Отличие христианства от иудаизма. Отношение к мирской жизни

У христианства и иудаизма много общего, так как обе эти религии – авраамические. Но имеются между ними и довольно существенные различия.

Отношение к первородному греху

Согласно христианской вере, каждый человек рождается с первородным грехом и на протяжении жизни должен искупать его. Апостол Павел писал: «Грех пришел в мир чрез одного человека… А поскольку прегрешение одного повело к наказанию всех людей, то правый поступок одного ведет к оправданию и жизни всех людей. И как непослушание одного сделало грешниками многих, так и покорностью одного многие сделаются праведными» (Рим. 5:12, 18-19). Согласно же иудейской религии, все люди рождаются невинными, и грешить или не грешить – это только наш выбор.

Способы искупления грехов

Христианство считает, что Иисус своей жертвой искупил все человеческие грехи. Но каждый христианин в то же время несет личную ответственность за свои поступки перед Богом. Искупить грехи можно, покаявшись перед священником как посредником между Господом и людьми.

В иудаизме же человек может добиться прощения Бога только своими делами и поступками. Все грехи иудеи делят на два вида: нарушения божьих заповедей и преступления против другого человека. Первые прощаются, если иудей искренне покается в них. Но при этом между Богом и человеком нет никаких посредников, как в христианстве. В случае же преступления против кого-либо иудей должен вымаливать прощения не у Бога, а исключительно у того, кого он обидел.

Отношение к другим мировым религиям

Христианство утверждает, что на небеса после смерти попадут только те, кто верует в единого истинного Бога. В свою очередь, иудеи считают, что для попадания в Рай достаточно будет соблюдать семь основных заповедей, полученных Моисеем от Бога. Если человек соблюдает эти законы, он попадет на небо независимо от того, какую религию исповедует – если это иноверец, то он называется праведным неевреем. Правда, иудаизм лояльно относится только к монотеистическим религиям, но не приемлет языческие учения из-за многобожия и идолопоклонничества.

Способы общения человека с Богом

В христианстве посредниками между человеком и Богом являются священники. Только они вправе проводить некоторые религиозные обряды. В иудаизме не обязательно присутствие раввинов во время религиозных обрядов.

Вера в единого Спасителя

Как известно, в христианстве Иисуса чтят как Сына Божьего, который единственный может привести людей к Богу: «Все передано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Соответственно, христианское вероучение основывается на том, что только через веру в Иисуса можно прийти к Богу. В иудаизме же приблизиться к Богу может и человек, не придерживающийся данного вероучения: «Бог с теми, кто взывает к Нему» (Пс. 145:18). При этом Бог не может быть представлен ни в какой форме, он не может иметь образа или тела.

Отношение к проблеме добра и зла

В христианстве источником зла является Сатана, который предстает как сила, противоположная Богу. С точки зрения же иудаизма, нет иной высшей силы, кроме Бога, и все в мире может происходить только по Божьей воле: «Я творю мир и произвожу бедствия». (Ишаягу, 45:7).

Отношение к мирской жизни

Христианство учит, что самой целью человеческой жизни является подготовка к последующему посмертному существованию. Иудеи же главную цель видят в улучшении уже существующего мира. У христиан мирские желания связаны с грехом и искушением. По иудейскому учению душа более важна, чем тело, но мирское тоже может иметь отношение к духовному. Так, в отличие от христианства, в иудаизме нет понятия обета безбрачия. Создание семьи и продолжение рода для иудеев – святое дело.

Такое же отношение и к материальным благам. У христиан обет бедности является идеалом святости, тогда как иудеи считают накопление богатств положительным качеством.

Отношение к чудесам

В христианской религии чудеса играют важную роль. Иудаизм относится к этому иначе. Так, Тора говорит, что если кто-то публично явит сверхъестественные чудеса и назовет себя пророком, а затем станет наставлять людей нарушить божьи предписания, то его следует убить как лжепророка (Дварим, 13:2-6).

Отношение к приходу Мессии

Христиане верят, что Мессия на Землю уже приходил в образе Иисуса. Иудеи же ждут грядущего прихода Мессии. Они считают, что это будет связано со значительными переменами в мире, которые приведут к воцарению всеобщего согласия и признанию единого Бога.


Вернуться назад на

В первое столетие от Рождества Христова иудаизм и христианство представляли собой своеобразный общий континуум. Но впоследствии из него развилось два направления – иудаизм и христианство, которые впоследствии стали двумя религиями, во многом противоречащими друг другу. Имея общие корни, ветки этого дерева кардинально разошлись.

Что такое иудаизм и христианство

Иудаизм – религия евреев, наследников тех, кто дал обетование Аврааму. Главная особенность ее – в учении об избранности еврейского народа. Христианство – религия, находящаяся вне национальности, она для всех, кто считает себя последователями Христа.

Сравнение иудаизма и христианства

В чем же разница между иудаизмом и христианством?
Христианство основывается на том, что Бог открыл себя людям через Иисуса Христа. Это Мессия, который пришел спасти мир. Официальный иудаизм отрицает Воскресение Христа, не считает его пророком и, тем более, Мессией.
Христиане ждут второго пришествия Христа. Иудеи уверены, что Мессия еще не приходил в мир. Они все еще ждут Мошиаха.
Иудаизм возник на ветхозаветной, почти универсальной религии, но со временем превратился в национальную, утратив тем самым возможность стать религией мировой. Христианство, возникнув на той же почве, с течением времени превратилось в мировую религию.
Средоточие иудаизма – материальная религия, земное царство, господство, которое Мессия даст евреям над всем миром. Христианство верит в царство другого плана – Небесное. Мир духовный, покой во Христе, победа над страстями. Там окажется каждый, кто своей жизнью исполнил Заповеди Христовы, независимо от национальности и социального происхождения.

Учение иудаизма основывается только на книгах Ветхого Завета и устной Торе. В христианстве абсолютным авторитетом является Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы) и Священное Предание.
Главным догматом христианства является любовь. Сам Бог есть любовь. Ею пропитано каждое слово Евангелия. Все люди равны перед Богом. Иудаизм отрицательно относится к тем, кто не является иудеями.
В христианстве существует представление о первородном грехе. Поскольку состоялось грехопадение прародителей, человек, рожденный в мир, должен искупиться крещением.
Иудаизм придерживается того мнения, что человек рождается безгрешным, и уже потом выбирает для себя – грешить или не грешить.

TheDifference.ru определил, что отличие иудаизма от христианства заключается в следующем :

1. В христианстве Иисус Христос – Мессия, пришедший спасти мир. Иудаизм отрицает божество Христа.
2. Христианство – религия мировая, иудаизм – национальная.
3. Иудаизм основывается только на Ветхом Завете, христианство – на Ветхом и Новом Заветах.
4. Христианство проповедует равенство перед Богом всех людей. Иудаизм подчеркивает превосходство иудеев.
5. Иудаизм рационален, христианство к рационализму не сводится.
6. Христиане ждут Второго пришествия Христа, после которого наступит Царствие Небесное. Иудеи ждут прихода своего Мессии, который сотворит для евреев земное царство и даст им господство над всеми народами.
7. В иудаизме нет понятия о первородном грехе.

Иудаизм и христианство

Отношение христианства к иудаизму нельзя сравнить с его отношениями с любой другой религией. В сущности христианство и иудаизм - две ветви одной и той же религии - библейской религии, на что указывает как минимум то, что у христиан и иудеев одно и то же Писание. И, конечно, больше: Израиль, Богоизбранный народ - неустранимый элемент христианской теологии. Иисус был благочестивым иудеем. Очевидно, что нет ничего более противопоказанного христианству, чем антисемитизм: «семитизм» вписан в христианство, так сказать, «вечно»; но почему тогда антисемитизм - такая застарелая болезнь христиан? Христианство есть не отмена, а завершение иудаизма, такой иудаизм, где уже не ждут Мессию, а верят, что Он пришел. И тут возникает, конечно, самый главный вопрос: почему Богоизбранный народ в большинстве своем не принял Мессию? Что означают тогда слова Павла, о том, что «весь Израиль спасется»? Что происходит с Заветом Бога и Израиля после Воскресения Иисуса? Второй Храм разрушен, жертвоприношения не совершаются уже две тысячи лет - иудаизм «проиграл»? При этом Тора распространена среди всех народов мира - иудаизм «выигрывает»? Разве это не принципиально важно и для христианского, и для иудейского богословия?

Иудеи у Стены Плача

Так или иначе вот уже много веков Израиль пребывает в рассеянии среди христианских народов. Двухтысячелетняя история еврейской диаспоры закончилась Шоа… После этого христиане (европейцы вообще) не имеют больше права оставаться антисемитами. Запрет антисемтитизма однако стал часто пониматься как запрет вообще критиковать евреев. Один из эффектов Шоа - создание государства Израиль: его критиковать нельзя. Ситуация парадоксальная: когда евреи существовали как диаспора, критиковать их действительно было аморально: но именно тогда историю иудео-христианских отношений в большинстве своем можно свести к антисемитизму. Антисемитизм стал абсолютно табуирован именно после создания государства Израиль: то есть именно тогда когда Израиль не только можно, но и морально надо критиковать (как любое государство). Иными словами, дискриминация евреев сохранилась, но стала позитивной (в частности это видно в выражениях вроде «Гитлер хотел уничтожить всех евреев» - да конечно, но еще и цыган: почему геноцид цыган потряс мир совсем не так сильно, как геноцид евреев?).

Обо всем этом хорошо писал Бадью в «Направленности слова «еврей»»: «еврей» когда-то означало: «эмансипация», «борьба с угнетением», «равноправие» - короче, было словом из левого спектра; теперь же «еврей» скорее рифмуется с «война», «сегрегация», «государство» - короче, со словом из правого спектра. Богословски мы можем схватить это так: нам нужно дополнить «богословие после Освенцима» «богословием после создания государства Израиль».

Так или иначе, сегодня мы предлагаем довольно увесистую подборку книг, статей, лекций о иудео-христианских отношениях.

Израиль расстреливает демонстрацию палестинцев на границе (2018)

Книги

Шоа - событие, которое навсегда изменило христианско-иудейские отношения, европейский антисемтизм доразвился до абсолютного зла и схлопнулся (как хочется верить: хотя можно было бы сказать, что если в той или иной стране воспроизведутся условия Веймарской Германии, то эти условия воспроизведут и аналог нацизма). В сборнике Социально-политическое измерение христианства» вы найдете раздел «Христиане и евреи после Освенцима», где собраны несколько статей современных мыслителей. Самое интересное здесь - связка Шоа с проблемой создания государства Израиль, где евреи впервые за много веков стали политической силой, как и всякая политическая сила, угнетающая своих «врагов». «Богословие после Освенцима» должно иметь в себе такой элемент как «еврейская теология освобождения»: евреи после своей Катастрофы и палестинцы после своей : Шоа и Накба (парадоксальным образом зло, причиненное европейцами евреям отразилось в зле, причиняемом евреями палестинцам).

Лекции

Вот, что вы в них найдете:

Праведный Иоанн Кронштадтский - знаменитый отзыв на еврейский погром в Кишиневе: «Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение! Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане».

Ф. М. Достоевский . Дневник писателя. Величайший, быть может, христианский писатель… был антисемитом. Что ж, и это тоже надо знать.

Николай Лесков . «Еврей в России» - текст другого великогохристианского писателя.

«Из духовных книг евреев, которые чтит и христианство, мы знаем, что по библейскому представлению судьбою евреев занимался сам Егова. Евреи Его огорчали, изменяли Ему, «предлагалися богам чуждым - Астарте и Молоху», и Егова наказывал за это то домашними несчастиями, то пленом и рассеянием, но, однако, Он никогда не отнял от них надежды Отчего прощения».

В. С. Соловьев . «Еврейство и христианский вопрос», «Новозаветный Израиль», «Протест против антисемитского движения в печати», «Письмо В. С. Соловьева к автору (Вместо предисловия) <к книге Ф. Б. Геца «Слово подсудимому»>».

«Доказать евреям, что они ошибаются, можно только фактически – осуществляя на деле христианскую идею, последовательно проводя ее в действительную жизнь. Чем полнее христианский мир выражал бы собою христианскую идею духовной и универсальной теократии, чем могущественнее было бы воздействие христианских начал на частную жизнь христиан, на социальную жизнь христианских народов, на политические отношения в христианском человечестве – тем очевиднее опровергался бы иудейский взгляд на христианство, тем возможнее и ближе становилось бы обращение евреев. Таким образом, еврейский вопрос есть вопрос христианский ».

Василий Розанов - главный юдофил и главный антисемит русской мысли, бросаясь из крайности в крайность, философ оставляет нас в недоумении относительно своего отношения к евреям. Поддержав один раз «кровавый навет», другой раз он призывает вернуться к Ветхому Завету и учиться у евреев жить… Может быть бред, может быть «диалектика»: «Юдаизм», «Иудейская тайнопись», «Есть ли у евреев «тайны»?», «Еще об иудейской тайне», «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови», «Кое-что «про себя», «В соседстве Содома (Истоки Израиля)», «Ангел «Иеговы» (Истоки Израиля)», «Европа и евреи», «Почему на самом деле евреям нельзя устраивать погромов?».

Д. С. Мережковский . Еврейский вопрос как русский.

«Тяжело, больно, стыдно…

Но и сквозь боль и стыд мы кричим, твердим, клянемся, уверяем людей, не знающих таблицы умножения, что дважды два - четыре, что евреи - такие же люди, как и мы - не враги отечества, не изменники, а честные русские граждане, любящие Россию не меньше нашего; что антисемитизм - позорное клеймо на лице России.

Но, помимо крика, нельзя ли высказать одну спокойную мысль? Юдофобство с юдофильством связано. Слепое отрицание вызывает такое же слепое утверждение чужой национальности. Когда всему в ней говорится абсолютное «нет», то возражая, надо всему сказать абсолютное «да».

В. И. Иванов . К идеологии еврейского вопроса.

«Мы до такой степени запутали, исказили и перезабыли все святое и правое предание, так отвыкли мы вникать разумом в затверженные наизусть ясные слова стародавней правды, что парадоксом может показаться утверждение: чем живее и глубже в христианине церковное сознание…, тем живее и глубже чувствует он себя, как сын Церкви, - не скажу только филосемитом, - но поистине семитом в духе».

Н. А. Бердяев . «Судьба еврейства», «Еврейский вопрос как вопрос христианский».

«Еврейский вопрос есть вопрос христианского призвания русского народа. Между этими народами есть какое-то сходство в мессианском сознании. И не случайно предельный коммунизм оказался по преимуществу русско-еврейской идеей, русско-еврейской антихристианской верой. В русской духовной стихии и русском христианстве сильны были элементы иудаистически-хилиастические, национально-мессианские».

С. Н. Булгаков . «Сион», «Судьба Израиля как крест Богоматери», «Расизм и христианство», «Гонения на Израиль».

«Народ этот не только был, но и остается избранным, ибо «дары и избрание Божие непреложны», по слову ап. Павла (Рим. ХІ, 29). Это должны помнить и знать и теперешние его хулители, если только они сами не отрицают веры во Христа и почитания Пречистой Его Матери.

Здесь мы приближаемся к последней тайне, о которой говорит ап. Павел, - к обращению Израиля (26). В чем же эта тайна? Нам она не открыта. Однако остаются благочестивые домыслы, имеющие для себя и известную убедительность и даже и очевидность. Такая очевидность связана с нашим общим упованием о предстательстве Богоматери. Может ли совершиться дело «спасения всего Израиля», духовное его воскресение, помимо Той, ради которой и совершилось его избрание для того, чтобы послужить делу боговоплощения? «Не оставившая мира «Богородица» оставляет ли молитвенной помощью и попечением то древо, от которого Она Сама возросла на земле, чтобы вознестись в небо? Есть ли Ее действенная к тому помощь? Достаточно только поставить такой вопрос, чтобы увидеть, что это есть именно так и иначе быть не может. Если Бог Авраама, Исаака и Иакова, всех ветхозаветных праотцев и пророков, Предтечи и апостолов внемлет молитве, произносимой ими в народе своем, то во главе сего молитвенного сонма предстоит Богу «в молитвах неусыпающая Богородица», и этим предстательством совершается еще нам неведомая тайна «спасения всего Израиля в его обращении ко Христу».

Л. П. Карсавин . Россия и евреи.

«Еврейство связано с христианством одним Мессиею, Который к евреям пришел и Которого они отвергают. Мы признаем Иисуса Христа, Мессию и Богочеловека, Который по человечеству кровно связан с еврейским народом и Который прежде всего пришел к чадам дома Израилева и Который нас сделал новым Израилем, Израилем духовным».

А. З. Штейнберг . Ответ Л. П. Карсавину. «Русское еврейство представляет собою некое органическое единство, хотя и принадлежит одновременно к двум разным объемлющим его целым: к всенародной общине израильской и к России. У русских евреев есть задачи по отношению к всемирному еврейству и есть задачи по отношению к России».

В. В. Зеньковский . На темы историософии.

«Последние годы отмечены острой и настойчивой постановкой проблемы еврейства. Проблема эта вековая, но наше время внесло сюда особую страстность, доходящую нередко до подлинной маниакальности. Помимо жестоких гонений на евреев в Германии, своей бесчеловечностью смутивших немало даже закоренелых антисемитов, - сюда присоединилась проповедь нелепой теории расизма, проникающая, как зараза, в целый ряд стран. Все это резко выделяет еврейский вопрос из большого комплекса других трудных проблем, которыми обременено наше время. В известной мере сюда присоединяется и крах или бессилие традиционной позиции либерализма, - не в том смысле, что эта позиция оказалась неверна, - но позиция либерализма в отношении к еврейскому вопросу обнаружила явную недостаточность, неумение охватить всю сложность темы о еврействе. Чисто правовой подход к этой теме не принес действительного разрешения вопроса, - очевидно корни антисемитизма, злая вражда к еврейству не могут быть парализованы извне, через одну правовую культуру».

Г. П. Федотов . Новое на старую тему (К современной постановке еврейского вопроса).

«Есть две причины, почему судьба этого народа сейчас больнее, чем судьба других, затрагивает нееврейский, а особенно христианский мир. Первая - это всеобщее распространение еврейской диаспоры и ее далеко зашедшая ассимиляция. Каждый христианин в любой стране имеет среди евреев друзей и близких. Через их личное горе он легко может ощутить национальную катастрофу еврейства, если, конечно, сам не принадлежит к его сознательным врагам. Вторая причина порядка религиозного. Для христианина евреи не просто народ среди прочих, но народ, отмеченный божественным избранием, народ Христа, Его породивший и Его отвергший: народ, судьба которого имеет особое, всемирно-историческое значение».

М. О. Гершензон . Судьбы еврейского вопроса.

«Пepвый, caмый xapaктepный пpизнaк cиoнизмa - этo бeзвepиe, eгo нeoбyздaнный paциoнaлизм, мнящий ceбя пpизвaнным и cпocoбным yпpaвлять cтиxиeй. Haши пpeдки yмeли мyдpo cмиpятьcя пepeд зaпoвeдными тaйнaми; coвpeмeнный paзyм нe знaeт cвoиx гpaниц. Ho тaйны ecть; ecли нaшa мыcль paзгaдaлa ceкpeт ecтecтвeннoгo oтбopa, ecли oнa cyмeлa пoдчинить ceбe cилy элeктpoмaгнитныx вoлн, - это eщe нe знaчит, чтo eй вce пoдвлacтнo. Cиoнизм пocягaeт нa зaпpeтнoe yмy; в этoм cмыcлe oн - плoть oт плoти coвpeмeннoгo пoзитивизмa, o чeм, впpoчeм, и нeпocpeдcтвeннo cвидeтeльcтвyeт eгo нaциoнaлиcтичecки-yтилитapнoe oтнoщeниe к peлигии».

Владимир Марцинковский . Христос и евреи.

«Евреи боятся принятия христианства, как измены своему народу, как предательства и отступничества. Отсюда вражда к миссионерам и отпор по отношению ко всякой агитации во имя той или иной христианской церкви.

Но мы уже выяснили выше нашу основную мысль: именно для того, чтобы быть подлинными евреями, евреи должны уверовать во Христа, своего Мессию. И чтобы уверовать во Христа, современные евреи должны оживить в себе дух пророков. Евреи «сыны пророков и Завета». Так сказал о них апостол Петр (Д. Ап. 3:25.). Это их призвание. Память о нем не угасла в Израиле и доселе».

Прот. Александр Мень . Что такое иудеохристианство.

«Иудейская религия задумана — я употребляю этот термин специально — Богом как мировая религия. Это явствует из всей Библии. Эта религия не может оставаться в рамках Израиля. То, что было сложено в рамках нашего народа, должно быть и было вынесено для всего мира, Несмотря на взаимные конфликты, взаимные обвинения, взаимную борьбу, о которой я сейчас не буду говорить, мысль о родстве и близости двух вер сейчас все более и более становится очевидной».

Антисемитизм

«С облегчением можем сказать: корни антисемитизма находятся в дохристианском мире. Антисемитизм – явление языческое, причем в двойном значении этого слова. Во-первых, он полностью противоречит основам христианского вероучения, чужд и враждебен им. Во-вторых, генетически и исторически он также связан только с язычеством. Антисемитизм возник и развился в мире античного язычества».

«Стоящие на совершенно различных позициях, католический философ Жак Маритен и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд одинаково определяют источник ненависти христиан к евреям. По их мнению, он коренится в неосознанной ненависти к Христу, в бунте против «христианского ярма». Для этих людей «иго Христа» отнюдь не благо и «бремя его» совсем не легко. Следовательно, христианский антисемитизм не что иное, как христофобия. Не могущий открыто выразить свою ненависть к христианству, христианский антисемит неосознанно для себя переносит ее на евреев, родных по крови Основателю христианства. Он обвиняет евреев в том, что они убили Христа. На самом же деле ему хотелось бы осудить их за то, что Он вышел из их среды, что именно они дали Его миру. И это роднит антисемитизм христиан с антисемитизмом нацистским».

Николай Бердяев. «Христианство и антисемитизм. Религиозная судьба еврейства» : «Соединение религии с кровью и национальностью, вера в избранность народа, охранение чистоты расы — все это древнееврейского происхождения, внесено евреями. Не знаю, замечают ли германские расисты, что они подражают евреям. В расизме как раз нет ничего «арийского», «арийцы» индусские и греческие были более склонны к индивидуализму. Но есть разница между еврейским и германским расизмом. Еврейский расизм был универсально-мессианским, он вынашивал универсальную религиозную истину. Германский же расизм есть агрессивный, мирозавоевательный партикуляризм. Расизм сейчас означает дехристианизацию и дегуманизацию, возврат к варварству и язычеству».

Священник Вячеслав Перевезенцев. «Грех антисемитизма» : «Антисемитизм, как впрочем, и любая другая расовая дискриминация, есть не только презрение к другому человеку как носителю образа Божия, но и (на сей раз это уже его исключительная черта) унижение Христа и Богородицы».

Андрей Десницкий. «Антисемитизм у подножия Креста» : «Службы последних дней Страстной седмицы - яркие, неповторимые, говорящие о самом главном, что только есть в христианстве. Пасха вся будет сплошным ликованием, а здесь такая гамма чувств, такая высота богословия…

И здесь же есть слова, о которые буквально спотыкается молитва. Мы слышим, что призывается не только Бог, но и… «лукавый, стропотнейший роде еврейский» (статия 2-я утрени Великой субботы). И даже вот такое звучит: «…о предательстве не довольни быша, Христе, роди еврейстии, но покиваху главами своими, хулу и ругание приносяще. Но даждь им, Господи, по делом их» (11-й антифон утрени Великой пятницы). Просьба о милости, покаяние - и «даждь по делом»?»

Священник Георгий Чистяков. «От маргинального юдофобства к партийному антисемитизму» - заметка о антисемтитизме в русских СМИ и политике в 90-ее гг. (как стихийный антисемитизм может превратиться в политическую респектабельную идеологию).

Искусство

«Дочь Иеффая» - рассказ Гертруды фон Ле Форт об отношениях Церкви и Синагоги. Средневековая Испания, инквизиция гонит евреев, в городе распространилась чума. Страдание и ненависть правит миром: и только дочь раввина понимает, что «и враги - тоже наши братья»… История о взаимоотношениях христиан и иудеев: «Синагога - тоже Мария, ибо она есть врата, через которые пришло в этот мир Спасение» ; о Любви и сострадании.

«Гог и Магог» - уникальная книга. Единственный роман великого философа Бубера, отражающий интереснейшую реальную историю: спор цадиков (хасидских святых) о Наполеоне. Часть цадиков магическими средствами хотели сделать из Наполеона «Гога и Магога», тем самым приблизив Избавление. Другие же цадики верили, что Избавление может приблизить только внутренняя праведность. Так роман решает вопрос, как относиться верующим библейской традиции к истории и ее концу. Интересно, что Бубер в послесловии пишет, что одним из упреков к роману был такой: Бубер христианизировал хасидские предания.

«Суд над Богом» - телевизионный фильм Энди де Эммони (2008). Евреи в Освенциме решили провести суд над Богом, обвиняя Его в нарушении Завета. На судебном процессе будут рассматриваться главные события из истории отношений Израиля и Бога: на материале библейской истории и того, к чему она пришла в XX в., будут подняты вопросы теодицеи, страдания, справедливости и т. д.

«- Мы признали Бога виновным. Что теперь? - Теперь надо молиться».

«Ушпизин» - доброе светлое кино. «Ушпизин» - это гости, которые по иудейским поверьям должны прийти в дом на праздник Кущей. К супругам Мойше и Малке действительно приходят гости: сбежавшие заключенные, но делать нечего: именно таких гостей послал им Господь.

Оригинал взят у alanol09 в Главные отличия христианства от иудаизма

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем.

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека — это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры.

Третье различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.


В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.

Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он — пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.

Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.

Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие. Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.

Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма : сам Иисус (ивр. ‎יֵשׁוּעַ‎) и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи вос-принимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Так, согласно 24-ой главе Книги Деяний, на суде над апостолом Павлом сам Павел объявляет себя фарисеем (Деян.23:6), и при этом он име-нуется от лица первосвященника и иудейских старейшин «представителем назорейской ереси» (Деян.24:5); термин «назорей» (ивр. נזיר‎) также неоднократно упоминается как характеристика самого Иисуса, что, видимо, соответствует иудейскому статусу назиров (Бем.6:3).

В течение некоторого времени еврейское влияние и пример, вероятно, были настолько сильны и убедитель-ны, что представляли, по мнению христианских пастырей, значительную опасность для их паствы . Отсюда полемика с «иудействующими» в посланиях Нового Завета и яростная критика иудаизма в пропо-ведях такого отца церкви, как Иоанн Златоуст.

Еврейские истоки и влияния в христианском ритуале и литургии

Христианское богослужение и традиционные формы общественного богопочитания несут на себе след еврейского происхождения и влияния ; уже сама идея церковного ритуала (то есть собрания веру-ющих для молитвы, чтения Писания и проповеди) заимствована из синагогального богослужения.

В христианском ритуале можно выделить следующие элементы, заимствованные из иудаизма:

Чтение отрывков из Ветхого и Нового заветов во время богослужения - христианский вариант чтения Торы и книги Пророков в синагоге;

Важное место, которое занимают Псалмы в христианской литургии;

Некоторые ранние христианские молитвы представляют собой заимствование или переработку еврейских оригиналов: «Апостольские постановления» (7:35-38); «Дидахе» («Учение 12 апостолов») гл. 9-12; молитва «Отче наш» (ср. Каддиш);

Очевидно еврейское происхождение многих молитвенных формул. Например, аминь (Амен), аллилуя (Галилуйа) и осанна (Хоша’на);

Можно обнаружить общность некоторых христианских обрядов (таинств) с еврейскими, хотя и преоб-разованными в специфически христианском духе. Например, таинство крещения (ср. обрезание и микве);

Важнейшее христианские таинство - евхаристия - основано на предании о последней трапезе Иисуса с учениками (Тайная вечеря, отождествляемая с пасхальной трапезой) и включает такие традиционные еврейские элементы празднования Песаха, как преломляемый хлеб и чаша вина.

Иудейское влияние можно видеть в становлении суточного богослужебного круга, в особенности в службе часов (или Литургия часов в Западной Церкви).

Возможно также, что некоторые элементы раннего христианства, которые явно выходят за рамки норм фарисейского иудаизма, могли произойти от различных форм сектантского иудаизма.

Принципиальные различия

Основное различие между иудаизмом и христианством составляют три главные догмы христианства: Первородный грех, Второе пришествие Иисуса и искупление грехов смертью Его .

Для христиан эти три догмы призваны разрешить проблемы, которые в противном случае были бы неразрешимы.

В иудаизме этих проблем просто не существует.

Представление о Первородном грехе.

Принятие Христа через крещение. Павел писал: «Грех пришел в мир чрез одного человека… А поскольку прегрешение одного повело к наказанию всех людей, то правый поступок одного ведет к оправданию и жизни всех людей. И как непослушание одного сделало грешниками многих, так и покорностью одного многие сделаются праведными» (Рим.5:12, 18-19).

Этот догмат был подтверждён Декретами Трентского Совета (1545-1563): «Поскольку грехопадение вызвало потерю праведности, впадение в рабство к дьяволу и гнев Божий и поскольку грех первородный передается по рождению, а не подражанием, поэтому все, что имеет греховную природу и всяк виновный в грехе первородном может быть искуплен крещением».

Согласно представлению иудаизма, всякий человек рождается невинным и сам делает свой моральный выбор - грешить или не грешить.

До смерти Иисуса пророчества Ветхого Завета о Мессии не были исполнены . Христианское разрешение проблемы - Второе Пришествие .

С еврейской точки зрения это не проблема, поскольку у евреев никогда не было основания верить, что Иисус был Мессией.

Представление о том, что люди не могут добиться спасения своими делами. Христианское решение - смерть Иисуса искупает грехи тех, кто верит в него.

Согласно иудаизму, люди могут добиться спасения посредством своих поступков. В разрешении этой проблемы христианство полностью отличается от иудаизма.

Во-первых, какие грехи человечества искупает смерть Иисуса?

Поскольку Библия обязывает только евреев соблюдать законы взаимоотношений человека с Богом, нееврейский мир не мог совершить такого греха. Единственными грехами, которые совершают неевреи, могут быть прегрешения против людей.

Искупает ли смерть Иисуса прегрешения одних людей против других? Очевидно, да. Эта доктрина прямо противоположна иудаизму и его представлению о моральной виновности. Согласно иудаизму, даже Сам Бог не может простить грехов, совершённых по отношению к другому человеку.

Противоречия между Учением Иисуса и иудаизмом

Поскольку Иисус в общем исповедовал фарисейский (раввинский) иудаизм , большая часть его учения совпадает с еврейскими библейскими и фарисейскими верованиями. Есть, однако, ряд оригинальных уче-ний, приписываемых Иисусу в Новом Завете, которые отличаются от иудаизма. Конечно, трудно устано-вить, являются ли эти заявления его собственными или лишь приписываются ему:

1.Иисус прощает все грехи.

«Сын человеческий обладает властью прощать грехи» (Мф.9:6). Даже если приравнивать Иисуса к Богу (что само по себе является ересью для иудаизма), уже одно это заявление является радикальным отходом от принципов иудаизма. Как уже отмечалось, даже Cам Бог не прощает все грехи . Он ограничивает свою власть и прощает лишь те грехи, которые совершены против Него, Бога . Как указано в Мишне: «День искупления предназначен для искупления грехов против Бога, а не грехов, совершенных против людей, за исключением тех случаев, когда пострадавший от грехов твоих был ублаготворен тобою» (Мишна, Иома 8:9).

Отношение Иисуса к плохим людям.

«Не оказывай сопротивления злому человеку. Напротив, если кто ударит тебя по правой щеке, под-ставь ему и левую» (Мф.5:38). И далее: «Возлюби врагов твоих и молись за твоих притеснителей» (Мф.5:44).

Иудаизм, напротив, призывает оказывать сопротивление пороку и злу . Ярким примером тому в Библии является поведение Моисея, убившего египетского рабовладельца за то, что тот издевался над рабом-евреем (Исх.2:12).

Вторым часто повторяемым примером из Второзакония является заповедь: «Рука свидетелей должна быть на нём (злом человеке, творящем зло перед очами Господа Бога) прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды своей» Втор.7:17.

Иудаизм никогда не призывает возлюбить врагов людей. Это не означает , вопреки утверждению новозаветного Матфея, что иудаизм призывает ненавидеть врагов (Мф.5:43). Это означает лишь призыв к справедливости по отношению к врагам. Еврей, например, не обязан возлюбить нациста, как того тре-бовала бы заповедь Матфея.

Иисус Сам во многих случаях отступал от Своих собственных заповедей и принципов (например, в главах Мф.10:32, Мф.25:41) и, практически, ни одна христианская община за всю историю христианства не смогла полностью следовать принципу «непротивления злу» в повседневном поведении. Принцип непротивления злу не является нравственным идеалом . Лишь одна из христианских групп - «Cвидетели Иеговы» - проводит этот принцип в жизнь более или менее успешно . Возможно, поэтому члены общины «Свидетелей Иеговы», будучи узниками в фашистских концлагерях, были назначены эсэсовцами в качестве парикмахеров. Нацисты верили в то, что «свидетели Иеговы» не причинят им зла (не прибегнут к насилию), когда будут брить усы и бороды охранникам.

3. Иисус утверждал, что люди могут прийти к Богу только через Него - Иисуса. «Все передано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27). Это в корне отличается от иудаизма, где каждый человек имеет прямой доступ к Богу, ибо «Бог с теми, кто взывает к Нему» (Пс.145:18).

В христианстве только верующий в Иисуса может прийти к Богу. В иудаизме любой человек может приблизиться к Богу , для этого не обязательно быть евреем.

Отношение иудаизма к христианству

Иудаизм относится к христианству как к своему «производному» - то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира (см. ниже отрывок из Маймонида, говорящий об этом).

Некоторые исследователи иудаизма разделяют точку зрения, что христианское учение, так же как и современный иудаизм, во многом восходит к учению фарисеев. Энциклопедия Британника: «С точки зрения иудаизма, христианство есть или было еврейской „ересью“ и, как таковое, может быть судимо несколько иначе, нежели иные религии.»

С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения и признание его мессианской роли (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) абсолютно неприемлемо. В иудейских текстах его эпохи нет ни одного упоминания о личности, которое можно было бы достоверно отождествить с ним.

В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его тринитарной и христологической догматикой, разработанной в IV веке, идолопоклонством (язычеством) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»).

В позднейшей раввинистической литературе Иисус упоминается в контексте антихристианской полемики. Так, в своём труде Мишне Тора Маймонид (составлялась в 1170-1180 в Египте) пишет:

«И о Йешуа ha-Ноцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: „И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение“ (Даниэль, 11:14), - ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]?

Все пророки говорили, что Машиах - спаситель Израиля и избавитель его , что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой , большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек , ибо „не пути наши - Его пути, и не наши мысли - Его мысли“, и всё происшедшее с Йешуа ha-Ноцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха , подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему , как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе» (Соф.3:9).

Каким образом те двое способствовали этому?

Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.» - Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, гл. 11:4

В послании Маймонида евреям в Йемене (אגרת תימן) (около 1172) последний, рассуждая о тех, кто пытался уничтожить иудаизм либо насилием, либо путём «ложной мудрости», говорит о секте, сочетающей оба метода:

«А потом возникла другая, новая секта, которая с особым рвением отравляет нам жизнь обоими способами сразу: и насилием, и мечом, и наветами, ложными доводами и толкованиями, утверждениями о наличии [несуществующих] противоречий в нашей Торе. Эта секта вознамерилась извести наш народ новым способом. Её глава коварно замыслил создать новую веру, помимо Божественного учения - Торы, и провозгласил публично, что это учение - от Бога. Целью его было заронить сомнение в сердца наши и посеять в них смятение.

Тора едина, а его учение - её противоположность . Утверждение, что оба учения от единого Бога, направлено на подрыв Торы. Изощренный замысел отличался необыкновенным коварством.

С. Эфрон (1905): «У христианских народов установилось убеждение, что Израиль остался верен Ветхому Завету и не признал Новый из-за приверженности религиозной к установившимся формам, что в ослепле-нии своём он не рассмотрел Божественности Христа , не постиг Его. <…> Напрасно установилось понятие, что Израиль не понял Христа. Нет, Израиль понял и Христа, и Его учение в первый же момент появления Его . Израиль знал о Его пришествии и ждал Его. <…> Но он, гордый и своекорыстный, считавший Бога Отца своим личным Богом, отказался признать Сына за то, что пришёл Он взять на Себя грех мира. Израиль ждал личного Мессию для себя только одного <…>».

Мнение митрополита Антония (Храповицкого) о причинах неприятия Иисуса иудеями (начало 1920-х): «<…> не только новозаветные священные толкователи, но и ветхозаветные священные писатели, предсказывая Израилю и даже всему человечеству, светлое будущее, имели в виду блага духовные, а не физические вопреки толкованию позднейших Иудеев и нашего Вл. Соловьёва! <…> Однако современные Спасителю Иудеи не желали стать на такую точку зрения и напряжённо жаждали себе, своему племени, внешнего довольства и славы, и только лучшие из них понимали пророчества правильно <…>»

Некоторые лидеры иудаизма критикуют церковные организации за их антисемитскую политику. Например, духовный наставник евреев России раввин Адин Штейнзальц обвиняет Церковь в развязывании антисемитизма .

Отношение христианства к иудаизму

Христианство рассматривает себя новым и единственным Израилем , исполнением и продолжением пророчеств Танаха (Ветхого Завета) (Втор.18:15,28; Иер.31:31-35; Ис.2:2-5; Дан.9:26-27) и как новый завет Бога со всем человечеством, а не только евреями (Мф.5:17; Рим.3:28-31; Евр.7:11-28).

Апостол Павел именует весь Ветхий Завет «тенью будущего» (Кол.2:17), «тенью будущих благ» (Евр.10:1) и «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24), а также прямо говорит о сравнительном достоинстве двух заветов: «Если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому» (Евр.8:7); а о Иисусе - «Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.» (Евр.8:6). Такую трактовку соотношения двух заветов в западном богословии принято называть «теорией замещения». Кроме того, апостол Павел решительно ставит «веру в Иисуса Христа» выше «дел закона» (Гал.2:16).

Окончательный разрыв между христианством и иудаизмом произошёл в Иерусалиме, когда Апостольский собор (около 50 года) признал соблюдение обрядовых предписаний Моисеева закона необязательным для христиан из язычников (Деян.15:19-20).

В христианском богословии иудаизм, основанный на Талмуде, традиционно рассматривается в качестве религии, во многих принципиальных вопросах фундаментально отличной от иудаизма эпохи, предшествовавшей Иисусу, признавая в то же время наличие многих характерных черт талмудического иудаизма в религиозной практике фарисеев времен Иисуса.

В Новом Завете

Несмотря на значительную близость христианства иудаизму, Новый Завет содержит ряд фрагментов, традиционно интерпретировавшихся деятелями Церкви как антииудейские, как-то:

Описание суда Пилата , на котором иудеи, по словам Евангелия от Матфея, берут на себя и своих детей кровь Иисуса (Мф.27:25). Впоследствии, опираясь на евангельский рассказ , Мелитон Сардийский (умер ок. 180 года) в одной из своих проповедей сформулировал понятие богоубийства, вина за которое, по его утверждению, лежит на всём Израиле. Ряд исследователей прослеживает в канонических Евангелиях тенденцию оправдания Пилата и обвинения евреев, получившую наибольшее развитие в более поздних апокрифах (таких как Евангелие от Петра). Тем не менее, первоначальный смысл стиха Мф.27:25 остаётся предметом спора библеистов.

Полемика Иисуса с фарисеями содержит ряд жёстких высказываний : примером может служить Евангелие от Матфея (23:1-39), где Иисус называет фарисеев «порождениями ехидниными», «окрашенными гробами», а обращённого ими «сыном геенны». Эти и подобные слова Иисуса впоследствии зачастую переносились на всех евреев. По мнению ряда исследователей, такая тенденция присутствует и в самом Новом Завете: если в синоптических Евангелиях антагонистами Иисуса выступают по преимуществу фарисеи, то в более позднем Евангелии от Иоанна оппоненты Иисуса чаще обозначаются как «иудеи». Именно к иудеям обращено в этом Евангелии одно из самых жёстких выражений Иисуса: «ваш отец диавол» (Ин.8:44). Многие современные исследователи, однако, склонны рассматривать подобные выражения в Евангелиях в общем контексте античной полемической риторики, тяготевшей к предельной жёсткости.

В Послании к Филиппийцам апостол Павел предостерегал христиан-неевреев: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Фил.3:2).

Часть историков ранней Церкви рассматривает приведённые выше и ряд других мест Нового Завета как антииудейские (в том или ином понимании слова), в то время как другие отрицают наличие в книгах Нового Завета (и, шире, в раннем христианстве вообще) принципиально негативного отношения к иудаизму. Так, по мнению одного из исследователей: «нельзя считать, что раннее христианство как таковое, в наиболее полном своём выражении, привело к более поздним проявлениям антисемитизма, христианского или какого-либо иного». Всё чаще указывается и на то, что применение понятия «антииудаизм» к новозаветным и другим раннехристианским текстам в принципе анахронично, поскольку современное понимание христианства и иудаизма как двух полностью оформившихся религий неприменимо к ситуации I-II веков. Исследователи стараются определить точных адресатов полемики, отражённой в Новом Завете, показав тем самым, что интерпретация тех или иных фрагментов новозаветных книг как направленных против иудеев вообще несостоятельна с исторической точки зрения.

Апостол Павел, которого часто считают фактическим основателем христианства, в Послании к Римлянам обращается к верующим из язычников со словами:

«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти…» (Рим.9:1-5)

«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Рим.10:1)

В 11 главе апостол Павел также подчёркивает, что Бог не отвергает Свой народ Израиль и не разрывает с ним Своего Договора: «Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал…» (Рим.11:1,2) Павел утверждает: «Весь Израиль спасётся» (Рим.11:26)

Взаимоотношения христианства и иудаизма на протяжении веков

Раннее христианство

По мнению ряда исследователей, «деятельность Иисуса, его учение и его отношения с учениками - это часть истории еврейских сектантских движений конца периода Второго Храма» (фарисеев, саддукеев или ессеев и кумранской общины).

Христианство с самого начала признавало в качестве Священного Писания еврейскую Библию (Танах), как правило в её греческом переводе (Септуагинта). В начале I века христианство рассматривалось в качестве иудейской секты, а позже - новой религии, развившейся из иудаизма.

Уже на раннем этапе началось ухудшение взаимоотношений между евреями и первыми христианами. Нередко именно евреи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан. В Иудее в преследованиях участвовали храмовое саддукейское священство и царь Ирод Агриппа I. «Пристрастное отношение и тенденция приписывать евреям ответственность за муки и смерть Иисуса выражены в разной степени в книгах Нового Завета, который, таким образом, благодаря своему религиозному авторитету стал первоисточником позднейшей христианской клеветы на иудаизм и богословского антисемитизма».

Христианская историческая наука в ряду гонений на ранних христиан, на основании Нового Завета и иных источников, рассматривает «гонение христиан от иудеев» как хронологически первое:

Первоначальное намерение Синедриона умертвить апостолов было сдержано его председателем - Гамалиилом (Деян.5:33-39).

Первый мученик Церкви архидиакон Стефан в 34 году был бит и казнён непосредственно иудеями (Деян.7:57-60).

Около 44 года Ирод Агриппа казнил Иакова Зеведеева, видя, что «это приятно иудеям» (Деян.12:3).

Такая же участь ожидала чудесно спасённого Петра (Деян.6).

Согласно церковному преданию, в 62 году толпой иудеев был сброшен с кровли дома Иаков брат Господень.

Архимандрит Филарет (Дроздов) (впоследствии митрополит Московский) в своём многократно переиздававшемся труде так излагает данный этап истории Церкви: «Ненависть Иудейского правительства к Иисусу, возбужденная обличением Фарисейского лицемерия, предсказанием о разрушении храма, несогласным с предрассудками характером Мессии, учением о Его единстве с Отцем, паче же всего завистию Священников, обратилась по Нем на Его последователей. В одной Палестине было три гонения, из коих каждое стоило жизни одному из знаменитейших мужей Христианства. В гонение Зилотов и Савла умерщвлен Стефан; в гонение Ирода Агриппы, Иаков Зеведеев; в гонение первосвященника Анана или Анны младшего, бывшее по смерти Феста, - Иаков брат Господень (Иос. Древ. XX. Eus. H.L. II, c. 23).»

Впоследствии, благодаря своему религиозному авторитету, факты, изложенные в Новом Завете использовались для оправдания проявлений антисемитизма в христианских странах, а факты участия евреев в гонениях христиан использовались последними для разжигания антисемитских настроений в христианской среде.

Вместе с этим, как считает профессор библеистики Михал Чайковский, молодая христианская Церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать старозаветным иудеям те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан. Конфликт этот существовал уже в I веке, о чём есть свидетельства в Новом Завете.

В окончательном разделении христиан и евреев исследователи выделяют две рубежные даты:

66-70 годы: Первой иудейской войны , закончившиеся разрушением Иерусалима римлянами. Для еврейских зелотов христиане, покинувшие город перед его осадой римскими войсками, стали не только религиозными отступниками, но и изменниками своего народа. Христиане же увидели в разрушении Иерусалимского храма исполнение пророчества Иисуса и указание на то, что отныне именно они стали истинными «сынами Завета».

Около 80 года: внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним»). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины.

Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией. Сильный удар этим надеждам нанесло признание Мессией руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 года).

В древней Церкви

Судя по дошедшим письменным памятникам, начиная со II века, антииудаизм в христианской среде возрастал. Характерны Послание Варнавы, Слово о Пасхе Мелитона Сардийского, а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского и нек. др.

Спецификой христианского антииудаизма стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение иудеев в Богоубийстве. Назывались и другие их «преступления» - упорное и злонамеренное отвержение ими Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что иудеи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (Блаженный Августин) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства.

Наиболее ранние тексты, вошедшие в канонический кодекс Церкви, содержат ряд предписаний для христиан, смысл которых - полное неучастие в религиозной жизни иудеев. Так, Правило 70-е «Правил святых апостол» гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.»

После Миланского эдикта (313 год) императоров Константина и Лициния, провозгласивших политику официальной терпимости к христианам, влияние Церкви в империи неуклонно возрастало. Становление Церкви как государственного института влекло за собой социальную дискриминацию иудеев, преследования и погромы, совершавшиеся христианами с благословения Церкви или инспирировавшиеся церковной иерархией.

Святой Ефрем (306-373) называл иудеев негодяями и рабьими натурами, безумными, слугами дьявола, преступниками с ненасытной жаждой крови, 99-кратно худшими, чем неиудеи.

Один их Отцов Церкви Иоанн Златоуст (354-407) в восьми проповедях «Против иудеев» бичует иудеев за кровожадность, они ничего не понимают кроме жратвы, выпивки и проламывания черепов, они не лучше, чем свинья и козёл, хуже, чем все волки вместе.

«А как некоторые считают синагогу местом досточтимым; то необходимо сказать несколько и против них. Почему вы уважаете это место, тогда как его надлежит презирать, гнушаться и убегать? В нём, скажете, лежит закон и пророческия книги. Что-же из этого? Ужели, где будут эти книги, то место и будет свято? Вовсе нет. А я потому-то особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имея пророков, (иудеи) не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельств его; а это свойственно людям, в высшей степени злобным. Скажи мне: если бы ты увидел, что какого-нибудь почтеннаго, знаменитаго и славнаго человека завели в корчемницу, или в притон разбойников, и стали бы его там поносить, бить и крайне оскорблять, неужели бы ты стал уважать эту корчемницу или вертеп потому, что там оскорбляем был этот славный и великий муж? Не думаю: напротив по этому-то самому ты почувствовал бы особенную ненависть и отвращение (к этим местам). Так разсуждай и о синагоге. Иудеи ввели туда с собою пророков и Моисея не для того, чтобы почтить, но чтобы оскорблять и безчестить их» - Иоанн Златоуст, «Первое слово против иудеев»

В Средние века

В 1096 году был организован Первый крестовый поход , целью которого было освобождение Святой земли и «Гроба Господня» от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев, основанная на том, что христианская церковь, в отличие от иудаизма, запрещала давать в долг под проценты.

Ввиду подобных эксцессов, около 1120 Папа Калист II издал буллу Sicut Judaeis («И так к иудеям»), излагавшую официальную позицию папства в отношении евреев; булла имела целью защитить евреев, пострадавших в ходе Первого крестового похода. Булла подтверждалась рядом позднейших понтификов. Начальные слова буллы были первоначально использованы Папой Григорием I (590-604) в его письме епископу Неаполя, которое подчёркивало право евреев «пользоваться их законной свободой»

IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным - в странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

«…Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, когда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство…

Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь нашего Господа и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане, и что мы не миримся и сознательно не терпим подобную публичную ложь, поношение и богохульные слова на его Сына и на его христиан…

Во-вторых, я советую сровнять с землёй и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган…

В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству.

В-четвёртых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти.

В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении… Пусть они остаются дома…

В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото…» - «О евреях и их лжи», Мартин Лютер (1483-1546)

В XVI веке, сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы, были созданы обязательные для поселения этнических меньшинств резервации - гетто, которые отделяли бы их от остального населения. В эту эпоху особенно свирепствовал клерикальный антииудаизм, который отражался, прежде всего, в церковных проповедях. Основными распространителями подобной пропаганды были доминиканский и францисканский монашеские ордена.

Средневековая инквизиция преследовала не только «еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (часто насильно) в христианство евреи (марраны), и христиане, нелегально обращающиеся к иудаизму, и еврейские миссионеры. Широко практиковались в то время так называемые христианско-еврейские «диспуты», участие в которых для евреев было принудительным. Заканчивались же они или принудительным крещением, или кровавыми расправами (в результате были убиты тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием, сожжением религиозной литературы, полным уничтожением целых еврейских общин.

В Испании и Португалии были введены расовые законы об «исконных христианах». Были, однако, и христиане, со всей решительностью выступавшие против этих законов. Среди них были святой Игнатий Лойола (ок. 1491-1556) - основатель ордена иезуитов и святая Тереза Авильская.

Церковь и светские власти в эпоху Средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка.

В Новое время

«<…> Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. Они несут казнь в течение двух тысячелетий и упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение.» - Еп. Игнатий Брянчанинов. Отвержение Иудеями Мессии-Христа и суд Божий над ними

Он же пояснял, что такое отношение иудеев к Иисусу, отражает и отношение к нему всего человечества:

«<…> Поведение иудеев относительно Искупителя, принадлежа этому народу, несомненно принадлежит и всему человечеству (так сказал Господь, явившись великому Пахомию); тем более оно заслуживает внимания, глубокого размышления и исследования.» - Еп. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь

Русский славянофил Иван Аксаков в статье «Что такое „Евреи“ относительно христианской цивилизации?», написанной в 1864 году:

«Еврей, отрицая христианство и предъявляя притязания иудаизма, отрицает вместе с тем логически все до 1864 года успехи человеческой истории и возвращает человечество на ту ступень, в тот момент сознания, в котором оно обреталось до явления Христа на земле. В этом случае Еврей - не просто неверующий, как атеист, - нет: он, напротив, верит со всею силою души, признаёт веру, как и христианин, существенным содержанием человеческого духа, и отрицает христианство - не как веру вообще, а в самой его логической основе и исторической законности. Верующий Еврей продолжает в своём сознании распинать Христа и бороться в мыслях, отчаянно и яростно, за отжитое право духовного первенства, - бороться с Тем, Который пришёл упразднить „закон“ - исполнением его.» - Иван Аксаков

Характерны рассуждения протоиерея Николая Платоновича Малиновского в его учебнике (1912), «составленном применительно к программе по Закону Божию в старших классах средних учебных заведений» Российской империи:

«Исключительное и чрезвычайное явление среди всех религий древнего мира представляет собою религия евреев, несравненно возвышаясь над всеми религиозными учениями древности. <…> Только один еврейский народ среди всего древнего мира веровал в единого и личного Бога <…> Культ ветхозаветной религии отличается замечательною для своего времени высотою и чистотою. <…> Высоко и чисто и нравственное учение еврейской религии сравнительно с воззрениями других древних религий. Она призывает человека к богоподобию, к святости: „святи будете, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш“ (Лев 19.2). <…> От истинной и откровенной ветхозаветной религии нужно отличать религию позднейшего иудейства, известную под именем „новоиудейства“ или талмудической, которая является религиею правоверных иудеев и в настоящее время. Ветхозаветное (библейское) учение в ней искажено и обезображено разными видоизменениями и наслоениями. <…> В особенности проникнуты враждою и ненавистью отношения Талмуда к христианам; христиане или „акумы“ суть животные, хуже собак (по Шулхан-Аруху); их религия приравнивается Талмудом к языческим религиям <…> О лице Господа И. Христа и Его пречистой Матери в Талмуде находятся кощунственные и крайне оскорбительные для христиан суждения. В верованиях и убеждениях, внушаемых Талмудом правоверным иудеям, <…> заключается и причина того антисемитизма, который во все времена и у всех народов имел и ныне имеет множество представителей.»

Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения

Авторитетнейший иерарх Русской Церкви синодального периода митрополит Филарет (Дроздов) был убеждённым сторонником миссионерской проповеди среди евреев и поддерживал практические меры и предложения, к тому направленные, вплоть до православного богослужения на еврейском языке.

В конце XIX - начале XX века в России издавались труды принявшего православие бывшего ксендза И. И. Лютостанского (1835-1915) («Об употреблении евреями талмудистами-сектаторами христианской крови» (Москва, 1876, 2-е изд. СПб., 1880); «О еврейском мессии» (Москва, 1875) и др.), в которых автор доказывал изуверский характер некоторых мистических практик иудеев-сектантов. Первая из перечисленных работ представляет, по мнению Д. А. Хвольсона, в значительной мере заимствование из секретной записки Скрипицына, представленной в 1844 году императору Николаю I, - «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их», изданной впоследствии в книге «Кровь в верованиях и суевериях человечества» (СПб, 1913) под именем В. И. Даля.

После холокоста

Позиция Римско-католической церкви

Официальное отношение Католической Церкви к евреям и иудаизму изменилось, начиная с периода понтификата Иоанна XXIII (1958-1963). Иоанн XXIII был инициатором официальной переоценки отношения католической церкви к евреям. В 1959 году папа распорядился, чтобы из читаемой в Страстную пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы (например, выражение «коварные» применительно к евреям). В 1960 году Иоанн XXIII назначил комиссию кардиналов для подготовки декларации об отношении церкви к евреям.

Перед своей смертью (1960 год) он также составил покаянную молитву, которую назвал «Акт раскаяния»: «Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили»

Во время правления следующего папы - Павла VI - были приняты исторические решения Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.). Собором была принята Декларация «Nostra Aetate» («В наше время»), подготовленная при Иоанне XXIII, авторитет которого сыграл в этом существенную роль. Несмотря на то, что полностью Декларация называлась «Об отношении Церкви к нехристианским религиям», основной её темой был пересмотр представлений католической церкви о евреях.

Впервые в истории появился родившийся в самом центре христианского мира документ, снимавший с евреев многовековое обвинение в коллективной ответственности за смерть Иисуса. Хотя «еврейские власти и те, кто следовали за ними, требовали смерти Христа», - отмечалось в Декларации, - в Страстях Христовых нельзя видеть вину всех евреев без исключения - как живших в те времена, так и живущих сегодня, ибо, «хотя Церковь - это новый народ Божий, евреев нельзя представлять отвергнутыми или проклятыми».

Также впервые в истории официальный документ Церкви содержал ясное и недвусмысленное осуждение антисемитизма. «…Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя об общем с иудеями наследии, и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было направлялись против евреев»

За период понтификата Папы Иоанна Павла II (1978-2005) изменились некоторые литургические тексты: из отдельных церковных чинопоследований были удалены выражения, направленные против иудаизма и евреев (оставлены лишь молитвы за обращение иудеев ко Христу), а также отменены антисемитские решения целого ряда средневековых соборов.

Иоанн Павел II стал первым Папой в истории, переступившим порог православной и протестантской церквей, мечети и синагоги. Он стал также первым Папой в истории, попросившим прощения у всех конфессий за злодеяния, когда-либо совершённые членами Католической церкви.

В октябре 1985 года в Риме состоялась встреча Международного комитета по связи между католиками и евреями, посвященная 20-летию Декларации «Nostra Aetate». В ходе встречи прошла также дискуссия по поводу нового ватиканского документа «Замечания о правильном способе представления евреев и иудаизма в проповедях и катехизисе римско-католической церкви». Впервые в документе такого рода было упомянуто государство Израиль, говорилось о трагедии холокоста, признавалось духовное значение иудаизма в наши дни и приводились конкретные указания, как толковать новозаветные тексты, не делая антисемитских выводов.

Спустя полгода, в апреле 1986 года, Иоанн Павел II первым из всех католических иерархов посетил римскую синагогу, назвав иудеев «старшими братьями по вере» .

Вопрос современного отношения католической церкви к евреям подробно изложен в статье известного католического теолога Д. Поллефе «Иудейско-христианские отношения после Освенцима с католической точки зрения» http://www.jcrelations.net/ru/1616.htm

Новый Папа Бенедикт XVI утверждает, что более того, еврейское непризнание Иисуса Мессией провиденциально и дано от Бога, оно необходимо христианству для его собственного развития и должно уважаться христианами, а не критиковаться ими. Подробнее см. http://www.machanaim.org/philosof/chris/dov-new-p.htm

Мнение протестантских теологов

Один из наиболее значительных протестантских теологов XX века Карл Барт писал:

«Ибо неоспоримо, что еврейский народ, как таковой, есть святой народ Бога; народ, знавший милость Его и Его гнев, среди этого народа Он благословлял и судил, просветлял и ужесточал, принимал и отвергал; дело Его этот народ так или иначе сделал своим делом, и не прекращал считать своим делом, и никогда не прекратит. Все они по своей природе освящены Им, освящены как преемники и родственники Святого в Израиле; освящены так, как не могут быть освящены по природе своей неевреи, даже христиане-неевреи, даже лучшие из христиан-неевреев, несмотря на то, что они тоже теперь освящены Святым во Израиле и стали частью Израиля» - Карл Барт, Догматы церкви, 11, 2, с. 287

Современное отношение протестантов к евреям подробно изложено в Декларации «СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ - О новом подходе христианского вероучения к иудаизму и еврейскому народу».

Современная РПЦ

В современной РПЦ есть два разных направления по отношению к иудаизму.

Представители консервативного крыла обычно занимают отрицательную позицию по отношению к иудаизму. Например, согласно митрополиту Иоанну (1927-1995), между иудаизмом и христианством сохраняется не только принципиальное духовное различие, но и определенный антагонизм: «[Иудаизм -] религия избранничества и расового превосходства, распространившаяся среди евреев в I тысячелетии до н. э. в Палестине. С возникновением христианства заняла в отношении его крайне враждебную позицию. Непримиримое отношение иудаизма к христианству коренится в абсолютной несовместимости мистического, нравственного, этического и мировоззренческого содержания этих религий. Христианство есть свидетельство о милосердии Божием, даровавшем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, вочеловечившимся Богом, ради искупления всех грехов мира. Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, гарантированного им самим фактом рождения, на господствующее положение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной.»

Современное руководство Московской Патриархии, напротив, в рамках межконфессионального диалога в публичных заявлениях старается подчёркивать культурно-религиозную общность с иудеями, провозглашая «Ваши пророки - наши пророки».

Позиция «диалога с иудаизмом» представлена в Декларации «Узнать Христа в Его народе», подписанной в апреле 2007 года, среди прочих, представителями (неофициальными) Русской Церкви, в частности заштатным клириком игуменом Иннокентием (Павловым)

И мы должны вас любить и учить? Но вы теперь «новый Израиль» и в учителях не нуждаетесь.