальчик попадают на заброшенный в океане необитаемый остров. Это произошло 23 марта 1865 года. Кто они, герои романа? Участники гражданской войны в США, военнопленные южан-сепаратистов", вырвавшиеся из Ричмонда на аэростате. Не случайно они назвали свой остров «в честь благороднейшего гражданина Американской республики», президента Авраама Линкольна, борца за освобождение негров, павшего от руки фанатика в апреле того же 1865 года.

Остров Линкольн, куда ветер заносит беглецов, - благодатный уголок. Здесь собраны все богатства природы, какие только могут понадобиться человеку в его трудовой деятельности. Это один из тех островов, которые «созданы как бы специально для того, чтобы бедняги вроде нас могли легко выйти из всякого затруднения», говорит один из колонистов.

Благодаря знаниям своего руководителя инженера Сайреса Смита и благодаря своему собственному уму «они сумели поставить себе на службу животных, растения и минералы острова, то есть все три царства природы».

Инженер Сайрес Смит - главный герой романа - образ человека будущего, человека покорившего природу и освобожденного от всяких пут. Неистощимая энергия, трудолюбие, сила воли, предприимчивость, находчивость, великодушие, отвага, дерзновенная мысль, разносторонние знания - в нем сосредоточены все лучшие качества, которые помогут человеку завоевать свободу и овладеть вселенной.

В наше время, в век научно-технической революции, такой человек, как инженер Смит, кажется прямым предшественником передовых людей XX века. Писатель прозревает грядущие дали, предвосхищая не только завоевания техники, но и образы новых людей.

В уста Сайреса Смита он вкладывает свои мечты о будущем человечества.

Колонисты размышляют о том, что станет с людьми и что заменит им минеральное топливо, когда запасы угля иссякнут. Инженер отвечает: вода, разложенная на свои составные элементы. «Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко!.. Следовательно, бояться нечего. Пока землю населяют люди, она их не лишит своих благ, ни света, ни тепла... Словом, я уверен, когда каменноугольные залежи иссякнут, человек превратит в топливо воду, люди будут обогреваться водой. Вода - это уголь грядущих веков».

Какая смелая мысль и как созвучна она научным исканиям нашего времени, пусть и с поправками на достижения техники, выходящие за пределы воображения автора! Чем больше узнают люди, тем больше остается непознанного. Наука, как и природа, неисчерпаема. На замечание Пенкрофа -«Толстенные книги получатся, если записать все, что люди знают»- Сайрес Смит отвечает: «А еще толще книги можно написать о том, чего люди до сих пор не знают».

Герои романа, попавшие на необжитую землю, оказываются на первых порах в положении куда более трудном, нежели их предшественник Робинзон Крузо, которому удалось захватить с корабля все необходимые инструменты и припасы. «Робинзонам», потерпевшим крушение в воздухе, действительно пришлось проделать как бы заново весь путь, пройденный человечеством: начать с добывания огня, изготовления лука и стрел, примитивных орудий труда, необходимой домашней утвари, а потом уже, с помощью первобытных инструментов, создать более сложное оборудование и приступить к большим работам.

В отличие от Робинзона Крузо, герои «Таинственного острова» не ограничиваются охотой, скотоводством и земледелием. Они строят мосты, проводят каналы, воздвигают плотины, осушают болота, добывают полезные ископаемые, плавят металлы, сооружают машины, устанавливают электрический телеграф, занимаются научными изысканиями.

На «химической фабрике» Сайреса Смита изготавливаются кислоты и щелочи, глицерин, стеарин, мыло, свечи, порох, пироксилин, оконные стекла и стеклянная посуда. Колонисты занимаются сахароварением, налаживают выработку войлока и т. д.

Как верно подметил рецензент одной из старых русских газет, «этот роман, так сказать, в ракурсе - история европейской цивилизации в связи с историей развития науки».

Мы не просто следим за всеми операциями, но как будто и сами участвуем в повседневной деятельности этих людей, связанных братской дружбой, - настолько точно, зримо и образно изображены трудовые процессы1.

Свободный труд свободных людей, живущих на свободной земле, творит чудеса. Здесь каждый трудится для себя и одновременно для всего коллектива. Плоды совместного труда становятся общим достоянием. Для каждого в отдельности и для всех вместе созидательный труд является первейшей жизненной потребностью. Здесь не существует ни денег, ни частной собственности, ни присвоения чужого труда. Здесь - все за одного и один за всех.

Боцман Айртон, проведший двенадцать лет на необитаемом острове, потерял человеческий облик, превратился в дикаря. «Горе тому, кто одинок, друзья!- восклицает Сайрес Смит.- По-видимому, одиночество быстро погубило рассудок этого человека, раз вы нашли его в таком жалком состоянии».

Жюль Верн как бы вступает в спор с «Робинзоном Крузо» Дефо, доказывая, что человек может жить и совершенствоваться только среди людей, что Робинзона неминуемо постигла бы участь Айртона. И чтобы дать ему возможность провести на клочке суши, отрезанном от всего мира, целых двенадцать лет, автор нарочно путает даты, утверждая, что Айртон был оставлен на острове в 1854 году (а не в 1865-м, как сказано в «Детях капитана Гранта»), И тут надо напомнить, что воображаемый остров Линкольна Жюль Верн поместил в 150 милях от реального Табора, лежащего на 153° западной долготы и 37° 11"южной широты. Этот уединенный островок обозначен на географических картах как риф Мария-Тереза, но в прежние времена его именовали еще Табором. Отсюда и рассеянность Жака Паганеля, забывшего, что у этого островка есть и второе название. На Таборе нашли приют спасшиеся во время крушения «Британии» капитан Грант с двумя- матросами. И сюда же был высажен за свои преступления боцман Айртон, дошедший в одиночестве до полного одичания.

Но стоило только Айртону попасть в человеческое общество, присоединиться к группе свободных тружеников во главе с Сайресом Смитом, как к нему снова вернулся разум. Дикарь стал человеком, закоренелый негодяй - честным работником.

Исповедь Айртона - по смыслу ключевая глава романа - и появление Роберта Гранта, ставшего капитаном яхты «Дункан», соединяют «Таинственный остров» с первым томом трилогии.

Там же, в подводном гроте острова Линкольна, обретает последнее прибежище со своим «Наутилусом» постаревший капитан Немо.

«Он стал наблюдать за своими соседями, выброшенными на необитаемый остров и лишенными самого необходимого... Мало-помалу, видя, какие это благородные, энергичные люди, какой братской дружбой они связаны меж собой, он заинтересовался их борьбой с природой. Волей-неволей он проник во все тайны их жизни... Да, эти люди... были достойны всякого уважения и могли бы примирить капитана Немо с человечеством, ибо являлись благороднейшими его представителями».

Автор опять сдвигает хронологию, утверждая, что события, изображенные в «Двадцати тысячах лье под водой», происходили шестнадцать лет назад, тогда как известно, что действие в обоих романах по времени почти совпадает (вторая половина 1860-х годов). Но если бы не было перестановки дат, капитан Немо не успел бы состариться и не мог бы сказать, что живет уже тридцать лет в морских глубинах...

В финале выясняется, кто он такой: индийский принц Даккар, один из вождей восстания сипаев, жестоко подавленного англичанами, потомок раджи Типу-саиба, правителя последнего независимого государства на юге Индии.

Типу-саиб - лицо историческое!- пытался вступить в союз с правительством Французской республики, был членом республиканского клуба и погиб в бою с англичанами в 1799 году.

Роман «Двадцать тысяч лье под водой» был написан в последние годы царствования Наполеона III. В полный голос писатель не мог тогда выразить свои республиканские чувства, не мог раскрыть революционное прошлое Немо. По прошествии нескольких лет, когда появилась такая возможность, Жюль Верн не преминул ею воспользоваться в последних главах «Таинственного острова». Откликаясь на просьбы читателей, он «рассекретил» биографию Немо.

«В 1857 году вспыхнуло крупное восстание сипаев. Душой его был принц Даккар. Он поднял огромные массы. Он отдал правому делу все свои дарования и свое богатство. Бесстрашно шел он в бой в первом ряду, рисковал своей жизнью так же, как самый простой человек из этих героев, поднявшихся ради освобождения отчизны. Он участвовал в двадцати схватках и десять раз был ранен. Но тщетно искал он себе смерти, когда последние воины, отстаивавшие независимость Индии, пали, сраженные английскими пулями».

Дальнейшая биография Даккара сливается с историей Немо, строителя «Наутилуса» и подводного странника, нашедшего независимость в глубинах морей.

А теперь, спустя много лет, капитан Немо, таинственный покровитель колонистов, с восхищением следивший за их деятельностью, осуждает себя за индивидуализм и отрешенность от мира. В предсмертной исповеди он говорит Сайресу Смиту: «Одиночество, оторванность от людей - участь печальная, непосильная... Я вот умираю потому, что вообразил, будто можно жить одному!..»

Он умирает на страницах «Таинственного острова», но продолжает жить и сражаться в романе «Двадцать тысяч лье под водой». Помощь, которую он оказывал колонистам, и его исповедь - здесь автор акцентирует свою главную мысль - соединяют «Таинственный остров» со вторым томом трилогии.

Будущее принадлежит таким людям, как Сайрес Смит и его товарищи. Созидательный труд должен быть не только обязанностью, но и естественной потребностью человека. Люди сильны только в сообществе, только в коллективе. Тот, кто хочет жить и бороться в одиночку, пусть даже и за правое дело, обречен на гибель. К таким выводам приводит читателей Жюль Верн.

В эпилоге романа колонисты, после благополучного возвращения в Америку, покупают участок земли в штате Айова и основывают на тех же началах новую трудовую общину - островок свободной земли среди океана земель, подчиненных буржуазным правопорядкам. «Под разумным руководством инженера и его товарищей колония процветала», - сообщает автор. Поверить ему на слово? Ведь деятельность колонистов в штате Айова выходит за рамки повествования!

Республиканец 1848 года1, Жюль Верн вырос на идеях Сен-Симона, Фурье, Кабе, теоретиков и глашатаев утопического социализма, мечтавших о создании совершенного общества мирным путем, без пролития крови, минуя социальные потрясения.

По мнению Этьена Кабе, автора романа «Путешествие в Икарию» (1842), мирную революцию совершит наука: «Машина несет в своем чреве тысячу маленьких революций и великую революцию - социальную и политическую. Пар заставил аристократию взлететь на воздух!» В утопическом государстве Кабе благосостояние достигнуто с помощью техники. Машины применяются для выпечки хлеба, в строительстве, для изготовления одежды, в больницах, в сельском хозяйстве. Жители Икарии проводят в больших масштабах мелиоративные работы, владеют управляемыми воздушными шарами и подводными лодками. Много внимания уделено развитию гигиены и медицины. Икарийцы ждут от электричества таких же благ, как и от пара. Но больше всего Кабе говорит об устройстве идеального общества. Упоминая машины разного назначения, он воздерживается от технических описаний. И это характерная черта социальной утопии XIX века, отделяющая ее от инженерной фантастики.

Благодаря занимательности и живости изложения роман «Путешествие в Икарию» стал своего рода евангелием для многих тысяч людей, считавших, как и Кабе, что коммунизм можно осуществить путем наглядной пропаганды. Достаточно только создать несколько образцовых общин, чтобы пример оказался заразительным и образовалось целое «икарийское» государство, процветанию которого поможет Наука. Пытаясь претворить свои планы в жизнь, Кабе навербовал сторонников среди французских рабочих и отправился с ними за океан. В 1848 году он основал в Техасе первую общину. Позже возникло еще несколько подобных же коммунистических общин, но враждебное окружение, внутренние неурядицы, слабая производительность труда в условиях полунатурального хозяйства показали несостоятель ность этого социального эксперимента. Суровая действительность опровергла утопию. Кабе и его последователи убедились на собственном опыте, что при господствующем в государстве капиталистическом строе частичные коммунистические преобразования обречены на провал. Последняя икарийская коммуна распалась в 1895 году, когда Этьена Кабе давно уже не было в живых.

«Путешествие в Икарию» подействовало на воображение Жюля Верна. Во многих романах, и прежде всего в «Таинственном острове», он описывает деятельность трудовых общин, основанных, по сути, на тех же «икарийских» принципах: труд и знания каждого принадлежат всем. Но при этом Жюль Верн старался оградить своих героев от тех неизбежных неудач, которые терпели икарийцы.

Не потому ли утопические трудовые общины существуют в романах Жюля Верна только на необитаемых островах или... в межпланетном пространстве («Гектор Сервадак»)?

И все же в области социальной фантастики Этьен Кабе был непосредственным предшественником и учителем автора «Необыкновенных путешествий».

На первое место Жюль Верн выдвигал научный прогресс, видя в нем с высоты своих творческих достижений источник благоденствия для всего человечества. И только позднее он сделал для себя решающий вывод в переломном романе «Робур-Завоеватель» (1886): «Успехи науки не должны обгонять совершенствования нравов». Иными словами, наука может служить и добру и злу, в зависимости от того, в чьи руки она попадает и каким целям служит. Без борьбы справедливости не добьешься!

Безупречная нравственность героев «Таинственного острова», разумно использующих научные знания только для общего блага, для добрых целей в коллективном труде, создающих при посредстве науки дружную трудовую коммуну, неподвластную законам буржуазного общества, делает их новыми людьми, людьми будущего, по устремлениям близкими нашему времени.

Жюль Верн был и остался неумирающим спутником юности, а «Таинственный остров»- одним из самых популярных произведений в мировой детской литературе.

Жюль Верн Жюль-Верн Жан

29. «ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ»

29. «ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ»

Странный роман, в котором мы снова встречаемся с Айртоном из «Детей капитана Гранта» и присутствуем при грустной кончине знаменитого капитана Немо.

Первые семь томов «Необыкновенных путешествий», опубликованные с 1863 по 1870 г., принесли писателю известность. Оригинальность, новизна суждений, серьезная документация - все это способствовало тому, что произведения его находили отклик в душе читателей. Стремление приобщить читателя к научному прогрессу само по себе уже было полезным начинанием, но этого мало, писатель показывал ему, что движущей силой любых, самых неблагодарных работ, является воображение. Тем самым он приучал своего читателя рассматривать воображение как неотъемлемую часть познания, ибо только оно обусловливает исследовательский поиск и пользу, которую можно из этого извлечь. Подробное изучение того или иного явления в сочетании с прежними познаниями открывает путь к дальнейшим исследованиям, задуманным попутно.

В «Опыте доктора Окса» Жюль Верн, правда, не ставил таких значительных задач, то была всего лишь шутка, которая позабавила и автора, и читателей. В том же году появилась приключенческая книга, вполне соответствовавшая духу «Журнала воспитания и развлечения», издававшегося Этцелем, - «Таинственный остров». Герои ее - инженер, журналист, моряк, негр и ребенок, - представляющие собой все человечество на его различных уровнях, терпят бедствие на воздушном шаре. Потерпевшим крушение не приходится рассчитывать на чью-либо помощь, они предоставлены самим себе на пустынном острове, до которого им с трудом удалось добраться. Их может спасти лишь собственная изобретательность.

Энергии у них хватает, а кроме того, они крепко спаяны духом коллективизма. Столкнувшись с нуждами первейшей необходимости, их маленькая колония как бы перенеслась в каменный век. К счастью, один из потерпевших крушение, инженер Сайрес Смит, обладает достаточными познаниями, и опыт, приобретенный человечеством, не прошел для него даром. Прежде всего он добыл огонь при помощи увеличительного стекла, сделанного им из двух стекол от карманных часов. Постепенно он определяет топографию острова, которому дает имя Линкольна. Он мастерит лук и стрелы для охоты. Обнаружив глину, различные минералы и уголь, он сооружает плавильную печь, потом кузнечные мехи, таким путем ему удается получить железо и сталь, а это даст возможность сделать первые необходимые инструменты. После долгих манипуляций ему удается получить различные химические продукты, в том числе нитроглицерин, при помощи которого он взорвет гранитный берег озера, чтобы дать выход его водам.

Через прежний водосток озера инженер проникает в обширную пещеру, откуда вода стекала по каналу, сообщавшемуся с морем. Эту пещеру изобретательные поселенцы превращают в просторное и удобное жилище, а чтобы скорее добираться до песчаного берега, устанавливают там примитивный лифт. Остров культивируется, устраивается кораль для жвачных животных. Электрический телеграф соединяет жилище поселенцев с коралем.

Таким образом, с помощью Сайреса Смита читатели приобщаются к прикладным наукам. Подобный урок грозил наскучить, но вплетенные в него приключения так интересно рассказаны, что все сходит благополучно. «Читатель стремится не учиться, а развлекаться, - писал Жюль Верн полковнику Эннеберу, - и, если хочешь учить его, не надо подавать виду, обучение должно переплетаться с действием, иначе цель не будет достигнута».

У потерпевших крушение вызывают смятение некоторые странные факты, на первый взгляд необъяснимые. Спасение Сайреса Смита, найденного без сознания на песчаной отмели в сухой одежде - это первая тайна. Вторая тайна - пакетик хинина, обнаруженный в изголовье Герберта, умирающего из-за отсутствия лекарства. А тут еще из послания, заключенного в бутылке, они узнают, что на острове Табор находится человек, потерпевший когда-то кораблекрушение. Колонисты отправляются на его поиски в лодке, которую им удалось построить, и в самом деле находят Айртона, вот уже десять лет он в полном одиночестве несет наказание за предательство по отношению к капитану Гранту.

Воздействие такого полного одиночества на человека проанализировано очень верно. Оно соответствует состоянию, которое наблюдается во время длительного тюремного заключения в одиночной камере. Айртон потерял человеческий облик. Это дикарь, который в результате отсутствия практики утратил способность общаться посредством языка. Сайресу приходится «перевоспитывать» его, и это ему удается. Когда на глазах Айртона показались слезы, инженер воскликнул: «Ах! Наконец-то ты снова стал человеком, ты плачешь!»

Случится и еще одно чудо: когда убежище колонистов подвергнется осаде пиратов, пиратское судно подорвется на мине, хотя, как она могла оказаться в таком месте, объяснить невозможно. Моряк Пенкроф по простоте своей полагает, что на острове обитает какой-то дух; его товарищи считают, что их спасает провидение; что же касается Сайреса Смита, то он полагает, что действия провидения, по всей видимости, направляются каким-то таинственным человеком.

Загадка начинает проясняться, когда они обнаруживают трупы шестерых бандитов, причем на лбу у каждого из них было красное пятнышко. Вмешательство кого-то третьего не оставляет больше сомнений.

Близится развязка. Глухие раскаты предвещают грядущее извержение вулкана. Надо торопиться со строительством корабля, способного выйти в далекое плавание. И вот тут-то колонисты получают послание, предписывающее Сайресу и его товарищам идти вдоль телеграфного провода, они повинуются без промедления; дополнительный провод, незаметно отведенный от старого, приводит их к гроту, соединяющемуся с морем, там их ждет лодка. Вскоре их взорам открывается огромная подземная пещера, заполненная водой, целое озеро, на поверхности его они видят подводную лодку, внутри которой находится умирающий капитан Немо.

Капитан «Наутилуса» раскрывает им свою тайну: он индийский принц, англичане, против которых он боролся всю жизнь, уничтожили его семью. Этим-то и объясняется его ненависть к Британской империи. «Всюду, где только мог, я делал добро. Иной раз приходилось делать и зло. Не всегда прощение является актом справедливости!» - пытается оправдать себя Немо. Сайрес Смит говорит ему в ответ: «Ваша вина в том, что вы хотели возродить прошлое и боролись против необходимости, против прогресса. Подобные заблуждения у одних вызывают восторг, других возмущают, но судья им - один лишь бог».

Что же это за прогресс, на который намекал Сайрес Смит? В данном случае речь, по всей видимости, шла о колонизации слаборазвитых пародов. Инженер считал колонизацию явлением прогрессивным, ибо она в какой-то мере способствовала распространению средств производства, присущих западной цивилизации. Сомневаюсь, чтобы сам автор разделял это мнение. Колонизация, приносившая ту или иную пользу, не вызывала у него протеста лишь в том случае, если она не влекла за собой насилие и покорение других народов. Впрочем, очень может быть, что под необходимостью и прогрессом инженер подразумевал неизбежное историческое развитие.

Колонисты исполнят последнюю волю капитана Немо, открыв краны, сообщавшиеся с камерами, предназначенными для погружения «Наутилуса», ставшего его гробом на дне океана.

Но перед смертью добрый гений острова сумел оказать им последнюю услугу, поведав Сайресу, что пещера идет под островом вплоть до самого вулкана и отделена от центрального его очага лишь тонкой стеной, покрытой трещинами. И если базальтовая стена расколется, вода хлынет в недра острова, и тогда остров взорвется. Это страшное событие свершается. Остров Линкольна уничтожен, от него осталась лишь узкая скала, на которой очутились колонисты - они оказались без всяких средств к существованию, в таком же точно положении, как после катастрофы, постигшей их в воздухе.

Таким образом, все их старания были тщетны; силы природы победили их изобретательность и энергию; познания мудрого инженера не могли уже сослужить им службу.

Их почти бездыханные тела распростерлись на скале, один только видавший виды Айртон не теряет надежды и находит в себе силы подняться, он-то и увидел приближающийся «Дункан». «Боже всемогущий! - смог воскликнуть Сайрес Смит. - Значит, такова была твоя воля! Нас спасли!» Итак, «Дункан», вернувшийся за Айртоном, спасает колонистов, которые продолжат свое дело в Америке.

Шарль-Ноэль Мартен с удовлетворением отмечал, что «три не связанных между собой романа объединяются общим эпилогом в «Таинственном острове» и что это отнюдь не научно-фантастические рассказы, а скорее великолепные портреты людей науки». Немо - эрудит, он в курсе всех технических открытий и научных достижений своего времени, в его руках сосредоточено «все могущество, которое они в силах обеспечить человечеству. Это ученый, который творит в одиночестве, он достигает таких высот умственного развития, что начинает презирать человечество, оказавшееся на более низком уровне, а это может породить желание властвовать над ним». Но если Немо и презирает людей, он тем не менее не перестает любить их. Он не собирается бороться против всего человечества, а выступает лишь против тех, кто хочет поработить его, и использует свое могущество, плод исследовательской фантазии, только в тех редких случаях, когда сталкивается со своим давнишним врагом, лишившим независимости его народ.

Профессор Аронакс - прямая противоположность этому «ученому, изучающему на месте явления природы». Его наука слишком «академична», это лишний раз подчеркивает «чисто механическая память» слуги Аронакса Конселя, способного воспроизвести все ступени естественнонаучной классификации, ничего в этом не смысля. В общении с живой природой Аронакс обретает ту самую душу, которой так недоставало его бесплодной учености.

Своим открытием капитан Грант обязан Паганелю, «еще одному весьма симпатичному ученому», который путем постепенного осмысления целого ряда явлений отыщет решение стоящей перед ним задачи.

«Когда изрекает свой приговор наука, остается только молчать», - заявляет профессор Лиденброк в «Путешествии к центру Земли». Правда, ему же принадлежат слова: «Научные теории не все безошибочны, но этим нечего смущаться, потому что в конце концов они приходят к истине».

Терпеливые поиски Паганеля, столь же упорного, сколь и рассеянного, раскрывают образ ученого, который, сбившись с истинного пути в результате неправильного толкования какого-то одного факта, несправедливо считает себя ослом, настолько очевидным кажется ему открытие после того, как оно уже сделано. Остров Линкольна является символом земного шара, отданного в распоряжение заинтересованных в его преобразовании людей. Сайрес Смит - инженер, «прошедший военную школу», то есть, иными словами, скорее практик, чем человек науки. Свои знания он применяет «с великой изобретательностью», и под его руководством маленькая группа людей добивается удивительных успехов.

Шарль-Ноэль Мартен делает вывод, что эти четыре персонажа «могут служить примером поведения ученого перед лицом природы, ее неумолимых сил и таинств».

История возникновения «Таинственного острова», этого шедевра приключенческой литературы, весьма любопытна и заслуживает особого внимания.

Вы помните, что, создавая романы «Дети капитана Гранта» и «Двадцать тысяч лье под водой», Жюль Верн мечтал в то же время о Робинзоне в духе Виса. Похоже, вдохновение его быстро иссякло и породило малоинтересную робинзонаду, названную им «Дядя Робинзон». Предполагали даже, что речь идет о юношеском его произведении. И вот почему.

Первый вариант рукописи «Дяди Робинзона» выглядит довольно старым и относится, по всей вероятности, к тому времени, когда писатель служил секретарем в Лирическом театре. Почерк такой мелкий, что разобрать его почти невозможно. Но у автора оказался другой экземпляр, очень чистый, который он сделал году в 1866, часть его была, очевидно, переписана Онориной. Именно на этом экземпляре Этцель оставил в 1870 году суровые, но справедливые критические замечания.

Сюжет иной, чем в «Таинственном острове», и напоминает скорее такие романы, как «Школа Робинзонов», «Вторая родина», «Два года каникул», свидетельствующие о настойчивом стремлении автора написать робинзонаду в стиле Виса. Среди потерпевших крушение жертв мятежа находится женщина, ее муж, инженер, отыщется чудесным образом, точно так же, как их дети и один моряк. Инженер предвосхищает образ Сайреса Смита, моряк - Пенкрофа. Принцип тот же самый. Потерпевшие оказываются в «безысходном», бедственном положении и добиваются относительного благополучия. Однако сам рассказ далеко не увлекателен. Авторский замысел принял, по всей видимости, конкретные очертания лишь в течение лета 1868 года, ибо в письме, адресованном Этцелю из Кротуа, говорится: «В будущем году посмотрим: либо я начну историю современного Робинзона, либо расскажу о приключениях на Белом море». В 1870 году он пишет из Кротуа, что «полностью переписал первый том „Дяди Робинзона”» и что «через шесть недель Этцель получит рукопись», но тут же добавляет: «Боюсь только, Вы наскучите читателям «Журнала», если будете печатать Верна за Верном».

Пока что речь все еще идет о «Дяде Робинзоне», который и в самом деле не вызвал бы энтузиазма у читателей «Журнала воспитания и развлечения». Этцелю снова пришлось доказывать писателю, что это маловыразительная история, да к тому же еще, если ее напечатать после Гранта и Немо, она может провалиться.

И вот, углубившись в работу, писатель так на этот раз преобразует тему, что получается совсем иное произведение - «Таинственный остров». На остров Линкольна высадятся потерпевшие крушение в воздухе, а введя в действие Айртона и Немо, романист свяжет воедино свою историю Робинзона с историей «Детей капитана Гранта» и «Двадцати тысяч лье под водой». Одного присутствия капитана Немо оказалось достаточно, чтобы в корне преобразить то, что поначалу мыслилось как робинзонада. Прекрасный конец капитана «Наутилуса» еще в рукописном варианте не раз перерабатывался, когда же появилась корректура, потребовалось множество дополнительных исправлений, прежде чем текст был доведен до нужного уровня.

Сначала Жюль Верн хотел сделать Немо польским патриотом, восставшим против репрессий царской России, однако в романе «Двадцать тысяч лье под водой» капитан предстает мятежником вообще, тогда как в «Таинственном острове» выясняется, что это индийский принц Дакар, мстящий англичанам за порабощение Индии.

Немо - это само олицетворение борьбы против человеческой несправедливости, об этом свидетельствуют и его последние слова.

В результате такого неожиданного преображения «Дяди Робинзона» автор обрел былой энтузиазм.

Зимой 1870 года он пишет Этцелю: «Работа над «Робинзоном» в полном разгаре, я нахожу удивительные вещи! Всецело поглощен первым томом и не могу думать ни о чем ином». В другом письме он обещает издателю, что первый том будет закопчен в течение мая. Что же касается названия этого «Робинзона», то он предлагает обсудить его в Париже. А 2 февраля 1872 года Жюль Верн пишет:

«Я полностью занят «Робинзоном», или, вернее, «Таинственным островом». До сих пор все идет как по маслу, хотя, надо сказать, немало времени приходится проводить с профессорами химии и на химических заводах. На моей одежде нередко остаются пятна, которые я отнесу на Ваш счет, потому что «Таинственный остров» будет романом о химии. Я стараюсь всячески повысить интерес к таинственному пребыванию капитана Немо на острове, чтобы подготовить крещендо…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Личные мемуары Е. П. Блаватской автора Нэфф Мэри К

Из книги Александр Грин автора Варламов Алексей Николаевич

Глава 13 Таинственный остров «Вечером нас завезли в какую-то кругом обрамленную лесом глухую лощину, из которой мы выехали на берег огромного озера. Здесь снова приключилось с нами нечто на первый взгляд не совсем обыкновенное, но в сущности весьма загадочное. Мы вышли из

Из книги Жюль Верн автора Борисов Леонид Ильич

Из книги Сын Сталина: Жизнь и гибель Я. Джугашвили автора Сухотин Яков Львович

Глава одиннадцатая Таинственный остров В такой день нельзя сидеть дома: всё в Париже цветет и благоухает, на бульварах поют бродячие артисты, звучат арфы, скрипки и мандолины, двери магазинов открыты настежь, окна прикрыты цветными жалюзи, по торцам мостовой катятся

Из книги Знаменитые писатели Запада. 55 портретов автора Безелянский Юрий Николаевич

Таинственный узник В апреле 1942 года Джугашвили доставили в лагерь «Офлаг 10-Ц» под Любеком. Большинство его узников составляли пленные польские офицеры.Положение советского узника в лагере для польских офицеров было непростым. Пилсудский и его клика, стоявшие во главе

Из книги Беринг автора Чуковский Николай Корнеевич

Таинственный «Солярис» Три «Ф» (фантаст, футуролог, философ) - это Станислав Лем, покинувший наш бренный мир 27 марта 2006 на 85-м году жизни. Он умер в Кракове в клинике кардиохирургии Ягеллонского университета. Лем - автор 55 романов, переведенных на 41 язык, совокупный тираж

Из книги Там, где всегда ветер автора Романушко Мария Сергеевна

17. ТАИНСТВЕННЫЙ БЕРЕГ Было уже совсем темно, и никто не решался покинуть корабль. Наутро Вакселю стало хуже, и он слёг. Софрон Хитров тоже едва держался на ногах. Штеллер вышел на палубу, и море поразило его. Совершенно спокойное, молочно-бледное, подёрнутое холодным

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Таинственный Кто-то Да, Кто-то явно готовил меня к будущему. Кто-то, имени которого я до поры до времени не знала. Но присутствие которого очень остро ощущала.Конечно, не всегда. Конечно, не в толпе, не в школе среди ровесников. И не когда все домашние дома. Только в

Из книги Маршалы и генсеки автора Зенькович Николай Александрович

17 октября. Наполеон прибыл на остров Святой Елены (1815) Остров святой России 17 октября 1815 года сорокашестилетний Наполеон Бонапарт вступил на остров Святой Елены, которому, по собственному признанию, предпочел бы могилу. Гнусным предательством Англии, под

Из книги Кино и все остальное автора Вайда Анджей

Таинственный узник - Мы победили потому, что нас вел от победы к победе наш великий вождь и гениальный полководец Маршал Советского Союза Сталин! - произнес Жуков на параде Победы 24 июня 1945 года.- Наконец-то эту рябую… вывели на чистую воду! - сказал он в перерыве

Из книги Секретные архивы НКВД-КГБ автора Сопельняк Борис Николаевич

Таинственный «X» и «моральный непокой» Я самый замечательный кинематографист в Польше и один из самых замечательных в мире. Я уже пережил n-ое количество министров, переживу и этого. Кто через двадцать пять лет будет помнить, кем был пан В(ильгельми)? А мне место в

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

ТАИНСТВЕННЫЙ ИНФАРКТ Как вы, наверное, помните, еще в Будапеште Валленберг просил сообщить в Стокгольм, что находится на территории, занятой Красной Армией, но его телеграмму было велено никуда не передавать. Но все же в Стокгольме стало известно, что Рауль уже несколько

Из книги Гоголь автора Степанов Николай Леонидович

Из книги Однажды Гоголь… Рассказы из жизни писателя автора Воропаев Владимир Алексеевич

239. «Ты как родник в лесу таинственный…» Ты как родник в лесу таинственный, Пока струя ясна до дна, Под гомон призрачно столиственный Неуловима и звучна. Ты сказка ночи, поздней вьюгою Сквозь хлопья брошенная вдаль, Чтоб с ней, с загадочной подругою, Делить и сумрак и

Из книги автора

«ТАИНСТВЕННЫЙ КАРЛА» Осенью 1820 года в Нежине состоялось открытие Гимназии высших наук, основанной на средства покойного екатерининского вельможи канцлера князя А. А. Безбородко. Гимназии были присвоены права высших учебных заведений и установлен девятилетний срок

Из книги автора

Таинственный Карла Один из ближайших школьных друзей Гоголя, Александр Данилевский, вспоминал: «В Нежине товарищи его любили, но называли: Таинственный Карла. Он относился к товарищам саркастически, любил посмеяться и давал прозвища». Прозвище Таинственный Карла

ВЫМЫСЕЛ И РЕАЛЬНОСТЬ:

ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ ЖЮЛЯ ВЕРНА

Все мы помним ещё с раннего детства, захватывающие романы Жюля Верна. Лично меня в этих романах всегда захватывало то, что Верн, ничтоже сумняшеся, наделял абсолютной и объективной реалистичностью всё и вся в своих произведениях. Почти все герои его произведений обладают собственной биографией. Если он вёл речь об описании того или иного события, которое разворачивается по ходу произведения, то почти всегда указывал не только точную дату, но и часто свидетельствовал точное время события. Если он описывал какой-либо механизм или прибор, то старался описывать его с сугубой реалистичностью. Если один из героев его романа смотрел, допустим, на барометр, то Верн и здесь не отступая от своего принципа – указывал показания этого барометра. Если его героям выпадало по его воле посещать какой-либо остров, то он всегда указывал его точные координаты. Так случилось и с «Таинственным островом», которого не существовало и не существует, но он обладает чёткими географическими координатами – 150° 30’ западной долготы и 34° 57’ южной широты.

Никто, или почти никто, из астрологов не сомневается в работоспособности такой астрологической техники как геодезические эквиваленты . Эта техника прекрасно зарекомендовала себя и в Гамбургской астрологии. Данная техника хороша тем, что углы и куспиды домов такого гороскопа никогда не зависят от фактора времени. Эта техника – как раз то, что нам надобно для создания полноценного гороскопа Таинственного острова.

Итак, давайте по порядку.
По воле Жюля Верна, пятеро несуществующих беглецов и собака попадают на несуществующий остров 24 марта 1865 года . Верн даже указывает время – примерно 16:30 . К сожалению, не очень понятно, какое это время. То ли местное, то ли Ричмондское время. Но судя по тексту, скорее всего Верн описывал местное время, ибо повествование он вёл от рассвета этого дня. Если принять эту версию за основу, то получается, что это было 25 марта 1865 года, примерно в 02:30 GMT . К чему я веду речь? Среди многочисленных формул Гамбургской астрологии. Существуют лишь две формулы, которые явно указывают на авиакатастрофы (или как сказали бы во времена Верна – несчастные случаи в аэронавтике). Одна из двух этих формул выглядит следующим образом: SU+NE-HA . Так вот, в гороскопах геодезических эквивалентов (сообразно методам ГША), эта формула реализуется, когда имеет контакт со значимой геодезической осью гороскопа. И вот вам первая загадка: Если мы построим гороскоп геодезических эквивалентов на координаты таинственного острова исходя из системы Грима-Фридриха , то увидим, как 25 марта 1865 года, в 02:30 GMT, формула SU+NE-HA встала точно на ось PE острова (PE – от англ. Place of Events – это полусумма между геодезическим МС и геодезическим Асцендентом гороскопа геодезических эквивалентов ). Причём орбис влияния был всего 00° 05’ дуги. Вторая же формула несчастных случаев в аэронавтике записывается так: NE+KR-MA . И вот эта формула была, хоть и с несколько большим орбисом, на оси геодезического Асцендента острова (в гороскопе геодезических эквивалентов по Сефариалу ). Итак, всего лишь две формулы, но обе имели реализацию, посредством их контакта с углами геодезического гороскопа, построенного на координаты несуществующего острова , на котором произошли несуществующие события , связанные с несчастными случаями в аэронавтике.

В то время, как герои романа потерпели крушение, на широте и долготе острова бушевал ураган, шторм, буря – назовите это как хотите… Одна из формул, которая указывает на морские ураганы – это UR+HA-ZE и именно эта чувствительная точка находилась в это время на уже упоминавшемся мною, геодезическом Асценденте острова. Другая формула, которая обозначает внезапные ураганы в море, - UR+ZE-NE – не только реализуется сама по себе, посредством того, что замыкается на Уране (UR+ZE-NE=UR ), но вдобавок ко всему она, совместно с Ураном, находится точно на оси геодезического МС острова (по Сефариалу ). И, наконец, на оси PE острова (по Гриму-Фридриху ) оказался мидпойнт UR/ZE , который часто трактуется как действия природы и природные явления, в том числе и бури. А вот другой мидпойнт – NE/HA – который указывает на штормы, циклоны, ливни с грозами, потопления, несчастные случаи на воде или в воздухе, находился очень точно (орбис 00° 00’) на оси геодезического МС (по Гриму-Фридриху ). И, почему-то, на оси PE острова (по Сефариалу ) находилась чувствительная точка KR+AD-HA , которая указывает на опасность падения с высоты.

Загадка номер два: Почему именно 25 марта 1865 года, в 02:30 GMT, на оси PE несуществующего острова, который выдумал писатель, оказалась планетарная связка Меркурия и Купидона, которая указывает на художественное мастерство писателя.

27 марта 1865 года, примерно в 02:30 местного времени (значит 27 марта 12:30 GMT ), находится пятый герой романа – инженер Сайрес Смит. То есть, Жюль Верн именно в это время даёт нам первую возможность узреть на несуществующем острове несуществующего инженера, но именно в это время (точно) на ось геодезического Асцендента (по Гриму-Фридриху ) пришла чувствительная точка ME+NE-UR , которая трактуется как «Высоко одаренный гражданский инженер (Highly gifted civil engineer )».

30 марта 1865 года , примерно в 08 часов утра (то есть, примерно в 18 часов GMT, 30 марта ), герои романа стали выдумывать различные топонимы, для рек, гор, мысов, бухт и т.п. Именно в это время, мидпойнт SU/AD , который указывает на «топографию», находился в точнейшем квадрате (00° 02’) к оси PE острова (по Гриму-Фридриху ).

21 мая 1865 года , примерно в 17:00 местного времени , на несуществующем таинственном острове прогремел взрыв, когда Сайрес Смит подорвал около 10 литров нитроглицерина. В Гамбургской астрологии существует формула дня, в который происходят сильные взрывы. Выглядит эта формула следующим образом: UR+ZE-SU . Так вот именно эта чувствительная точка, в момент взрыва находилась всего лишь в 00° 08’ дуги от PE острова (по Гриму-Фридриху ).

В конечном итоге, взрыв был совершён ради того, что бы сделать себе достойное жильё. То есть, герои романа пожелали приобрести или расширить своё недвижимое имущество. Так вот, именно на следующий день, когда колонисты стали обустраивать несуществующее жильё на несуществующем острове, по геодезическому МС острова (по Сефариалу ) проходила чувствительная точка JU+SA-AP , которая указывает на приобретение или расширение недвижимого имущества. Тогда же, чувствительная точка AS+CU-SU (где AS – геодезический Асцендент по Сефариалу ) была в аспекте полуквадратуры к оси PE острова (по Сефариалу ), а значит данная формула реализовалась. А ведь эта чувствительная точка указывает на владельца квартиры или жилого помещения.

«Всё было готово 12 февраля. В этот день Сайрес Смит включил ток и запросил Айртона, всё ли у него благополучно, а через несколько секунд получил положительный ответ».

Речь идёт о дне торжественного пуска героями романа, телеграфной связи на несуществующем таинственном острове. 12 февраля 1867 года , таинственный остров заполучил трудами Жюля Верна – электрическую энергию. Именно 12 февраля 1867 года, мидпойнт UR/ZE , который, ко всему прочему, указывает на вырабатывание электричества, находился на оси геодезического МС (Сф ) несуществующего острова (орбис 00° 03’). Планетарная сумма ZE+VU , которая указывает на электрическую энергию, находился недалеко от оси PE острова (Г-Ф) , с орбисом в 00° 15’ дуги. И в это же самое время, по оси геодезического Асцендента (Сф ), проходила планетарная картина (UR+VU) / MA , которая указывает на действие или работу электрического тока (орбис 00° 15’ ).

Ко всему прочему, утром 12 февраля, на оси геодезического МС (Сф ) оказался прямой мидпойнт ME/UR , который указывает на телеграммы (орбис на 08:00 местного времени - 00° 02’ ). Если же мы создадим чувствительную точку ME+UR-AP , которая обозначает телеграммы как таковые, то убедимся, что данная планетарная картина находилась на оси геодезического МС острова (Г-Ф ) (правда, эта же планетарная картина указывает и на внезапные астрологические мысли, но Жюль Верн не удосужился населить остров астрологами ). А вот чувствительная точка VP+UR-ME , которая обозначает телеграф и телеграфные новости, находилась на оси геодезического Асцендента (Г-Ф ).

Фантазия Жюля Верна пригнала пиратов к берегам несуществующего острова, которые появились на страницах произведения 17 октября 1867 года , и принесли с собой немало бед героям романа. Именно тогда ось PE острова (Сф ) оказалась в резонансе с полусуммой HA/ZE («Проявление злобы. Военные злодеяния и преступления. Вспышка ненависти. Причинение бедствий» ).

Хотелось бы обратить ваше внимание на одну очень интересную деталь. Корабль пиратов бросил якорь около полуночи (примерно 10:00 GMT, 18 октября 1867 г .) и сделал выстрел из корабельного орудия. Именно в это время Марс встал точно на ось Зевса, который, в свою очередь, был всего в 00° 19’ дуги от PE острова (Сф ). А ведь планетарная взаимосвязь MA=ZE , указывает на обращение с огнестрельным оружием и обозначает стрельбу, пальбу и военные действия. В тоже самое время, планетарная сумма UR+ZE находилась всего лишь в двух минутах дуги от оси PE (Г-Ф ) острова. Эта планетарная картина указывает на взрывы и обстрелы. Там же, на этой оси, всего в двенадцати минутах дуги, находилась планетарная сумма NE+HA , которая указывает на несчастные случаи на воде и на потопление. На следующий день, как мы помним, бриг пиратов был потоплен (взорван торпедой) с большинством его команды. В этот день (18 октября), на оси геодезического Асцендента (Г-Ф ) находилась планетарная картина NE/HA // ZE , которая обозначает катастрофу для флота, корабля, а также возможность возникновения огня на корабле или судне.

Небольшую информацию, изложенную в этом абзаце, я считаю не бесспорной, но интересной. Как мы помним, Жюль Верн наградил юного Герберта ранением, которое спровоцировало тропическую лихорадку. Тогда Герберт чуть не отдал Богу душу. 9 декабря 1867 года , в 05 часов утра (09.12.1867 г., примерно в 15:00 GMT ), героям романа был преподнесён капитаном Немо, сернокислый хинин. Было бы интересно рассмотреть эту дату и время, ибо, в Гамбургской астрологии существует формула тропической лихорадки – VP+HA-JU . И вот, именно в это время, именно эта чувствительная точка достигла оси геодезического МС (Г-Ф, орбис 00° 00’ ). И в это же время, по оси другого геодезического МС (Сф ) прошла планетарная картина SU/HA // ZE (орбис 00° 03’ ), которая также отвечает за лихорадку. И на этой же оси находился мидпойнт JU/PL , который в Гамбургской астрологии отвечает за выздоровление и восстановление. Теоретически, мы вправе привлечь к рассмотрению и планетарную взаимосвязь Плутона и Асцендента, которая, по мнению Космобиологов, также отвечает за выздоровление. Но только, нам надо взять к рассмотрению геодезический Асцендент, и проанализировать – есть ли взаимосвязь этой планетарной картины с другой геодезической осью? Оказалось, что мидпойнт AS/PL находился в 00° 09’ дуги от оси геодезического МС (где геодезические МС и Асцендент, рассчитаны по системе Грима-Фридриха ).

Судя по тексту романа, Верн знакомит нас с таинственным гением Таинственного острова (капитаном Немо) – с 15-го на 16-е октября 1868 года . Тогда же Немо и сходит со страниц романа в мир иной. Для героев «Таинственного острова» - этот человек являлся чуть ли не Богом земным, который помогал им во многих случаях. Он был гораздо старше их, был богат, да и вообще был рождён принцем. И вот опять, по каким-то неведомым мне законам, именно в это время на ось геодезического МС (Сф ) пришёл Кронос, с орбисом 00° 02’ дуги. Кронос , в Гамбургской астрологии, указывает на начальство, на старших, на людей облечённых властью и на правителей разных уровней и рангов. Но в это же время, той же оси геодезического МС достиг и Сатурн (орбис 00° 04’ ), который совместно с Кроносом указывает на отделение от старшего человека, от начальства, обозначает последнюю волю, а также говорит о потере и смерти авторитетных, правящих и верховных людей.

И, наконец, в ночь с 8-го на 9-е марта 1869 года , таинственного острова не стало. Была буря, было землетрясение, был колоссальный вулканический взрыв и.. всё. Несуществующий остров ушёл в ещё более несуществующие дали.
В это время, по оси геодезического МС острова (Г-Ф ), проходила планетарная разница UR-AD , которая указывает на землетрясения (орбис 00° 01’ ). В восьми минутах дуги от PE острова (Г-Ф ) находился Уран, на оси которого замыкалась чувствительная точка SU+UR-VP , которая указывает на землетрясения. Меня изумляет прозорливость великого фантаста. Дело в том, что в Гамбургской астрологии существует формула природных явлений, типа землетрясений и вулканических извержений, вот такого вида: UR+AD-NE . Именно с 8-го на 9-е марта 1869 года, мидпойнт UR/AD совершил точную аспектацию к оси Нептуна (UR/AD=NE) , которая находилась в 00° 17’ дуги от оси геодезического Асцендента. В восьми минутах дуги от PE острова (Сф ) находилась планетарная картина UR/PL // VU , которая также может указывать на землетрясения и извержения вулканов. Чувствительная точка UR+ZE-VP , которая может указывать на такие природные явления как вулканическое извержение, находилась в 00° 07’ дуги от оси PE острова (Сф ). На оси другой PE острова (Г-Ф ) находилась в 00° 13’ дуги, чувствительная точка ZE+AD-VU , которая указывает на извержение вулкана. Чуть подальше от этой оси (в 00° 16’ дуги) проходил мидпойнт ZE/VU («Экстраординарные и колоссальные извержения или взрывы» ). И, наконец, в четырёх минутах дуги от оси геодезического МС острова (Сф ) была планетарная сумма ZE+AD , которая указывает на расплавленную вулканическую лаву.

  1. Вспомните, какие произведения называют «робинзонадами». Докажите, что «Таинственный остров» — «робинзонада».
  2. «Робинзонадами» называют произведе-ния, повествующие о том, как человек справился с самыми неблагоприятными условиями, встретившись один на один с дикой природой. Именно это происходит и с героями «Таинственного острова». Им удается не только выжить, но и организо-вать трудовую жизнь на ранее безжизнен-ном острове. Тот коллектив, который воз-ник, радует читателя не только своими успехами, но и той дружбой, которая свя-зала воедино очень разных людей.

  3. Кто из героев «Таинственного острова» на-стоящий лидер и руководитель этого сообщества робинзонов? Как решают этот вопрос сами неволь-ные робинзоны?
  4. Ни у одного читателя никогда не возни-кало сомнения в том, что лидер на «Таин-ственном острове» — Сайрес Смит. В этом же были уверены и все, кто оказался на этом острове. Так определяется личность лидера: не желанием человека командо-вать, а тем, что окружающие, не раздумы-вая, с ним соглашаются и принимают его решения.

  5. Кто из героев романа представляется вам са-мым привлекательным? Кто самый лучший и пре-данный друг? Кто самый хладнокровный человек? Кто одарен технически? Попробуйте описать круг профессий, которыми владеет каждый из героев.
  6. Оценки героев читателями не всегда бы-вают одинаковыми. Однако при обсужде-нии качеств героев, которые оказались на таинственном острове, мнения часто сов-падают: все они представляются равно привлекательными людьми именно пото-му, что им удалось стать дружным кол-лективом. Способность дружить, надеж-ное чувство локтя обеспечивают им такую оценку.

    Те, кто любит технику, с особым внима-нием относятся не к герою романа, а к са-мим техническим решениям.

    На острове у героев возникают десятки обязанностей и появляется множество сфер деятельности: строительство, изобретальство, забота о растениях, животных, приготовление пищи, обустройство бы-та… И каждый человек может освоить любую из них, но любит обычно лишь не-которые. Например, Герберт, пристрастия которого еще не определились, тяготеет к тому, чтобы помогать своим друзьям в лю-бой работе.

  7. Назовите качества, которые отличают Сай-реса Смита, Гедеона Спилета, негра Наба, моряка Пенкрофа, юного Герберта. Есть ли у них качества, общие для всех?
  8. Проще всего решить, что дружбу на этом затерянном острове каждому помога-ет сохранить сознание, что они одни в этом бескрайнем океане и никто больше им помочь не может. Но кроме этого боль-шую роль играют личные качества каждо-го из членов сообщества: яркий организа-торский талант Сайреса Смита, сила и преданность его слуги негра Наба, неиз-бывная энергия журналиста Гедеона Спилета, навыки моряка, которыми владел Пенкроф, юношеский энтузиазм Гербер-та. Однако можно еще обозначить их об-щее свойство — порядочность и чувство взаимной выручки.

  9. Создайте устные портреты героев романа «Та-инственный остров».
  10. Чаще всего устный портрет создают своему ровеснику Герберту. Но не раз это задание подвергалось критике, посколь-ку среди имен героев романа нет капитана Немо — гениального индийского ученого. А именно он играет огромную роль во всех тайнах, которые связаны с этим островом.

    Портрет Герберта чаще всего воссозда-ют девочки, которые готовы его нарисо-вать по идеальным канонам: стройным, стремительным, легким в движениях, ум-ным, смелым.

    Те же, кто требовал включить в галерею портретов и капитана Немо, описывали его, вспоминая романы не Жюля Верна, а Александра Дюма: задрапированным в какие-то особые одежды и очень таинст-венным.

  11. Первая глава романа «Таинственный остров» начинается с диалога. Попробуйте решить, кому принадлежат реплики начала романа:
  12. «- Поднимаемся?

    - Какое там! Книзу идем!»

    Докажите свою правоту.

    Вопрос, скорее всего, принадлежит мис-теру Сайресу. Наверное, он спрашивает не столько потому, что не может сам оценить ситуацию, сколько потому, что стремится заставить всех быть крайне внимательны-ми к происходящему. Может быть, он да-же пытается несколько успокоить своих спутников. Но ответ, судя по его реши-тельности, скорее всего, принадлежит мо-ряку Пенкрофу, потому что он быстрее других мог оценить ситуацию над реву-щим морем.

    Однако вопрос может принадлежать и Спилету, который как журналист всегда стремится быстрее оценить ситуацию.

  13. Напомним вам, что основными темами в творчестве Жюля Верна были освоение Арктики и завоевание обоих полюсов, подводная навигация, авиация и воздухоплавание, использование элект-рической энергии, межпланетные путешествия. К какому из этих направлений отнесем мы «Таинст-венный остров»?
  14. Среди произведений Жюля Верна «Та-инственный остров» занимает особое мес-то. Хотя он входит в трилогию лучших ро-манов писателя (в нее входят также «Двадцать тысяч лье под водой» и «Дети капитана Гранта»), он все же отличается тем, что немного связан с темой подвод-ной навигации, немного — с воздухопла-ванием, немного — с использованием электрической энергии. Все это разнооб-разие проблем и вопросов объяснимо — перед нами еще одна «робинзонада». А «робинзонады» требуют решения мно-жества проблем. Но более всего вспомина-ют этот роман, когда говорят о том, каким хорошим может стать мир, когда люди су-меют на нем мирно жить. Именно потому, что маленький коллектив обитателей ост-рова сумел создать свой мир тружеников, этот роман называют утопией.

    Справка. Утопия — у этого слова два значения: 1) место, которого нет; 2) благословенное место. Само слово стало обозначать идеальное общество, когда То-мас Мор создал книгу о жизни на сказоч-ном острове, который назвал Утопия.

  15. Кто был таинственным помощником героев?
  16. Таинственным помощником героев ро-мана был капитан Немо, о чем с самого начала догадываются те, кто прочел не только этот роман, но и два предшествую-щих произведения трилогии.

  17. Подготовьте описание самого трудного техни-ческого решения, которое приняли жители острова.
  18. Перед обитателями острова одна за дру-гой вставали достаточно трудные пробле-мы, и не только технические. Каждая из них при ее появлении казалась неосу-ществимой, а затем переходила в разряд уже решенных проблем.

    Так что при обсуждении этого вопроса не стоит искать только Одного конкретно-го решения. Ведь для вынужденных робинзонов все было проблемой: создание жилья, отопление, освещение, способы приготовления пищи… Отвечая на этот вопрос, можно подумать и о том, решение какой из проблем было бы интересно и до-ступно каждому из учеников. Здесь возможен выбор ответа в зависимости от ва-ших интересов и возможностей.

  19. Что в этом романе от технической смекалки и знаний, а что — от научной фантастики?
  20. История того, как путешественники обустроились на необитаемом острове, предлагает описание того, как возможно выживание коллектива в трудных услови-ях. Для рядового шестиклассника все ре-шения и находки этих отважных людей могут представляться решениями из области научной или даже ненаучной фантастики. Но для некоторых учеников со спортивной подготовкой и тренировкой или навыками в области техники многое покажется доступным. Например, вопрос о сооружении жилища в условиях, в кото-рые попали герои, для опытных турис-тов не проблема. Так что ответ требует оценки собственных возможностей. Для одних ответ — возможность показать свою подготовленность устроить свой быт в условиях экстремальных, непривыч-ных. Для других — сигнал, который под-сказывает необходимость овладения прие-мами выживания в нестандартных усло-виях.

  21. Считаете ли вы, что и для сегодняшнего дня роман остается научно-фантастическим, или он стал только приключенческим романом?
  22. О Жюле Верне говорят как о писателе, который предсказал многие открытия по-следующих лет. Однако, если открытие уже осуществлено, а его результаты во-шли в обиход людей, оно перестает счи-таться чем-то недостижимым. И рассказ о технических решениях, которые стали привычны для сегодняшнего дня, может специально не возникать. Нельзя же об-суждать возможность существования под-водной лодки, когда такие лодки давно бороздят океаны. Поэтому многие романы Жюля Верна сейчас мы воспринимаем как приключенческие произведения. Материал с сайта

  23. Составьте краткий словарик терминов, кото-рые используют колонисты, осваивая остров.
  24. Подумайте о том, одинаковый ли слова-рик вы могли бы создать, описывая каж-дого из колонистов. Наверное, сразу же ясно, что у Сайреса Смита и у его слуги Наба словарный запас различен и по со-держанию и по объему. Но освоение ост-рова требовало от всех участников общих усилий. При этом возникала потребность в употреблении новых слов — при общей работе каждый должен был понимать сво-его соучастника в этом труде. Так, в том словарике, который можно создать для колонистов, могут быть разделы слов, связанных с их деятельностью: «Слова-рик строителя», «Словарик ботаника», «Словарик морехода», «Словарик метео-ролога»…

  25. Сопоставляя произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и «Таинственный остров» Жюля Верна, составьте словарики робинзонов (по вашему выбору): «Словарь первого дня Робинзона», «Сло-варь первого дня на таинственном острове», «Сло-варь Робинзона-строителя», «Ботанический слова-рик двух «робинзонад» и т. п.
  26. Выбирайте такой словарь, который помог бы обогатить вас словами в соответствии с вашими ув-лечениями. Еще лучше, если вы сами придумаете название словаря.

    Работа по составлению словаря требует перечитывания текста, внимательного от-бора слов, которые вошли в ваш активный словарь, в ежедневный обиход. При этом словарики вовсе не должны представлять собой набор незнакомых слов. Слова «то-пор» и «пила» не могут быть исключены из словаря строителя, а «зерно», «пшени-ца», «виноград» — из словаря ботаника.

  27. Как вы оцениваете команду таинственного острова? Можно ли назвать членов этой команды «друзьями по несчастью» или настоящими друзь-ями?
  28. Если в начале своего приключения лю-ди, попавшие на таинственный остров, были всего лишь «друзьями по несчас-тью», то совместная борьба за выживание сплотила их и превратила в замечатель-ный, сплоченный коллектив. Этот путь создания коллектива в совместном труде и преодолении трудностей всегда вызыва-ет уважение читателя и стремление под-ражать этим чудесным людям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинеие на тему рассказ таинственный остров
  • какие качества помогли героям книги таинственный остров выжить на необитаемом острове
  • Жюль Верна «Таинственный остров» картинка
  • какое животное поймали герои в таинственный остров
  • 2 вопроса по таинственному острову жюль верн
  • скучное повествование;
  • сложность сюжета и авторской задумки;
  • иностранный язык в конце концов.

Впервые словосочетание «сложная для чтения книга» я услышал применительно к «Архипелагу ГУЛАГ» Солженицына, второй раз - к «Тошноте» Жана-Поля Сартра, а третий - «Улисс» Джеймса Джойса. И если «сложность» «ГУЛАГа» я так и не успел оценить (все еще впереди), то вот остальные два произведения осилил, и сложными они мне не показались. «Улисс» сложен в сюжетной линии и непонятен порой в повествовании, но его невероятно интересно читать, особенно когда речь идет о карикатурных, сатирических и нелепых эпизодах. «Тошнота» мне показалась весьма близкой к «Запискам из подполья» Достоевского. Но вот поистине сложным для чтения мне показался «Таинственный остров» Жюля Верна.

Наступил долгожданный период, когда можно устраиваться поудобнее в комнате Пересвета и начинать читать ему вслух книжки. И первым комом на этой блинной вечеринке стал роман «Таинственный остров». И главная сложность была отнюдь не в сюжетной линии - там было все здорово и вполне интересно, проблема заключалась в описании способов выживания главных героев на необитаемом острове. Но обо всем по порядку.

Герои таинственного острова

Роман Жюля Верна рассказывает нам любопытную и полную приключений историю жизни нескольких американцев и одного британца, попавших волею судьбы на необитаемый остров. Каждый герой заслуживает отдельного внимания, но начать хочется все же с того, чьи непосредственные действия и инструкции по выживанию в диких условиях просто ломали мне мозг, так как налицо серьезные пробелы по многим дисциплинам школьной программы. Как говорил всем известный герой Артура Конана Дойля: «Ну, когда я был школьником, я это знал, а потом основательно забыл.» Итак, Сайрес Смит.

«Сайрес Смит, уроженец Массачусетса. по профессии инженер, был первоклассным ученым; во время войны правительство Соединенных Штатов доверило ему управлять железными дорогами важного стратегического значения.»

Вот эта ученость Смита и стала камнем преткновения для всего чтения по вечерам. Сложность заключалась в описанных теориях и практиках применения своих знаний Сайресом Смитом. Просто давняя привычка представлять себе все, что я читаю, убийственно подействовала в данном конкретном случайно. Мне приходилось в уме представлять все физические, химические и даже навигационные наброски инженера, чтобы понять, о чем конкретно идет речь.

«Второго апреля днем Сайрес Смит предпринял попытку определить положение острова в отношении сторон света.

Накануне он точно заметил время, когда закатилось солнце, учтя при этом и явление рефракции. А утром 2 апреля он не менее точно установил время восхода солнца. От заката до восхода прошло двенадцать часов двадцать четыре минуты. Итак, через шесть часов и двенадцать минут после восхода в тот день солнце должно было пройти через меридиан острова, и точка, на которой оно в тот момент окажется в небе, и будет указывать, где находится север».

«Из этих камней, рассыпавшихся при прокаливании их на огне, получилась жирная негашеная известь, которая сильно вздувалась и бурлила при гашении, - известь такая же чистая, как та, что получается при обжигании мрамора или мела. Смешивая полужидкий раствор гашеной извести с песком, который не давал ей затвердевать слишком быстро, наши колонисты получили превосходное цементирующее вещество».

Если мне было это тяжело читать и представлять, то как подобный поток информации воспринимал Пересвет, остается только догадываться. В целом Сайрес Смит предстал перед нами каким-то сверхчеловеком. Определенно могу сказать, что без него колонисты если бы и выжили, то не достигли описанного процветания и развития различных видов коммуникаций на острове (у них даже дистанционная связь между отдельными районами острова была).

Вообще это один из двух центральных персонажей произведения, но о втором несколько слов будет сказано чуть позже, тем более идентифицировать его стало возможно лишь к концу романа. А Сайрес Смит оказался не только умным, но и смелым человеком, для которого нет «терра инкогнито» как в мыслительном процессе, так и в обыденной жизни. Эта черта героя мне показалась крайне не интересной, потому что идеальный персонаж всегда вызывает уныние своей неправдоподобностью, а может и подсознательной завистью. Пока не решил, какое ощущение сильнее, потому что тоже хотел бы уметь делать самодельное взрывчатое устройство на основе глицерина из подручных средств на необитаемом острове. Сравните Бэтмена и Супермена - все любят Темного рыцаря, а у Человека из стали аудитория поклонников крайне мала.

Наиболее приятным и симпатичным лично мне персонажем оказался Гедеон Спилет.

«Гедеон Спилет был высокого роста и еще не стар - лет сорока, не больше. У него были рыжеватые беканбарды. Живые, быстрые глаза смотрели спокойно и уверенно. Такие глаза бывают у людей, привыкших мгновенно схватывать все подробности открывающейся взору картины. Сложения он был крепкого да еще закалился, путешествуя под различными широтами, - так закаляют холодной водой раскаленный стальной брусок.

Уже десять лет Гедеон Спилет состоял постоянным корреспондентом «Нью-Йорк геральда» и обогащал газету своими заметками и рисунками, - он одинаково хорошо владел пером литератора и карандашом рисовальщика».

Коллеги по островной жизни поражались умению лощеного журналиста управляться с хозяйственными предметами, использовать грубую мужскую силу в пользу общего дела, а также отменно охотиться. Тогда и уж тем более сейчас не часто встретишь сотрудника сми, способного пройти путь настоящего «робинзона», не теряя бодрости духа и самообладания. Благодаря уму и рассудительности именно Спилет был главным советником Смита во всех самых загадочных и трудных задачах.

Из оставшейся троицы вынужден выделить Герберта, так как именно этот герой неистово запал в душу Пересвета. Несколько дней подряд ребенок переживал из-за того, что на остров высадились пираты и подстрелили юного Герберта. Слава Богу, юноша выздоровел, потому что мой мальчишка находился в искреннем смятении.

«В начале 1865 года Пенкроф приехал по делам в Ричмонд из Нью-Джерси с пятнадцатилетним Гербертом Брауном, сыном своего капитана, оставшимся сиротой; Пенкроф любил этого юношу, как родного сына».

Следующим, собственно, идет моряк по имени Бонадвентур Пенкроф, который привнес столь нужную легкость и непринужденность в этот роман с обилием напряженных ситуаций, загадочных случаев и драматических происшествий. Ни раз старый моряк вызывал искреннюю улыбку своей простотой и прямолинейностью. Чего стоит только эпизод, когда Пенкроф стал испытывать нестерпимую тягу к табаку. Желание покурить съедало его изнутри, хотя он старался это более-менее скрывать. И какого же было его счастье, когда у колонистов появился-таки табачок.

«В тот день к инженеру Сайресу подошел на улице какой-то незнакомый ему человек. Это был моряк лет тридцати пяти или сорока, носивший фамилию Пенкроф, рослый, крепкий и очень загорелый, с живыми, быстро мигавшими глазами и добродушным лицом. Он был уроженец Северной Америки, плавал по всем морям, побывал во всяческих переделках, изведал множество необыкновенных приключений, какие иному сухопутному обывателю и во сне не приснятся. Нечего и говорить, что это был человек предприимчивый, смельчак, ничего не боявшийся и ничему не удивлявшийся».

Был среди колонистов и еще один член этой дружной команды Наб. Когда-то он был рабом у семьи Сайреса Смита, но в уже сознательном возрасте Сайрес даровал ему свободу, а тот, будучи благодарен и предан своего бывшему хозяину, обещал оставаться с тем в минуты радости и печали, благополучия и неприятностей.

«Ему [Набу - прим. Батин Блог] шел тридцать первый год, он был сильный, проворный, ловкий и сообразительный человек, кроткий и спокойный, порой очень наивный, всегда улыбающийся, услужливый и добрый. Его звали Навуходоносор, но он не любил этого пышного имени и предпочитал ему привычное с детства уменьшительное имя — Наб».

Последний человекообразный житель острова - Айртон. Любопытный персонаж, который некогда был преступником, пиратом, высаженным на соседний с колонистами остров в назидание. За много лет он одичал и превратился в настоящего дикаря, пока команда наших героев не прибыла вплавь на этот самый островок, не нашла Айртона и не вернула ему человеческий облик. За время, проведенное с новыми друзьям, Айртон вернул доверие к самому себе и отрекся от всех плохих делишек прошлой жизни.

«С той поры как Айртона высадили на берег, он под именем Бен Джойса возглавил шайку беглых каторжников, теперь же нагло утверждал, что кораблекрушение произошло на восточном берегу. Он нарочно направил лорда Гленарвана по ложному пути, в надежде, что, пока тот будет путешествовать, ему удастся завладеть яхтой, превратить ее в пиратское судно и стать грозой морей».

Оставшиеся члены колонии - это верный пес Сайреса Смита по имени Топ, не раз спасавший своих двуногих коллег и друзей, а также орангутанг по имени Юп, ставший верным помощником для пришлых жителей, сохраняя при этом статус аборигена.

Спасительный остров

Самым слабым «персонажем», если так можно выразиться, в романе оказался сам остров. Нет, здесь нет никакого олицетворения, просто непосредственное место действия, столь многозначительно выделенное в названии произведения Жюлем Верном, невероятно разочаровало своей предрасположенностью колонистам.

Пока что опущу весь антураж таинственности острова, потому что он оказался таковым не из-за своей магической природы, а ввиду присутствия конкретного человека, чья личность тщательно скрывалась до самой развязки. Так вот более идеального места обитания для человека, казалось бы, не придумаешь. Абсолютно все, что требовалось героям романа не только для жизнедеятельности, но и для роскошного пребывания вдалеке от родных американских просторов, там присутствовало. И это не очень честно.

Колонисты дали наименование этому клочку суши, рогом изобилия баловавшему своих новых обитателей всеми прелестями своего богатства. И имя ему - Линкольн. Нужны ли дополнительные комментарии, в честь какого политического деятеля остров получил название? Чтобы оценить всю щедрость острова Линкольна и неправдоподобность сего факта глазами читателя, стоит отметить важную деталь - никто и никогда раньше здесь не бывал (кроме одного секретного персонажа). А ведь это вторая половина XIX века, большинство ключевых открытий уже было произведено, оставались лишь единичные белые пятна. И уж огромная обитель острова Линкольна, богатая полезными ископаемыми, реками, джунглями, горной местностью и всякими разными тварями всех мастей точно не тянула на ту землю, которой быть не могло на картах в период гражданской войны в США. Которую некому было открыть среди россыпи путешественников и мореплавателей эпохи.

Причем рядом по расположению был остров Табор, гораздо меньший по размерам, менее богатый на ископаемые и возможные варианты пропитания, но он-таки был нанесен на карту. О его существовании знала цивилизация, а вот Линкольн как-то не подвернулся. Причем автор замел все следы, уничтожив остров в конце произведения при помощи извержения вулкана.

Вкупе с неиссякаемой изобретательностью Сайреса Смита и постоянным содействием тайного помощника, жизнь колонистов вообще выглядела словно курорт на райском острове, где для пущего удовольствия не хватало только женщин и виски. Причем виски они рано или поздно бы научились готовить.

Личные впечатления

Но в конечном счете, несмотря на излишнюю мифичность и неправдоподобность некоторых важных фактов, роман «Таинственный остров» важен во многих аспектах. Во-первых, это весьма интересная история о том, как можно выжить в трудных условиях вдали от цивилизации. И как минимум ряд советов можно смело брать на вооружение. Юным подрастающим путешественникам определенно будет любопытны описания изготовления нужных в хозяйстве инструментов.

Во-вторых, «Таинственный остров» - является краеугольным произведением во всей вселенной Жюля Верна, вмещающей три ключевых сюжетных линии: семья Капитана Гранта, судьба Капитана Немо и жизнеописание беглецов крепости Ричмонд. И именно роман об острове расставляет все точки над ‘i’, венчая развязку в судьбах многих героев, встречавшихся на страницах других произведений Жюля Верна. Да и в целом процесс чтения никоим образом не может считаться скучным и заурядным. Происходящие с колонистами события то и дело рождали приступы неописуемого интереса, заставляя ждать следующего вечера, когда мы с Пересветом продолжим читать. Судьба юного Герберта Брауна пару недель не давала покоя старшему сыну, и иногда он все-таки уточняет, все ли в порядке в итоге с Гербертом, хотя читать «Таинственный остров» мы уже давно закончили. Помню я и свои ощущения, когда узнал, что таинственным помощником колонистов, которому они обязаны жизнью, оказался Капитан Немо. Я тогда дочитал главу, уложил сына, выключил свет, закрыл дверь и в шоке проследовал на кухню, где с искренним волнением поделился столь неожиданной новостью с женой.

Каждый любитель приключений и наглядных примеров настоящих мужских поступков должен оценить сие литературное произведение. И непременно я посоветую своим сыновьям перечитать «Таинственный остров» уже в одиночку. Здорово возвращаться к книгам авторов прошлых лет, где все еще сохранены близкие мне жизненные ориентиры. Современная проза, за редким исключением, изобилует произведениями, в которых тебе нарочито демонстрируется и восхваляется умение обдурить постороннего или описывается темная сторона той или иной сферы жизни. Возможно, мне просто не везло и я частенько на такое натыкался, но у меня сохранилось четкое осознание, что предпочитаю читать книги из прошлого или о прошлом. А ввиду необъятного багажа подобных материалов, остаться без чтения мне не грозит. А заодно и моим детям, которым хочется зачитывать уже проверенные временем сюжеты.