Бывает ли, что грехи отпускаются только священником, а не Богом? Может ли священник совершать только общую исповедь? Насколько подробно нужно исповедовать свои грехи? И др. вопросы про исповедь

Отвечает протоирей Максим Козлов:

Вопрос:Бывает ли, что грехи отпускаются только священником, а не Богом?

Возможно ли, чтобы на исповеди священник сказал: "Прощаю и разрешаю", а Христос, невидимо предстоящий, видя истинное расположение сердца или лукавство или иные причины, скажет: "Нет, не прощаю и не разрешаю"? Тогда, наверное, возможна и обратная ситуация, когда священник говорит: "Не прощаю и не разрешаю", а Господь отпускает человеку. Но к Причастию "человеческий фактор" препятствует подойти. Имеет священник "непогрешимость и безошибочность" в этом вопросе?

Ответ : Уважаемый Андрей, конечно же, об этом свидетельствую многие святые, в частности, прп. Серафим Саровский, бывают ситуации, когда священник возлагает епитрахиль и произносит слова «Прощаю и разрешаю», а прощения приступающий к исповеди не получает. Священник ведь не пророк, и редко кто из нас прозорлив, еще реже встречаются старческие дарования. Священника-то можно обмануть, даже совсем легко при наличии некоторого желания и словесных дарований, но Бога – не обманешь. Какой же смысл путем лукавых умолчаний, неверно расставленных акцентов, полутонов, игры на симпатиях и антипатиях священника добиться прочтения этой молитвы? Мы же не магически воспринимаем исповедь, а епитрахиль – не как волшебную палочку, с помощью которой достигается желаемый результат. Нам нужна встреча со Христом, а не со священнослужителем. Если мы будем помнить о последнем, то да – нам необходимо засвидетельствовать: да, если было утаено нечто, о чем кающийся знает, но о чем он неважно по каким причинам не сказал, то не прощен не только этот грех, но разрушена вся исповедь. Если человек именует грех, но при этом твердо уверен, что он вновь к нему возвратится и при этом ничего ответственного не сделает, чтобы с этим грехом бороться, – то вся исповедь разрушена.

Теперь о второй части Вашего вопроса. Не имеющий непогрешимости и безошибочности в этом плане, священник не имеет ее и в другом. Он может оказаться достаточно или даже слишком жесток и требователен по отношению к кающемуся, не распознать всех обстоятельств, сопутствующих совершению того или иного греха или тому состоянию, в котором пришел человек на исповедь. Но здесь, если мы будем руководствоваться наставлениям святых отцов, правильно поступит кающийся, если он даже несправедливое запрещение примет со смирением и понесет. Это, а не стремление прорваться к таинствам любой ценой, принесет пользу его душе. Ведь Евангелие и об этом нам говорит: для нашего пути к Вечности всякое без ропота и с любовью к тому, кто его на нас возлагает, переносимое прещение и наказание, есть нечто значимое.

Вопрос: Насколько подробно нужно исповедовать свои грехи?

Насколько подробно нужно исповедовать свои грехи? Например: украл, оклеветал... Нужно ли уточнять, у кого что украл, или кого как оклеветал?

Ответ : Уважаемая Юлия, грехи надо исповедовать со всей мерой обличения, которой требует совесть. Это не значит, что нужно в деталях расписывать каждый эпизод, но это значит, что вещи надо называть своими именами. В Таинстве Покаяния самое главное избежать двух крайностей. Одной - это когда мы бываем настолько краткими, что за нашей краткостью скрывается суть сделанных нами прегрешений. То есть когда человек говорит, что согрешал раздражительностью, а помянуть, что в силу своей раздражительности жену прибил до полусмерти на прошлой неделе, не считает нужным. Это, конечно, не Исповедь. Но с другой стороны, важно избегать и такой многоречивости, когда за чтением рукописной, а теперь уже на компьютере набранной тетрадки или листиков то, в чем человек действительно желает покаяться, прячется где-нибудь в серединочке, незаметным таким повествованием, и это тоже будет неправдой пред Богом и лукавством. Все прочее, находящееся между этими двумя крайностями, делает нашу Исповедь действительной. Главное - помнить, что Покаяние - это не детальное расписывание того, что с нами было, а внутреннее раскаяние, решимость никогда больше к этим грехам не возвращаться. Если же Вы исповедовались в каком-то грехе не с той степенью подробности, как теперь обличает Вас совесть, то, конечно же, разумно еще раз на Исповеди, в той мере осознания, в которую Вы пришли, или как теперь совесть Ваша требует, рассказать об этом грехе.

Вопрос: Может ли священник совершать только общую исповедь?

Что такое общая исповедь? Вправе ли священник проводить только общую исповедь для прихожан?

Ответ : Уважаемая Лариса, под словом «исповедь», бывает, подразумевают совершенно разные вещи. Вполне допустимой является такая форма, когда священник перед индивидуальной исповедью у Креста и Евангелия, в особенности в случае множества людей, перечисляет наиболее типичные грехи, тем самым побуждая нас к покаянию, и говорит о том, чтобы затем мы вновь не перечисляли всего мелкого, но назвали самое главное, что лежит у нас на совести. При множестве исповедников к такому способу часто приходится прибегать. Неправильной будет общая исповедь, когда после перечисления общих грехов священнослужитель не дает возможности ничего индивидуально сказать, только, скажем, имя произнести. В таком случае если священник – не настоятель, то следует об этом сказать настоятелю, а если он является настоятелем храма, можно попросить об исправлении ситуации правящего архиерея.

Вопрос: Могу ли я на исповеди снова исповедать грехи, в которых я ранее каялась ?

Могу ли я на исповеди снова исповедать грехи, в которых я ранее каялась?

Ответ : Вера, а зачем? Если мы верим в то, что не в силу наших усилий, тем более эмоциональных состояний, психологических переживаний, а благодаря голгофской Жертве Христос прощает нам и разрешает на небе те грехи, которые преемники апостолов на земле разрешают. То зачем нам еще раз на исповеди говорить о грехах, в которых мы уже раскаялись? Для того ли, что внутренне они нам приятны и, хоть на исповеди, да вспомнить, как приятно нам было в прошлом согрешать? Тогда тем более, нужно избегать такого намерения. Для того, что мы не находим что сказать и хочется сказать что-либо существенное. И нам хочется перед знакомым священником не выглядеть глупо, и хоть что-нибудь да расскажем. Не нужно на исповеди романов составлять.

Пожалуй, единственная причина для повторения на исповеди к рассказу, как откровению помыслов о бывших грехах, если в силу каких-то обстоятельств мы переходим под духовное кормление другого священника: при кончине нашего духовника, при смене места проживания или других каких- то обстоятельствах. То, конечно, полезно тому батюшке, под водительство которого мы себя вверяем, знать нашу покаянную духовную биографию. Впрочем, это откровение помыслов не есть покаяние как Таинство, а есть такое полезное для нас обличение, а священнику – подспорье для того, чтобы выписывать нам правильное духовное лекарство.

Вопрос: Не причастилась ли я в осуждение, если забыла исповедовать один грех ?

Я всегда готовлюсь к исповеди по книге, потому что боюсь что-нибудь забыть, упустить. И все-таки это со мной произошло. Готовясь к исповеди в прошлый раз, я упустила из виду один очень тяжкий грех: когда я болела тяжелым неврозом, у меня были мысли о самоубийстве. Не утаила нарочно, а просто, видя его в перечне, не зафиксировала на нем своего внимания. Конечно, я видела, что этот грех указан в перечне, но почему я не обратила на него внимания, не понимаю. Была допущена к Причастию. Теперь, когда я готовлюсь к исповеди в очередной раз, я об этом вспомнила и пришла в ужас. Пусть не нарочно утаен, но этот грех (помысел о самоубийстве) не был исповедан, а я подходила к Причастию. Не причастилась ли я в осуждение?

Ответ : Уважаемая Юлия, не нужно думать, что исповедь – это некий отчет типа бухгалтерского, который проводит соответствующая финансовая или аудиторская инстанция, и если находит там какие-то пропущенные пункты, то нас за это жестоко карает. Господь говорит: «Сыне, дай мне сердце», а не дай мне отчет о проделанной борьбе с грехом. Исповедь становится недействительной, если мы сознательно утаиваем тот или иной грех, а не если в силу каких-либо обстоятельств не сообразили, как нужно сказать, или забыли о том или ином грехе. Более того, я бы решительно посоветовал бороться с тем страхом, что за недосказанность, невыговоренность каких-то мелких прегрешений Господь лишает нас приобщения Святых Христовых Таин.

Вопрос: Зачем нужно исповедоваться и причащаться (перед лечением у целительницы)?

Я был у целительницы. Она сказала, что на мне сглаз или порча. И чтобы она взялась за меня, нужно исповедаться и причаститься в церкви, иначе она меня не потянет. Ответьте, пожалуйста, зачем нужно исповедоваться и причащаться.

Ответ : Уважаемый Александр, ответить на вопрос, зачем нужно исповедоваться и причащаться, можно очень и очень по-разному. Но сначала я предложил бы Вам задуматься о вопросе, сознаете ли Вы себя православным христианином. Ибо Исповедь и Причастие есть Таинства Церкви, встречи с Богом, которые доступны для тех, кто веру Церкви и стремление осуществлять в своей жизни евангельские заповеди осознает как фундамент собственного мировоззрения, как основу своей жизни. Прибегание к исповеди и причастию для исполнения совета целительницы, указавшей на якобы наведенные сглаз и порчу и сказавшей, что после того, как Вы исповедаетесь и причаститесь, Вы сможете обратиться к ней и получить результативную помощь, является абсолютным нонсенсом, внутренним противоречием. Ибо христианская вера и прибегание к целителям, эстрасенсам, колдунам и тому подобным личностям – антитетичны, разнонаправлены. Поэтому посоветовал бы Вам сначала определиться с собственным мировоззрением. А для того чтобы понять, что такое Вы и христианство, как Вы на сегодня с ним соотноситесь, начать нужно с самого главного. Возьмите книгу, которая называется Новый Завет, откройте в ней одну из первых четырех частей, которые называются Евангелиями, постарайтесь внимательно прочитать, примеряя на свою жизнь. И может быть, после этого у Вас возникнут следующие вопросы, которые на сайте – а еще лучше, если в непосредственном общении со священником или с сознательно верующими людьми в городе, где Вы проживаете,– Вы и сможете обсудить.

Вопрос: Что делать, если не помню все свои грехи, совершенные в молодости?

Ходить в церковь и исповедоваться начала не очень давно, последние 2-3 года. Первое время не знала, как вести себя на исповеди, о чем говорить, как формулировать свои грехи. Поэтому говорила обобщено, особенно, что касается греха блуда. А ведь до того, как начала ходить в церковь, в течение 10 лет много согрешила: встречалась с разными мужчинами, в том числе женатыми, были случаи извращения, рукоблудия, грешных мечтаний. Тогда я не думала, что это грех. А сейчас мне мучительно и стыдно про это вспоминать, до слёз и отвращения к себе! Да я и не смогу вспомнить все случаи: жила, как стрекоза, без стыда и памяти! Нужно ли мне преодолеть себя, вспомнить поимённо всех, с кем я встречалась, и все случаи греха блуда и рассказать о них на исповеди? Если я это не сделаю, не смогу, не вспомню, значит ли это, что эти грехи не прощены? Я очень раскаиваюсь во всем, что совершила. Сейчас живу одна, ни с кем из мужчин не встречаюсь, отвергаю все предложения и намеки на любую связь. Верю, что Господь укрепит меня на этом пути.

Ответ : Уважаемая Елена, конечно, исповедь - не отчет следователю, поэтому все имена, адреса, явки вспоминать и перечислять нет необходимости. Но впрочем назвать перед Крестом и Евангелием меру греха хотя бы так, как Вы ее назвали в этом письме, а не в общих словах, было бы более чем желательно. А потом главное стараться ни как не возвращаться к тем воспоминаниям и бороться с прилогами, когда лукавый будет приводить их на память, ни тем более к действиям, которые мы в покаянии своем осуждаем. Не следует также и думать, что для Вас вовсе теперь невозможно устроение семейной жизни. Ибо нет греха, который бы не побеждало милосердие и долготерпение Божие .

Вопрос: На первой исповеди обещала покончить со старыми грехами, но они повторились. Можно ли исповедовать их еще раз?

Я один раз была на исповеди. Хотела покончить со старыми грехами, но в итоге оказалась опять с тем же набором, а может, еще и больше. Очень стыдно, ведь обещала не повторять. Могу ли я опять начать все заново и прийти на исповедь с теми же грехами?

Ответ : Уважаемая Светлана, не только можно, но и должно идти на покаяние с теми грехами, которые возникли вновь в Вашей жизни, даже если они повторились. Пока мы будем каяться в них, пока мы не будем опускать руки, отлагая намерение бороться с ними, есть надежда. А если скажем, что никуда от этих грехов не денемся,- тут и будет наше поражение и победа лукавого.

Вопрос:

Надо ли каяться в грехах, совершение которых приснилось?

Ответ : время сна мы не отвечаем за то, что с нами происходит. Если в результате блудного сна происходит ночное осквернение, то есть правило, которое христианин или христианка читает, восставши утром, оно содержится в любом сколько-нибудь подробном молитвослове.

Но, конечно, часто повторяющиеся блудные сны, как правило, свидетельствуют о переменном успехе, с которым мы ведем войну с плотскими страстями. Святые отцы говорят, что если нам во снах видится, как правило, одно и то же лицо, то это говорит о том, что не преодолена блудная страсть по отношению к конкретному человеку. Если лиц вообще нет или они безразлично чередуются, то речь идет об общем страстном возбуждении телесного состава, и тогда вполне можно постараться усилить молитву, пост, блюдение своих очей, своего чтения, слуха от того, что подобное бессознательное страстное состояние может в нас возбуждать.

Вопрос: Как исповедовать блудный грех на исповеди?

Мне известно, что есть 2 типа блудных грехов - естественные и противоестественные. С первыми всё понятно. Среди вторых же много разных извращений. Достаточно ли на исповеди сказать «грешен блудом противоестественным», если совершил такой грех? С одной стороны, мне кажется, что это будет каким-то самооправданием, потому что за этими словами может быть что угодно. С другой стороны, уточнять не хочется. Во-первых, кажется неуместным подробно говорить о таких вещах в храме, которые и наименоваться не должны между христиан, а во-вторых, просто стыдно. Какая исповедь здесь будет не лукавой?

Ответ : Уважаемый (ая) М., единожды совершенные тяжкие блудные грехи надо исповедовать со всей мерой обличения, которой требует совесть. Это не значит, что нужно в деталях расписывать каждый эпизод, но это значит, что вещи надо называть своими именами. А после не нужно возвращаться в памятовании к тем блудным грехам, неважно естественным или противоестественным, которые имели место в нашей жизни. Более того, помысел о них отгонять, как приходящий от лукавого.

Вопрос:Как причаститься человеку, закодированному от алкоголя?

Как причаститься человеку, закодированному от алкоголя? Недавно он съел торт с алкоголем, и ему было плохо, вызывали скорую. Мы готовимся к посту, он впервые будет поститься серьезно, хотелось бы, чтобы мог потом и причаститься на Пасху .

Ответ : Уважаемая Татьяна, притом, что сущность хлеба и вина в Таинстве Причастия изменяется, то есть они становятся действительно Телом и Кровью Христовыми, их внешние свойства сохраняются. Поэтому если человек по медицинским обстоятельствам не может принять ни капли алкоголя, можно пойти следующим путем. Следует заранее уведомить священника об этой ситуации и согласовать с ним способ Причащения только Телом Христовым.

Вопрос:Что делать, если после исповеди грехи вспоминаются опять и нет чувства очищения?

После исповеди нет чувства очищения, есть грехи, которые опять и опять вспоминаются... Что это значит? Что надо делать?

Ответ : Уважаемая Ирина, если сердце Ваше, несмотря на принесенное в Таинстве Исповеди покаяние, остается неспокойным в отношении прежде совершенных тяжких грехов, посоветовал бы Вам пройти так называемую генеральную исповедь, предварительно договорившись с опытным священнослужителем, которому Вы бы рассказали обо всем имевшем место, о неспокойствии Вашего сердца и которого попросили бы о епитимье, которую могли бы нести во искупление соделанного греха. Впрочем, помните, что покаяние - это в первую очередь изменение жизни. Субъективные переживания, ощущения, памятование о том, что было в нашей жизни, могут никуда не деться. Человек же не становится беспамятливым идиотом оттого, что знает, что грехи ему прощены. Конечно же, каждый из нас не должен забывать наиболее существенного недоброго, пакостного, что было в нашей жизни. Но обращать это не в сомнение в действительности данного нам прощения, а в то, чтобы, помня о своих грехах, во-первых, не осуждать других, когда мы видим их согрешающими, а во-вторых, удерживаться от греха в будущем.

Вопрос: Почему после исповеди появляется такое чувство, как будто грехов еще прибыло?

Почему после исповеди появляется такое чувство, как будто грехов еще прибыло? Стараюсь исповедоваться искренно.

Ответ: Уважаемый Александр, плоды исповеди лучше бы понимать не по настроению, которое у нас возникает, и не по чувствам, которые мы переживаем, а по тому, что происходит в нашей жизни. Если поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, мы укрепляемся для борьбы с тем или иным грехом, для ведения невидимой брани, если исповедь не становится для нас тем, о чем мы забываем к вечеру того дня, как поисповедовались, и мы не возвращаемся к привычным нашим немощам и страстям – то это есть ее добрый результат. А чувства в данном случае – дело наживное и второстепенное.

Вопрос: Что делать, если после исповеди я забыла поцеловать Крест и Евангелие?

Неожиданно, спустя две недели после исповеди, у меня возникла мысль в голове, что я вроде не поцеловала после исповеди Распятия и Евангелия. Помню, как исповедовалась, как батюшка разрешительную молитву читал, порвал мой листочек, а дальше только помню, как он крестным знамением меня благословлял, и я в этот момент уже отходила от него. Не помню, целовала ли Евангелие, вдруг я уходить раньше начала? Переволновалась и мозги отключились. Что мне теперь делать, это очень плохо? Мне ужасно стыдно, если я действительно забыла.

Ответ: Уважаемая Мария, если Вы по забывчивости и от волнения и не приложились к кресту и Евангелию, ничего страшного в этом нет: покаяние Ваше принято Богом, грехи Ваши Им прощены. Видимо, это была Ваша первая исповедь или одна из первых. Ничего страшного, со временем Вы перестанете так сильно волноваться. Главное, чтобы исповедь не стала для Вас единственным, даже ярким, опытом, не отражающимся на всей прочей жизни .

Вопрос: Кому исповедуются священники?

Ответ: Священники исповедуются священникам же. Обычно каждый священник имеет своего духовника, кроме того, есть духовники епархиальные – он может быть один на епархию, или несколько духовников, которым исповедуются батюшки по благочиниям в обязательном и регулярном порядке. Но впрочем, повторю, большинство безусловно имеет своего постоянного духовника. Своих духовников имеют не только священники, но и архиереи, и даже Святейший Патриарх. Здесь не действует принцип армейского старшинства, что если я священник, то могу исповедоваться только епископу, а если епископ – только Патриарху, а если Патриарх – то, вероятно, только Господу Богу. Всякий священник может принять исповедь у другого священнослужителя любой степени священства.

Может ли человек не грешить?

В соленом море живет рыба, и она не соленая. В миру - человек, он может жить и не осаливаться - не грешить. Есть же люди, которые свято живут... Но наша святость, конечно, относительная. Сказано: "Один Господь безгрешен" (0ткр.15,4), а мы люди - грешные. Но грех греху рознь. Есть тяжелые грехи, есть мелкие, есть телесные, душевные, мысленные... Главное - осознавать свое недостоинство пред Богом и стараться жить по заповедям, никого не осуждать, себя не превозносить...

Кто грешнее - Адам или Ева? Мужчина или женщина?

Нельзя так ставить вопрос, есть мужчины и женщины грешные, есть и святые... Многие почему-то считают, что женщина грешнее потому, что Ева соблазнила Адама на грех. Мы в решение женщинам скажем... Да, грех в человека вошел через Еву, она дала вкусить запрещенный плод Адаму. Но, давайте разберемся: кто из них сильнее согрешил? Кто претерпел больший искус? Кто искусил Еву? Высший ангел, который у Престола был и многие тайны от Бога знал; он хоть и падший, но все же ангел. Она не смогла перед ним устоять. Он ее прельстил: "Сорвешь запрещенный плод и будешь все знать, будешь, как Бог". А Адам послушал немощнейший сосуд - Еву. Муж доверился жене и вкусил плод. Напомним, что и спасение пришло через жену - Деву Марию - Чистейший Сосуд, в Нее вместился Невместимый Бог...

Пред Богом все равны - и мужчина, и женщина. Пред Богом нет ни мужского, ни женского пола, и на небе все святые люди будут в обновленной плоти, подобно ангелам.

За что Господь наказывает?

Господь - полнота Любви, Он никогда никого не наказывает. Любовь не может наказывать. Мы, когда грешим, сами себя наказываем. Каким путем? За наши грехи благодать Господня от нас отходит, и мы попадаем во власть демонов. И мы сами себя ставим под удар наказания. А Господь никого не наказывает. Слово "наказание" имеет следующий смысл. Родители дают наказ своим детям, чтобы они слушались, вели себя нравственно - не курили, не ругались, не сквернословили, не пьянствовали. Если дитя исполняет наказ родителей, то ему все будет удаваться в жизни. А если он наказ родителей не исполняет, он сам себя наказывает. Подрался - на него заводят дело в милиции. Украл что-то - то же самое. То есть сам себя человек наказывает.

У моей знакомой маленький сын лунатик - страдает сомнамбулизмом. Что это - бесовская одержимость или психическое заболевание?

Человек, когда совершает грех, он ранит свою душу, становится душевнобольным. Раньше, до XX века, у нас психиатрических лечебниц не было. Для больных душой были храмы и монастыри. Когда человек совершал грех, он приходил в церковь, каялся, соборовался, причащался и получал душевное исцеление. Но как только закрыли храмы и монастыри, сразу стали открывать психбольницы. Если ребенок больной, значит родителям надо проверить свою жизнь; значит, надо во всех грехах покаяться, повенчаться, вспомнить все. Если ребенку 10-15 лет, его надо поисповедовать, можно пособоровать, причастить, а родителям молиться. Все взаимосвязано. Не только родители, но и все ближние, братья, сестры должны покаяться, повенчаться, жить в мире, стать церковными людьми. Семья - это единое тело. Заболел один член - все мучаются.

Когда люди грешат, то страдают не только сами, но и природа. Как-то в начале лета был ураган. Не связываете ли Вы это событие с нашими грехами?

Когда люди начинают кощунствовать, открывают сатанинские храмы, начинают служить диаволу, тут сама природа уже не может терпеть. В Москве такой ураган Прошел, что и деревья вырвал, больше сорока тысяч деревьев пострадало. Это Божье предупреждение. Народ должен прийти к Богу, раскаяться, начать своей жизнью служить Ему. Иначе можем плохо кончить. Сам Господь через стихийные бедствия призывает нас к покаянию и к чистой жизни.

Был смерч и в Иванове. Этот город особый, город первых советов, а мы говорим - и последних. Конечно, нужно было расплатиться за эти страшные грехи. Ведь отсюда вся зараза пошла по стране. Потому было попущено это бедствие. Я слышал цифру - десять тысяч человек пострадало.

Скорбями, смерчами, наводнениями Господь призывает нас к покаянию, исправлению нашей жизни.

Как обрести терпение? Как бороться с грехом, если он жалит непрестанно, безнаказанно?

Это очень ценно, что человек намеревается вести борьбу. Бывает, человек так обуреваем пороками, страстями и они так сильно мучают его, что он начинает преступать заповеди Божий.

Представьте себе: человек сорвался со скалы. Если он не успеет зацепиться за камень, то и полетит вниз. Точно так же все устроено и в духовной жизни. Если человек

сорвался в одном искушении, то есть совершил какой-то грех, ему сразу же надо покаяться перед Господом. Иначе этот грех, как снежный ком, притянет к себе другие страсти, другие грехи. А пока не попал на исповедь, должен просить у Господа: "Боже, милостив буди мне грешному! Прости меня и помилуй! Согрешил я, преступил Твою заповедь! Господи, прости и помилуй меня!" И при первой возможности, надолго не откладывая, пойти на исповедь к священнику, принести покаяние.

В чем ценность исповеди? Когда мы приходим и каемся, жалуемся Богу на дьявола, искусившего нас, нападающего на нас, Господь запрещает ему вводить нас в соблазн. Господь знает: то, что мы раньше не видели в себе, нашли, обнаружили порок в своей душе, покаялись в грехе, сознались перед Ним, и Он по великой Своей милости прощает нам нашу нечистоту, наш грех и дает благодатную силу на борьбу с этим грехом.

Терпение - наш первый помощник в борьбе со страстями. Первый раз человеку тяжело собраться с духом и отказаться от своего намерения согрешить. После покаяния он снова может пасть, и тогда ему снова нужно каяться. И так до тех пор, пока придет время и человек полностью избавится от этой страсти. В падениях особенно важны молитва и сердечное сокрушение.

Великий русский писатель Ф.М.Достоевский был глубоко предан Православию. Однако у него была слабость - страсть к игре в рулетку. Он ездил за границу и там играл. Никак не мог от этой страсти избавиться. Но однажды утром проснулся, почувствовал полное отвращение к игре. Господь его помиловал и освободил душу от пагубной азартной страсти. Почему? Потому что он постоянно каялся в своей слабости.

Нам надо научиться терпеть себя, не унывая, не отчаиваясь, и постоянно трудиться над собой: "Добрые дела, труд все в жизни перетрут".

Человек на исповеди постоянно кается в одних и тех же грехах. Грехи он ненавидит, борется и все равно повторяет. Что еще сделать, чтобы их победить?

Самое главное, чтобы человек грех возненавидел. Это - самый центр! Если мы грех не любим, то мы от него быстро избавимся.

Господь нас благословил многими дарами, например, дал нам дар гнева. Слышите? Дар! Для того, чтобы мы гневались против диавола, против злых духов, чтобы крепко стояли в их нападениях. А мы этот дар извратили: согрешаем, гневаемся против ближнего. Дан нам дар ревности по Богу. А мы ревнуем не святость, а ближнего. Это есть грех. Нам дана жадность как дар жажды по Богу, ко всему святому, а мы жадны до прелестей земных. Нам надо исправляться и, главное, грех ненавидеть.

А для этого нужна решимость. В юности блаженный Августин никак не мог избавиться от одного греха, и только, когда он стал зрелым духовным мужем, он понял, почему грех его не оставлял. Ему не хватало решимости, искреннего желания освободиться: "Я молился, просил избавить от греха, а в глубине души как бы говорил: "Избавь меня, Господи, от греха, но не сейчас, попозже. Сейчас я молодой, хочу пожить". Вслух эти слова не произносил, а где-то в сознании эта мысль была".

Стыжусь некоторые свои грехи произнести перед священником. Могу только ежедневно взывать: "Господи, прости меня, окаянную". Снимет ли Он с меня те грехи, которые я перед Ним называю?

Конечно, мы постоянно должны каяться пред Богом, просить прощения. Но мы не знаем, простил Он нас или нет. Господь оставил нам на земле духовенство, дал первой Церкви - Своим ученикам-апостолам - власть прощать и вязать грехи. Таинство исповеди идет от апостолов.

В день Страшного Суда Господь нам все грехи простит, кроме нераскаянных. Нужно отбросить стыд и исповедать перед священником грехи. Со стыдом сгорают наши скверные дела. Надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться. Если больны и не можете пойти в храм, пригласите священника домой. Мы не знаем, когда наступит наш смертный час, надо быть готовым встретить его в каждую минуту. Каяться надо смело. Здесь мы лишь в присутствии священника - одного человека - называем свои грехи. А на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых мы стыдимся, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает. Поэтому диавол и внушает стыдиться их, чтобы мы не каялись. Пока еще течет в теле кровь, пока бьется сердце, пока милосердие Господне пребывает с нами, надо исповедать нераскаянные грехи.

Почему мы стесняемся назвать стыдный грех? Наша гордыня, самолюбие мешают: "Что о нас батюшка подумает?" Да у батюшки каждый день поток людей с одними и теми же грехами! А подумает он: "Вот еще одна заблудшая овечка Христова вернулась в Божие стадо".

Когда человек свободно говорит свои грехи, не заглаживает их, сокрушается, плачет, священник испытывает большое уважение к кающемуся. Он ценит искренность кающегося.

Грехи не надо складывать в душе, как в копилочке. Кому они нужны? Когда покаяние настоящее, легко и человеку, и священнику. И "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся" (Лк.15,7). Если пришли на прием к врачу, маленькие легкие болезни сказали, а самую опасную для жизни рану скрыли, мы можем погибнуть; душевные раны не менее опасны для нашей духовной жизни, нашей души, и душа дороже тела.

Если же мы раньше утаивали постыдные грехи, сознательно замалчивали, то все наши предыдущие исповеди считаются недействительными, таинство не совершалось. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех - утаивание грехов на исповеди. Об этом сказано в требнике: "Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, если утаишь какой грех, сугубый грех иметь будешь". Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после таких "исповедей" еще и причащаться, то причастие будет в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде.

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

Строка поиска по разделу:

Выберите ответ:
Все ответы священников Иосиф (Королев), иеромонах Лазарь (Антипенко), иеромонах Роман (Кропотов), иеромонах Фотий (Мочалов), иеромонах

Вопрос (Александр) 22 апреля 2012г. Здравствуйте отец Роман! Подскажите пожалуйста, в каких случаях не разрешается принимать сан священника?

Священство не могут принимать люди, уличенные в следующих грехах: отпадение от православной веры, не вынужденное мучениями, ересь, если человек оскопил себя или другого (кроме случаев, когда это было необходимо по медицинским требованиям), виновные в нарушении 7 заповеди и вообще плотских грехах. Виновные в этих грехах в древности подвергались публичному покаянию. А кто хоть раз подвергался публичному покаянию уже не мог претендовать на иерархические степени. К грехам для публичного покаяния также относятся: убийство, кража, гробокопательство, святотатство, блуд, прелюбодеяние, содомия. Священником не может быть даже невольный убийца. Есть препятствия физического характера, например: не достижение ставленником 30-летнего возраста, телесный недостаток, являющийся препятствием в служении (напр. слепота, глухота, отсутствие ноги или руки и т.п.). В клир не допускаются душевнобольные и бесноватые. Священником не может быть человек неверующий, маловерующий или сомневающийся. Если человек принял крещение из страха смерти (находясь в болезни), то согласно 12 правилу Неокесарийского собора таковой не может быть пресвитером. Согласно 17 апостольскому правилу священником не может быть второбрачный, то есть состоящий до этого, как минимум в двух браках. Священником не может быть человек, состоящий в браке с женой, которая была уличина в прелюбодеянии (у священника не должно быть таких нареканий), а также находящийся в браке с женщиной, состоящей с ним в недопустимой, с церковной точки зрения, степени родства. Священником не может быть человек, состоящий в государственных управляющих структурах или военной службе и вообще на должностях, несовместимых со священнослужением, а также осужденные и лишенные свободы.

Вопрос (Надежда) 18 апреля 2012г. Добрый день, отец Роман. Я долго думала и решила спросить. Мне 60, у меня две дочери и двое внуков. Воцерковляться я начала недавно, именно сейчас начинаешь понимать, что очень и очень жаль, что нам не преподавали основы православия. Я бы очень много чего не совершила. Я даже крестилась не совсем трезвая и после родов никакой очистительной молитвы не читалось. Что же мне теперь делать? Надо ли заново совершать обряд крещения и надо ли читать очистительную молитву? Простите ради Бога.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Хорошо пел И.Тальков о таких случаях: "У последней черты все вспоминают о Боге". Слава Богу, что хоть к 60 годам человек начинает задумываться над жизнью и вопросами вечности, над которыми смеялся в советском прошлом.

Таинство Крещения совершается один раз в жизни, поэтому повторять его не нужно. Можно покаяться, что приступила ко крещению в неподобающем виде. Тут и не знаешь кого больше винить - вас или священника допустившего человека до крещения в нетрезвом виде. А вот очистительные молитвы прочитать надо. Найдите в храме любого священника (духовника, если есть) и попросите, чтобы он прочитал над вами очистительные молитвы. Христос Воскресе!

Вопрос (Наталья) 13 апреля 2012г. Здравствуйте! Мы с мужем хотим обвенчаться. Подскажите, пожалуйста, что для этого необходимо? Когда можно?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Если вас интересует именно материальная (предметная) сторона, то для венчания нужна государственная регистрация, крещение обоих супругов, крестики на шее у обоих, две иконы - Спасителя и Божией Матери, свечи венчальные, свадебные рушники (полотенца 4 шт. или один), хлеб (каравай), кагор (вино), кольца. Лучше этот вопрос уточнить у священника, который будет совершать таинство, так как везде требования могут быть разными.

Что касается времени, то венчание не принято совершать в церковные посты, накануне воскресных (суббота) и праздничных (церковных) дней, накануне среды и пятницы (вторник, четверг), в продолжение Светлой и сплошных седмиц, на сырной седмице.

И, главное, нужно помнить, что венчание - это благословение Божие, но отнюдь не амулет, благодаря которому все автоматически стенет хорошо. Нужно много терпеть и трудиться, чтобы сделать семью крепкой и дружной, и самим жить по заповедям. Тогда благословение Божие неотступно пребудет с благочестивой семьей.

Вопрос (Марина) 12 апреля 2012г. Здравствуйте! С Великим Постом! У меня вот такой вопрос: Является ли действительным крещение, если оно произведено не в церкви, а в доме, но с соблюдением всех правил, кроме помазывания миром? Крещение было уже давно, в начале 80-х годов. Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Является, но требует доведения священником таинства до конца - совершение таинства Миропомазания.

Вопрос (Михаил) 10 апреля 2012г. Здравствуйте, отец Роман! Слава Богу, за время Великого Поста я удостоился причаститься три раза! Я военнослужащий и у меня очень сложный и напряжённый график службы. Могу ли я, исповедавшись в Великую Пятницу, причаститься на Божественной литургии в Светлое Христово Воскресение? Сердце жаждет причащения в этот Светлый Праздник, но режим моей работы исповедоваться в другой день не позволяет. Я могу ошибаться и заблуждаться по своему незнанию, но слышал, что те, кто причастился за время Поста три и более раз, постился и старался вести себя достойно, могут причаститься на Пасху без исповеди. Простите, батюшка, если спрашиваю что-то не то или понимаю что-либо не так. В другой раз постараюсь взять на время Страстной Седьмицы отпуск. Слава Богу за всё! Заранее Вам спасибо за совет! Спаси нас, Господи!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Исповедаться в В.Пятницу и причаститься на Пасху можно. Но если с момента исповеди будут какие-то заметные (смертные) грехи, то надо исповедаться перед причастием. Ведь исповедь все равно будет и на Пасху. У нас она в канун Пасхи будет совершаться с 20.00 часов.

Вопрос (Иван) 9 апреля 2012г. Батюшка, благословите! Правда ли, что в Пасхальную неделю перед причастием можно не поститься?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Спросите у своего духовника.

Вопрос (Татьяна) 8 апреля 2012г. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста во время Страстной седмицы можно исповедоваться и причаститься? И по каким дням можно это сделать?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Исповедаться можно в любой день, а причастие во все дни, кроме Великой Пятницы.

Вопрос (Ирина) 30 марта 2012г. Батюшка, благословите. Меня попросила стать крестной мама одной ученицы. Предстоит решить - стать крестной или нет. Батюшка, скажите пожалуйста, чем руководствоваться при размышлении над этим вопросом?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) В наше время практика восприемничества превратилась в формальность, так как в подавляющем большинстве крестные сами мало что понимают в Православии. Крестные не учат своих крестников как верить в Бога и что делать. Можете руководствоваться вашей дружбой и желанием помочь вашей маме. Но если ее дочка когда-нибудь что-то спросит у вас, тогда будьте готовы ответить и помочь. И при благоприятном случае и сами интересуйтесь как там дела на духовном фронте у вашей крестницы. И, конечно же, молитесь за нее.

Вопрос (Владимир) 28 марта 2012г. Добрый вечер отец Роман. У меня такой вопрос, чтобы понять объясните пожалуйста значение слов блудных грехов. Естественный, противоестественный и содомский грех - иногда читаешь и не можешь понять к какому из перечисленных относится совершенный грех потому что я иногда затрудняясь осмыслить значение и тяжесть каждого греха можно сказать насколько тяжел грех и как с этим бороться.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Естественные блудные грехи - это блуд, то есть незаконные (не зарегистрированные) отношения (близость) между мужчиной и женщиной, а также прелюбодеяние (супружеская измена). Противоестественные грехи - это все остальные виды блудного греха: содомский, рукоблудие, зоофилия, некрофилия, педофилия, кровосмешение (инцест), мазохизм, вуайеризм (подглядывание) и прочие извращения которых извращенный человеческий ум придумал множество, но которые невозможно здесь назвать.

Вопрос (Лариса) 28 марта 2012г. Здравствуйте, отец Роман! Благодарю Вас за ответы. Я прочитала Ваш ответ от 26.03.12 относительно покаяния. На исповеди я всегда перечисляла названия всех грехов, которые были совершены, не рассказывая ситуацию полностью. Достаточно ли этого? Некоторые грехи повторялись несколько раз при различных обстоятельствах. Должна ли я повторно их назвать и рассказывать подробно? Благодарю Вас.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Если человек страдает, например, воровством, то на исповеди ему не нужно говорить о всех предметах, которые он своровал: "Батюшка, я вчера был на базаре и украл пару ботинок, а перед этим набор инструментов, а год назад кошелек из кармана, а часы в автобусе у одного снял, а потом..." Достаточно всё это объединить в одну фразу, которая вместила бы в себя все эти преступления.

Тоже касается и других грехов. Если человек грешен в блуде, то ему нужно назвать разновидности этого греха, так как они разнятся (вопрос об этом был недавно). А вот описывать каждый грех в деталях нет необходимости. Если женщина грешна в прелюбодеянии, то ей не нужно описывать каждую свою встречу с женатым мужчиной. Достаточно это как-то объединить и сказать одним предложением. Но если грех после покаяния повторялся, то он, конечно, называется повторно. Главное, все-таки, это не столько правильность слов, сколько искреннее желание измениться, исправиться, сокрушение сердца, которое иногда даже в словах не нуждается.

Екатерина, Москва

Как спасти семью, если совершила грех прелюбодеяния?

Я совершила грех прелюбодеяния имея мужа и ребёнка. Об этом узнали люди. Я нахожусь в отчаянии и на грани. Как спасти себя и семью от моего падения?

Доброго здоровья, Екатерина. Прежде чем ответить на ваш вопрос и порекомендовать конкретные действия, хочу немного обратить ваше внимание на то, что уже произошло. То есть на грех, а точнее сказать, на само понимание этого слова. Обычно грех понимается как преступление заповеди Божией и воспринимается именно как что-то такое, что нам вроде бы и неплохо, но запрещает Бог. И если бы Он за это не грозил муками, то всё было бы даже очень и неплохо. Но это поверхностный взгляд людей, далёких от понимания духовных законов, по которым живёт наша душа. Если перевести слово грех как рана, то всё видится совсем в другом свете. Что такое рана — мы все понимаем. Мелкая рана — маленькая боль, большая рана — очень сильная боль. Естественно, и процесс выздоровления идёт по-разному. Иногда вообще уже невозможно вернуть прежнее состояние здоровья, иногда только частично. То, что у вас произошло, — это рана, которую вы чувствуете в полной мере. Не просто Бог недоволен вами, а вы вроде и нормально себя чувствуете, а именно​ вы и страдаете. Так подробно пишу об этом по одной простой причине: многие люди воспринимают грех. Если бы вы знали и думали об этом именно как о ране, вполне возможно, не сделали бы этого. Всеми силами сопротивлялись бы и боролись. Но то, что произошло, уже не вернуть, и важно сделать правильные выводы.

Самое первое средство, что можно вам порекомендовать, — это мужественно терпеть последствия греха — не помню точно, у кого из святых отцов читал эту мысль. Второе — это ваша борьба с собственной страстью гордости. Есть мысли святых отцов, что за гордость Бог попускает впасть человеку в подробное нечестие. Извалявшись в блудной грязи, он уже высоко о себе не думает. То есть некоторым образом достигается смирение. Третье — хотя, наверное, было бы правильнее назвать это первым — не отчаиваться. Перед грехом враг показывает нам его в мыслях как незначительный и маловажный, который никто не узнает и Бог скоро простит. А когда грех совершен делом, то диавол уже всей силой нападает на человека в мыслях, загоняя его в тупик. Как бы говоря, что нет уже спасения и Бог не простит, выставляя Бога нечеловеколюбивым. Здесь главное из одной страсти — блудной — не впасть в другую — уныние. И тем более отгонять мысли о самоубийстве, если они приходят. Потому что тогда будет практически невозможно спастись. Четвертое — это обширное направление для деятельности. Начинать в себе правильную духовную жизнь. Сюда можно отнести и пост, и молитву, и посещение Богослужения в храме, милостыня и, конечно же, чтение духовной литературы — священного писания, творений святых отцов, жития святых. Пятое — просить у Бога и у мужа прощения, в большей степени именно мысленно. Шестое — помнить про свой грех, никогда не забывать его. Возненавидеть его делом, словом, мыслью.

Если постараться исполнить то, что вам посоветовали, думаю, будет гораздо лучше. А если не свернуть с пути и не бросить всё на полпути — как и бывает у многих, когда им становится легче, — то можно получить прощение в своих грехах. Не отчаивайтесь: дорогу осилит идущий. Бог не хочет смерти грешников.

Является ли для православного христианина грехом, если он застраховывает свою жизнь иимущество ?

О страховании жизни не могу дать совета, – пишет преп. Амвросий Оптинский , – нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не моего ума, а только здесь проявляются неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным образом обеспечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обеспечению – заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся прило жатся вам.

Что делать в случае, если не хочется ко му-либо подавать милостыню (отталкиваю щая внешность, настроение плохое, т. е. при чина, не уважительная для отказа)?

Подать, но немного, чтобы не было скупости.

Не грешно ли помогать собственным детям? Может быть, этим я их избалую?

Отец и мать будут в ответе пред Господом, ес ли не станут заботиться о своих детях и об их бу дущем.

Когда отец и мать усердно работают и хотя бы какие-то деньги откладывают «на черный день», чтобы помочь в важнейшем детям своим, это – не только не грех, но они и призваны так посту пать, потому что те родители, которые не забо тятся о детях, – неправильные родители и дадут ответ за это. Грех, когда собирают деньги по страсти, по сребролюбию, от отсутствия веры в Боже ственный Промысл или для пустых целей.

Обеспечение детей родителями необходимо. Если дети пренебрегаемы родителями, то детей, разумеется, ждет Божественная помощь. Но ро дители будут осуждены за то, что оставили детей без заботы.

Родители должны и жить по-христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записывать» все, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорб ляющими друг друга, ведущими плохие разгово ры, то они, как чистые кассеты, «записывают» все это в себе. И, когда придут в возраст, сами того не желая, наследовав от родителей все страстные состояния, начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слыша ли от родителей.

Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут предоставить родители своим детям, – сделать их приемниками своей доброты. И для этого не нужно особого старания, ибо если малыш видит, что родители имеют любовь между собой, благородно разговаривают, разум ны, радостны, смиренно молятся и т. п., то тогда, как «копирка», он отпечатывает это в своей душе.

Очень многие родители, весьма любящие сво их детей, некоторым образом их портят, не пони мая, к сожалению, какой вред наносят им, на пример, тогда, когда мать, по чрезвычайной плотской любви, обнимая и целуя ребенка, говорит ему: «Какой хороший у меня ребенок, самый лучший в мире ребенок» и т. п. Малыш, однако, весьма рано (в возрасте, когда не может еще этого осознавать) приобретает, против желания, высо кое мнение о себе и, естественно, перестает испытывать нужду в благой силе Божией и не умеет ее просить. Так созидается в душе ребенка высоко мерие, и весьма многие уносят его с собою в гроб, потому что не могут от него отделаться.

Зло – в том, что первыми принимают удар этого высокомерия сами родители, поэтому они и должны быть очень внимательны к духовной жизни, ибо несут ответственность не только за себя, но и за своих детей. Правда, и у родителей есть «смягчающее» обстоятельство, поскольку и они «наследовали» от родителей. Однако они не оправдываются, потому что в сознательный пери од не позаботились это «наследие» отбросить.

Да, они «наследуют» нечто, но они не должны обвинять за это родителей, т. к. самовластны. И, если захотят и не станут любить «наследие», смо гут его отбросить.

По моему мнению, более достоин похвалы тот, кто оказался «наследником» злого. Невольно и усиленно подвизался отбросить злое, чем тот, кто с малых лет естественно унаследовал от родителей благое и не принуждал себя сохранить это, потому что один обрел все приуготовленным и «убранным», в то время как другой подвизался сам приуготовить благое. Суд Божий примет сие на вид, если, к примеру, отец у ребенка вор и бу дет учить дитя воровать – и тот станет в конце концов вором, поскольку не имел доброго произ воления и принял на себя «наследие» отца. Тако го ребенка Бог будет судить в какой-то мере со снисхождением, видя, что такую судьбу тот обрел как «наследие» от родителей, когда был еще маленьким и не отличал добра от зла.

Итак, благочестие детям нам нужно давать, так сказать, с молоком матери, а не с твердой пи щей, потому что, когда дети еще малы, они подражают родителям, они «списывают» с родителей, как на незаписанную кассету. Именно тогда нужно позаботиться, дабы дети «заполнили» кас сету добротой и любовью. А когда дети подрас тут, нужно быть внимательными и действовать с рассуждением и осторожностью, как, например, когда мы заводим часы. Если ослабевает пружи на, мы заводим часы постепенно, т. к. есть опасность сломать их и часы тогда станут бесполез ными. Мы обязаны осторожно, по-доброму объ яснять ребенку, по какой причине нельзя делать так-то и почему надо делать так-то.

Очень помогает воспитанию детей, когда роди тели считают себя ответственными за все про ступки детей, поскольку находят свою собствен ную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искренне каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бро сает сокрушенным родителям «спасательный круг» для спасения, что, кстати, спасает и непу тевых детей (старец Паисий Святогорец ).

По какой причине иногда бывают хульные мысли против Бога, Божией Матери, святых икон, Святых Тайн?

«Перестанем судить и осуждать ближнего , и мы не будем бояться хульных помыслов», – от вечает нам святой Иоанн Лествичник . Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыс лах, если он с ними не соглашается, должно относить их к бесам. Старайся не обращать на них никакого внимания.

Но иногда от нашествия хульных помыслов не можешь взглянуть на икону! Как же тогда молиться?

Чтобы помыслы меньше стужали тебе, мо жешь изредка только взглядывать на иконы, – говорит преп. Амвросий Оптинский , – но дол жно знать, что иконы – только для глаз внеш них, и потому, стоя на молитве, мы должны по мнить, что предстоим пред Богом. Икону же во ображать в уме ни в каком случае не следует.

Можно ли, когда идешь в храм, брать ка­ кие-либо предметы из дома (бутылки для святой воды, продукты на канун и т. п.) из рук женщины (жены), которая в нечистоте? Можно ли вообще перед службой прикасаться к человеку, если он в нечистоте, особенно ес ли собираешься причащаться? Читал, что да же тело усопшего женщина в нечистоте омы вать не должна, т. к. эта нечистота якобы передастся церковным предметам и осквер нит их. Так ли это? Слышал, что у ветхоза ветных евреев даже было положено в этот период удаляться от общества?

Мелочами слишком не надо заниматься, это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и пр.

Можно ли молиться при ходьбе или лежа в по стели? Обязательно ли стоять при чтении Евангелия, когда молишься дома, и можно ли читать Евангелие в общественном транс порте?

Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться греш но, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Святое Евангелие, а если устал или немощь, то – сидя, с благоговением. В обществен ном транспорте лучше читать Псалтирь.

Святой небесный покровитель и Ангел хра нитель – одно и то же духовное лицо или разные ?

Два лица: святой покровитель – это тот свя той, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому Господом при Крещении.

Если Крещение совершалось священником, но за неимением возможности, обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещи ваться, когда такая возможность появи лась?

Крещение через обливание уже совершено, по этому второй раз креститься нельзя, хотя оно и неправильное. Раньше даже было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимени ем священников.

Можно ли для лечения употреблять в питие собственную мочу (так называемая «уринотерапия ») ?

Сего надо избегать. Лечиться надо святыней, а не мочой.

Следует ли менять место постоянного жите льства без крайней нужды, по прихоти?

Говорили старцы: древние отцы не скоро пере селялись с места жительства своего; если же пе реселялись, то по следующим трем причинам:

1) если кто гневался на них напрасно и они не мог ли примириться с ним при всем стремлении к примирению;

2) если их многие прославляли;

3) если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли мес то своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой цели).

Как правильно относиться к невольному греху, особенно если грех тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное причинение ущерба)?

Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех ско лько лет нести епитимию. Надо стараться его за глаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением умеренным о нем.

Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех исповедовать и какова мера ответст венности за него?

Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере – не хотят знать. Посему в Еванге лии читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться.

Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, т. е. «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?

Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случиться так, как говорил оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь – непо лезное и услышишь».