Помню долгий зимний вечер бунин выразительные средства. Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер …

Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», - отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», - советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Словарь: Полумрак – плохое освещение, почти темнота. Лампада – масляный светильник перед иконой. Зной – жара Межа – граница, полоса между полями Внимал – слушал Обвеянный – окруженный Забываться – засыпать Грезы – светлые мечты, сновидения.

Иван Алексеевич Бунин. Бунин родился в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “ Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”, - писал впоследствии Бунин. (1870 - 1953)

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Нобелевская премия – международная премия, названная в честь их учредителя шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, присуждается за выдающиеся работы в разных областях. Роман «Жизнь Арсеньева». Фотография портрета Нобелевского лауреата. И. Бунин.

Обратимся к отдельным строкам. Помню – долгий зимний вечер… Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса… Как мы назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием? Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Картины. Зима ночь, мрак, тучи вечер долгий, зимний свет лампады - полумрак-тишина-буря Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности. Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Мама На душе спокойно. Защита, забота. Что желает мама? Дитя задремало. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, беспокойства. Позабудь, что воет вьюга… Позабудь, что ты со мной… Перенос из реальности

Лето “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.

О чём это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение. контраст

Выразительное чтение стихотворений И. Бунина. Спасибо за работу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

Конспект урока литературы в 5 классе. Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина и в музыке.

Второй урок,проведенный в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

  1. Попробуйте рассказать о грустном зимнем ве-чере, который мама поэта так умело украсила вос-поминаниями о теплом лете. Сохраните в рассказе те приемы, которые использовал поэт.
  2. Рассказ может выглядеть таким об-разом:«Мама умела превратить зимний вечер в воспоминание о теплом летнем дне. Она помогла сыну вспомнить тихий шепот ле-са, полдневный летний зной, шум берез и то, как за лесом медленно и плавно ходят золотые волны ржи. Шепот зреющих ко-лосьев и невнятный шум берез навевал сон, и мальчик засыпал».

  3. Какие приемы помогают почувствовать конт-раст между зимой и летом, грустным настроением и подсказанной мамой мечтой ?
  4. Вспомним, какие контрастирующие об-разы возникают при чтении стихотворе-ния:буря плачет, воет вьюга — тихий шепот леса, шумят березы; долгий зимний вечер — полдневный летний зной.

  5. Какую роль играет повторение слова «поза-будь» в ласковых уговорах матери?
  6. В ласковых уговорах матери слово «по-забудь» звучит как желание перенестись в теплый мир лета и забыть о грустном и долгом зимнем вечере. Такую же роль иг-рают слова: помню (в первой строфе) — вспомни (в четвертой строфе).

  7. Какие картины можно было бы нарисовать, читая строки этого стихотворени я?
  8. Читая строки этого стихотворения, можно было бы создать цикл картин:

    1. зимний вечер в комнате рядом с туск-ло освещающей комнату лампадой;
    2. вид из окна, за которым — снег и ме-тель;
    3. лес в знойный летний день;
    4. золотые волны ржи, которые медлен-но и плавно ходят рядом с лесом.
    5. Что вы могли бы рассказать об отношениях матери и сына, прочитав это стихотворение?

    Стихотворение познакомило нас с чу-десными отношениями сына и матери. Мы ничего не знаем о событиях их жизни, но одно нам ясно: мать и сын не только по-нимают друг друга — они улавливают на-строение и чувствуют любые сложности в жизни друг друга. Мы видим, как мать в состоянии уловить настроение сына и по-мочь ему.

  9. Найдите рифмы в строках стихотворения. Все ли строки имеют рифмы?
  10. Мы видим, что не все строки имеют рифмы. Рифмуются в стихотворении только вторая и четвертая строки каждой строфы. Большая часть рифм — неточ-ные, и все же музыка стиха и волнует и баюкает.

  11. Вспомните знакомые вам стихотворения Буни-на. Какой из приемов, которыми он рисует мир ок-ружающей природы, проявляется ярче всех других? Материал с сайта

    И. А. Бунин — мастер детали. В то же время цвет, звук, запахи и настроения так деликатно использованы в его строгих и музыкальных строках, что панорама окружающего мира оживает вокруг нас и несет нам остроту восприятия.

    Как, например, нарисован «долгий зим-ний вечер»? «Полумрак и тишина».

    Что помогает вспомнить о лете?

    «…Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!»

    Напомним — это ведь слова матери, ко-торая помогает сыну вспомнить лето.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • о чем говорится в стихотворении помню долгий зимний вечер
  • ответьте на вопрос по стихотворению бунина помню долгий зимний вечер вопросы чего больше в этом стихотворение воспоминание или мечты
  • иван алексеевич бунин иллюстрация к стиху помню долгий зимний вечер
  • жанр стихотворения помню долгий зимний вечер
  • основная идея стихотворения бунина Помню -долгий зимний вечер

Задачи:

  1. Создание условий для восприятия поэтического текста;
  2. Знакомство с изобразительно-выразительными средствами;
  3. Обучение многоаспектному лингвистическому анализу текста
  4. Доказать, что каждый поэт, используя поэтический образ, говорит о мире по-своему, глубоко индивидуально;
  5. Cтремиться к тому, чтобы дети прониклись настроением стихотворения почувствовали красоту. мелодичность стиха;
  6. Отработка навыков выразительного чтения;

Эпиграф:

Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове

В.Г. Белинский.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.

Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.

“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.

Да, именно детство, полное поэзии.

Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи)от прозы?

Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.

2. Подготовка к восприятию стихотворения.

Давайте настроимся на лирическую волну и послушаем музыку.

Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

Что вы себе представляли, слушая музыку?

Часто музыка может выразить то, что не передать словами.

Без воображения и переживания нельзя постичь красоты поэзии и музыки. Поэзия сродни музыке: она не столько рассказывает, сколько пробуждает “добрые чувства”.

Музыка, поэзия обращает взгляд человека в глубину собственной души, сердца. В этом их волшебство.

В поэзии каждое слово предельно точно выражает мысль, пронизано глубоким чувством, несет в себе образное содержание.

Если искать сравнение, то поэты это строители. Мы принимаем от них здание поэзии. И нам важно понять, как слова-кирпичики прилажены друг к другу, как они сцементированы, по каким образным каналам течет электричество мысли.

3. Установка на прослушивание стихотворения.

Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.

Обращение к эпиграфу.

Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.

4. Чтение стихотворения учителем.

5. Выявление эмоционального впечатления.

Какая картина возникает в вашем воображении?

Что вы “видите” в ней?

Какое настроение поэта она передает вам?

6. Повторное чтение стихотворения учеником.

7. Построчный анализ стихотворения.

Перечитайте 1 строку

а) какая картина представляется? (зима, ночь, мрак, тучи)

б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)

Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.

в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)

Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.

Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.

Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.

Прочитайте 2 строку.

Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.

а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)

Что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства.

б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем.

Прочитайте 3-4 строки.

Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.

а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность

б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры

Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.

Прочитайте 5-6 строки.

Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.

а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.

б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.

Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.

Пунктуация стихотворения:

Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.

Второе тире – разделяет реальность и грезы.

Третье тире – переход в другое состояние – сон.

8. Обобщение.

б) прочитайте стихотворение выразительно.

в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).

Обоснуйте ответ.

г) какие времена года изображаются поэтом?

д) назовите изобразительно – выразительные средства.

е) какие мотивы, образы присутствуют в стихотворении.

ж) о чем это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.

9. Письменная работа:

Каким я представляю себе лирического героя.

Что я чувствую, читая стихотворение.

10. Обсуждение письменных работ.

11. Итог урока.

Стихотворение А.А. Ахматовой.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.