Третьяковская галерея выставка византия. Шедевры византийского искусства демонстрирует экспозиция в третьяковской галерее

Elena Kobrina отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 3

Экспозиция небольшая - около 15 экспонатов, но очень любопытная с точки зрения понимания истории развития иконописи. Поражает потрясающее состояние некоторых экспонатов, например иконы "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" Очень тонкая техника и потрясающие краски! А какая прекрасная икона "Богоматерь Кардиотисса" XV века. Теплая, светлая, прекрасно сохранились цвета. Младенец Иисус обнимает Богородицу, с его ножки падает сандалия. Понравилось и "Гостеприимство Авраама" XV века - три ангела, Авраам и Сара. Вечный сюжет Троицы. Удивил яркий желтый цвет и тонкость рисунка в изображении Св. Луки в Евангелии Тетр XII века. Экспозиция располагается рядом с залами Древнерусской живописи. И это самое самое логичное её продолжение. Билет на выставку общий - даёт право прохода в любой зал Третьяковки (кроме сокровищ Ватикана). обязательно сходите, если хоть немного интересуетесь иконописью или историей.

Галина Цветаева отзывы: 233 оценок: 235 рейтинг: 291

Всегда считала, что святыни должны быть в храме. Но, выставка "Шедевры Византии" поколебали мои взгляды. Только на этом маленькой по количеству экспонатов, но огромном по ценности, видна преемственность русской иконописи и близость к византинской иконописи. Хотелось даже не вглядываться в эти не обыкновенный шедевры, а просто встать и чувствовать, как они входят через глаза в сердце и душу. Это иконы смотрят на нас, на наше внутреннее состояние, на чистоту сердца. Какие необыкновенные иконы, "Кардиотесса"(сердечная), она пронизывает тебя, хочется молить о спасении, как Богоматерь держит на руках младенца, все завораживает. Каждая икона, каждый представленный предмет, все уникально, все настолько потрясающе, что понимаешь, даже человек далекий от веры может задуматься, во имя чего и для кого создавались шедевры. Такая выставка может много сделать для духовного обновления человека. Спасибо

Tati отзывы: 184 оценок: 174 рейтинг: 218

Музеи Афин (тот же Бенаки) - нераскрытая и невероятно богатая история во всех смыслах этого слова. Оттуда возить и возить выставки, вышло бы не хуже Ватиканской. А получается, если сам не доехал, то шансов что-то увидеть очень мало, поэтому данная выставка - отличный шанс, который нельзя упускать. Мои любимцы - маленькая, но очень родная икона "Воскрешение Лазаря" 12-го века, "Богоматерь с младенцем" с Кипра, с лицом золотого цвета, которая смотрится как какая-то космическая пришелица, в хорошем смысле, и "Гостеприимство Авраама", на которой невозможно оторваться от глаз Святой Троицы, столько в них мудрости, строгости, прощения и еще чего-то, чему я не знаю слова. Состояние икон действительно очень хорошее, и правильно, что их немного, потому что на каждую нужно потратить и время, и силы - и ни одна не затерялась среди прочих. Замечательное и запоминающееся духовное путешествие, за которое большое спасибо кураторам этой выставки.

Victoria Chizhik отзывы: 7 оценок: 18 рейтинг: 2

Не далее как в воскресенье посетили с мамой выставку Шедевры Византии, но в большей степени были впечатлены иконами основной экспозиции Третьяковки, в которой и проходит выше упомянутая выставка. Привезённый из Греции шедевры иконописи фотографировать было нельзя, так что мы пошли удовлетворить наши фотоманьячество в залы основной экспозиции. Позже рассматривая украдкой сделанные фотографии выставки, я осознала уникальность и красоту византийских икон. Почему я не смогла сделать этого сразу? Мне кажется дело в плохой организации выставки: зал был слишком маленький (иконам словно не хватало воздуха), аннотации к шедеврам были написаны сухим искусствоведческим языком (у меня никак не получалось осознать написанное, хотя до этого такой проблемы не было), у смотрителей выставки закончились тематические брошюры (оказалось они пачками лежали на первом этаже, и дамы просто не хотели спуститься пополнить запасы или направить интересуешься, чтобы те сделали это сами). Конечно для обывателя, то есть меня, это раздражающие факторы, которые очень мешают получить информацию, пищу для размышлений и новые эмоции, а именно за этим я хожу на выставки. К тому же, протяжении всего посещения я неосознанно сравнивала выставки Шедевры Византии и Пинакотека Ватикана, и эта ментальная ловушка очень мешала. Выставки по масштабу, подхожу, степени отвественности и основной идеи совершенно разные. В конце концов, Ватикан больше на слуху, чем Византия, как это не банально. Но плюс всё-таки есть, выставка стала для меня поводом освежить знания об истории Византии, а значит пищу для размышлений подкинула. Идти или нет, решать вам. 🌹

"Шедевры Византии". В экспозиции всего 18 работ, но каждая из них – уникальный пример своего времени..

Рукоять кацеи. Около 1300 года. Фрагмент

Византия – это где?

Ангел. Фрагмент иконы

Византия – государство, появившейся на карте мира в 395 году, после падения Римской империи и раздела ее территории за западную и восточную часть. Всего через 80 лет после этих событий, Западная Римская империя прекратила свое существование, и Византия осталась единственной полноценной преемницей всех достижений Рима и античности. Ее столицу, Константинополь, стали называть вторым Римом. Отсюда Москва как столица Русского государства и преемница византийских традиций получила неофициальный титул Третьего Рима. Русские князья периодически женились на византийских принцессах, чтобы подчеркнуть эту связь. Государство Византия просуществовало до 1453 года, когда турки захватили Константинополь, превратив его в Стамбул.

"Богоматерь Одигитрия", XIV век

Византийское искусство всегда стояло на пороге между западно-европейским (читай – римско-католическим) и восточно-европейским (читай – древнерусским) искусством. Оно служило фильтром для традиций и новых тенденций, которые потом оказывали сильнейшее влияние на формирование художественных принципов в Киеве, Владимире и Новгороде, куда уезжали работать греческие мастера и их ученики. Икона "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный", представленная на выставке – современница произведений приехавшего на Русь из Константинополя Феофана Грека, знаменитого учителя главного русского иконописца Андрея Рублева. Русские мастера поначалу копировали греческие образцы, иногда добавляя к образу какие-то дополнительные элементы изображения. Образ "Богоматери Одигитрии" или "Путеводительницы" с Младенцем Иисусом на руках был одним из наиболее распространенных в византийском и древнерусском искусстве. К такому типу икон относится, к примеру, Тихвинская, Смоленская, Казанская и Иверская иконы Божьей Матери. А вот Владимирская икона Божией Матери относится к другому типу – "елеуса" или "умиление". В отличие от Одигитрии, Елеуса прижимает Младенца к себе и касается щекой его головы.

Почему на выставке есть иконы, но нет скульптур? Они вообще были?

Великомученик Георгий, со сценами жития

Да, деревянные изображения Христа в византийском и древнерусском искусстве были. Некоторые исследователи считают, что Никейский собор в 325 году запретил создавать скульптурные образы святых. Это не так: Никейский собор составил предписания, как нужно рисовать иконы, но никакого списка четких запретов не было. Скорее всего, отсутствие широкого распространения скульптуры на Руси было связано с тем, что поначалу христианским проповедникам приходилось бороться с язычеством и идолопоклонством, поэтому традиции объемной пластики так и не сложилось. Хотя деревянные образы действительно создавались и в Новгороде, и в Пскове. На выставке представлен уникальный объемный рельеф "Великомученик Георгий, со сценами жития", где фигура святого выпирает над поверхностью иконы. Также в экспозиции можно увидеть кацеяю (кадило) с объемным изображением Богоматери и красивым чеканным орнаментом по контуру и шитый возду́х (покров) на Святые Дары, которые использовались в церковных процессиях.

Получается, что все византийское искусство было религиозным?

Процессионный крест. Конец X века

Нет, это не так. Византия была светским государством, хотя очень набожным. При дворе Комнинов, Палеологов и Ангелов всегда существовало большое количество мастеров, прославляющих своим искусством роскошь и богатство императора. Сохранилось много серебряных кубков, золотых чаш, украшенных драгоценными камнями и эмалью, резных изделий из кости и ювелирных предметов. Но на выставке они, к сожалению, не представлены. В этот раз в Третьяковскую галерею приехали экспонаты из собрания Византийского и Христианского музея, музея Бенаки, и коллекции Велимезиса и Маргаритиса. Они находятся в соседних залах с произведениями древнерусского искусства, чтобы гости смогли сравнить эти варианты православной иконописи и почувствовать их близость и уникальные особенности.

Это третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки в присутствии глав обоих государств состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах перед образом "Вознесение" Андрея Рублева. В сентябре в Афинах с большим успехом проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV-XIX веков из Третьяковской галереи.

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия).


Продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции. "Шедевры Византии" — третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи, которое продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия).
Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийскйи и Христианский музей.

Каждая икона, представленная на выставке, это шедевр. Но и среди шедевров всегда можно найти то, что очарует именно вас. Наше внимание буквально притянула икона "Иоанн Предтеча Ангел пустыни". Всмотритесь внимательнее в детали, в удивительную игру света, в красочность и насыщенность каждого штриха и, вместе с тем, почувствуйте непередаваемую силу, исходящую от этой иконы.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.


Изображение Ионанна Крестителя с ангельскими крыльями восходит к словам пророка Малахии о том, что приходу Господа будет предшествовать явление Его Ангела, который приготовит народ израильский к встрече с Богом.


Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф

Мал 3:1.

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.
Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Изображенный как аскет-пустынник в милоти и гиматии, Иоанн обращается ко Христу с молитвой. Внизу слева между ветвями дерева воткнут топор - деталь, иллюстрирующая слова эсхатологического пророчества Иоанна Предтечи: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.
Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму.

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века.
Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк. 6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей» .

Фрагмент. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Начало XVI века. Дерево, темпера. Собрание Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса.


Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений — уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.


Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов:
"И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели."

(Быт. 18:1-8)


В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.


Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Гостеприимство Авраама. Первая половина XV века.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Ещё одна уникальная икона - Богоматерь Одигитрия. Распятие.

Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей
.


В центре композиции возвышается крест с распятым Спасителем. Эмоциональная напряженность события нашла выражение в изображениях двух слетающих ко Христу ангелов и в тонкой, скорбно сжавшейся фигуре Богоматери, облаченной в драгоценный синий мафорий. По другую сторону от креста представлен юный апостол Иоанн Богослов, изображение фигуры и одежд которого свидетельствует о всплеске интереса к античной классике в искусстве палеологовской эпохи.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.

Фрагмент. Богоматерь Одигитрия. Распятие. Двустороняя икона. XIV век.
Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей.


Каждый фрагмент иконы можно рассматривать долго и поражаться её красоте. Икона двусторонняя и размещена так, что вы можете увидеть обе стороны. Неспешно обойти её, вернуться, ещё раз всмотреться в детали. Уникальная возможность, которую никак нельзя пропустить.

Приходите в музей, чтобы познакомиться с уникальным произведениям, созданным в Византии. Увидеть работы древних мастеров, найти сходства и различия с мастерами русскими. И получить неизменное удовольствие.
Продолжение нашего рассказа о данной выставке можно прочесть и .

Выставка продлится до 23 апреля 2017 года.

Адрес музея: Лаврушинский переулок, 10. Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 500 руб., льготный - 200 руб. Подробнее .
Бесплатно — для лиц до 18 лет и других категорий граждан.

Прошедшую в Историческом музее, мы уже рассказывали, а теперь пришел черед еще одной - "Шедевры Византии".
Эта выставка проходит в Третьяковской галерее рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI-XVII веков не случайно. Невозможно не переоценить то влияние, которое оказало искусство Византии на культуру древней Руси. Выставка дает нам возможность не только увидеть шедевры византийского искусства, но и проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников, а это очень важно для российского зрителя, так как наша история и история великой византийской империи переплетена навечно.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что именно послужило толчком к развитию древнерусского искусства? Почему нам так интересен город Стамбул? Почему в старинных и прохладных церквях и монастырях Греции мы видим так много знакомого для наших глаз и души? Что так накрепко связало Россию и Грецию? Ответ прост. Это византийское искусство.
Византия оказала огромное влияние на все мировое искусство, но особенно это все таки чувствуется в России.
После крещения Руси князем Владимиром к нам потянулись греческие иконописцы, священники, зодчие. Вспомните хотя бы митрополита Киприана или Феофана Грека.

Под влиянием византийской традиции сформировалась церковная культура Руси. Внешнее убранство, внутреннее оформление задавались достижениями ромейской эпохи. Одним из главных искусств, перенесенных из Византии, стала мозаика.

Иконопись на византийский манер была основным видом искусства России до XVI в., когда ее потеснила светская живопись. Основные произведения создавались художниками Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Главные принципы - духовность, выразительность, сакральность.

В Третьяковской галерее в постоянной экспозиции присутствуют настоящие жемчужины иконописи. Их уникальность была особо отмечена греческими специалистами, готовившими и открывавшими выставку.

Экономическое и духовное сообщение с Византией прекратились после завоевания Руси монголо-татарами. Тем не менее, глубокие культурные связи уже были заложены и сегодня мы, потомки русичей, являемся наследниками древней цивилизации.

На выставке в Третьяковке в Лаврушинском переулке нашему вниманию впервые будут представлены восемнадцать настоящих шедевров художественной культуры Византии из фондов музеев и частных коллекций Греции.


Воскрешение Святого Лазаря, XII век. Посмотрите как изящно выписаны все детали!

Настоящий артефакт! Деревянная скульптура Георгия Победоносца. Интереснейшая история у этого произведения. По чьему заказу он был выполнен? Что довелось пережить заказчице? Все это можно узнать на выставке. А пока можно просто любоваться красками и восхищаться.

На нас смотрит Богородица. Сколько боли и грустного понимания в ее глазах.

А на этой иконе мы видим не только роскошные краски, но и испорченные чем-то острым лики святых. Почему икона была испорчена? Вам расскажут, если вы придете в Лаврушинский.

Все иконописцы стремились увековечить образ Богоматери. Каждый раз мы замираем перед этими иконами. Часто ли мы останавливаем свой взгляд на мелких деталях? А ведь в них суть. Взгляните, как нежно мать держит ручку своего божественного младенца.

Оценить работы византийских мастеров, в том числе тысячелетней давности, могут гости Третьяковки в Лаврушинском переулке. На новой выставке представили экспонаты конца X — начала XVI века.

В 38-м зале галереи выставили иконы и рукописи с миниатюрами. Каждое произведение — уникальный памятник своей эпохи. Они помогают понять историю византийской культуры и проследить взаимное влияние традиций восточного и западнохристианского искусства.

Выставку «Шедевры Византии» открыли рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI-XVII веков. Это позволяет проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Византийские традиции стояли у истоков искусства многих народов. Когда на Руси начало распространяться христианство, греческие художники и архитекторы передавали мастерам навыки строительства храмов, фресковой живописи, иконописания, оформления книг и ювелирного искусства. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства. Но в нём сохранялась память о Византии как об источнике, долгие годы питавшем русскую культуру.


Самый древний экспонат выставки в Третьяковской галерее — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нём образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представляет икона «Воскрешение Лазаря», воплощающая утончённый стиль живописи того времени. В Третьяковской галерее есть икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезённая на Русь.

Один из самых ярких экспонатов — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Это пример взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положивший начало феномену мастерских крестоносцев XIII века. Фигура святого Георгия выполнена в технике резьбы по дереву, что не характерно для византийского искусства, — это заимствование из западной традиции. При этом обрамление из клейм создано по канонам византийской живописи.

Другой путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада демонстрирует икона «Богоматерь с Младенцем», датируемая XIII веком. В период возрождения империи и династии Палеологов движение к античным традициям воспринимали как поиск своей культурной идентичности.



Свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии стал двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный». Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Оба мастера использовали одни и те же приёмы, в частности тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, которые символизируют энергию Божественного света.

Ещё несколько экспонатов дают представление о богатстве декоративно-прикладного искусства Византии. Среди них кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары.

Рукописи кодексов Евангелия (XIII век и около 1300 года) познакомят с феноменом средневековой книги. Она была не только носителем информации, но и сложным организмом, где, помимо текста, были виртуозные миниатюры и элементы декоративного убранства.

Поствизантийский период представляют три иконы греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Здесь можно проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Выставка «Шедевры Византии» стала уже третьим событием перекрёстного Года России и Греции, которое было организовано при участии Третьяковской галереи. Первая выставка открылась в присутствии глав обоих государств в мае 2016 года в Музее византийского и христианского искусства Афин. В сентябре там с большим успехом прошёл показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV-XIX веков из Третьяковской галереи.