Веркола на реке Пинеге (Свято-Артемиев Веркольский монастырь). Артемиево-веркольский мужской монастырь

Пинежского района Архангельской области

Арте́миево-Ве́ркольский монастырь - мужской православный монастырь в Пинежском районе Архангельской области .

История

Предыстория

Территория к востоку от Северной Двины в старину называлась Заволочьем, в котором обитали племена финно-угорской группы, называемые чудью. Эти, богатые зверьём и «прочими узорочьями» земли стали территорией, подвергавшейся русской, главным образом, новгородской колонизации. Христианство здесь стало насаждаться в XII веке, хотя и в XVI веке в глухих уголках продолжало существовать «идолопоклонство», к которому склонялось местное население «поганых» (то есть язычников - paganus в переводе на русский идолопоклонник). Против них направлялись колонизаторами специальные экспедиции с целью обращения в христианство.

О прежних жителях, либо исчезнувших, либо обрусевших, говорят топонимы рек и поселений, как то: Веркола , Покшеньга , Явзора и т. п. В XIV веке новгородцы здесь начали сталкиваться с «низовой колонизацией» из Московии - шедшей через Вологду по Сухоне, Северной Двине и Вычегде. Новгородцы давали «погостье и корм» ватагам великих князей.

В конце 1867 года по благословению епископа Архангельского Нафанаила на месте преставления св. отрока Артемия в двух верстах от монастыря новая деревянная часовня. Вскоре на пожертвованные средства она была обращена в храм с алтарем, трапезою и колокольней.

В период с 1869 по 1879 год вокруг монастыря была построена широкая каменная стена с величественной 30-метровой колокольней над главными вратами. В 1876 году в колокольне был устроен храм в честь Иверской Божией Матери .

В период с 1878 по 1881 года внутри обители строится 2-х этажный каменный корпус для монастырских служб.

Для облегчения доставки воды с реки в 1879 году Игумен Феодосий соорудил водопровод из лиственницы , забирающий воду из болотистой местности в 700 метрах от обители.

За свои труды и заслуги в восстановлении почти разрушенного монастыря Феодосий был возведен в 1882 году в сан Архимандрита . Получал почётные награды за свою подвижническую деятельность: 1869 год - награждён наперсным крестом от Священного Синода ; 1872 год - орденом св. Анны третьей степени; 1872 год - орденом Анны второй степени.

В ночь с 21 на 22 апреля 1885 года на 56 году жизни архимандрит Феодосий скончался. Погребен он близ алтаря с южной стороны каменного храма св. праведного Артемия.

Первоклассный монастырь

В 1886-1887 годы при настоятеле архимандрите Ювеналии (настоятель с 1886-1888 гг.) на каменную колокольню были подняты колокола весом 258 пудов 13 фунтов (4200 кг.) и двух колоколов весом 127 и 31 пудов (2080 кг и 507 кг.). В тех же годах на соборной колокольне были установлены башенные часы.

В 1887 году мощи святого Артемия торжественно переложены из деревянной в серебряную раку.

В 1889-1891 годы настоятеле при игумене Виталии (настоятель с 1888-1900 гг.) возводится двухэтажный каменный корпус с помещением для настоятеля, канцелярии и братских келий.

В 1890 году Веркольский монастырь, как выдающийся среди монастырей Архангельской епархии и имеющий возможности содержать большое число братии был указом Священного Синода обращён в Первоклассный общежительный монастырь.

В 1891-1897 годы возведение грандиозного двухэтажного каменного Успенского собора с висячей галереей вокруг собора для крестных кодов, великолепным внутренним убранством, золоченым иконостасом и иконами в строго-византийском стиле . Верхний храм освящен в честь Успения Божией Матери, нижний - в честь Рождества Христова .

В 1907-1909 годы - возведение при настоятеле архимандрите Антонии (настоятель с 1904-1907) трапезного трех-этажного корпуса с церковью Казанской Божией Матери .

С 1908 по 1919 года обителью существует под настоянием епископов: Варсонофия (1908-1917) и Павла (1917-1919)

К началу XX века обитель имела в составе братии 60 иноков, из них 22 священно-инока, одного облаченного в великую схиму и 12 человек, постриженных в рясофор и до 100 трудников . Всего до 200 человек братии.

Веркольская обитель и святой праведный Иоанн Кронштадтский

Как известно, в 50-ти километрах от Верколы выше по реке Пинеге находится село Сура - родина святого праведного Иоанна Кронштадтского . Иоанн Сергиев ещё отроком часто посещал Веркольский монастырь, когда отправлялся каждый год из дому в Архангельское духовное училище. Иоанн Кронштадтский будучи уже уважаемым святителем ежегодно при посещении родной Суры (обычно на пароходе) останавливался в монастыре на ночлег.

15 июня протоиереем Иоанном Кронштадтским в служении с прочим духовенством был освящен нижний храм Успенского Собора в честь Рождества Христова. Он немало способствовал украшению обители, ежегодно жертвуя на это суммы денег, часто посылал в дар церковную утварь.

В 1892 году на его средства в храме св. праведного Артемия над мощами отрока был устроен вызолоченный балдахин и новый катафалк .

Монастырь в XX веке

Последним настоятелем Веркольского монастыря до его закрытия стал епископ Павел (Петр Андреевич Павловский) . В 1917 году он был хиротонисан в епископа Пинежского, викария Архангельской епархии. В 1920 году решением Священного Синода назначен исполняющим обязанности епископа Архангельского и Холмогорского. В этом же году арестован, впоследствии умер в заключении в 1937 году. Наместником Веркольского монастыря при епископе Павле был иеромонах Евгений.

Братство обители составляло 185 человек.

В конце ноября 1918 года в монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии ушла в другие монастыри. Тех, кто остался расстреляли, а тела сбросили в Пинегу. В декабре 1918 года в обитель приехала особая комиссия по вскрытию мощей. 20 декабря 1918 года при вскрытии сундука с мощами был обнаружен обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей не оказалось .

Колокола с колокольни были все сняты и погружены на плоты, но при переправе их на другой берег плоты затонули. Колокола не найдены до сих пор и, вероятно, лежат на дне Пинеги.

Монастырский архив и древние рукописи были вывезены по распоряжению центрального аппарата НКВД в Губернский архив Архангельска .

Церковные книги и иконы были все вынесены из храмов и сожжены на берегу реки. Часть икон местные жители разобрали по домам, некоторые из них возвращены сейчас обратно в монастырь.

В разное время в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии и общеобразовательная школа.

За 70 лет монастырь был сильно разграблен. От иконостаса в Успенском соборе не осталось практически ничего. Полностью разобрана на кирпичи стена, развалена колокольня, возвышавшаяся над вратами. Уничтожены купола и кресты.

Возрождение монастыря

Своим возрождением обитель прежде всего обязана Людмиле Владимировне Крутиковой, вдове писателя Федора Абрамова , которого всегда волновала проблема духовного возрождения России и восстановления монастырей.

В 1989 году Людмила Владимировна от имени Веркольской православной общины, созданной активистами села, направила три письма: председателю Совета Министров РСФСР Александру Владимировичу Власову , Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену и в Совет по делам религий . Благожелатели помогли, чтобы письма дошли до адресатов.

Совет по делам религии Совета Министров СССР на заседании 19 марта 1989 года зарегистрировал религиозную общину РПЦ в деревне Веркола Пинежского района Архангельской области с передачей ей здания церкви св. Артемия Праведного для молитвенных целей.

Весной 1990 года пришло известие о передаче Веркольского монастыря в распоряжение Русской Православной Церкви.

25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

В апреле 1992 года монастырь зарегистрирован областным собранием депутатов Архангельской области как юридическое лицо.

18 октября 1990 года по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл первый священник Иоанн Василикив. Спустя 2 года он принял монашеский постриг с именем Иоасаф.

Иеромонах Иоасаф начал восстанавливать обитель практически из руин. За почти 7 лет его управления монастырем были отремонтированы крыши и поставлены новые купола и кресты на Артемиевский храм и Успенский собор, отреставрирован деревянный Ильинский храм, начались восстановительные работы в Казанском храме, отремонтирована трапезная, сделана новая роспись поверх неподдающейся восстановлению старой, в храме Артемия Праведного. Средства на восстановление поступали как от администрации Архангельской области так и помогали в восстановлении обители жители Верколы и другие почитатели отрока Артемия.

В 1994 году патриарх Московский и Всея Руси Алексий II трижды облетел Веркольский монастырь на вертолете и благословил его с воздуха. Потом Святейший сделал посадку в Суре на родине Иоанна Кронштадтского.

1997 году монастырю окончательно передали игуменский корпус, в котором находилась общеобразовательная веркольская школа, в связи с постройкой здания новой школы в Верколе по ходатайству и хлопотам директора школы Степановой Веры Васильевны и Крутиковой Людмилы Владимировны. Все хозяйственные постройки (хлевы, бани, сараи) были перенесены за пределы территории монастыря.

В монастырь стали приезжать трудники и монахи со всех концов России.

Монастырь в наши дни

С 2000 года по сегодняшний день настоятелем монастыря является архимандрит Иосиф (Волков)

В 2006 году на средства благотворителей восстановлена часовня праведного отрока Артемия. На Казанском соборе полностью заменена кровля, набрана решетка алтарной части. В проекте паровое или электрическое отопление храмов.

Предпринимаются попытки к реставрации Успенского собора, но за неимением средств дело не продвигается.

Сейчас братия монастыря насчитывает 30 насельников: в монашеском постриге - 11 человек (7 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха). Остальные насельники - рабочие и трудники. Летом количество братии вырастает до 60 человек.

Насельники обители ведут миссионерскую деятельность во всех окрестных селах Пинежского района.

С осени 2000 года в Верколе под покровительством монастыря появилась воскресная школа, существующая и по сей день.

Престольные праздники

Больше всего паломников со всей России приезжает почтить праведного Артемия летом на 6 июля и 5 августа.

Храмы монастыря

  • Храм во имя святого отрока Артемия (построен в 1785-1806 гг.) - Храм с двумя приделами: св. Николая Чудотворца и св. праведного Артемия Веркольского. Ныне в храме находится рака с частицей мощей отрока. Действующий.
  • Часовня-храм Артемия Веркольского на Ежемени (построена в 1867 году) - деревянная часовня в полутора километрах от обители рядом с деревушкой Ежемень. Особо почитается у местных жителей. Поставлена на месте преставления отрока Артемия. Полностью обновлена в 2007 году.
  • Успенский собор (построен в 1891-1897 гг. по проекту архитектора Р. Р. Марфельда) - самый крупный из построек монастыря. Включает в себя 2 храма: Верхний - Успения Божией Матери; Нижний - Рождества Христова (освящен святым праведным Иоанном Кронштадтским). Недействующий, идут реставрационные работы с 1991 года.
  • Церковь во имя Казанской Божией Матери (построен в 1907-1909 гг.) - построена в составе с трехэтажным корпусом с трапезными и братскими кельями. Недействующая, идут реставрационные работы с 1996 года.
  • Ильинская Церковь (год постройки неизвестен) - деревянная церковь. Отреставрирована в 1993-1995 годах. Действующая, службы проходят летом.
  • Часовня во имя праведного отрока Артемия (построена в 2006 г.) - деревянная часовня, точная копия часовни, стоящей на территории обители в течение четырёх веков, в которой некоторое время хранились мощи святого.
  • Храм во имя Божией Матери Иверской (построен в 1869-1879 гг.; ныне разрушен до основания) - храм, располагавшийся в высокой колокольне над главными вратами в стене монастыря. В настоящее время не существует.

Наместники

  • иеромонах Евгений (1917-1918)
  • иеромонах Иоасаф (Василикив) (1991-1995)
  • иеромонах Алексий (Тетерин) (июля 1995 - май 1996)
  • игумен Иоасаф (Василикив) (1996 - 7 марта 1997)
  • игумен Варнава (Пермяков) (январь 1998-2000)
  • архимандрит Иосиф (Волков) (с августа 2000)
  • Все материалы, использованные в кирпичных постройках, монастырские. При монастыре существовал кирпичный завод.
  • На постройку стены вокруг монастыря и колокольни ушло 1 миллион 200 тысяч кирпичей.
  • Колокола, звонившие с высокой колокольни в эпоху расцвета монастыря были слышны за 50 верст жителям Суры и окрестных деревень.
  • Со времени существования обители (за 374 года существования) ею управляли 53 настоятели и наместника. С 2000 года настоятелем монастыря является игумен Иосиф (Волков)

Как добраться

В декабре 1991 года Священный Синод принял постановление об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Однако история обители насчитывает четыре века. Еще больше лет прошло со дня рождения мальчика Артемия, который стал святым и в честь которого назван монастырь.

Артемий родился в 1532 году от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Апполинарии. В 12-летнем возрасте во время грозы Господь забрал его в Свои небесные обители. Через 33 года были обретены его нетленные мощи, от которых начались многочисленные исцеления, и спустя еще тридцать лет отрока Артемия причислили к лику святых.

По молитвам к праведному отроку выздоровел смертельно больной сын Мезенского и Кеврольского воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий. Так началась монашеская жизнь в Веркольской обители.

По-разному складывалась история Артемиево-Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении. Слава угодника Божия Артемия распространилась далеко по Руси.

Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня.

В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела.

В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.

С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.

Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.

В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря.

А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Был возведен в сан игумена, затем архимандрита, отмечен несколькими наградами. Он ввел в обители строгий церковный устав. Многие благотворители стали присылать крупные жертвы и богатые вклады в управление мудрого и доброго настоятеля Веркольского монастыря. И обитель сама стала оказывать помощь нуждающимся. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. На их строительство пошло 1 миллион 200 тысяч штук кирпичей, изготовленных на монастырском заводе. Колокольный звон был слышан на 50 верст. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое.

С 1908 по1917 годы Верколькую обитель возглавлял архимадрит Варсонофий (Вихвелин). 3 июля 1910 года он был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением его на должности настоятеля Веркольского монастыря.

В 1907 году было начато строительство 3-этажного трапезного корпуса с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Чуть больше двух лет понадобилось для возведения этого великолепного здания, украшенного колонками и другими рельефами.

В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек.

В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь.

Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря.

В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.

В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм.

Архимандрит Феодосий закончил свой земной путь 5 мая по новому стилю 1885 года и похоронен около Артемиевского храма.

Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах - великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. Грандиозная постройка храма была окончена в 1897 году.

14 июня архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа, торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова.

В 1890 году Веркольский монастырь указом Священного Синода был возведен в 1-классный общежительный монастырь, и стал единственным первоклассным монастырем Архангельской епархии, не считая Соловецкого.

Распорядок

5.00 – общий подъем

5.30 – молебен перед ракой св. прав. отрока Артемия.

6.00 – утренние молитвы, полуношница.

6.30 – утреня, 1-й час.

7.30 – утренняя трапеза (для неслужащей братии и трудников).

8.00 – послушания.

8.30 – 3-й, 6-й часы.

9.00– Божественная Литургия.

13.00– обеденная трапеза.

14.00 – послушания

16.45 – 9-й час, вечерня.

18.00 – вечерняя трапеза

18.30 – малое повечерие с тремя канонами (в праздничные дни – без канонов),

вечерние молитвы, чин прощения. После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав. отр. Артемию

(в воскресные дни ему служится молебен с акафистом).

23.00 – общий отход ко сну.

Здесь нет ежедневных экскурсий и тысяч паломников. В Артемиево-Веркольском мужском монастыре – сорок насельников. Трудники и монахи. У каждого за спиной своя история. У каждого из нас – своя дорога к Богу.

Чаще, так уж получается, в обитель приводят «скорби». У кого-то за спиной три-четыре срока заключения, у другого – наркотики, потеря близких, отсутствие жилья, работы и невозможность обрести себя в светской жизни. Одни приходят в «Верколу» на сезон, кто-то живет здесь годами и принимает монашеский постриг.

Монастырь, основанный примерно в 1635 году на месте обретения мощей св. Артемия, принимает всех. Эта история о людях, чей жизненный путь непрост, о тех, кто не понаслышке знает, что такое нужда, благодарность и вера.

Фотограф Алексей Сивков

Соседу моему по келье двадцать один. Родом он из Холмогор. Окончил школу, отучился на плотника, поработал на пилораме. Сначала ездил несколько раз в Сийский монастырь, потом пришел сюда. В трудники подался от отчаяния и пустоты. Первые две недели посещал все службы. Потом стало сложнее совмещать это с послушанием, которое выполняется ежедневно.
Виктор интересуется геополитикой и верит в “мировой заговор”. Сходили сегодня с Витькой на вечернюю службу. “Без идеи, – говорит он, – жизнь пуста. А здесь душа успокаивается, и искуса меньше”.

Утренняя закончилась поздно. Брат Виктор по благословению батюшки стал алтарником. Пришел после службы уставший, но радостный. Говорит, что многое нужно запоминать в процессе, учиться, что называется, “с листа”, пока Феликс не уехал.
Такое послушание накладывает на трудника большую ответственность и освобождает его от хозяйственных работ на время подготовки к службе и ее проведения.
По возвращении Витька, благо, что выходной день, завалился спать. Погода тому вполне способствовала. Еще с ночи шел дождь.

Ночью идем на берег. Поезд из Архангельска приходит поздно вечером. Добраться из Карпогор до Верколы в это время можно лишь на машине, преодолев еще километров пятьдесят по проселочной грунтовке. На берегу гостей встречает Андрей.
Отец Петр ласково называет его Хароном. Ассоциация, в общем-то, рабочая. Вот только конечный пункт назначения в этом случае иной. Приезжают люди издалека душу отогреть, помолиться… Андрей на лодке переправляет паломников через Пинегу в монастырь.

Работали на поле. Ближе к обеду – вышли на берег. Песок под берцами повизгивает. Пока добирались до воды, с неба порядочно покапало. Улыбнулось солнышко над Пинегой.

Доска, цемент, краска, продукты – все доставляется в монастырь на лодке.

Вечером братия собирается вокруг экрана. Импровизированный кинозал объединяет людей разных поколений. Кино показывают на михином телефоне. На днях Василий и Виктор смотрели “Римские каникулы” Уайлера, сегодня на вечерний киносеанс заглянул пастух Николай. Миша скачал “Мир Юрского периода”.
На новость о том, что умер Михай Волонтир, отреагировал только Василий. Юноши Будулая уже не знают. Светлая память.

На первом этаже Успенского собора Артемиево-Веркольского монастыря сейчас располагается склад. Собору еще предстоят реставрационные работы.
Второй этаж используется для праздничных служб. Иван рассказывает, что здание было возведено в 19-м веке. В строительстве его принимал живое участие , который родился неподалеку, в Суре.
В советские времена собор был разграблен. На уникальных фресках и по сей день остаются “автографы”.

Отец Петр. «В миру, – рассказывает он, – музыкант, джазовый барабанщик. Во время третьего срока познакомился с батюшкой, который приезжал к нам «на зону. Стал читать, думать…»

В обители уже восемь лет. Три года назад постригся в монахи. В монастыре звонарь на колокольне и банщик. Такие послушания.

Отец Николай убирается в храме перед праздничной службой. 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

В гараже стоит крест, который Игорь – наемный работник – приготовил для могилы своих близких. Мы с Володей зашли погреться.

Утром ездили собирать клюкву. На болоте, кроме дятла, долбящего по засохшему стволу дерева, ни души.

Парни из Верколы кровлю меняют в гостевом корпусе. (Ударение в названии деревни ставится на первый слог. Несколько раз уже поправляли меня).

Мы с Володей параллельно разбираем старые печные трубы в чердачных помещениях и на крыше. Кладка начала девяностых прошлого века. Именно в те годы в монастырь снова пришли монахи. После почти семидесятилетнего перерыва.

Володя – балагур. Любит пошутить. Вспоминает, как работал «на северах». Получал большие деньги. Потом возвращался из командировок, гулял, «покупал жене шубу», угощал друзей…
По осени в лесу около монастыря собирает белые грибы, сушит на печке. Когда их количество достигает необходимого объема, отправляет посылку для семьи старшего сына, который живет в Петербурге.
После развода квартиру пришлось разменять. Дети выросли. Свою «однушку» в Новгороде он сдает.

На этой фотографии монах фотографирует Монаха. Духовник Артемиево-Веркольского монастыря иеромонах Венедикт снимает на телефон Монаха. Кота так зовут.

Отец Иннокентий совершает ежедневный Крестный ход вокруг монастыря.

Пять утра. По пути в трапезную.

Время близится к обеду. Валера разделывает красную рыбу.

Приезжали в монастырь паломницы. Дело в зиму идет. Закрутки делали. Женское присутствие вносит в мужской коллектив определенное оживление. Даже самые суровые аскеты начинают улыбаться. В усы.

Заготовка дров для трапезной.

За огородами, напротив Успенского Храма пасется конь Иртыш.

Пока едем на заготовку дров, отец Тимофей рассказывает, что в монастырь решил пойти, еще когда отбывал заключение. Решение было осознанным. Душа просила.

Мишка – из Мурманска. Первую неделю «ломало», отходил. Отпивался чагой – настоем на березовом грибе. Говорит, что давно хотел в монастырь, а сейчас… Сейчас вовремя поехал сюда с товарищем… Иначе бы сел. В четвертый раз.

Старое кровельное железо с крыши гостевого корпуса.

Дрова привезли.

Собранная несколько дней назад морковь просыхает в одном из помещений игуменского корпуса. В самом здании корпуса до середины девяностых находилась общеобразовательная веркольская школа.
Сейчас здесь селятся паломники, коих набирается на большие праздники, говорят, до четырехсот человек.

Вечером пошли с Сахой на Пинегу. Луна почти полная. Болтали о том-о сем, “за жисть”, что называется. Жизнь в это время в монастыре замирает. Туман. Абсолютная тишина. Иногда с того берега слышен одинокий лай деревенской собаки.
У Александра новое послушание уже неделю почти – пасет небольшое монастырское стадо коров. Травы с каждым днем все меньше. Приходится уводить буренок на дальние пастбища.
Сделал несколько кадров на длинных выдержках. Вернулись ближе к одиннадцати.

В часовне отрока Артемия Веркольского, которая была возведена на предполагаемом месте обретения мощей.

Возвращаясь из часовни, свернули с дороги. На обочине три заброшенных дома. К избам ведут свежие следы – трава примята. Охотники, может, заходили передохнуть или грибники.
Среди развалов Миша обнаружил книгу. Желтые от времени и влаги страницы, распухшая картонная обложка.
Подумал, что кто-то жил здесь, купил ее, привез или получил в подарок.

” Зима – помощница наша! – сказал Павел Степанович Меншикову, докладывая о размещении гарнизона на зимних квартирах. – Противнику предстоят, ваше сиятельство, заслуженные им муки. Они явились к нам, думая “Крымскую операцию” кончить… в два штурма. Теперь, ваше сиятельство, если еще не сбита британская спесь, то сбит их напор… Надежды на нашу армию поднимают дух обороняющих Севастополь!”

“Сказание о флотоводце”, написанное в середине прошлого века, решили все же оставить на месте. Михаил предпочитает “Маленького принца” экзюперишного. С иллюстрациями.

В одном из заброшенных домов близ часовни.

Вася (Великий) повествует о своих мирских похождениях за чашкой чая.

На болоте. Мох.

Серега выбирает губернатора.

Уборка храма.

Замена кровли на гостевом корпусе.

Утреннее.

Вечернее.

Миха потянул на разгрузке продуктов спину. Решил «отвисеться» на перекладине. Скоро почти год, как он в монастыре. Привез его сюда крестный. Подальше от «цивилизованной» столицы.
«Бывших наркоманов не бывает, – говорит Михаил, – а потому пока никуда не поеду».

Зашел «на огонек» уже почти перед сном. На фото: послушник Сергий, трудники – Александр и Сергей. Вечернее чаепитие в келье.

Отец Иннокентий и конюх Кирилл.

Виктор в ожидании ключей от храма.

На Воскресную службу из-за реки приезжают жители деревни. Настоятель фотографировать во время службы благословения не давал. Снимаю из-за двери.

В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиево-Веркольский мужской монастырь. Он был создан примерно в 1635 г. на месте обретения мощей святого Артемия . Воевода Афанасий Пашков основал монастырь в благодарность за исцеление сына, свершившееся у мощей святого Артемия.

Новый монастырь стал настоящей крестьянской обителью, удаленной от "суетного мира". В 1764 г., однако, монастырь был "оставлен за штатом", то есть стал заштатным монастырьком, не получившим от казны каких-либо средств. Монашествующие были вынуждены жить от плодов своего труда, а также на средства пожертвователей.

После нового пожара (1782) иноки с помощью правительства выстроили каменный храм, однако денежные дела настолько ухудшились, что в 1848 г. встал вопрос о закрытии обители...От закрытия его спасло лишь то, что он оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской полагался капитал в 5 тысяч рублей. В 1890 г.

Священный Синод ввел монастырь в разряд первоклассных. В 1909 г. в нем находилось уже шесть храмов, из них три каменных. Монашествующие построили водопровод, кирпичный завод и водяную мельницу. Немалую поддержку обители оказал пинежский уроженец Преподобный Иоанн Кронштадтский. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, родиной которого является с. Сура (в 50 км от Верколы), почитал святого отрока Артемия и часто заезжал в монастырь. На его деньги был воздвигнут Успенский собор - венец храмов Веркольского монастыря, который по своему масштабу (способен вместить до 1000 человек) и величию мог соперничать со многими великими храмами России.

К началу ХХ века монастырь стал одним из духовных центров Пинежья. С 1885 г. к Веркольской обители был приписан отшельнический Святоезерский Николаевский скит вблизи Беломорья. Наивысшим признанием влияния веркольских иноков на жизнь пинежан явилось введение сана викарного епископа Пинежского, резиденция которого расположилась в Артемиево-Веркольском монастыре.

В совеское время обитель пережила общую трагическую судьбу российских монастырей. Еще до прихода на Пинегу интервентов и белых войск советскими властями было объявлено о закрытии монастыря, летом 1918г. была проведена конфискация монастырского имущества и вскрыты мощи Праведного Артемия Веркольского. В последующие десятилетия монастырские строения либо были разрушены, либо использовались не по назначению.

В 1919 г., непосредственно перед закрытием монастыря, иноки спрятали в тайном месте святыни и мощи праведника Артемия . До сих пор их так и не удалось найти. В 1930 - 1950-е гг. здания и стены монастыря были почти полностью разрушены. Восстановление монастыря началось с образования 23 марта 1990 г. православной общины в деревне Верколе во главе со священником Иоанном (Василикивым). 21 февраля 1991 г. общине были переданы ветхие монастырские храмы и полуразрушенные постройки.

Священный Синод своим решением от 21 декабря 1991 г. открыл Артемиево-Веркольский мужской монастырь. В 1990х гг. был восстановлен братский корпус, установлены купола на Успенском соборе, отремонтированы кровли на зданиях, восстановлены куранты и крест на колокольне, отреставрированы храмы Пророка Ильи и Рождества Христова.

Святыни монастыря.

Сейчас в Артемиевском храме находится несколько старинных икон: Пресвятой Богородицы"Грузинская", апостолов Петра и Павла, апостолов Иакова и Матфея, пророка Божия Осии.

В декабре 2000г. благотворители из Москвы подарили Веркольскому монастырю список чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая чаша". Написали его в Высоцком монастыре, который находится в Серпухове. Потом икону приложили к подлиннику, освятили и вставили в киот. На обратной стороне есть надпись:"Артемиево-Веркольскому монастырю от настоятелей, братии и благотворителей Высоцкого монастыря и Давидовой пустыни. Сия икона списана в точную меру и подобие с чудотворного образа Божией Матери"Неупиваемая чаша"".

Перед этим образом молятся об исцелении от недугов пьянства и наркомании. По благословению владыки Тихона братия обители еженедельно служит перед ней водосвятные молебны с чтением акафиста, поминая всех страдающих такими тяжкими недугами. Люди посылают письма из разных мест России, обращаются с просьбой помолиться о тех, кто страдает пьянством и наркоманией.

В Артемиевском храме есть еще одна чудотворная икона Божией Матери - "Державная" . Образ довольно-таки больших размеров: 1.6 м в высоту и 90 см в ширину. Его приложили к мироточившей иконе царя-мученика Николая II, впоследствии чего икона Богородицы замироточила. На раке стоит икона отрока Артемия с частицей его мощей.

Так же в монастыре есть Икона преподобного Максима Грека с частицей его мощей. В Артемиевском храме находится мощевик с частицами мощей святых угодников Божиих: святителей Филарета Московского(Дроздова), Иннокентия Московского, Гавриила Рязанского; преподобных Романа Киржачского, Амвросия Оптинского, Исаака Iго и множество других святынь.

В нашей мастерской Вы можете Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

Артемиев Веркольский монастырь, затерянный среди лесов и болот Архангельской области, имеет насыщенную событиями историю. Основан он был на берегу реки Пинеги в начале XVII столетия, в тот период, когда иночество процветало в северных краях Российской империи. У каждого, кто побывал в этой обители, отрезанной от «мира» Пинегой, возникает убеждение, что именно таким и должен быть северный монастырь, побуждающий к молитвенному подвигу. Быть может, оттого так богат русский север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь, так обилен этот суровый край праведниками. Неподалеку от монастыря, на левом берегу реки, - около 30-40 домов, но люди приезжают туда только на лето, так что в долгие морозные зимы братия монастыря живет в полном уединении. Монахи даже шутят, что они в обители, «как на подводной лодке», потому что весной и осенью на левый берег практически не перебраться. Кого-то это вдохновляет, кого-то отпугивает… В 1990-е годы, годы восстановления, монастырь переживал трудные времена. Тогда даже картошку ели только по праздникам, а молоко пили редко. Но ведь Господь не оставляет детей Своих, если искренне на Него уповают они.

Но вернемся к истории. Покровитель монастыря святой отрок Артемий (1533 - 6 июля 1544) родился в Верколе в благочестивой крестьянской семье. С юных лет славился он кротостью нрава, смирением и прочими добродетелями, не свойственными детям. Он любил молитву и уединение. Однажды, когда святой отрок трудился в поле, помогая отцу, разразилась гроза, и он был принят Господом (6 июля, в день памяти Артемия, каждый год небо плотно затягивает тучами, а к обедне бывает короткая гроза, после которой небо практически моментально очищается и выходит яркое солнце. В прошлом году сам был свидетелем этого неописуемого чуда!) Поселяне не решились предать тело земле, подумав, что так отрок был наказан за тайные грехи. Но через 33 года его мощи нашли в лесу нетленными, и от них исходил яркий свет.

После обретения святых мощей стали происходить исцеления. И говорят, что обретение мощей не дало развиться Двинской лихорадке, бушевавшей в то время в Пинежье. Многие люди были тогда спасены. На месте обретения мощей и был основан монастырь.

Лучшим временем для монастыря стал конец XIX века. По описаниям современников, обитель тогда процветала: «Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город, стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной». Численность братии тогда была около 300 человек.

Но пришли смутные года. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, а стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 1930-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.


Но Бог не мог оставить это дивное место на погибель, и в 1990-е годы началось восстановление монастыря. Немало трудов было положено, чтобы привести монастырь в былое благолепие и наладить духовную жизнь. Трудились все. Много помогала (и помогает по сей день) монастырю Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, жена писателя Федора Абрамова, который еще в 1970-е годы с болью смотрел на разрушающуюся обитель и говорил, что этот великий памятник нужно обязательно возродить. В 1990 год по благословлению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл священник Иоанн Василикив. Спустя два года он принял постриг с именем Иоасаф. В последние 15 лет монастырь переживал разные периоды, братия то прибывала, то убывала. Иеромонах Рафаил вспоминает: «Когда я прибыл в обитель в 1993 году, там жили отец Иоасаф и человек десять трудников. Ожидал я увидеть совсем другое: в книгах о дореволюционном монастыре рассказывалось о большом количестве братии, о величественных храмах, а тут никаких монахов не видно, постройки в полуразвалившемся состоянии. Но монастырь мне понравился, место хорошее. Промысл Божий меня сюда привел». Иеромонах Венедикт, впервые посетивший обитель в 1996 году, тоже говорит о запустении: «Увидел разруху, но место понравилось, природа живописная. Зашел в Артемиевский храм. Баскетбольная разметка привела меня в шок. Я в Архангельске ходил в Ильинский собор и лавру, там свечки, иконы, красиво. А тут фанерный иконостас, все просто, скудно… Нет никакой логики в том, что я здесь остался: разруха, полное безначалие, неустройство, беспорядок. Очень много народу прошло через монастырь. И монахи приезжали из разных уголков России, пробовали себя, но не выдерживали, уезжали. Для многих людей здесь слишком сурово: с одной стороны - лес, с другой - река». В лучшие времена в последние годы братия насчитывала до 30 человек вместе с трудниками.

Впереди у братии еще большая работа, которую необходимо провести для восстановления монастыря, но и сделано уже немало. Из последних приятных новостей: практически полностью перестроена часовня на Ежемени (месте, где отрока поразила молния). Часовня находится в 2-2,5 километрах от монастыря. Сначала идешь живописной дорожкой через лес (в прошлом году в окрестных лесах ураган повалил огромное количество деревьев, факт весьма печальный, но это придало лесу какой-то такой магический и таинственный вид, так что можно ходить по его тропинкам часами), потом вдруг лес кончается и ты выходишь в чистое поле, где виднеется вдали деревянная часовня. Служат там, правда, только по праздникам, потому что часовня расположена слишком далеко и от жилых домов, и от основных монастырских построек, а в остальное время она закрыта. Но мы попросили отца Иосифа открыть часовню. Он взял ключ и вместе с нами на телеге отправился к часовне. В часовне прочитали акафист святому отроку Артемию, который, кстати, написал Иоанн Кронштадтский. Святой батюшка всю жизнь особо чтил отрока Артемия. Родным селом батюшки является Сура, что находится в 50 километрах от Верколы. Батюшка часто ходил в Артемиевский монастырь пешком. На его же деньги и был воздвигнут Успенский собор, который поражает своей величественностью. А некогда поражал и красотой, но, увы, сегодня Успенский собор закрыт. Он медленно разрушается. Смотреть на этот великий памятник во славу Божию с высоким обваливающимся сводом и пустым алтарем горько. В советские годы, когда в братском корпусе находился интернат для детей с отклонением в развитии, один из «учителей» заставлял учеников соскребать краску с иконостаса, думая, что он покрыт золотом. Грустно слушать такие истории варварского разграбления святынь и длительного заблуждения великого русского народа, народа, которым должен был держаться весь православный мир.

В последние годы собор несколько раз пытались восстановить, но чтобы сделать это полностью, обстоятельно, нужны огромные деньги. Таких не даст государство (хорошо, что от властей обитель получала хоть какие-то крохи, правда, в последнее время и этого уже нет), и благодетелей столько не найти. Ведь обитель не в столице, а в далекой глуши, о которой мало кто знает, и помогают монастырю в основном либо люди, связанные с этим местом корнями, либо влюбившиеся в него раз и навсегда. И тех, и других не много. Стоя под сводом из зеленого кирпича и ощущая невероятную энергию и благодать этого места, я думал: «Всего-навсего не снять один голливудский боевик - и собор будет в былом величии. Как это печально. Мир устремлен совсем не туда». К глазам подступали слезы. Но я верю, что однажды это свершится: Успенский храм вновь, как когда-то, заполнится сотнями молящихся, а в престольные праздники их соберутся тысячи. Я буду об этом молиться.

Восстановление Казанского храма, который находится в братском корпусе, уже идет. Всем очень тяжело, братия завалена послушаниями. К сожалению, сейчас братские ряды опять стали редеть. Осталось всего человек десять монахов с послушниками и немного трудников. Причем рукоположенных батюшек всего трое. В обители вновь та же проблема, что и в 1990 году: некому служить. А думалось, что такое больше не повторится. Наместнику отцу Иосифу трудно справиться со всем: и руководить ремонтом Казанского, и организовывать жизнь монастыря, а еще он служит по три-четыре раза в неделю. Настоятель, как мне кажется, должен служить по воскресным дням и праздникам. Иначе когда же заниматься монастырскими делами? А ведь настоятели тоже люди, со своими проблемами, со своими страстями, им тоже нужно время для уединения и молитвы, для духовной работы. Но, дай Бог, все наладится.

Есть изменения, по сравнению с прошлым годом, и в том, как теперь служатся в монастыре литургии. С переходом в другой монастырь иеромонаха Прохора в службе не стало потрясающего знаменного распева - этой прекрасной возрожденной традиции. Помню, как я, бывало, заслушивался его бархатного гласа и погружался в чистоту звуковых вибраций. Службы стали менее насыщенными. Но нет худа без добра, ведь когда я, как музыкант, следил за каждой следующей нотой отца Прохора, когда я пытался предугадать его следующий звук, я совсем забывался и уходил от молитвы. Благоговел перед звуком, а не перед Богом. Монастырская служба - она особая. В монастырях молишься совсем не так, как в петербургских храмах даже в самое безлюдное время. Не отвлекаешься на людей, не отвлекаешься на суету за окном, на шум и тревоги, коими полон любой большой город. В последней поездке однажды был на литургии один. Что пережил, не описать.