Аспекты медицинской этики. Тема: «Этика и деонтология в медицине

Реферат

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С БОЛЬНЫМИ И ИХ РОДСТВЕННИКАМИ

Реферат
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ МЕЖДУ СОБОЙ

Этика медицинская



родителями.




Медицинская сестра и коллеги.
Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия – обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили...”. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным – они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: “Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Если пациент не обращается к врачу в последующем, он не верит ему как специалисту. Это уже признак того, что это “плохой” врач, к “хорошему” они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, врач не сумел наладить контакт и взаимопонимание.

Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет, как “огурчик” - она ей боком выйдет, тем более, что муж полгода был в командировке.
Медицинская сестра и коллеги

Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса. Она должна участвовать в разработке объективных критериев оценки сестринской деятельности и стремиться к тому, чтобы ее деятельность была беспристрастно рассмотрена и оценена коллегами. Медицинская сестра должна избегать отрицательных высказываний о работе коллег в присутствии пациентов и их родственников, за исключением случаев обжалования действий медицинских работников. Завоевание себе авторитета путем дискредитации коллег неэтично.

Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - помочь пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а в случае сохраняющегося сомнения после этого - с вышестоящим руководством.

Участие в медико-санитарном просвещении населения

Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества - заботиться об обеспечении доступной и качественной сестринской помощи населению. Медицинская сестра должна активно участвовать в медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор между государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Медицинская сестра в меру своей компетенции должна участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб.

Медицинская деонтология

Необходимо быть внимательным ко всем больным, поскольку для любого больного его болезнь всегда серьезна и тяжела. И поэтому всякое пренебрежение к болезни либо к больному может вести к потере так необходимого в хирургической деятельности контакта с больным. Следует избегать непонятных для больных выражений, например, «желудок в форме крючка», «поперечное положение сердца», «клетки эпителия в моче», «капельное сердце» и т. д., так как больные нередко начинают думать о тяжелых симптомах, фак­тически отсутствующих болезнях. Не нужно в палате обсуждать с больными симптомы, свидетельствующие о благоприятном течении болезни, когда рядом нахо­дятся больные с такими же заболеваниями, но без этих симптомов. Все комментарии должны даваться только одним человеком — лечащим (палатным) вра­чом.

Таким образом, одна из важнейших задач хирур­гической деонтологии — охрана психики больного.

В связи с этим мы считаем неоправданным пра­вило передачи сведений о диагнозе в запечатанном конверте, который выдается на руки больным для вру­чения онкологам и другим специалистам. Этого де­лать не следует, поскольку такие конверты особенно разжигают любопытство больных.

Ни в коем случае нельзя обсуждать с больными выбор диагностических процедур, характер проведен­ных исследований, тактику лечения, необходимость оперативных вмешательств, выбор метода обезболи­вания и т. д. Больному нужно сообщать только аргу­ментированные решения. Сомневаться — дело медика, но не больного. Иногда больной может отказаться от операции на основе дезинформации, сделанной из деонтологических соображений. Например, при раке желудка часто больному сообщают диагноз: «язвен­ная болезнь желудка». Больной зная, что язвенная болезнь может лечиться консервативно, отказывается от операции. В таких случаях необходимо убедить больного, что отказ от операции опасен из-за возмож­ности либо уже наличия признаков ракового перерож­дения язвы, ибо в противном случае принципы деонтологии сводятся на нет, а она превыше всего ставит интересы больного.

Чрезвычайно осторожным нужно быть при разго­ворах в транспорте, лифтах, где могут присутствовать лица, знающие больного, при телефонных разговорах с близкими родственниками больного, так как в по­следнем случае это может быть сам больной. Кроме того, не все родственники должны оповещаться об истинном положении больного. Все разговоры с боль­ным и его родственниками должен вести палатный врач или присутствовать при этом.

Медицинская деонтология

Общение с больным тре­бует максимального такта. Осмотр полости рта, туло­вища, конечностей больного может вызвать у медицин­ской сестры неблагоприятное впечатление, однако ни при каких условиях нельзя проявлять брезгливость, а нужно в дружеском тоне объяснить необходимость соблюдения гигиены для благоприятного исхода ле­чения.

Особенно важны знания деонтологии в хирургии. Психическое состояние хирургического больного под­вергается многим испытаниям, и это требует его объек­тивной оценки и учета при индивидуальной работе с больным. Хирургический больной отличается от всех других тем, что ему предстоит радикальное лечение. При этом практически все больные чего-то боятся: одни — операции, другие — обезболивания, третьи — просто страданий, которые могут быть ощущаемы ими в процессе операции либо после нее. Больные, как пра­вило, чрезвычайно чувствительны ко всему негатив­ному, каждое необдуманное слово, поступок, невыпол­ненное в срок назначение могут стать причиной от­каза даже от жизненно необходимой для них операции. Таким образом, внешний вид и одежда медицинского персонала, пунктуальное выполнение им личной гигиены столь же важны, как и высококвалифициро­ванный уход за тяжелобольным в до- и послеоперационном периоде, умение безболезненно, нежно про­вести ту или иную процедуру.

Часто приходится слышать, что медицинская сестра — помощник врача. Однако всегда ли она должна быть безропотным исполнителем? Если опытная сестра видит ошибки врача, она должна не обсуждать их со своими коллегами, а тактично и, если необходимо, незаметно сказать об этом врачу.

Медицинская деонтология

Слово «деонтология» означает учение о должном (греч. deon — должное, logos — слово, наука, учение). Применительно к медицине под деонтологией пони­мают принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. При этом важное значе­ние придается созданию определенного психологиче­ского климата в коллективе, где имеют значение отношение медицинского персонала к больному, отно­шения между членами коллектива независимо от их ранга. Деонтологические правила сложились в самых различных областях медицины: хирургии, акушерстве, онкологии, венерологии и др., но они имеют общие принципы и, безусловно, профессиональные различия. Большое значение в развитии деонтологии сыграла книга основоположника отечественной онкологии Н. Н. Петрова «Вопросы хирургической деонтологии» (1945), положившая начало регламентации профессиональных взаимоотношений. Практическая деонто­логия — система продуманного, научно обоснованного поведения и специально разработанных конкретных мероприятий психологического воздействия на больного.

В деонтологии как науке много нерешенного, ино­гда спорного, например, насколько подробно следует говорить больному о его болезни, учитывая, какими быстрыми темпами растет медицинская грамотность населения, как объяснить больному либо его родственникам необходимость дачи расписки на операцию? и т. д. Готовых рецептов нет на все случаи жизни и здесь многое зависит от общей культуры медицинского работника и от его жизненного опыта.

Этика медицинская
Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность называется этикой.

Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ.

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией.

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н.Петров, распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Особенности деонтологии в педиатрии обусловлены своеобразием детской психики, а также необходимостью контакта в работе не только с детьми, но и с их родителями.
Аспектами медицинской деонтологии являются:


  • взаимоотношения медицинских работников с больными;

  • взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

  • взаимоотношения медицинских работников между собой.

Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней.

Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.

Реализация этических начал в медицине включает:


  • информирование пациента о его правах;

  • информирование пациента о состоянии его здоровья

  • гуманное отношение к пациенту;

  • уважение человеческого достоинства пациента;

  • недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

  • уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;

  • уважение автономии пациента;

  • уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

  • проявление бережного отношения к умирающему больному(дистрибутивная справедливость);

  • хранение профессиональной тайны;

  • поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

  • защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;

  • поддержание уважения к своей профессии;

  • уважительное отношение к своим коллегам;

  • участие в медико-санитарном просвещении населения.

Медицинская сестра и права пациента

Медицинская сестра должна быть правдивой по отношению к пациенту, знать и уважать права пациента и в своей профессиональной деятельности поступать с учетом этих прав.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2. выбор врача с учетом его согласия;

3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6. сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны;

7. информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;

8. отказ от медицинского вмешательства;

9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;

10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13. допуск к пациенту священнослужителя или предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах. Она должна сообщать больному имена и должности, принимающих участие в его лечении. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом.

Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав

Превыше всего медицинская сестра должна ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Она обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Долг медицинского работника никогда не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей, не ускорять наступление смерти и не способствовать самоубийству больного.

Уважение человеческого достоинства пациента

Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, социального или материального положения и других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна учитывать личные нужды пациента, уважать его право на участие в планировании и проведении лечения. В общении с больными никогда не следует забывать о следующих правилах: всегда внимательно выслушивать пациента, задавая вопрос, всегда обязательно дождаться ответа, излагать свои мысли ясно, просто, доходчиво. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.

Прежде всего - не навреди

Главным этическим принципом в медицине является принцип – не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента – есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности.

Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы. Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него

Очень важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного добровольного согласия. Этот принцип означает, что медицинский работник должен максимально полно информировать больного и дать ему оптимальные советы. Только после этого больной должен сам выбрать свои действия. При этом в нашей стране закон дает право пациенту получать всю информацию. Предоставление неполной информации является обманом. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого-либо принуждения или обмана и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Если пациент не в состоянии выразить свою волю, медицинская сестра вправе осуществлять показанные ему неотложное медицинское вмешательство, в пределах своей компетентности, на основе своего собственного решения.

Право пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь (дистрибутивная справедливость)

В современных условиях особенно важен принцип дистрибутивной справедливости, который означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. К сожалению, дистрибутивная несправедливость особенно часто возникает при распределении дорогостоящих лекарств, используемых сложных оперативных вмешательств и т.п. При этом наносится огромный моральный ущерб тем больным, которые в силу ряда причин обделены тем или иным видом медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Она несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры - оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

Медицинская сестра и умирающий больной

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему пациенту возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему пациенту и его семье психологической поддержки. Преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтичны и недопустимы.

Обязанность хранить профессиональную тайну

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию: о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Не подлежат огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т.п. Целью сохранения профессиональной тайны является предотвращение возможного причинения больному морального или материального ущерба. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в следующих случаях, предусмотренных законом:


  • в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю,

  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний,

  • по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства,

  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей,

  • при наличии оснований позволяющих предполагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Но и при вышеназванных обстоятельствах пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Профессиональная компетентность

Медицинская сестра должна всегда поддерживать профессиональный уровень своей деятельности. Постоянное накопление специальных знаний и умений - профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Профессиональная компетентность дает медицинской сестре моральное право самостоятельно принимать соответствующие решения в неординарных ситуациях и осуществлять руководство младшим медицинским персоналом.

Защита пациента от некомпетентного медицинского вмешательства

Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента. Она обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины, в частности. Моральная обязанность медицинской сестры - активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, других лиц, занимающихся сомнительной медицинской практикой. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, Ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите интересов пациента от сомнительной медицинской практики.

Уважение к своей профессии

Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию сестринской профессии. Она несет личную моральную ответственность за поддержание на должном уровне и совершенствование стандартов сестринского дела. Медицинская сестра должна критически оценивать уровень своей профессиональной подготовки и практических навыков и не претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинской сестры - отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость. Она должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе этого лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Медицинская сестра не должна допускать злоупотребления своим профессиональным положением и своими знаниями. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

Однако имеются и общие правила, которым всегда необходимо следовать:

а) каждый должен знать и строго выполнять свои обязанности;

б) постоянно повышать свой профессиональный уровень;

в) научить товарища тому, что знаешь сам;

г) медицинская сестра должна быть универсалом (манипуляционной, пере­вязочной, процедурной и т. д.);

д) не брезговать так называемой грязной работой.

ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ (греч, deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) – совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить возможность причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного и профилактике болезней.

Деонтология медицинская отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся в результате исторического опыта правила выполнения медиками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с больным, его родственниками и близкими, с коллегами по профессии. Медработник, отвечающий требованиям Деонтология медицинская, обладает такими качествами, как способность к состраданию, готовность пожертвовать своими интересами и удобствами, если это необходимо для спасения жизни или облегчения страданий больного; терпимость, чуткость, предупредительность; стремление к совершенствованию профессиональных знаний; настойчивость в оказании помощи больному. К области деонтологии медицинской относятся и важные нравственно-юридические проблемы, в т. ч. касающиеся ответственности медработника за жизнь и здоровье больного, вопросов соблюдения врачебной тайны, предупреждения ятрогенных заболеваний.

На разных этапах исторического развития нравственные требования к представителям мед. профессии изменялись в соответствии с особенностями этики общества (см. Этика медицинская), однако еще в античной медицине они приобрели гуманистическую направленность. Особенно важная роль в определении нравственных начал мед. деятельности принадлежит Гиппократу. Деонтологические принципы, изложенные в его "Клятве", актуальны и в настоящее время, причем они в большой мере могут быть отнесены к деятельности не только врачей, но и средних медработников. На формирование отечественной деонтологии оказали влияние гуманистические идеи русских революционеров-демократов А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, высокие нравственные принципы мед. деятельности М. Я. Мудрова, Н. И. Пирогова, С. П. Боткина и других выдающихся русских клиницистов.

По мере развития медицины постоянно усложняется деятельность средних медработников. Они работают со сложной мед. техникой, выполняют многие ответственные манипуляции, которые до недавнего времени осуществляли только врачи. В современных условиях для ухода за больным фельдшер, акушерка, медсестра должны овладевать все более сложными научными, а также техническими познаниями и навыками. В связи с этим особенно большое значение приобретают квалификация средних медработников и рациональная организация их деятельности на более высоком профессиональном уровне.

Успешное осуществление диагностических и лечебных мероприятий, качественного ухода за больными возможно только тогда, когда весь коллектив мед. учреждения и каждый член этого коллектива постоянно соблюдают требования деонтологии. Необходимым является установление контакта и доверительных взаимоотношений с больным. Этому способствуют здоровый психологический климат в лечебном учреждении, атмосфера внимания к больному, заботы о нем, четкость выполнения диагностических и лечебных процедур, хорошие деловые, основанные на взаимном уважении и доверии отношения между сотрудниками.

Большое значение имеет первое знакомство с больным, пришедшим на прием или поступившим в стационар. Недопустимы формальное отношение, безучастность к больному. Приспособление к больничной обстановке не должно быть для больного большой нагрузкой; медперсоналу следует с первых часов пребывания больного в лечебном учреждении окружить его заботой, обеспечить его быт, организовать полноценный и своевременный уход. Очень важно, чтобы не только медперсонал, но и больной был уверен в готовности персонала к своевременному и квалифицированному оказанию медпомощи. В поведении врачей и медсестер, в том, как назначаются лекарства и процедуры и как выполняются назначения, больной должен видеть и чувствовать заинтересованность его судьбой, ответственное отношение к его здоровью.

При выборе формы общения с больным следует учитывать его эмоциональное состояние, интеллект, образование, профессию, особенности личности. Важно выработать умение слушать пациента, снимать с него напряжение в процессе беседы, устранять страхи, беспокойство, вселять уверенность в его силы. В разговоре с больным необходимо следить не только за содержанием, но и за формой речи, помнить, что для больного значимы и тон, и мимика, и жесты. Характер и направленность бесед могут и должны меняться в зависимости от периода болезни, настроения больного. Умелое и осторожное проникновение в мир больного возможно лишь при искреннем сочувствии к его страданиям. Поэтому недопустимо доверять работу с больным тем медработникам, кто душевно очерствел, утратил способность к состраданию, стал формально относиться к выполнению профессиональных обязанностей. Плохо, если объектом ухода и лечения является обезличенный больной, а не конкретная человеческая личность. В подобных случаях отношения между медсестрой и больным носят официальный, формальный характер. Бесспорно, всегда важны специальные профессиональные знания и навыки, однако их может быть недостаточно при отсутствии чуткости, предупредительности, внимания, доброжелательности.

Больной, как правило, легко улавливает любую фальшь при обращении к нему и болезненно переживает это. Сочувствие, терпение, вежливость - составные элементы хорошего стиля работы медсестры. В то же время нежность, теплота в отношении медсестры к больному никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживанию, к недозволенным отношениям. Лучшая защита от опасности быть неправильно понятой - искренность и доброжелательность при проявлении внимания к больному.

Медсестра должна иметь аккуратный внешний вид, быть собранной, приветливой; неуместны капризность, раздражительность, а также жалобы больному на тяготы своего труда. Недопустимы сплетни, фамильярность, которые мешают нормальным отношениям между сестрой и больным.

Одно из важнейших требований деонтологии – сохранение тайны больного. Больной в страхе перед болезнью и ее возможными тяжелыми исходами ищет сочувствия, откровенности, нередко делится с медсестрой своими сокровенными мыслями, которые, как и различные сведения о больном, содержащиеся в истории болезни, не должны стать достоянием других людей. Необходимость сохранения в тайне сведений о больном отмечена в советском законодательстве. Исключение касается только заболеваний, которые могут представлять угрозу обществу (напр., распространение инф. болезней, тяжелые заболевания с нарушением зрения у водителей транспорта); о них медработники должны официально уведомлять соответствующие организации.

Осведомленность больного о тяжелом заболевании, как правило, снижает эффективность лечения. Поэтому в документах, выдаваемых пациенту, нередко не упоминается название тяжелого заболевания или настораживающие результаты проведенных обследований. Полную информацию в таких случаях получает один из близких родственников больного. Взаимоотношения между медработниками и родственниками больных также являются важной проблемой деонтологии медицинской. Во всех случаях они должны складываться с учетом интересов больного.

1. Актуальность проблемы

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа была создана сестринская Клятва Флоренс Найтингейл.

2. Этические нормы и явления

Понятие морали

В этических явлениях присутствуют два момента:

1) личный момент (автономия индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок);

2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений).

Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает автономную позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

Этика - наука о морали

Этика как философская теория морали возникает не стихийно, как мораль, а на основе сознательной, теоретической деятельности по исследованию морали. Реальные нравственные явления и моральная деятельность людей возникли значительно раньше этики как науки, формирование которой связано с возникновением системы научных знаний о морали. Принято считать этику одной из философских наук. В истории развития этических взглядов этика определялась как практическая философия, которая обосновывает цели практической деятельности на основе идей о должном и сущем, о добре и зле, о счастье и смысле жизни. Этика рассматривает мораль как сферу общественной жизни на основе определенных норм и ценностей, что этика регулирует отношения между людьми на основе моральных требований и понятий. Этика видит свои задачи не только в том, чтобы объяснять мораль, но и в том, чтобы предложить обществу более совершенную нормативность и модель поведения. Этика и описывает мораль, и объясняет ее, и учит морали, разъясняет то, как следует выполнять нравственные нормативы поведения, выделяя специфику содержания и формы этих нормативов. Этика включает как учение о морально-сущем, о реально проявляющейся нормативности в поведении людей, так и учение о морально-должном, о том, как каждый человек должен вести себя в обществе, как должен определять свои нравственные цели, потребности и интересы. Этика изучает мораль с позиций принципа историзма, так как каждое общество имеет свои особенности реализации моральных норм и требований, свои нравы и принципы поведения. Мораль в истории общества эволюционизирует, совершенствуется, прогрессирует, по-разному проявляются особенности развития и нормативности разных типов морали.

Профессиональная этика

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или обществ, существуют еще и специфические нормы поведения только для некоторых видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Следовательно, основное назначение профессиональной этики состоит в том, что она обеспечивает реализацию общеморальных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному осуществлению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избегать ошибок, выбирать наиболее правильную, высокоморальную линию поведения в различных ситуациях трудовой деятельности. Задача профессиональной этики не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалиста в соответствии со специфическими требованиями профессии, объяснение и оценку выработанных адвокатской практикой стереотипов поведения в областях, не урегулированных правом.

Этический кодекс медицинских сестер

Этический кодекс медицинской сестры Россииразработан по заказу Ассоциации медсестер России в 1997г. Он составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух - трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей, определяют формулы морального долга медицинской сестры.

Кодекс так же отразил начавшуюся в России реформу сестринского дела (в частности, требующую вовлечения медицинских сестер в самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, без чего невозможно превращение сестринского дела в самостоятельную науку). В Кодексе нашли отражение те особенности сегодняшней медицины, которые связаны с современным научно-техническим прогрессом, - например, проблемы риска, ятрогенных эффектов при многих применяемых в настоящее время медицинских вмешательствах.

Гуманность сестринской профессии.

Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного. Медицинская сестра ответственна, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное отношение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему и его семье психологической поддержки. Эвтаназия, то есть преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтична и недопустима. Медицинская сестра должна относиться уважительно к умершему пациенту. При обработке тела следует учитывать религиозные и культурные традиции. Медицинская сестра обязана уважать закрепленные в законодательстве РФ права граждан относительно патологоанатомических вскрытий.

Профессиональная компетентность медицинской сестры

Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий.

Заключение

Этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры являются гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний. Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медицинской сестры, призван способствовать консолидации, повышению престижа и авторитета сестринской профессии в обществе, развитию сестринского дела в России.

Список используемой литературы

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М.: 1998.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. – Мн.: изд. В.М. Скакун, 1995.

3. Основы этических знаний / под ред. профессора М.Н. Росенко. - М.: Изд. "Лань", 1998 .

4. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. - М.: Политиздат, 1990.

5. Этический Кодекс медицинской сестры России (принят Российской Ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.)

Этика ―учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Латинское слово ethica , греческое ethos (обычай) ― учение о нравственности, т.е. система непротиворечивых суждений об основаниях, смысле и назначении морали. При определении этики употребляются слова «нравственность» и «мораль».

Термин «этика» был предложен Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который считал «цель этики ― не познание, а поступки; этика нужна не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку…».

Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

В профессиональной медицинской этике исходным следует считать принцип гуманизма.

Гуманизм ― это воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Термин «гуманизм» возник в эпоху Возрождения, а идея гуманности (человеколюбие) формируется в середине первого тысячелетия до н. э. и встречается в Библии, у Гомера, в древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих философских источниках VI–IV вв. до н. э. В этот период врачи Древней Греции давали этическое обязательство ― «Клятву» Гиппократа (460–377 гг. до н. э.). У Гиппократа идея гуманизма имеет конкретные выражения: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного... Я направлю режим больных к их выгоде... воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости...». К проявлениям гуманизма этики Гиппократа относятся заповеди о врачебной тайне и о ценности любой человеческой жизни.

Идея гуманности заложена в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Таким образом, медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна выполнять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и профессиональным мастерством.

2. Исторические принципы и модели медицинской этики

Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие медицину на протяжении всей ее истории. Медицинская этика существует в нескольких формах или моделях.

Модель Гиппократа и принцип «не навреди».

Моральные принципы врачевания были заложены «отцом медицины» Гиппократом. В «Клятве» Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом и своими коллегами по ремеслу. Один из важнейших принципов ― «не навреди». В «Клятве» говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Принцип «не навреди» фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия.

Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу свою жизнь.

Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. Несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня в том или ином этическом документе.

Примером документа, созданного на основе «модели Гиппократа» служит «Клятва врача Республики Беларусь».

Формы вреда со стороны врача:

― вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;

― вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например, корыстной целью;

― вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;

― вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.

Таким образом, принцип «не навреди» нужно понимать, что вред, исходящий от врача, должен быть только вредом объективно неизбежным и минимальным.

Модель Парацельса и принцип «делай добро» ― модель врачебной этики, которая сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм (1493–1541). Этот принцип является расширением и продолжением предыдущего принципа.

Принципы Парацельса: «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком»; «сила врача ― в его сердце, работа его должна освещаться естественным светом и опытностью»; «величайшая основа лекарства ― любовь».

В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм («pater» - латинское понятие «отец») ― эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс. Основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание - это организованное осуществление добра.

Принцип «делай добро» может передаваться с помощью таких слов, как «милосердие», «благотворительность», «благодеяние».

Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга».

Соответствие поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или «деонтологическая модель».

Термин «деонтология» (от греч. deontos - должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах ХХ века профессором Н. Н. Петровым. Он использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики - врачебную этику.

Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такой модели может служить хирургическая деонтология. Н. Н. Петров в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие правила:

― «хирургия для больных, а не больные для хирургии»;

― «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»;

― «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»;

― «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»;

― «информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.

С точки зрения Н.Н.Петрова «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции».

Принцип «соблюдения долга» - основной для деонтологической модели. «Соблюдать долг» - это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок - тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Наборы сформулированных правил поведения разработаны для каждой медицинской специальности.

Этические комитеты (комиссии) ― разнообразные по составу и статусу аналитически-консультативные, а в отдельных случаях и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, а также давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Этические комитеты построены на междисциплинарной основе и включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности.

Таким образом, теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют ценностно-нормативное содержание профессиональной современной биомедицинской этики.

Введение

Медицина и общество

Путь любой науки сложен, а медицины – особенно. Ведь она, как ни одна другая область знаний, не затрагивает саму жизнь людей. Зачастую медицинские открытия не только успешно излечивают конкретных больных, но и влияют на мировоззрение общества в целом.

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Поборники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее – увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой – лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями.

Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать.

Нужно сказать и о гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить обществу, казалось бы, очевидные вещи: ВИЧ-инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства – болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания.

Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах – ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Развитие гинекологии поставило задачу ограничения абортов. Успехи реаниматологии поставили перед обществом и врачами вопрос, до каких пор нужно продолжать оживление уже неспособного к жизни организма. Достижения генетической медицины вызвали споры о той грани, которую не должны переступать ученые в экспериментах с клонированием. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы «медицины доказательств», которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента.


Клятва Гиппократа.

« Клянусь Аполлоном-врачем, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делится с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; … наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство… В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного.

Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

На протяжении двух с половиной тысячелетий этот документ остается квинтэссенцией этики врача. Его авторитет основывается на имени древнегреческого врача Гиппократа – «отца» медицины и медицинской этики. Гиппократ провозгласил вечные принципы врачебного искусства: цель медицины – лечение больного; врачеванию можно научиться только у постели больного; опыт – истинный учитель врача. Он обосновал индивидуальный подход к каждому пациенту. Впрочем, если сам Гиппократ во врачевании видел, прежде всего, искусство, то позже один из последователей Гиппократа, древнеримский врач Гален, подходил к медицине как к науке, и как к тяжелой работе. В средние века Авиценна дал прекрасную поэтическую характеристику личности врача. Он говорил, что врач должен иметь глаза сокола, руки девушки, обладать мудростью змея и сердцем льва.

Однако имел ли Гиппократ к медицинским клятвам какое-либо отношение, доподлинно неизвестно. В его эпоху медицина в Греции перестала быть чисто семейным делом, когда профессия передавалась от отца к сыну. Врачи брали учеников и со стороны. Медики уже образовали корпорацию со своим внутренним кодексом. (Отсюда запрет сообщать медицинские знания посторонним лицам и требование вести себя так, чтобы не бросать тень на коллег).

В обществе распространенно мнение, что окончив институт и принеся каноническую Клятву Гиппократа, молодые медики юридически считаются врачами. На самом деле клясться языческими богами было уже нельзя в эпоху Средневековья. Тексты, которые произносили выпускники медицинских факультетов той поры, сильно отличались от традиционной Клятвы Гиппократа. В XIX в. наступила эра научной медицины, текст заменили полностью. Тем не менее, основные принципы (неразглашение врачебной тайны, «не навреди», уважение к учителям) были сохранены.

В России вплоть до революции 1917г. врачи давали «Факультетское обещание», под которым ставили подпись. В нем кратко и четко давалось понятие долга врача перед больным, медицинским миром и обществом. «Обещание» вводило некоторые новые принципы врачебной этики, отличные и от Клятвы Гиппократа, и от последующих официальных присяг советских и российских присяг. Корпоративность не ставилась превыше всего. В «Обещаниях» были, в частности, такие слова: «Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия».

В советский период выпускники медвузов давали «Торжественное обещание врача Советского Союза». Основной упор в этом документе делался на обязанностях медика – строителя коммунизма. Присяга врача Советского Союза: «Получая высокое звание врача к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудится там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относится к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принцами коммунистической морали; сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны; всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь». После распада СССР несколько лет эта церемония была упразднена. Начиная с 1999г. выпускники высших медицинских учебных заведений России дают следующую клятву:

«Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относится к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Клятва Гиппократа и аналогичные ей присяги и обещания – дань традициям конкретной страны или учебного заведения. Например, в США выпускники 27 из 98 медицинских факультетов вообще не дают никакой клятвы, и в Канаде ни одно высшее учебное медицинское заведение не требует от своих выпускников никаких обещаний. Там, где принято давать клятву врача, она не является юридическим документом. Но при ее нарушении срабатывают соответствующие законы государства и ведомственные инструкции.

Этикет в медицине.

Основополагающее требование медицинского этикета таково: облик врача должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Никто не захочет стать пациентом человека легкомысленного, неаккуратного, с безразличием, а то и с неприязнью относящегося к больным. Внешний вид иногда выдает приверженность к вредным привычкам. Врач должен быть собранным, сдержанным, доброжелательным и, конечно, здоровым и подтянутым человеком (или как минимум производить такое впечатление).

Медицинская этика включает в себя такие принципы: конфиденциальность, этика, информированное согласие, правовая и судебная медицина. Взаимоотношение медработников с пациентами и их родственниками и взаимоотношение медицинских работников между собой являются также частью этики медицинских работников. Все медицинские работники обязаны следовать строгому кодексу этики.

Этика медицинской сестры

Профессиональная деятельность медицинской сестры заключается в уходе за пациентами, оказание им психологической поддержки, облегчении физических страданий.

Медицинской сестре необходимо знать и соблюдать принципы медицинской этики, которые включают в себя: уведомление пациентов об их правах, состоянии здоровья, гуманное отношение и уважение человеческого достоинства больного.

Медсестры не могут раскрывать информацию о пациенте без его согласия. Поскольку медицинские сестры взаимодействуют с семьей пациента, они должны соблюдать этические принципы, учитывая раскрывать или не раскрывать данные о состоянии здоровья больного.

Каждая медицинская сестра психиатрической клиники имеет обязательства по защите здоровья, прав и безопасности пациентов. Физическая неприкосновенность частной жизни пациента – часть принципов медицинской этики.

Врачебная этика

Основными этическими нормами для врача являются лечение и ведение больных, основанными на быстрой диагностике и прогнозе для каждого пациента, с учетом имеющихся ресурсов, медицинских потребностей и возможностей.

Моральные обязательства медицинских работников – это уважение к автономии, благодеяние, справедливость, а также забота об их сфере применения. Эти принципы могут помочь врачам и другим медицинским работникам принимать решения, размышляя о нравственных вопросах, которые возникают на работе.

Этика медперсонала предусматривает отношение к каждому пациенту с уважением и состраданием, независимо от внешности пациента, экономического или социального положения, религии, пола, сексуальной ориентации или характера диагноза пациента. Больной должен пользоваться оптимальной заботой, зная, что его здоровье, безопасность и права защищены. Кроме того, медицинский работник должен уважать правила конфиденциальности между пациентом и представителем сферы здравоохранения.

Этика медицинских работников не допускает морального и физического ущерба пациента, а также неуважение его прав. Медицинские работники обязаны хранить профессиональную тайну, качественно и своевременно оказывать медицинскую помощь пациенту.

Пациент-врач = Конфиденциальность

И этически и юридически, работникам медицины запрещается обмен информацией о пациентах с другими людьми, так как такое несоблюдение этических норм может иметь юридические последствия. Конфиденциальность связана с частной жизнью пациента. Пациенты ожидают и доверяют лечащим врачам, которые обязаны сохранять конфиденциальность.

Этика с коллегами

Профессионалы здравоохранения должны признавать работу других медицинских работников и помогать им в их профессиональном росте. Настоящий профессионал признает отличную работу других людей и помогает им добиться успеха.

Этика профессионального поведения

Медицинские работники, которые имеют доступ к защищенной медицинской и финансовой информации, должны придерживаться норм об ответственности за информацию, которая защищает частную жизнь пациента. Медицинские работники, которые принимают участие в лечении больного, должны соблюдать стандарты доказательной медицины и поддерживать четкие и краткие записи.

Подложные документы сборов и услуг или любой другой вид мошенничества является в медицинской практике неэтичным.

Один из самых распространенных вопросов в этике медицинских работников - уход пациента из жизни. Эта тема является широкой и может включать в себя удержание жизнеобеспечивающих процедур, уважение желания пациента и консультирование семьи пациента. Медицинский персонал обеспечивает все варианты для пациентов и членов семьи, чтобы они были полностью информированы, прежде чем принимать какие-либо решения.