В каком городе родилась мария мать христа. Мария и Иосиф: Земные родители Христа

Женское начало, образ женщины-матери, дарительницы жизни почитается во всех мировых религиях. Так, в Древней Греции таким образом стала , в Азии молились богине Кибеле, в Египте верховное женское начало олицетворяла . Христианская религия не стала исключением. В образе Пресвятой Девы Марии заключены и божественное чудо зарождения жизни, и земной путь обыкновенной женщины, судьба которой оказалась далеко не безоблачной.

Детство и юность

Отцом богородицы был Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы.

Почти 50 лет прожили Анна и Иоаким в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок и получила имя Мария (на иврите это имя произносится как Мирьям и переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны вновь начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.


Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста - трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.


Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей - столь велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел перечить воле священников и взял Марию в дом, назвав своей женой.

Рождение Иисуса Христа

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.


Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь она оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет она от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения - в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.


Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы она не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, они обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.


Дева Мария с младенцем Иисусом

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет вифлеемской звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сын Девы Марии был наречен . Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Марии же он иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Евангельские события

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем была в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие Ироду о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.


Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

О дальнейшей биографии Богородицы в Евангелии написано скупо. Известно, что Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино.


Очевидно, что Марии пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко Иисусу и сопровождавшим его приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами , Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что Иисусу суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

Смерть и вознесение

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Сейчас на том месте построен большой комплекс монастырей и соборов, в каждом из которых хранятся свидетельства чудес, явленных Богородицей: многочисленные чудотворные иконы (некоторые из них, по легенде, являются нерукотворными), пояс Богородицы (хранится в монастыре Ватопед), а также мощи людей, причисленных церковью к лику святых.


В конце жизни Мария все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы были услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено. Мария, радостно воспринявшая весть о скорой кончине, три дня посвятила прощаниям с теми, кто был ей дорог.

В назначенный день Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Марии покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.


Вознесение Девы Марии

Согласно записям историка Евсевия Кесарийского, Мария умерла в 48 году после Рождества Христова, однако есть и другие письменные свидетельства, называющие и более ранние даты, и более поздние. По библейским преданиям, Богородица прожила 72 года.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила о том, что тело ее было вознесено на небо вслед за душой, чтобы она смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи. С тех пор день успения Богородицы считается одним из главных христианских праздников.

Согласно преданиям мусульман (которые почитают Христа не как Сына Божьего, а как одного из пророков), Иисус (или Иса) сотворил первое чудо, еще находясь в утробе Девы Марии. Это произошло в день родов, когда Богородица уже совсем обессилела от боли. Тогда Иса указал женщине на родник, сотворенный Богом, и на финиковую пальму, усыпанную плодами. Вода и финики подкрепили силы Марии и облегчили страдания в родах.


На некоторых иконах Богородицу изображают с цветками лилии в руках. Этот цветок выбран не случайно: лилия считается символом целомудрия, чистоты и непорочности.

Описание внешности Девы Марии сохранилось в работах церковного историка Никифора Каллиста. Судя по записям этого человека, Богородица была среднего роста. Волосы Девы отливали золотом, глаза же, живые и быстрые, были цвета маслин. Также Никифор отметил «сочные губы, дугообразные брови и длинные руки и пальцы» Марии.


После земной смерти Богородицы остались несколько мест, которые, по преданию, считаются уделами Девы Марии. Это гора Афон, Киево-Печерская лавра, Иберия (сейчас это территория Грузии) и Серафимо-Дивеевский монастырь. Считается, что молитвы, прочитанные в одном из этих уделов, непременно будут услышаны Богородицей.

8 декабря - день непорочного зачатия Девы Марии - в некоторых странах даже объявлен нерабочим днем. Из европейских стран такое решение приняли Италия, Австрия, Швейцария, Испания. В этот день в католических костелах и православных храмах ведутся богослужения и читаются молитвы. Также этот день считается выходным в Аргентине и Восточном Тиморе.


Несмотря на то, что гора Афон считается одним из земных уделов Девы Марии, женщинам не разрешается проходить на территорию монастырских комплексов. Это правило даже закреплено законодательно, а нарушительниц ждет суровое наказание (вплоть до тюремного заключения). Однако этот запрет дважды нарушался: во время гражданской войны в Греции (тогда женщины и дети укрылись в лесах на склонах горы) и в период турецкого владычества над этими территориями.

Память (в православной традиции)

  • 25 марта - Благовещение Пресвятой Богородицы
  • 2 июля - Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • 15 августа - Успение Пресвятой Богородицы
  • 31 августа - Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии
  • 8 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы
  • 9 сентября - Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы
  • 1 октября - Покров Пресвятой Богородицы
  • 21 ноября - Введение во храм Пресвятой Богородицы
  • 9 декабря - Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии
  • 26 декабря - Собор Пресвятой Богородицы

Как известно из Библии, Иисус Христос является сыном Бога и смертной женщины - Марии. На момент когда Мария зачала, она была только обручена с Иосифом и не «знала мужа» (от Луки 1:34). В христианстве это явление получило название «непорочное зачатие». Иисус Христос был единственный рожденным подобным образом.

Пришествие в мир Христа было предречено великими пророками Ветхого Завета. Бог открыл имя Спасителя первому человеку - Адаму (см. Моисей 6:51-15). Еноху было дано видение о смерти Сына Божьего на кресте и последующем Его воскресении (см. Моисей 7:55-56). Знание о Спасителе также было открыто таким пророкам, как Ной и Моисей (см. Моисей 1:11, 8: 23-24).

Исаия, который жил в период за 800 лет до рождения Иисуса Христа, видел в видении Его жизнь. Это откровение произвело на него очень сильное впечатление. Пророк видел с чем придется столкнуться Спасителю в период земного служения, видел всю скорбь, испытания и боль, которые Ему будет необходимо претерпеть для того, чтобы человечество могло быть искуплено.

В свою очередь, Новый Завет повествует нам о рождении, жизни и смерти Иисуса Христа. Именно из этой части Библии читатель может более подробно узнать о земных родителях Спасителя. С какими испытаниями пришлось столкнуться им, что они испытывали от осознания важности того призвания, которое ложится на их плечи.

За девять месяцев до рождения Иисуса Христа небесный вестник явился молодой девушке по имени Мария. Поприветствовав ее Ангел сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (от Луки 1:30-33).

Мария, будучи не замужем, была удивлена подобному заявлению. В ее разуме возник вопрос о том, как это возможно, если она «мужа не знает» (см от Луки 1:34). Этот вопрос появился не в следствие проявления духа сомнения, скорее, из-за желания понять, как это чудо возможно. Ответ на этот вопрос был дан ей.

Передав Марии послание, небесный вестник удалился, оставив ее наедине со своими размышлениями. Молодой девушке было сложно осознать, что ей предстоит стать матерью Сына Божьего, Мессии, чье пришествие в мир было предсказано древними пророками.

Размышляя над полученным знанием, которое было наиболее священно, Мария чувствовала необходимость в человеке, с которым она могла бы разделить его. Во время разговора Ангел упомянул Елизавету, двоюродную сестру Марии. Раннее ее муж, Захария, также был удостоен посещения небесного вестника, который сообщил, что Елизавета, несмотря на свой преклонный возраст, зачнет сына. Имя ему должно быть Иоанн, и именно он будет тем, кто приготовит людей к пришествию Мессии. Мария знала, что в семье Захарии и Елизаветы сможет обрести необходимую ей в этот период поддержку.

После трех месяцев, проведенных со своей двоюродной сестрой, Мария вернулась в Назарет. Дома ее положение вызвало ряд сложностей и вопросов. Она была обручена с юношей по имени Иосиф, который узнав о грядущем материнстве Марии был глубоко опечален. Закон требовал расторжения помолвки. В то время это могло быть достигнуто несколькими способами: как публично, так и при помощи частного соглашения. Иосиф был человеком, послушным закону, но в тоже время не являлся сторонником крайних мер. Он сильно любим Марию и хотел избавить ее от публичного унижения. По этому им было принято решение тайного аннулирования обручения. Это решение далось Иосифу непросто и он находился в состоянии глубокой печали о своей возлюбленной. Тогда во сне ему явился Ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (от Матфея 1:20-21).

Радость Иосифа от этого известия была крайне велика. Он получил откровение, что Мессии, пришествия в мир которого они так долго ждали, оказалось совсем близко. И стать матерью Спасителя надлежало той девушке, которую от так сильно любил. Несмотря на все сложности, с которыми непременно пришлось бы столкнуться, Иосиф принял Марию и они поженились.

Непростое, по тем временам, положение Марии и Иосифа, несомненно, было пугающе для молодой пары. Но благодаря своей вере, кротости и смирению они были удостоены благословения привести в мир и растить Сына Бога. Из-за своих праведных качеств Мария и Иосиф приняли на себя эту невероятную ответственность, которая стала для них самой счастливой и великой долей, уготованной от основания мира.

The following two tabs change content below.

Тема рождения Иисуса Христа по сей день вызывает немало споров как бытовых, так и академических . Споры эти ведутся как на тему самого факта существования этого человека и его жизни, так и на тему идей, которые он проповедовал. Современные теологи выдвигают описание Сына Божьего как невероятно харизматичного лидера, мудреца в странствиях и основателя религиозного движения.

Загадки личности Спасителя

Иисус Христос (или Иисус из Назарета) является центральной персоной христианской религии, а также Мессией, предсказанным в Ветхом Завете. Он крестился в возрасте 30 лет и якобы стал той жертвой, которая позволила искупить человеческие грехи. Имя Христос с греческих букв означает «помазанник».

Каноничными источниками информации о Христе, его личности, учении и жизни являются книги Нового Завета и Евангелия. Кроме того, сохранились некоторые исторические свидетельства о нем и у авторов нехристианских (примерно первого или второго веков).

Согласно Константинопольскому христианскому Символу веры, Иисус из Назарета является сыном Ветхозаветного Бога, который имеет с ним единую суть и природу, но при этом он воплощен в обычную человеческую плоть. В том же Символе веры приводится утверждение о том, что Иисус умер ради того, чтобы искупить людские грехи, а спустя три дня после погребения воскрес из мертвых и вознесся на небеса. Помимо этого, утверждается, что он явится на землю во второй раз для совершения суда над всеми живыми и мертвыми.

Согласно же Символу веры Афанасьевскому, Иисус - это вторая ипостась Святой Троицы (второе лицо). Иные же христианские убеждения включают в себя такие факторы, как:

  • непорочное зачатие Мессии;
  • хождение по воде;
  • превращение воды в вино;
  • магическое исцеление;
  • воскрешение из мертвых;
  • вознесение на небеса.

Хотя большинство конфессий в христианстве принимает догмат о Святой Троице, некоторые группы все же его отвергают либо частично, либо абсолютно, считая его небиблейским. Ортодоксальный же иудаизм и вовсе не признает Христа ни в качестве Мессии, ни в качестве Пророка.

В Исламе Иисус (Иса ибн Марьям аль-Масих - Иисус сын Марии) считается чудотворцем и посланником Аллаха (одним из пророков), который принес Писание. Он также называется Мессией (Масих), но Ислам не учит его божественности. Ислам учит, что вознесение Исы на небо было телесным, безо всякого распятия и впоследствии воскресения, что определенно расходится с традиционными христианскими верованиями.

Появление на свет Сына Божьего

Специалисты в области изучения религии утверждают, что Иисус из Назарета - это вовсе не миф, а настоящая историческая личность . Они придерживаются точки зрения, что приблизительно в период с двенадцатого года до четвертый год до нашей эры было время, когда родился Иисус Христос. Дата и время достоверно неизвестны до сих пор. А умер он в период с двадцать шестого по тридцать шестой год нашей эры (кто-то утверждает, что 3 апреля, 30−33 года).

В вероучении христиан сказано, что рождение Иисуса является исполнением древнего Ветхозаветного пророчества о появлении Сына Божьего - Мессии. Утверждается, что Спаситель был рожден от непорочного союза Святого Духа и Девы Марии. А место, где родился Иисус Христос - город, носивший название Вифлеем, в котором трое волхвов пришли ему на поклон, как будущему царю иудеев. Через 7 дней после того, как младенец появился на свет, ему было сделано обрезание.

Вскоре после рождения маленького Иисуса родители увезли в Египет, дабы укрыть его от царя Ирода и указа об избиении младенцев, данного этим царем. После того как Ирод испустил дух, Иисус вернулся вместе со своими родителями в Назарет.

Альтернативные варианты рождения

Хотя нельзя точно утверждать то, сколько лет назад родился Иисус Христос, в самые разные времена было предложено множество объяснений истории появления Спасителя на этот свет. К примеру, предсказание пророка Исайи, согласно которому Мессию должна родить девственница, оспаривалось. Иудейское толкование обычно утверждает, что пророчество Исайи и вовсе не имеет никакого отношения к рождению будущего Мессии и указывает на события, которые были современными в момент произнесения предсказания. Некоторые из светских исследователей Библии соглашаются с этой точкой зрения.

В период античный и позже в спорах о Мессии и полемике антихристианской в целом было не раз высказано мнение о рождении Христа от внебрачной связи. Мнение это христиане отвергают, как противоречащее определенному ряду событий, к примеру, повествованию в Новом Завете о том, что Иисус вместе с родными регулярно навещал Храм в Иерусалиме, а также описанию того, как Иисус двенадцати лет от роду сидит с учителями в Храме, слушает их и задает вопросы.

Все это, однако, вовсе не мешало различным критикам сомневаться в аутентичности Нового Завета, даже несмотря на то, что Евангелия писались еще при жизни очевидцев всех произошедших событий, а двое авторов (Иоанн и Матфей) являлись учениками Христа, которые находились с ним рядом на протяжении огромного количества времени.

Непорочное зачатие и бегство в Египет

Большая часть конфессий в христианстве исповедует непорочное зачатие Иисуса . Некоторые же приписывают сверхъестественным силам не только зачатие ребенка, но и само его рождение, которое якобы прошло совершенно безболезненно, при котором девственность Марии не была нарушена.

Таким образом , православный задостойник гласит о том, что младенец пройдет из боку Марии, словно сквозь затворенные двери. Это было изображено на иконе «Рождество» Андреем Рублевым, на которой Дева Мария смиренно отводит свой взор в сторону, склонив при этом свою голову.

Что касается даты рождения Мессии, то она определена довольно неточно. Самым ранним считается год двенадцатый до нашей эры. Это год прохождения кометы под названием Галлея, которая, как некоторые предполагают, могла быть так называемой Вифлеемской звездой. Самым же поздним годом, в который мог родиться Иисус считается четвертый год до нашей эры. В этот же год умер Ирод Великий.

Господь ниспослал ангела, которому было указано почти сразу после того, как родится Иисус, увезти его в Египет, что и сделала его семья в лице Марии с Иосифом. Эта глава в жизни Христа называется бегством в Египет. Причиной же этого побега послужил план царя иудеев Ирода Великого убить вифлеемских младенцев, дабы предотвратить появление будущего иудейского царя из пророчества. В Египте родители Иисуса Христа Мария и Иосиф с младенцем пробыли недолго и вернулись на свою родину после того, как умер царь Ирод Великий. В то время Спаситель был еще младенцем.

Споры о национальности Иисуса

Многие до сих пор спорят о принадлежности Христа к тому или иному этносу. Христиане говорят, что он родился и рос в Вифлееме, а наибольший промежуток его жизни прошел в Галилее, в которой население было смешано. По этой причине некоторые критики христианских верований могут предположить, что Мессия вполне мог и не быть евреем по этносу.

Однако Евангелие от Матфея гласит, что родители Христа родом были из Иудейского Вифлеема и лишь после рождения сына перекочевали в Назарет.

Утверждение о том, что Галилея находилась за границей Иудеи, было явным преувеличением, так как обе были римскими данниками и, кроме того, имели между собой общую культуру и относились к общине храмов Иерусалима.

Ирод Великий управлял множеством территорий древней Палестины, среди которых были:

  • Иудея;
  • Идумея;
  • Галилея;
  • Самария;
  • Перея;
  • Гавлонитида;
  • Трахонида;
  • Батанея;
  • Итурея.

Ирод умер в четвертом году до нашей эры. После этого случился перевод всей страны на несколько областей:

Когда жительница Самарии спросила Иисуса о том, как он, будучи иудеем, мог просить пить у нее, самаритянки, то он не стал отрицать своей принадлежности к нации иудеев. Кроме того, Евангелия от Луки и Матфея стараются доказать все-таки еврейское происхождение Мессии. Согласно родословным, он был иудеем, израильтянином и семитом.

В Евангелии от Луки говорится о том, что Дева Мария, мать Иисуса, была родственницей Елисаветы (матери Иоанна Крестителя) и еврейкой. Сама же Елисавета была из Ааронова рода. Это был главный Левитский род священников.

Достоверным фактом является то, что вход в храм Иерусалима, где Христос проповедовал, был запрещен для всех не евреев. А нарушение этого запрета каралось смертной казнью. Таким образом, можно утверждать, что Иисус из Назарета все-таки был евреем, иначе он попросту не смог бы проповедовать в том храме, на стенах которого было написано, что ни один инородец не посмеет войти за ограду святилища, иначе сам станет виновником в собственной смерти.

Образ Девы Марии

Родители Богородицы были бездетными на протяжении долгого времени . Тогда это считалось грехом и подобный союз якобы свидетельствовал о гневе Божьем. Анна и Иоаким жили в Назарете, верили и постоянно молились о том, чтобы у них, наконец, появился ребенок.

Ангел с благими известиями явился этой супружеской паре лишь спустя десятилетия. По преданиям, Мария была рождена двадцать первого сентября. Родители были счастливы и дали клятву о том, что дитя это будет принадлежать Богу. Дева Мария жила и воспитывалась в храме до четырнадцати лет. Ангелов она видела уже с юных лет. Легенда гласит, что Мария постоянно находилась под защитой архангела Гавриила.

К тому моменту, когда Марии было необходимо покинуть церковь, ее родители уже умерли. Хотя содержание ее в храме не представлялось далее возможным, просто так отпускать осиротевшую девочку священникам не хотелось, поэтому обручили они ее с обычным плотником - Иосифом, который скорее являлся опекуном Марии, нежели мужем ее. Так девственность Богородицы тронута не была.

Что касается национальной принадлежности Марии, то существует версия о том, что родители ее являлись уроженцами страны Галилеи. Из этого следует, что Богородица была галилеянкой, а не иудейкой. По признаку конфессии она принадлежала Моисееву закону и жизнь ее внутри храма также указывает на то, что воспитана она была именно под лоном этой веры.

В итоге вопрос о том, какая же истинная национальность у Иисуса Христа, остается открытым, так как точная принадлежность его матери, жившей в языческой Галилее, к какой-либо национальности остается неизвестной. В достаточно сильно смешанном населении области было преобладание скифов. Вероятно то, что земной облик свой Иисус Христос унаследовал от матери.

Поиски правды об отце Мессии

Многие теологи уже очень давно ведут споры о том, следует ли все-таки считать Иосифа, мужа Девы Марии, биологическим отцом Иисуса из Назарета. Традиционно принято считать, что сам Иосиф относился к Марии чисто по-отечески, как опекун, что он знал о ее невинности и защищал ее. По этой причине весть том, что она беременна, до глубины души потрясла его. Моисеев закон строжайше карал женщин за прелюбодеяние в любом его виде.

По этому закону Иосиф должен был забить камнями Марию, но он долгое время провел в молитвах и в итоге принял решение перестать держать возле себя и отпустить свою юную жену. Но к плотнику снизошел ангел, который кратко возвестил о пророчестве из древних времен. В этот момент Иосиф понял, насколько огромная ответственность лежит на нем за то, чтобы мать и ребенок ее находились в целости и сохранности.

Однако существует множество самых различных версий и толкований событий столь давних времен, что непременно влечет за собой кучу самых разных вопросов. К примеру, можно ли считать плотника Иосифа (который был евреем по национальности) его биологическим отцом. Да и вопрос о том, кто родил Иисуса, до сих пор остается открытым.

Кроме того, имеется вероятность того, что у Мессии было арамейское происхождение. Связано оно с тем, что Христос вел свои проповеди на арамейском языке, однако в те древние времена этот язык был очень распространен по всей территории Ближнего Востока.

Имеется еще одна версия о биологическом отце Спасителя. Она заключается в том, что им был солдат римской армии, звали которого Пантира. Иерусалимские иудеи нисколько не сомневались, что где-то имеется совершено реальный и нисколько не сверхъестественный отец Иисуса из Назарета. И все же все версии довольно сомнительны для того, чтобы претендовать на какую-нибудь истину.

Ортодоксальные иудеи Иерусалима были непримиримы в своей вражде к учению Христа. Означает ли это, что Иисус не был евреем? Этично ли подвергать сомнению Девы Марии?

Сыном Человеческим часто называл себя Иисус Христос. Национальностьродителей, по заключению богословов, прольет свет на принадлежность Спасителя к той или иной этнической группе.

Следуя Библии, все человечество произошло от Адама. Позднее люди сами разделили себя на расы, народности. Да и Христос при жизни, учитывая Евангелия апостолов, никак не комментировал свою национальность.

Рождение Христа

Страна Иудея, Сын Божий, в те давние времена была провинцией Рима. Император Август повелел провести Он хотел выяснить, сколько жителей в каждом из городов Иудеи.

Мария и Иосиф, родители Христа, проживали в городе Назарете. Но им пришлось вернуться на родину предков, в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списки. Оказавшись в Вифлееме, супруги не смогли найти себе приют - так много народа пришло на перепись. Они решили остановиться за городом, в пещере, которая служила убежищем для пастухов во время ненастья.

Ночью Мария родила сына. Завернув малыша в пеленки, она уложила его спать туда, где кладут корм для скота - в ясли.

Первыми о рождении Мессии узнали пастухи. Они пасли стада в окрестностях Вифлеема, когда им явился ангел. Он вещал, что родился спаситель человечества. Это радость для всех людей, а знаком для опознания младенца будет то, что он лежит в яслях.

Пастухи тут же отправились в Вифлеем и набрели на пещеру, в которой и увидели будущего Спасителя. Они поведали Марии и Иосифу о словах ангела. На 8 день супруги дали имя ребенку - Иисус, что в переводе означает «спаситель» или «Бог спасает».

Был ли евреем Иисус Христос? Национальность по отцу или по матери определялась в то время?

Вифлеемская звезда

В ту самую ночь, когда родился Христос, в небе появилась яркая, необычная звезда. Волхвы, изучавшие движения небесных тел, отправились вслед за ней. Они знали, что появление такой звезды говорит о рождении Мессии.

Волхвы начали свой путь из восточной страны (Вавилонии или Персии). Звезда, перемещаясь по небу, указывала мудрецам дорогу.

Тем временем многочисленный люд, пришедший в Вифлеем на перепись, разошелся. И родители Иисуса вернулись в город. Над тем местом, где находился младенец, звезда остановилась, и волхвы зашли в дом вручить дары будущему Мессии.

Они поднесли золото как дань будущему царю. Подарили ладан, как Богу (ладан и тогда употреблялся в богослужении). И смирну (благовонное масло, которым натирали умерших), как смертному человеку.

Царь Ирод

Местный царь подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве - яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Мать Спасителя

Родители Девы Марии долгое время были бездетны. В то время это считалось грехом, такой союз был знаком гнева Божьего.

Иоаким и Анна жили в городе Назарет. Они молились и верили, что у них обязательно появится ребенок. Спустя десятилетия им явился ангел и провозгласил, что супруги скоро станут родителями.

По преданию, Дева Мария Счастливые родители поклялись, что это дитя будет принадлежать Богу. До 14 лет воспитывалась Мария, мать Иисуса Христа,в храме. Уже с юных лет она видела ангелов. По легенде, архангел Гавриил опекал и охранял будущую Богородицу.

Родители Марии умерли к тому времени, когда Деве надо было покинуть храм. Священники не могли ее оставить у себя. Но и отпускать сироту им было жалко. Тогда священники обручили ее с плотником Иосифом. Он больше являлся опекуном Девы, чем ее мужем. Мария, мать Иисуса Христа, оставалась девственницей.

Какая была национальность у Богородицы? Ее родители были уроженцами Галилеи. А значит и Дева Мария была не иудейкой, а галилеянкой. По конфессиональному признаку она принадлежала к закону Моисея. Ее жизнь в храме также указывает на воспитание в вере Моисея. Так кем был Иисус Христос? Национальность матери, жившей в Галилее языческой, остается неизвестной. В смешанном населении области преобладали скифы. Возможно, что свой облик унаследовал Христос от матери.

Отец спасителя

Богословы с давних времен ведут полемику о том, стоит ли считать Иосифа биологическим отцом Христа? Он по-отечески относился к Марии, знал, что она невинна. Поэтому весть о ее беременности потрясла плотника Иосифа. Закон Моисея строго карал женщин за прелюбодеяние. Иосиф должен был забить камнями свою юную жену.

Он долго молился и решил отпустить Марию, не держать ее возле себя. Но Иосифу явился ангел, возвестивший о древнем пророчестве. Плотник понял, какая большая ответственность лежит на нем за сохранность матери и ребенка.

Иосиф по национальности является евреем. Можно ли считать его биологическим отцом, если у Марии было непорочное зачатие? Кто отец Иисуса Христа?

Существует версия, что римский солдат Пантира стал Мессии. Кроме того, есть вероятность, что у Христа было арамейское происхождение. Это предположение связано с тем, что проповедовал Спаситель на арамейском языке. Однако в то время этот язык был распространен на всем Ближнем Востоке.

Иудеи Иерусалима не сомневались, что где-то существует реальный отец Иисуса Христа. Но все версии слишком сомнительны, чтобы быть правдой.

Облик Христа

Документ тех времен, описывающий внешность Христа, носит название «Послание Лептула». Это отчет римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. Он утверждает, что Христос был среднего роста с благородным лицом и хорошей фигурой. У него выразительные сине-зеленые глаза. Волосы, цвета спелого ореха, расчесаны на прямой пробор. Линии рта и носа безукоризненны. В беседе он серьезен и скромен. Поучает мягко, дружески. В гневе страшен. Иногда плачет, но никогда не смеется. Лицо без морщин, спокойное и сильное.

На Седьмом Вселенском Соборе (VIII век) был утвержден официальный образ Иисуса Христа.На иконах следовало писать Спасителя в соответствии с его человеческим обликом. После Собора началась кропотливая работа. Она заключалась в реконструкции вербального портрета, на основе которого был создан узнаваемый образ Иисуса Христа.

Антропологи уверяют, что в иконописи используется не семитский, а греко-сирийский тонкий, прямой нос и глубоко посаженные, большие глаза.

В раннем христианском иконописании умели точно передавать индивидуальные, этнические черты портрета. Самое раннее изображение Христа было найдено на иконе, датированной началом VI века. Она хранится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Лик иконы схож с канонизированным обликом Спасителя. Судя по всему, ранние христиане причисляли Христа к европейскому типу.

Национальность Христа

До сих пор встречаются люди, которые утверждают, что Иисус Христос - еврей.При этом огромное количество трудов выпущено на тему неиудейского происхождения Спасителя.

В начале I века нашей эры, как выяснили ученые-гебраисты, Палестина распалась на 3 региона, которые различались по своим конфессионным и этническим признакам.

  1. Иудея во главе с городом Иерусалимом была населена ортодоксальными иудеями. Они подчинялись закону Моисея.
  2. Самария находилась ближе к Средиземному морю. Иудеи и самаряне были давними врагами. Запрещались даже смешанные браки между ними. В Самарии находилось не более 15% иудеев от общего числа жителей.
  3. Галилея состояла из смешанного населения, часть которого сохраняла верность иудаизму.

Некоторые теологи уверяют, что типичным иудеем был Иисус Христос. Национальность его не подлежит сомнению, так как он не отрицал всю систему иудаизма. А только был не согласен с некоторыми постулатами Моисеева закона. Тогда почему так спокойно реагировал Христос на то, что иудеи Иерусалима называли его самарянином? Это слово было оскорблением для истинного иудея.

Бог или человек?

Так кто же прав? Те, кто утверждают, что Иисус Христос - Бог?Но тогда какую национальность можно требовать от Бога? Он вне этнической принадлежности. Если Бог - основа всего сущего, в том числе и людей, о национальности вообще говорить не приходится.

А если Иисус Христос - человек? Кто его биологический отец? Почему он получил греческое имя Христос, которое означает «помазанник»?

Иисус никогда не утверждал, что он - Бог. Но он и не является человеком в обычном смысле этого слова. Его двойственная природа заключалась в обретении человеческого тела и божественной сути внутри этого тела. Поэтому как человек Христос мог чувствовать голод, боль, гнев. И как сосуд Божий - творить чудеса, наполняя вокруг себя пространство любовью. Христос говорил, что совершает исцеления не сам от себя, а только с помощью Божественного дара.

Иисус поклонялся и молился Отцу. Он полностью подчинил себя Его воле в последние годы жизни и призывал народ уверовать в Единого Бога на небесах.

Как Сын Человеческий он был распят во имя спасения людей. Как Сын Божий он воскрес и воплотился в триединстве Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа.

Чудеса Иисуса Христа

Около 40 чудес описано в Евангелиях. Первое произошло в городе Кане, куда Христа с матерью и апостолами пригласили на свадьбу. Он превратил воду в вино.

Второе чудо Христос совершил излечив больного, недуг которого длился 38 лет. Иудеи Иерусалима озлобились на Спасителя - он нарушил правило о субботе. Именно в этот день Христос работал сам (излечил больного) и заставил работать другого (больной сам нес свою постель).

Спаситель воскресил умершую девочку, Лазаря и сына вдовы. Исцелил бесноватого и укротил бурю на Галилейском озере. Христос насытил пятью хлебами народ после проповеди - их собралось около 5 тысяч, не считая детей и женщин. Ходил по воде, исцелил десять прокаженных и иерихонских слепцов.

Чудеса Иисуса Христа доказывают его Божественную сущность. Он имел власть над бесами, болезнью, смертью. Но никогда не совершал чудеса во славу свою или для сбора приношений. Даже на допросе у Ирода Христос не явил знамение как свидетельство своей силы. Он не пытался защитить себя, а просил только искренней веры.

Воскресение Иисуса Христа

Именно воскресение Спасителя стало основой для новой веры - христианства. Факты о нем являются достоверными: они появились в то время, когда еще были живы очевидцы событий. Все зафиксированные эпизоды имеют небольшие расхождения, но не противоречат друг другу в целом.

Пустая гробница Христа свидетельствует о том, что тело забрали (враги, друзья) или Иисус воскрес из мертвых.

Если бы тело забрали враги - они не преминули бы поглумиться над учениками, таким образом остановив зародившуюся новую веру. Друзья же мало верили в воскресение Иисуса Христа,они были разочарованы и подавлены его трагической смертью.

Почетный римский гражданин и еврейский историк Иосиф Флавий упоминает в своей книге о распространении христианства. Он подтверждает, что на третий день Христос явился живым своим ученикам.

Даже современные ученые не отрицают того, что некоторым последователям Иисус являлся после смерти. Но они объясняют это галлюцинациями или другим феноменом, не оспаривая подлинности свидетельств.

Явление Христа после смерти, пустая гробница, бурное развитие новой веры являются доказательством его воскресения. Не существует ни одного известного факта, отрицающего эту информацию.

Назначение Богом

Уже с первых Вселенских соборов церковь объединяет человеческую и божественную природу Спасителя. Он является одной из 3 ипостасей Единого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Такая форма христианства была зафиксирована и объявлена официальной версией на Никейском Соборе (в 325 году), Константинопольском (в 381 году), Эфесском (в 431 году) и Халкидонском (в 451 году).

Однако споры о Спасителе не прекращались. Некоторые христиане утверждали, что Иисус Христос - Бог.Другие уверяли, что он только Сын Божий и полностью подчинен его воле. Основную же идею о триединстве Бога часто сравнивают с язычеством. Поэтому споры о сущности Христа, так же как и о его национальности, не утихают по сей день.

Крест Иисуса Христа является символом мученической смерти во имя искупления грехов человеческих. Имеет ли смысл дискуссия о национальности Спасителя, если вера в него способна объединить разные этнические группы? Все люди на планете - дети Бога. Человеческая природа Христа стоит над национальными характеристиками и классификациями.

Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная – земная мать Иисуса Христа. В Священном Писаний не так много упоминаний о Ее земном пути и совсем ничего о том, что чувствовала и мыслила Мать Христа в момент Его казни на Голгофе. В Библии ничто не отвлекает от главного – Слова Божьего. Мы постарались рассказать о том, почему Богородица почитается в христианстве и, что нам известно о Ее земной жизни.

Дева Мария. Детство

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.

4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм. Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание. Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.

При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле – это часть стены, окружавшей тот храм.

Дева Мария. Отрочество

Дева Мария мечтала жить при храме и посвятить себя Богу. Но оставить при храме после совершеннолетия (в те времена возраст совершеннолетия достигали в 12 лет) Ее не могли. Для того времени и это было удивительным решением, потому что решение не вступать в брак, чтобы посвятить себя Господу стало распространенным позже. В те времена “плодитесь и размножайтесь” воспринимали не как благословение, но, скорее, как заповедь и необходимость. По законам того времени Дева Мария должна была вернуться в дом родителей или выйти замуж. Тогда Марию обручили с праведным Иосифом. Иосиф к тому времени уже достиг почтенных лет, поэтому брак не был браком в полном смысле этого слова. Иосиф не знал Марию, он стал, скорее опекуном и наставникам, поскольку после совершеннолетия идти ей было уже некуда. Она осталась сиротой.

Дева Мария. Благая весть

Дева Мария переехала в Назарет, в дом мужа. В те времена это было глухое место, совсем не то, где Она привыкла жить. Но именно здесь к Деве Марии явился Ангел, чтобы возвестить Благую весть. Праведный Иосиф был плотником и часто уезжал из дома работать. Ангел явился к Деве Марии именно в этот момент. По Преданию, Мария отправилась к своей родственнице, праведной Елисавете, будущей родственнице Иоанна Предтечи. В доме Елисаветы Она провела три месяца. За это время стало понятно, что Дева Мария ждет ребенка. Иосиф же, обнаружив, что Дева Мария непраздна, опечалился, подумав, что она согрешила и решил тайно отпустить ее, чтобы уберечь от позора и казни. Тогда к Иосифу явился во сне Ангел Господень, чтобы возвестить уже ему Божественную природу зачатия у Девы, не знавшей мужа. Ангел повелел назвать Сына Марии Иисус, что значит Спаситель, явно обозначая Его Небесное происхождение. Иосиф был настолько праведен и верен Богу, что ему не потребовалось дополнительных чудес.

«Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так Спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой Вселенной».

Рождество Христово

Иисус появился на свет в хлеву, в стойле для скота. Для участия в переписи населения Дева Мария и Иосиф, оба принадлежавшие к роду Давида, направились в Вифлеем, но для них не нашлось места в гостинице, как для Сына Божьего не нашлось места в нашем падшем мире. Первыми яслями для Иисуса стала кормушка для скота. Как гласит Евангелие от Луки, первыми эту весть узнали пастухи, пасущие свои стада неподалеку от места рождения Спасителя. Великую радость они узнали от Ангела Господня и поспешили поклониться Богомладенцу.

Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове»

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар тоже увидели звезду на Востоке и отправились, чтобы принести дары Спасителю Мира.

Дева Мария и чудо в Кане Галилейской

На восьмой день Младенец Иисус был обрезан по традициям того времени, а на сороковой принесен в Иерусалимский храм. Именно там Симеон Богоприимец предрек Деве Марии грядущие страдания. Далее в Писании мы видим упоминания о том, как в двенадцать лет Иисуса потеряли при визите в Иерсуалимский храм и оказалось, что Он общался со священниками, внимавшими Ему. Была Дева Мария и на браке в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Он сделал это по просьбе своей Матери, упомянув все же, что “время еще не пришло”. Это было первое чудо, совершенное Иисусом.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11)

Самым трагическим моментом жизни Девы Марии, о котором упоминает Писание, стало присутствие на Голгофе, где Богородица смотрела на казнь Господа нашего Иисуса Христа. Со креста, Иисус говорит своему любимому ученику Иоанну: “Се Матерь твоя!”. Перепоручая заботу о Своей земной Матери апостолу Иоанну.

Попрощаться с Богородицей перед ее Успением собрались все ученики. По Преданию Дева Мария участвовала в жребии при решении о том, куда пойдет проповедовать каждый из них. Дева Мария не умерла в привычном нам понимании слова. После Вознесения Иисуса Дева Мария осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод начал гонения на христиан, Дева Мария удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Дева Мария неустанно молилась о том, чтобы Господь скорее забрал ее к Себе. И тогда архангел Гавриил возвестил Ей скорую кончину. Увидевшись с учениками Христа Она предала Свою душу в руки Господа, и тут же раздалось ангельское пение.