Центры ранней помощи детям с овз. Служба ранней помощи-новое подразделение доу

Оставлен Лизавета Вс, 25/10/2015 - 00:00

Описание:

В статье описано развитие системы ранней помощи в российских регионах, рассмотрены два способа организации этих центров. Представлены данные Института специального образования, который проводил мониторинг оценки деятельности этих центров, и анализируются проблемы, обнаруженные в ходе исследования.

Дата публикации:

01/01/09

В последнее десятилетие одним из приоритетов в развитии специального образования стало создание недостающего звена - системы раннего (с первых месяцев жизни) выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка как базиса для последующего процесса его воспитания и обучения и необходимого условия социальной и образовательной интеграции.

Максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями (в другой терминологии – с ограниченными возможностями здоровья), способствует оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, а также совершенствованию практики защиты прав ребенка и – шире – прав инвалидов, качественному улучшению их положения в обществе. В России система ранней помощи стала развиваться в середине 90-х годов. Одно из направлений, который возглавляет ФГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования и Федерального агентства по образованию Российской Федерации, - это создание системы ранней помощи как социального института, оказывающего практическую поддержку семьям с особым ребенком в системе образования.

Однако отсутствие государственной политики в сфере ранней помощи детям с отклонениями в развитии и ее законодательной основы тормозят активное движение регионов в направлении организации этой системы. Как показывает опыт последних лет, нередко само существование в крае (республике, области, городе) службы, работающей с такими детьми в младенческом и раннем возрасте, становится возможно исключительно благодаря вниманию руководителя региона к этой проблеме.

Первые центры и службы ранней помощи появились в начале 90-х гг. XX в. (С.-Петербург, Великий Новгород, Москва, Самара) по инициативе заинтересованных специалистов и местных органов социальной защиты и образования. Новый импульс к созданию таких служб в конце 90-х гг. дали изменения в государственной образовательной политике, становление интеграционных процессов в образовании, а также мощный социальный запрос семей на раннюю комплексную помощь детям с выявленными проблемами в развитии и детям групп риска. Все это создало благоприятные условия для реализации идей интеграции и ранней помощи в образовательном пространстве многих регионов России.

Начиная с 1999 г. на основе региональных экспериментов в сфере образования созданы сети служб ранней помощи в Самарской и Новгородской областях, в г. С.-Петербурге; к организации подобных служб приступили в Калининградской, Ростовской, Псковской, Московской и Ленинградской областях, Красноярском и Хабаровском краях, г. Москве и некоторых других регионах. В Российской Федерации ныне открыто и функционирует более 450 различных служб ранней помощи детям и их семьям. Сегодня различные модели служб действуют более чем в 60 регионах страны. Реализуются или готовятся к реализации региональные программы и эксперименты в 18 субъектах Федерации.

Пройден важный этап в становлении региональных систем ранней помощи, связанный с проектированием, изучением потребностей населения, анализом качества первичной медицинской и социальной помощи, изучением медицинской, социальной и образовательной инфраструктур регионов. Проведен анализ и отбор учреждений, в которых наиболее целесообразно открывать службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям, сформированы штаты сотрудников, определены нормативно-правовые аспекты деятельности, проведено обучение специалистов, службы оснащены современными технологиями коррекционной помощи.

Результаты мониторинга, проведенного в 2007 г. в рамках Федеральной целевой программы развития образования, свидетельствуют о высокой социально-экономической эффективности работы служб ранней помощи и подтверждают выводы проводимых ранее научных исследований. Итак, ранняя помощь:

  • обеспечивает максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза (помощь оказывается не только детям с уже выявленными отклонениями в развитии, но и детям группы риска младенческого и раннего возрастов, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные проблемы в развитии);
  • позволяет преодолевать разрыв между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
  • дает возможность предупреждать возникновение вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, обеспечивает максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребенка;
  • позволяет максимально раскрыть возможности и реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи и поддержки ребенку;
  • открывает для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья пути для включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте), что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования;
  • обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью: вложения в раннюю помощь окупаются экономией к началу обучения детей в школе.

Приведем только некоторые примеры из практики Самарской области. Сеть служб ранней помощи семье с проблемным ребенком здесь начала складываться с 2000 - 2001 гг. В ее состав вошли областная лаборатория ранней помощи при Центре специального образования и 13 территориальных служб. В 2001 - 2005 гг. в службы обратилось около 6,5 тыс. семей, из которых около 3,5 тыс. нуждались в длительной комплексной помощи и получали ее. К концу 2005 г. через программы ранней помощи прошли почти 1800 детей, 80% из них достигли уровня возрастной нормы. Одновременно с системой ранней помощи в этом регионе значительным преобразованиям была подвергнута система дошкольного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти меры позволили достичь следующих показателей:

Начиная с 2002 г., последовательно снижается численность школьников с отклонениями в развитии (за период 2002 – 2005 гг. снижение составило около 30%);

Доля детей с задержкой психического развития среди школьников с отклонениями в развитии снизилась с 64% в 2001 г. до 51% в 2005 г.

Учреждение Российской академии образования «Институт коррекционной педагогики», заявив раннюю помощь в качестве одного из приоритетов своей научно-исследовательской и практической деятельности, совместно с ФГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Федерального агентства по образованию (далее «Центр ранней помощи»), начиная с 1996 г., проводит системную работу по созданию региональных служб и центров ранней помощи детям с отклонениями в развитии, их нормативно-методическому обеспечению и мониторингу деятельности.

Анализ региональной практики показывает, что становление служб ранней помощи детям с отклонениями в развитии в регионах России происходит двумя путями.

Как правило, их возникновение связано с приоритетами руководства субъекта Федерации и реализуемой им социальной политики, зависит от уровня социально-экономического развития региона. Существенным фактором становления нового звена системы специального образования является также наличие достаточного количества кадров, готовых взять на себя работу по раннему выявлению и коррекции отклонений в развитии у детей. В этом случае организуется региональная сеть служб, имеющая узаконенный статус, постоянное бюджетное финансирование, административную и организационную поддержку, укомплектованная кадрами, обучение и повышение квалификации которых проходит по установленным законом нормативам. Из соображений рационального расходования бюджетных средств и обеспечения доступа к услугам службы ранней помощи организуются - как новые - подразделения базовых дошкольных образовательных учреждений (общеобразовательных и коррекционных). Такие службы можно отнести к разряду «созданных сверху», их становление и развитие основано на программно-целевом методе управления образованием.

Деятельность служб ранней помощи является высокоэффективной, а вложенные в их создание и содержание затраты – экономически оправданными, поскольку ориентированы на уменьшение количества детей, которые по достижении школьного возраста нуждаются в специализированном обучении.

При втором варианте возникновения центра (службы) ранней помощи отправной точкой является осознание специалистами, непосредственно работающими с детьми дошкольного возраста, целесообразности и даже необходимости возможно более раннего обнаружения имеющегося у ребенка отклонения в развитии или факторов риска его возникновения. Встречающиеся по роду своей профессиональной деятельности с дефицитарным или искаженным развитием педагоги и воспитатели дошкольных учреждений вынуждены работать с уже сформировавшимся неблагополучием. Однако их профессиональное образование и опыт свидетельствуют о том, что приостановка или даже обращение вспять неблагоприятных процессов и отклонений в развитии ребенка зачастую вполне возможны при условии максимально раннего выявления проблемы и осуществления системы мероприятий по ее преодолению. Инициатива специалистов, работающих в учреждениях, в том числе и принадлежащих системе здравоохранения и социальной защиты, реализуется ими как создание внутри учреждений дошкольного образования или организаций реабилитационного профиля специализированных подразделений, осуществляющих работу по выявлению проблемных детей среди новорожденных, детей младенческого и раннего возрастов, проживающих на обслуживаемой данным учреждением территории. Как правило, такая инициатива находит поддержку у руководителей профильных региональных или муниципальных органов, что позволяет придать службе легальный статус структурного подразделения того или иного учреждения, а также обеспечить некоторую организационную поддержку.

В качестве базы для создания службы ранней помощи выступают, как правило, областные, районные психолого-медико-педагогические комиссии, коррекционные или общеразвивающие дошкольные образовательные учреждения, психолого-медико-социальные центры. Создаваемые в структуре специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений для детей с той или иной патологией (видом нарушений), службы ранней помощи становятся узкопрофильными, ориентируясь на работу только с детьми, имеющими соответствующий вид патологии. Процесс диверсификации деятельности этих служб начался только в последние 2 - 3 года. В частности, службы ранней помощи, созданные в коррекционных ДОУ для детей с нарушениями слуха, начали работать с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, а также с детьми со сложными и множественными нарушениями. Многопрофильные службы, способные проводить диагностику и коррекционно-развивающие мероприятия для детей с различными нарушениями, функционируют исключительно на базе региональных психолого-медико-социальных центров или ПМПК.

Деятельность служб ранней помощи является высокоэффективной, а вложенные в их создание и содержание затраты - экономически оправданными, поскольку ориентированы на уменьшение количества детей, которые по достижении школьного возраста нуждаются в специализированном обучении.

С целью поиска проблемных зон и потенциальных точек роста в процессе становления и развития службы помощи семье и ребенку раннего возраста с особыми образовательными потребностями было проведено исследование состояния и деятельности служб ранней помощи в следующих регионах Российской Федерации: Самарской, Калининградской, Ростовской и Новгородской областях и г. Волгограде. Разработанный для исследования инструментарий позволил выявить, с одной стороны, потребности и запросы родителей в отношении услуг по поддержке семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста, с другой стороны - профессиональные установки специалистов и организационные особенности действующих служб ранней помощи.

Анализ показал, что службы различаются как по реализуемой ими структурно-организационной модели, так и по характеру их приоритетов, уровню возможностей, контингенту клиентов, материальной базе. Службы ранней помощи действуют либо как самостоятельные структуры, либо как структурные подразделения уже существующих учреждений и организаций.

Как уже отмечалось, организация и развитие центров и служб помощи ребенку раннего возраста с особыми образовательными потребностями проходят в основном в рамках системы образования путем встраивания в существующую сеть образовательных учреждений. Кадровый состав центров ранней помощи формируется из прошедших соответствующую переподготовку специалистов действующих учреждений и организаций дошкольного образования, которые привносят в свою новую деятельность профессиональные цели и ценности, сформированные базовым образованием и опытом предшествующей деятельности в системе дошкольных образовательных учреждений. Это накладывает свой отпечаток на установки и приоритеты специалистов, на характер их отношения к ребенку и родителям, на динамику развития организации и паттерны взаимодействия специалистов внутри организации и с внешней средой. Не всегда это влияние оказывается продуктивным, нередки расхождения между направлениями деятельности и приоритетами специалистов, с одной стороны, и запросами и актуальными потребностями потенциальных и реальных клиентов служб – с другой.

Это исследование выявило ряд негативных тенденций в развитии системы ранней помощи в субъектах Российской Федерации.

1. Постепенное перерождение службы ранней помощи в коррекционные группы для детей с отклонениями в развитии. Логика функционирования служб ранней помощи (в западной традиции – «службы раннего вмешательства») и сама специфика их деятельности предполагают непосредственное включение родителей в процесс коррекционной работы, их целенаправленное обучение, сопровождение и психологическую поддержку. Этого требует эмоциональная вовлеченность близких взрослых в воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Появление в семье такого ребенка может рассматриваться как кризисная жизненная ситуация и нередко провоцирует распад семьи, что имеет негативные последствия как социально-экономического, так и психологического характера. Возможности специалистов педагогического профиля в данной области весьма ограничены, что подразумевает делегирование семьи в партнерские организации, специализирующиеся на оказании такого рода помощи. Между тем сложившиеся стереотипы поведения, деятельности препятствуют формированию у специалистов установок на развитие и расширение внешней сети, налаживание взаимодействия с организациями и учреждениями смежных областей (например, медицинского профиля), консультантами и психотерапевтами, к которым служба могла бы переадресовать клиента в случае необходимости.

Результаты исследования продемонстрировали, что потребность в семейном консультировании не оценивается как значимая самими родителями: так, до 16% респондентов, опрошенных в Самарской области, не считают такую форму помощи нужной. В других регионах этот показатель доходит до 40%. В представлении большинства родителей помощь семье сводится к регулярным занятиям ребенка со специалистами. В сочетании с достаточно низким уровнем квалификации специалистов центров в области консультирования такая установка родителей в значительной мере препятствует развитию комплексной помощи семье. В этой связи стоит упомянуть тот факт, что недостаточный уровень осознания родителями своих потребностей и проблем зачастую связан с их низким социально-экономическим статусом: почти 80% родителей, заявивших о материальных трудностях, склонны пассивно воспринимать трудную жизненную ситуацию, в которой оказалась их семья, не прилагая усилий по поиску помощи и поддержки. Результатом этого становится «выпадение» семей с низким достатком и социальным статусом из поля деятельности социальных служб, усугубление тяжести имеющейся проблемы и состояния ребенка, негативный прогноз его развития и фатальное сужение перспектив (ре)абилитации. Актуализация запроса на поддержку помогающих специалистов происходит в семьях лишь после удовлетворения базовых потребностей, таких как медицинские консультации, материальная поддержка, покупка медикаментов и т.п.

Низкая актуальность потребности в психологической помощи взрослым в семье в совокупности с инерцией установок специалистов служб ранней помощи приводит к редуцированию в их деятельности психологической составляющей и трансформации службы в обыкновенные группы кратковременного пребывания для проблемных детей. Мониторинг показал, что, находясь на базе дошкольного образовательного учреждения, служба ранней помощи перерождается в рядовое подразделение ДОУ – ясельные группы. Будучи эффективной формой работы с нормально развивающимися дошкольниками, в случае с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии, с точки зрения абилитации ясельные группы оказываются малоэффективными. Таким образом, созданные для решения задач раннего выявления и оказания своевременной, а именно ранней, помощи службы постепенно теряют свои приоритеты и перестают выполнять возложенные на них функции.

Однако такая траектория развития характерна в большей степени для служб, которые «созданы сверху». Этот путь организации служб можно считать отчасти искусственным: не все привлеченные специалисты в полной мере разделяют и принимают принципы оказания ранней помощи, оставаясь на профессиональных позициях, воспринятых в предшествующий период работы.

Если говорить о службах, «созданных снизу», по инициативе самих специалистов, то следует отметить наличие более адекватных профессиональных установок, ориентации на оказание комплексной помощи и целенаправленную специальную работу с родителями, что является необходимым условием эффективной работы службы.

Будучи созданными энтузиастами, осознавшими важность раннего выявления отклонений или факторов риска в развитии ребенка и оказания его семье комплексной помощи и поддержки, такие службы оказываются способными к гибкому реагированию на запросы семьи, придерживаются в своей деятельности принципов системности и комплексности, стремятся привлекать к решению своих задач организации-партнеры, переадресовывать семью или ребенка к необходимым им специалистам. Однако принадлежность к учреждению диагностического профиля (ПМПК) или центру помощи детям с девиантным поведением (ППМС-центр), центру дневного пребывания и т.п. вынуждает специалистов ограничиваться консультативно-диагностическими функциями и индивидуальной коррекцией, пренебрегая групповыми формами работы как с детьми, так и с родителями. В таких организациях с трудом приживаются родительские клубы или группы поддержки для родителей, имеющих детей с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии, подгрупповые занятия с детьми, незаменимые с точки зрения эмоционально-личностного развития и особенно необходимые в свете последующей интеграции.

2. Закрытость или недостаток информации – как объективный, так и искусственно созданный специалистами служб. Противоречие состоит в том, что специалисты служб и организаций, работающих с детьми раннего возраста, недооценивают потребность родителей в информации и считают ее удовлетворенной, в то время как родители указывают на недостаток информации о возможностях получения коррекционных и реабилитационных услуг и сложность доступа к ней. Отчасти это обусловлено позицией самих специалистов, призванных быть источником информации для родителей, но не обладающих ею, не ориентированных на расширение внешней сети и поиск недостающей им в работе информации в других организациях и у смежных специалистов. В неменьшей степени это связано с реальным недостатком информации и объективным вакуумом служб, которые могли бы стать партнерами центра ранней помощи и куда можно было бы делегировать семью для решения узкоспециальных задач.

3. Недостаток менеджмента и администрирования в деятельности служб ранней помощи. Достаточно часто руководитель вновь созданной службы, имея базовое педагогическое образование, продолжает позиционировать себя специалистом, не становясь менеджером, ориентированным на развитие и продвижение службы, на оптимизацию внутренних параметров ее деятельности. Подобное обстоятельство существенно ограничивает потенциал становления службы и ее возможности по решению указанных выше проблем. До тех пор, пока служба ранней помощи будет рассматриваться специалистами как сугубо детское учреждение, она будет испытывать трудности как во взаимодействии с родителями, так и в достижении сотрудниками удовлетворенности результатами своего труда, следствием чего может стать снижение эффективности их усилий.

Специалисты часто не ориентированы на расширение внешней сети и поиск недостающей им в работе информации в других организациях и у смежных специалистов

Следует отметить полученные в ходе мониторинга результаты, которые касаются собственно целевой группы клиентов служб ранней помощи.

Значимой причиной пассивности и низкой рефлексии родителями своих потребностей и нужд является само отсутствие соответствующих видов помощи: чем больше у родителей опыта в пользовании услугами служб ранней помощи и чем более качественную помощь они получают, тем активнее их запрос и ориентация на дальнейшее потребление этих услуг, заинтересованность в мониторинге развития ребенка, отслеживании проблемных ситуаций и целенаправленный поиск помощи. Осведомленные о возможностях специалистов и доступных вариантах помощи родители чаще других прибегают к консультационным услугам, в процессе взаимодействия со службой занимают более заинтересованную позицию, принимают на себя ответственность за психологическое благополучие ребенка и обеспечение нормального хода его развития. Родители, не располагающие опытом обращения в службы по поддержке ребенка и семьи, имеют крайне скудные представления о возможностях специалистов, о самом наличии и функционировании в их районе учреждений и организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь и поддержку семье, воспитывающей ребенка раннего и дошкольного возраста. Первым более или менее плотным соприкосновением таких семей с помогающими специалистами психолого-педагогического профиля становится контакт при оформлении ребенка в школу. Эти данные еще раз приводят к выводу о необходимости целенаправленного формирования спроса на раннюю помощь.

Существует базовый уровень обеспечения нужд ребенка и семьи, который должен повышаться (без обеспечения базового уровня потребности невозможно развитие спроса на другие услуги, и меры по обеспечению других потребностей становятся неэффективными). Степень удовлетворения какой-либо потребности ребенка и семьи, как правило, определяется уровнем удовлетворенности других потребностей и определяет его: чем шире социальная сеть семьи, чем более полно семья реализует свои запросы, тем легче она находит способы удовлетворения своих разнообразных потребностей. Верно также и обратное: снижение уровня потребления в семье, сужение ее социальной сети приводят к уменьшению возможностей по удовлетворению актуальных потребностей, понижению степени их субъективной актуальности.

Важно отметить, что, несмотря на существующие трудности, региональная практика создания служб ранней помощи расширяется. Действуют различные модели служб, реализуются региональные эксперименты. Проведенный мониторинг показал - региональные инициативы имеют поддержку со стороны местных руководителей. Расширить этот процесс, активизировать движение регионов в направлении создания служб и центров ранней помощи детям-инвалидам, оптимизировать их деятельность способна продуманная социальная политика, реализуемая через федеральные социальные программы.

Литература:

  1. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4.
  2. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России // Альманах ИКП РАО. – Вып.1.
  3. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации // Дефектология. – 2007. – № 6.
  4. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи детям с отклонениями в развитии – приоритетное направление специального образования // Специальное образование: состояние, перспективы развития: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – № 3.
  5. Шмидт В.Р. Мониторинг качества образования для детей с особыми нуждами // Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов Под ред. П.В.Романова, Е.Р.Ярской-Смирновой, А.Галаховой. Саратов, ЦСПГИ, Научная книга, 2007, 162 стр.
  6. Шмидт В.Р. Интеграция в образовании: проблемы и вызовы (на примере Самарской области) Оценка результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П.В.Романова, Е.Р.Ярской–Смирновой, Саратов: Научная книга, ЦСПГИ, 2007, 118 стр.
  • 1687 просмотров

Целевой группой для вмешательства службы ранней помощи должны стать не только семьи с детьми-инвалидами, но также родители с детьми из группы риска и даже семьи, в которых ребенок еще не родился, заявили участники проектного семинара, посвященного созданию региональной системы ранней помощи. Семинар прошел 28 мая в Общественной палате РФ. +

«Ранняя помощь это комплекс семейно-центрированных услуг, направленный на функционирование ребенка в естественной жизненной ситуации », - заявила Елена Клочко, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ , председатель Всероссийской организации родителей детей-инвалидов.

Если раньше специалисты ранней помощи занимались коррекцией нарушений развития у детей-инвалидов, то теперь объект внимания этой службы меняется. «Целевая группа - это дети группы риска, дети с установленной инвалидностью, дети из социальной группы риска. Т.е. не то что там инвалидность должна быть как непременное условие, а как бы ее избежать », - заявила Клочко. +

На комментарий одного из участников о том, что в Москве услуги ранней помощи получают только дети с инвалидностью, Елена Клочко ответила, что теперь будет по-другому. +

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Сергей Рыбальченко заявил, что специалисты должны заниматься даже теми семьями, у которых еще нет детей. +

«Вопросом здоровья ребенка нужно заниматься еще до того, как родители подумали о зачатии. Потому что все основные проблемы возникают именно в этот период. А кто с этим работает? Сейчас ВОЗ в сотрудничестве с ЮНИСЕФ, партнерством по охране матерей и новорожденных детей и сетью действий по раннему развитию разрабатывают глобальную рамочную программу по стимулированию воспитания , ориентированную на содействие мероприятиям достижения необходимых результатов. В основном внимание будет уделять первым тысячам дней жизненного цикла. Это от зачатия, не от рождения », - заявил Рыбальченко.

Рыбальченко предложил внимательно отнестись к рекомендациям ВОЗ. « ВОЗ - это, пожалуй, самая сильная организация, которая занимается здоровьем ребенка », - сообщил член Общественной палаты. +

По его мнению, специалисты должны работать «не там, когда уже все обнаружили, а там, когда можно не просто информированием заниматься, а заниматься непосредственно работой по оценке здоровья, оценкой потенциала развития ребенка» . +

С этими задачами блестяще справляются некоммерческие организации (НКО), роль которых до сих пор недооценена и они недостаточно хорошо финансируются государством, считает Рыбальченко. +

В ходе дискуссии Елена Клочко подчеркнула что услуги ранней помощи - это не образовательные услуги, направленные на обучение ребенка. Они также не являются медицинскими услугами. « Услуги ранней помощи – это услуги семье » , - заявила Клочко. При этом она заявила, что служба ранней помощи также не должна находиться в ведомстве соцзащиты. Для успешного формирования сети региональных служб ранней помощи нужно « создание надведомственного органа » , считает Елена Клочко. +

АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об организации работы по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет в Одинцовском муниципальном районе Московской области

В рамках реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 , социального проекта Одинцовского муниципального района Московской области "Подари ребенку радость", направленного на профилактику детского и семейного неблагополучия, отобранного по итогам девятого конкурсного отбора инновационных социальных проектов для последующей финансовой поддержки Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 26.06.2015 N 3, регистрационный номер заявки 90п-2015.9 от 15.04.2015), а также в целях организации работы по своевременному выявлению детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска, проживающих на территории Одинцовского муниципального района,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Организовать работу Службы раннего вмешательства на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение".

2. Утвердить Положение о Службе раннего вмешательства (прилагается).

3. Установить срок работы Службы раннего вмешательства в тестовом режиме с 01.04.2016 по 30.09.2017.

4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Одинцовского муниципального района Московской области и на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области.

5. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района Московской области Ляпистову О.И.

Исполняющий обязанности
руководителя Администрации Т.В. Одинцова

Положение о Службе раннего вмешательства

Утверждено
постановлением Администрации
Одинцовского муниципального района
Московской области
от "_31_" __03__ 2016 N 1661

1. Общие положения

1.1. Служба раннего вмешательства - это межведомственная структура, предназначенная для оказания помощи детям в возрасте от рождения до 3 лет с особыми потребностями и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

1.2. Служба раннего вмешательства осуществляет свою деятельность на базе Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение" (далее учреждение).

1.3. Законодательными основами деятельности Службы раннего вмешательства являются следующие документы: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации , Федеральные законы: от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" , от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и другие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, Московской области, нормативные правовые акты Одинцовского муниципального района Московской области, Устав Муниципального казенного образовательного учреждения Одинцовского районного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Сопровождение".

1.4. Потребителями услуг, оказываемых Службой раннего вмешательства, являются дети от рождения до 3 лет, которые:

Имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;

Имеют диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;

Врожденные аномалии развития;

Проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию.

2. Цель и задачи Службы раннеГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

2.1. Целью Службы раннего вмешательства является создание комплексного межведомственного сопровождения семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития (риском нарушения).

2.2. Задачами Службы раннего вмешательства являются:

2.2.1. Выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

2.2.2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями, законными представителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

2.2.3. Ранняя помощь ребенку и семье:

2.2.3.1. Создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

2.2.3.2. Многопрофильное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

2.2.3.3. Наблюдение за динамикой развития ребенка и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

2.2.4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

2.2.4.1. Раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

2.2.4.2. Консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

2.2.4.3. Предоставление информации о законодательных и нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

2.2.5. Осуществление преемственности между Службой раннего вмешательства и детскими дошкольными организациями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты.

2.2.6. Информирование населения о работе Службы раннего вмешательства, ее целях и задачах.

2.2.7. Результатом работы Службы раннего вмешательства является предоставление квалифицированной межведомственной семейно-центрированной помощи ребенку с целью содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе; обеспечение преемственности программы сопровождения ребенка и семьи Службой раннего вмешательства, в том числе после окончания указанной программы.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

3.1. Добровольность - решение об обращении в Службу раннего вмешательства и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей (законных представителей).

3.2. Открытость - Служба раннего вмешательства отвечает на все запросы родителей (законных представителей) ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

3.3. Конфиденциальность - информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам Службы раннего вмешательства, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.

3.4. Уважение к личности - сотрудники Службы раннего вмешательства уважительно относятся к ребенку и родителям (законных представителей), принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей (законных представителей), сотрудники Службы раннего вмешательства принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

3.5. Междисциплинарный подход - совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.

3.6. Семейно-центрированная деятельность - профессиональная направленность сотрудников Службы раннего вмешательства на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями (законными представителями и другими членами семьи.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЛУЖБЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

4.1. Специалисты Службы раннего вмешательства и их функции:

Педагог-психолог - работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

Педагог-психолог - специалист по ранней коммуникации (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

Учитель-дефектолог - оценка уровня развития ребенка (диагностическая работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями, законными представителями и детьми);

Учитель-дефектолог - сурдопедагог (диагностическая работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями и детьми);

Врач-педиатр - определение физического, функционального состояния ребенка и анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на его развитие;

Детский невролог - диагностика заболеваний, вызванных поражением центральной и периферической нервной системы, а так же функциональными (следствия вышеуказанных поражений) нарушениями у детей;

Диспетчер - координация деятельности сотрудников Службы раннего вмешательства.

4.2. Обязанности штатных и привлеченных к деятельности Службы раннего вмешательства специалистов регламентируются должностными инструкциями, утвержденными директором учреждения, настоящим Положением.

4.3. Служба работает в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, образования, общественными организациями (фондами, ассоциациями и т.д.) по вопросам всесторонней помощи детям раннего возраста. Специалисты-консультанты: тифлопедагог, врачи (отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, и др.) могут привлекаться для работы в Службе на общественных началах.

4.4. Основанием для зачисления в Службу раннего вмешательства и организации диагностической, абилитационной помощи детям, является личное заявление родителей (законных представителей).

4.5. Основанием для отчисления является:

Окончание курса реабилитационной работы;

Непосещение занятий более 2-х месяцев без уважительной причины.

4.6. Организация работы Службы раннего вмешательства включает следующие этапы:

Направление специалистов или организаций, обращение родителей (законных представителей);

Прием направления, заявления (контакт с родителями (законными представителями), внесение в лист ожидания);

Первая встреча с родителями (законными представителями), заполнение индивидуальной карты ребенка и семьи;

Определение потребности ребенка и семьи (оценка взаимодействия родителя или законного представителя и ребенка);

Междисциплинарная диагностика, обсуждение направления и длительности ранней помощи (однократная встреча родителей или законных представителей с командой сотрудников, кратковременная программа раннего вмешательства, методы раннего вмешательства);

Индивидуальная программа сопровождения ребенка и семьи в Службе раннего вмешательства;

Окончание программы ранней помощи, перевод ребенка и семьи в другие программы.

Занятия с детьми могут проводиться как индивидуально, так и в группе, предельная наполняемость группы 2-4 человека.

4.7. Непосредственное руководство Службой раннего вмешательства осуществляется работником, ответственным за работу Службы раннего вмешательства который, назначается приказом директора учреждения.

4.8. Специалисты Службы раннего вмешательства проходят соответствующую подготовку по профилю деятельности Службы раннего вмешательства.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

5.1. Служба раннего вмешательства имеет право:

Запрашивать информацию у родителей (законных представителей), с их согласия, необходимую для осуществления комплексной деятельности Службы раннего вмешательства из учреждений другой ведомственной принадлежности;

Самостоятельно выбирать формы, средства и методы работы с детьми.

5.2. Обязанности Службы раннего вмешательства:

Разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения в Службе раннего вмешательства;

5.3. Все специалисты, участвующие в деятельности Cлужбы раннего вмешательства обязаны:

Соблюдать этические нормы;

Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях;

Знать закономерности развития ребенка;

Иметь базовые знания по раннему вмешательству;

Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни;

Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи;

Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.

5.4. Родители (законные представители) имеют право:

Участвовать в разработке и реализации программ индивидуального сопровождения;

Вносить предложения, направленные на улучшение работы Службы раннего вмешательства.

5.5. Родители (законные представители) обязаны:

Посещать занятия согласно графику;

Своевременно информировать специалистов Службы раннего вмешательства о причине пропуска запланированных мероприятий.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ

6.1. Служба раннего вмешательства разрабатывает и представляет директору учреждения на утверждение следующие документы:

План работы;

График работы;

Журнал учета обращений;

Журнал учета индивидуальных и групповых занятий;

Программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

Анализ деятельности.

Начальник Управления образования О.И. Ляпистова

Глава 8. Организация работы в службе ранней помощи

Актуальное социально-экономическое и демографическое положение, сложившееся в России в последние десятилетия, и необходимость соответствовать общемировым тенденциям развития цивилизации требуют проведения в жизнь государственной политики и управленческих решений, направленных на всемерное содействие улучшению человеческого потенциала, оптимизацию развития и реализацию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, начиная с раннего детства. В этой связи особую важность приобретает диагностика раннего развития и своевременная комплексная медико-психолого-педагогическая работа с проблемным ребенком и его семьей, т.е. ранняя помощь. Система ранней помощи может обеспечивать максимально возможный охват детей с нарушениями в развитии на ранних этапах онтогенеза, формируя базу для своевременной профилактики вторичных по своей природе нарушений в развитии, максимально эффективной коррекции уже возникших нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром, а также оптимального включения родителей в коррекционную работу. Одной из форм оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов могут быть службы (отделы) ранней помощи.

В целях оказания своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи детям групп биологического и социального риска, детям с выявленными отклонениями в развитии; психологической помощи и консультативно-методической поддержки их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формирования предпосылок учебной деятельности в образовательных учреждениях рекомендуется организовывать службы ранней помощи как структурные подразделения (отделы) этих учреждений. В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного видов (при уже сложившемся материально-техническом и кадровом обеспечении), а также в специальных (коррекционных) школах рекомендуется организовывать службы ранней помощи по профилю учреждения. Службы (отделы) ранней помощи могут открываться в структуре дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и в различных центрах образования: в центрах диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и других. При обеспечении соответствующих условий службы (отделы) ранней помощи могут функционировать как узкопрофильные, оказывающие помощь только определенным категориям детей и их семей, так и многопрофильные структуры, способные проводить диагностические и коррекционно-развивающие мероприятия для детей групп риска и детей выявленными отклонениями в развитии. Подобный подход позволяет наиболее успешно использовать сетевой организационный и кадровый ресурс дошкольного или школьного образования, ресурс психолого-педагогических и медико-социальных центров или иных центров и учреждений образования, приблизить коррекционную помощь к месту жительства ребенка, охватить ею как можно большее количество семей с детьми групп риска и с выявленными отклонениями в развитии.

Службы (отделы) ранней помощи открываются в помещениях, отвечающих педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Службы (отделы) оснащаются необходимым инвентарем, игрушками, пособиями и оборудованием в установленном порядке для специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждений и учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Целесообразно организовать работу служб (отделов) как в утренние часы, так и в вечернее время, а также в субботние и воскресные дни (в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения или центра). График их работы составляется с учетом потребностей родителей (законных представителей).

Деятельность службы (отдела) основана на семейно-ориентированном подходе, предполагающем работу со всей семьей. Ребенок при таком подходе является частью семейной системы, а его возможности и потенциал развития рассматриваются в контексте семейных отношений.

Служба (отдел) ранней помощи – система ценностная и не может организовывать свою работу без продуманных ценностных оснований, определяющих ориентиров в деятельности организации. Система ценностей предопределяет миссию службы, которая вырабатывается всем коллективом с учетом потребностей заказчика, клиента и учитывает реальные возможности коллектива специалистов службы (отдела).

Служба (отдел) ранней помощи основывает свою работу на следующих принципах :

открытости – способности к обмену информацией с социумом, со специалистами внутри службы, с родителями, лицами их замещающими, способности отвечать на запрос социума, организаций, родителей, родительских ассоциаций, перестраивая, изменяя и развивая систему помощи;

партнерства – установление партнерских отношений с организациями, учреждениями, фондами, родительскими организациями, семьей ребенка, ребенком и его ближайшим окружением;

командного междисциплинарного подхода – совместной комплексной работы команды специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи деятельности службы (отдела) ранней помощи, обменивающихся информацией, использующих приемы делегирования полномочий, активно взаимодействующих друг с другом и с семьей проблемного ребенка в своей профессиональной деятельности;

профессиональной ориентации на взаимодействие с семьей проблемного ребенка - содействие и укрепление семейных ценностей, семьи в целом, как социального института, создание условий для домашнего воспитания детей раннего возраста с проблемами в развитии;

добровольности – выстраивание отношений с организациями-партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;

конфиденциальности – неразглашение служебной и профессиональной информации о ребенке и его семье, без согласия всех членов семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.

Целью работыслужбы (отдела) ранней помощи может быть оказание психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и сопровождение семьи, воспитывающей проблемного ребенка первых трех - четырех лет жизни, для содействия его оптимального развития и социализации в обществе.

В связи с поставленной целью может быть определен базовый круг задач , решаемый службой (отделом) ранней помощи:



1. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе службы ранней помощи, ее миссии, цели и задачах. Работа с ближайшим социумом по формированию позитивного отношения к ранней помощи и службе ранней помощи, к семьям с проблемными детьми и детьми-инвалидами.

2. Выстраивание взаимодействия с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, образования для обеспечения своевременного выявления детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для организации дополнительного медицинского обследования и/или обеспечения квалифицированной профильной медицинской помощью, а также для определения оптимальных путей дальнейшего дошкольного и школьного образования или получения услуг в сфере дополнительного образования. Создание партнерской сети службы (отдела) ранней помощи из организаций здравоохранения, социальной защиты и образования.

3. Планирование и организация процесса комплексной диагностики функционирования семьи и развития ребенка групп риска и ребенка с выявленными отклонениями в развитии.

4. Планирование, организация и оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

5. Планирование и организация процесса оказания информационно-просветительской, консультативно-методической и психологической помощи семье, сопровождение семьи на всем протяжении ее нахождения в службе. Планирование и организация психотерапевтической помощи семье.

6. Содействие семье в дальнейшем переходе в систему дошкольного и школьного образования.

7. Планирование и организация процесса непрерывного профессионального образования специалистов службы (отдела) ранней помощи.

8. Планирование и организация процесса управления службой (отделом) ранней помощи.

Участниками образовательного процесса в службе (отделе) ранней помощи являются дети, их родители (законные представители), педагогические, психологические, медицинские, социальные, инженерно-технические и юридические работники учреждения.

Содержание образовательного процесса в службе (отделе) ранней помощи определяется программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников (возраст, структура нарушения, уровень психофизического развития и т.п.), т.е. образовательный процесс может осуществляться с использованием индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ. Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программы из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ.

Клиентами службы (отдела) ранней помощи являются семьи с проблемными детьми первых трех - четырех лет жизни: с выявленными отклонениями в развитии, дети с нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в развитии в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу (отдел) ранней помощи принимаются дети от нескольких дней жизни до 3- 4-х лет по заявлению
родителей (законных представителей) и/или направленные другими образовательными, медицинскими или социальными учреждениями с согласия родителей (законных представителей) на основании медицинской
справки о состоянии здоровья ребенка.

Показаниями для направления семьи с ребенком от рождения до трех - четырех лет в службу (отдел) ранней помощи могут быть следующие проблемы со здоровьем и развитием детей:

1. Дети с выявленными отклонениями в развитии – с нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательными нарушениями, генетическими синдромами, наследственно-дегенеративными заболеваниями, врожденными аномалиями развития, органическим поражением ЦНС, эпилепсией, подозрением на ранний детский аутизм и другими нервно-психическими нарушениями.

2. Дети биологической группы риска – недоношенные, переношенные, дети, чьи матери переболели инфекционными и вирусными заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.), малыши, у которых мамы страдали токсикозом беременности, дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму; младенцы с гемолитической болезнью новорожденного; малыши, перенесшие детские инфекции (грипп, паратит, скарлатина, корь и др.), дети, которым во время родов или в период пребывания в детской больнице делали искусственное дыхание или проводили приемы реанимации; младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар; дети из семей, имеющих высокий риск нарушений зрения, слуха, опорно-двигательные нарушения, нарушения речи и интеллекта.

3. Дети социальной группы риска – дети из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; дети от малолетних родителей; дети из семей, направленных социальными службами; дети из семей беженцев и переселенцев; дети из двуязычных семей и другие.

Зачисление семей с детьми в службу (отдел) производится на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения психолого-медико-педагогического консилиума службы (отдела) ранней помощи в порядке, определяемом Уставом учреждения. Прием в нее может проводиться в течение всего учебного года по мере поступления заявлений от родителей (законных представителей) и при наличии свободных мест.

Перечень должностей работников службы ранней помощи определяется в соответствии с приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. №463/1268, приказом Минобразования РФ, Госкомвуза РФ от 14 декабря 1995 г. № 622/1646 и постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. № 32, а также на основании миссии, цели и основных задач деятельности, отраженных в Уставе учреждения, уровня и направленности реализуемых образовательных программ, структуры службы (отдела) ранней помощи.

Примерное штатное расписание:

1. Руководитель службы (отдела);

2. Зам. рук. службы (отдела);

3. Координатор;

4. Методист;

5. Социальный работник;

6. Педагог-психолог (в соответствии с нормативом);

7. Учитель – логопед;

8. Сурдопедагог;

9. Тифлопедагог;

10. Учитель-дефектолог;

11. Музыкальный руководитель;

12. Педагог дополнительного образования;

13. Врач педиатр;

14. Врач детский невролог;

15. Врач детский психиатр;

16. Врач ЛФК;

17. Врач офтальмолог;

18. Врач сурдолог;

19. Специалист по ЛФК и массажу;

20. Медицинская сестра;

21. Медицинская сестра – ортоптистка;

22. Сурдотехник;

23. Специалист (по одному специалисту на каждый профиль работы);

24. Обслуживающий персонал.

Количество ставок по соответствующей должности определяется исходя из статуса учреждения, цели, задач, направлений деятельности и структуры службы (отдела), отраженных в Уставе учреждения, а также на основе изучения потребностей населения и количества нуждающихся в ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи детей и их семей.

Тарифно-квалификационные характеристики по должностям разрабатываются в соответствие с нормативными актами и ведомственной принадлежностью. Количество рабочих часов в неделю для каждого сотрудника определяется занимаемой должностью в соответствии с тарификационной системой.

Права и обязанности специалистов и обслуживающего персонала службы (отдела) определяются правилами внутреннего трудового распорядка и Уставом того государственного учреждения, на базе которого она создана. Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой, педагогической и медицинской деятельностью осуществляется администрацией того государственного учреждения, на базе которого она создана.