Преподобный дионисий. Имя Дионисий в православном календаре (Святцах)

Историки назвали начало 17 века Смутным временем на Руси. Смутное время – это конец царской династии Рюриковичей, правление предприимчивого боярина Бориса Годунова, страшный голод и эпидемия моровой язвы во всем Московском княжестве, наступление на Москву рвущихся на престол самозванцев – Лжедмитрия Первого, Лжедмитрия Второго (был еще и Третий), польско-литовская интервенция.

В это время настоятелем Троице-Сергиевой Лавры был архимандрит Дионисий Радонежский. Он не мог спокойно смотреть, как в Москве разоряются православные храмы и попираются древние святыни и составил так называемую «грамоту» - воззвание ко всему русскому народу.
В «Повести об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила» писатель Николай Костомаров не случайно приводит текст этого воззвания. И через несколько веков в нем слышится взволнованный голос архимандрита Дионисия:

«Сами видите близкую конечную погибель всех христиан. Где только завладели литовские люди, в каких городах, какое разорение учинилось Московскому государству. Где святая церковь? Где Божии образа? Где иноки, цветущие многолетними сединами, где и хорошо украшенные добродетелями? Не всё ли до конца разорено и обречено злым поруганием?»

Затем, как пишет Костомаров, архимандрит Дионисий посадил у себя в келье переписчиков, сделал с текста много списков и разослал их в разные стороны с людьми, приходившими в обитель святого Сергия.

В октябре 1611 года эта грамота попала в Нижний Новгород. Выслушав ее, посадский староста Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук начал собирать народное ополчение. Ведь в воззвании Дионисия Радонежского содержался призыв к конкретным действиям:

«Бога ради, положите подвиг своего страдания, чтоб вам и всему общему народу, всем православным христианам, быть в соединении, и служилые люди, однолично, без всякого мешканья, поспешили под Москву на сход, ко всем боярам, и воеводам, ко всему смиренству народа всего православного христианства...»

Вскоре русское ополчение во главе с Мининым и Пожарским двинулось на освобождение Москвы. А по дороге зашли в Троице-Сергиев монастырь, где встретились с автором воззвания.

«Архимандрит Дионисий со всею братию служил молебствие, освящал воду, все войско окропил святой водой. Молили Бога, чтобы даровал победу православному воинству над иноверцами».

В 14 веке основатель Троице-Сергиевой Лавры, святой Сергий Радонежский, благословил московского князя Дмитрия Донского на битву с ордынцами на Куликовом поле.

В 16 веке его последователь архимандрит Дионисий Радонежский вдохновил русское воинство на битву за Москву.

Преподобный Сергий Радонежский послал на Куликово поле двух монахов из Троицкого монастыря – Ослябу и Пересвета. Вот и Дионисий Радонежский во время боев на улицах Москвы прислал в город монаха Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына, сумевшего поднять дух русского войска.

«Кричите: Сергиев! Сергиев! Чудотворец поможет. Вы узрите славу Божию»!
Весь табор казацкий поднялся, одни в богатых, шитых золотом, зипунах, другие, босые и оборванные, кидались за Москву-реку и кричали: «Сергиев! Сергиев!»

События Смутного времени Николай Иванович Костомаров кропотливо изучал по историческим документам. В своей повести он во всех красках описал победное вступление русского ополчение в Кремль большим крестным ходом…

«Пошли архимандриты, игумены, священники с крестами, иконами и хоругвями; за ними двигались войска… Впереди духовенства был архимандрит Дионисий, приехавший из своей обители нарочно для такого великого торжества веры и Земли Русской…»

Преподобный Дионисий Радонежский встал на защиту Отечества, имея при себе самое сильное оружие – слово и молитву.

ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
архимандрит (ск. 12.05.1633), родился во Ржеве, образование свое получил в монастыре, куда его поместили родители. По окончании учебы стал священником, но, когда умерли его жена и дети, постригся и был назначен настоятелем Старицкого монастыря.
Сюда был заточен, по низложении Годуновых, патриарх Иов. Архим. Дионисий принял его с почетом, предоставил монастырь в его распоряжение, заботился о нем, как сын об отце. В 1610, после кончины архимандрита Троице-Сергиевой лавры Иоасафа, св. Дионисий назначен на его место. Архим. Дионисий был неутомимым борцом за Отечество, призывая народ встать на его защиту. Тогда же началось знаменитое движение, которое возглавили Козьма Минин и князь Пожарский, освободившие Россию. Однако вскоре преподобный попал в опалу к царю и духовенству за то, что он якобы умышленно искажал толкования богослужебных книг при их переписке. Только благодаря настоянию патр. Иерусалимского Феофана прп. Дионисия освободили из заключения и после восьмичасового пересмотра его дела перед государем, патриархами и огромным собором духовенства он был полностью оправдан и осыпан знаками внимания.
Память прп. Дионисию отмечается 12/25 мая.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ" в других словарях:

    Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский - Дионисий (ум. 15 X 1385 г.) – архиепископ Суздальский и Нижегородский, автор грамоты, инициатор и возможный участник создания Летописи Лаврентьевской. Московский летописец характеризует Д. как «мужа... хитра, премудра, разумна, промышлена же и… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    ДИОНИСИЙ - (ок. 1430/40 между 1503 и 1508, Москва?), рус. художник, работал в области монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры. Распятие. Икона из праздничного чина собора Св. Троицы Павлова Обнорского мон ря. 1500 г. Мастер Дионисий (ГТГ)… … Православная энциклопедия

    Святой, архиепископ суздальский, † в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников,… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Дионисий. Митрополит Дионисий Святитель Дионисий перед князем Дмитрием Донским (миниатюра Лицевого летописного свода) … Википедия

    ДИОНИСИЙ ГРЕК - († 18.10.1425, Ростов), свт. (пам. 23 мая в Соборе Ростово Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский. Наиболее полные сведения о Д. Г. сохранили древнерус. летописи и «Сказание о начале Спасо Каменного монастыря», составленное в посл.… … Православная энциклопедия

    Митрополит Дионисий (в миру Давид; ок. 1300 15 октября 1385, Киев) митрополит Киевский и всея России в 1383 1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Биография Родился около 1300 года в на юге Руси, в Киевских пределах. Кто… … Википедия

    Святой, архиепископ суздальский, умер в 1385 г. Память его празднуется 15 октября и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево Печерском монастыре. По примеру печорских подвижников …

    Архиеп. суздальский, † 1385 г. Память его празднуется 15 окт. и 26 июня. В мире назывался Давидом; происходил, предполагают, из южной России; в молодости постригся в Киево Печорском монастыре. По примеру печорских подвижников, выкопал себе пещеру … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Изображение Сергия Радонежского на покрове XV века Имя в миру: Варфоломей Рождение … Википедия

Книги

  • Преподобный Кирилл Белозерский , Прохоров Г. (ред.). Преподобный Кирилл Белозерский - личность столь же крупного исторического масштаба, как преподобный же Сергий Радонежский, святители Дионисий Суздальский и Стефан Пермский, митрополит…
  • Преподобный Дионисий Радонежский в русской истории и культуре , Марина Волоскова. В центре внимания автора находится жизнь и деятельность великого подвижника благочестия преподобного Дионисия Радонежского, а также культурная память о нем, сохраняемая в России…

Сайт «Русская вера» продолжает рассказ о русских святых, составивших великий сонм угодников Божиих на нашей земли. Сегодня речь пойдет о преподобном Дионисии Радонежском , день памяти которого мы отмечаем 25 мая (12 мая ст. ст.). Известен он не только своими иноческими подвигами, но и трудами по спасению отечества и русской Церкви от иноплеменных завоевателей и еретиков. Жизнь Дионисия Радонежского выпала на известное всем «смутное время» начала XVII века, это и предопределило его судьбу.

Дионисия Радонежского в полной мере можно назвать уроженцем Тверского края. Именно здесь он родился, вырос, начал свое пастырское служение и принял постриг. Жизнь Дионисия Радонежского выпала на смутное время, но, не смотря на это, он радел о своем Отечестве, созидал храмы, устраивал порядок в Троице-Сергиевой лавре, делал все, чтобы вокруг царил мир.

Юношеские года Давыда

Преподобный Дионисий Радонежский родился около 1570 года в городе Ржеве Тверской губернии. В святом крещении ему было дано имя Давыд. В Кашинском уезде Тверской губернии есть село, а на настоящее время это деревня Зобнино; вероятно, родители Давыда - Феодор и Иулиания - происходили из этого села, от названия которого и получили свою фамилию - Зобниновские.

Еще в детские годы Давыда родители переселились в соседний город Старицу, где его отец принял старейшинство над ямской сло­бодой. Иноки Старицкой обители, Гурий и Герман, нау­чившие грамоте отрока, рассказывали о его добродетельном житии.

С юных лет отличался он добротой, кротостью и любовью к чтению Священных книг, имел смирение и простоту сердечную, свыше обычая человеческого. Пре­небрегая детскими играми, в страхе Божием, прилежно внимал учению и соблюдал в сердце своем ревность к до­бродетелям.

Много терпел юный Давыд оскорблений от сверстников ради своего смирения, даже и сами побои, как иногда случалось от буйных детей, которые досадовали, что он не хочет с ними играть. Но он все переносил с кротостью и старался по возможности от них уклоняться, имея непрестанно в устах своих имя Божие.

Трагедия молодого священника

Когда научился грамоте и достиг совершеннолетия, Давыд вступил в брак. Он женился на девице Вассе. Вскоре у них родились два сына - Кузьма и Василий. За свое благочестие Давыд был рано удостоен священнического сана и определен в церковь Богоявления в селе Ильинском, принадлежавшем Старицкой обители, за двенадцать верст от города. На седьмом году службы в Богоявленской церкви и жизни в селе умерла Васса и сыновья Кузьма и Василий. Утрата жены и детей была тяжелым испытанием для Давыда.

Смиренный инок

Потеряв семью, Давыд решил полностью посвятить себя служению Богу. В Старицком Свято-Успенском монастыре он принял постриг под именем Дионисий.

При высоком уме, он был всегда бодр и весел, имел красивое лицо и высокий рост, бороду длинную до пояса и широкую, пением и чтением увлекал слушателей, был кроток и любвеобилен, терпе­лив и исполнителен в служебных обязанностях.

Дионисий очень любил книжное учение. «Однажды ему довелось быть в Мос­кве для церковной потребы. И вошел он на торг, где продавались книги. Некто из бывших на торгу, взирая на юность и благолепное лицо его, помыслил о нем лукавое и стал дерзостно оскорблять его словами, говоря: «Зачем ты здесь, монах?» Но не смутился инок и не озлобилось сердце его; воздохнув из глубины души, кротко сказал оскорбителю: «Да, брат, я точно такой грешник, как ты думаешь обо мне. Бог тебе обо мне открыл, ибо если бы я был истинный инок, то не скитался бы по торжищу между мирскими людьми, а сидел бы у себя в келье. Прости меня грешнаго, Бога ради».

Умилились предстоявшие, внимая кротким и смиренным его речам, и обратились с негодованием на оскорбителя дерзкого, называя его невеж­дою. «Нет, братия, - говорил им инок Дионисий, - не он невежда, а я; он же послан мне от Бога на мое утверждение и правдивы речи его, чтобы впредь мне не скитаться по сему торжищу, но сидеть в келье». После слов Дионисия сам оскорбляющий сильно устыдился и стал просить прощения за свою дерзость, но инок внезапно скрылся.


Деловые природные качества, благочестие и кротость, прекрас­ное знание церковной службы молодого монаха были замечены архимандри­том монастыря Пименом (1601-1606 гг.). В 1605 году Дионисий был посвящен в архимандриты Старицкого Свято-Успенского монастыря.

Архимандрит Старицкого монастыря

Годы смуты и тяжелых испытаний для России стали испытаниями и для архимандрита Дионисия. Когда в 1605 году первый Пат­риарх Московский и всея Руси Иов был выслан в простой монашеской одежде в Старицкую обитель, архимандрит монастыря Дионисий не только проигнорировал приказ Лжед­митрия о строжайшем содержании святителя (а по сути царь требовал издевательств над низложенным патриархом), но, более того, предпринял все меры к тому, чтобы смягчить страдания предстоятеля Церкви.

Стражники, доставившие Святейшего Патриарха Иова, были отпущены восвояси, а сам настоятель «со всею братиею и со многими горькими слезами, не ве­дый, что сотворити великому пастырю, и молит, и просит, что повелит и что укажет еже о себе творити». Своей искренней добротой и состраданием к невинно попираемым Дионисий обратил на себя внимание патриарха Московского и всея Руси Гермогена (в миру Ермолай, родился около 1530-17 февраля 1612 гг.).

Патриарх Московский и всея Руси Иов

События Смуты развивались по своей внутренней стратегии. Летом 1607 года объявился Лжедмитрий II, когда Крестьянская война под руководством Ивана Исаевича Болотникова уже затухала. Новый самозванец Дмитрий вошел в историю как «тушинский вор». К началу 1609 года «тушинский вор» через свои разосланные во все концы отряды контролировал огромную территорию. Жители Старицы не захо­тели подчиняться Лжедмитрию II. После взятия города-крепости Зубцова грабительское войско в полночь подошло к Старице. Воспользовавшись темнотой и уничтожив ча­совых, нападавшие отворили ворота. Малочисленные защитники и жители города, застигнутые врасплох, растерялись; после недолговременного сопротивления разбежались по церквам, где и были истреблены, а город был сожжен и разграблен.

После этого страшного набега город Старица долгое время находи­лся в руках поляков, и только по Столбовскому миру 1617 года был возвращен России. О разрушении Свято-Успенского монастыря в Старице поляками в 1608 году и судьбе монахов сведений нет. Известно, что монастырский архив оказался в Москве. Можно предположить, что архимандрит Ди­онисий вместе с уцелевшими монахами сумел вынести часть архива из Успенской оби­тели. В смутное время Дионисий был ближайшим помощником патриарха Гермогена, неотлучно находясь при нем.


Спасение Отечества

В 1610 году патриарх Гермоген перевел архимандрита Дионисия на место настоя­теля Троицкой лавры, которая еще не оправилась после осады поляков и нужда­лась в хорошем благоустроителе.

Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Миниатюра из Царского титулярника

Отблагодарив патриарха за его избрание, Дионисий поспешил возвратиться в Троице-Сергиеву лавру, только что освободившуюся от осады литовских и польских войск и прославленную этим бессмертным подвигом. Трудное это было время для Русской земли - время, которое русский народ в своей памяти прозвал «лихолетьем». Москва была в руках поляков. Народ страдал от зверства польских и казацких шаек. Толпы русских людей, нагие, босые, измученные бежали к Троицкой обители как к единственной, выдержавшей напор врагов, надежной защите. Всеми путями стремились беглецы к монастырю Живоначальной Троицы.

«Вся обитель Святой Троицы преисполнилась умиравшими от наготы, глада и ран; не только по монастырю лежали они, но и в слободах, и в деревнях, и по дорогам, так что невозможно было всех исповедать и приобщить Святых Таин». Видя это, архимандрит Дионисий решился употребить на доброе дело всю мона­стырскую казну. Он просил келаря, и казначея, и всю братию, чтобы соболезновали и сострадали несчастным во всех их нуждах. «Любовь христианская, - говорил он, - во всякое время помогает нуждающимся, тем более надобно помогать в такое тяжкое время».


Эрнест — Николай — Иоганн Эрнестович Лисснер. «Троице-Сергиева лавра»

Дионисий стал посылать монахов и мона­стырских слуг подбирать пострадавших по окрестностям, привозить в монастырь и лечить. В 1611-1612 гг. в келье архимандрита собираются скорописцы и переписы­вают послания Дионисия и его келаря Авраамия Палицына. Грамоты эти в Рязань, в Пермь с уездами, и в Ярославль, и в Нижний Новгород, князю Дмитрию Пожар­скому и Кузьме Минину, и в Понизовские города, князю Дмитрию Трубецкому и в Казань к строителю Амфилохию, и много было в этих грамотах беспокойства Дионисия обо всем Московском государстве. В посланиях Дионисий призывал русский народ к братскому единодушию и к защите разоряемой врагами родной земли.


18 августа 1612 г. архимандрит Дионисий около горы Волкуши благословил ратников ополчения Козьму Минина и Дмитрия Пожарского на изгнание поляков и литовцев из Москвы. Среди этих забот и трудов для спасения отечества Дионисий успел поправить и вверенную ему лавру. Ее башни и стены после осады были полуразрушены; уцелевшие от огня кельи стояли почти без крыши; имения разорены и рабочие разбежались.

Царь Михаил Феодорович, зная благочестие и ученость Дионисия, поручил ему грамотой от 8 ноября 1616 года исправить Требник от грубых ошибок, которые вкрались от времени. Дионисий и его сотрудники, старец Арсений и священник Иоанн с усердием и благоразумием занялись этим делом; для пособия, кроме многих древних славянских требников, в числе коих был и требник митрополита Киприана. К несчастью, были у Дионисия и враги. Они воспользовались возможностью обвинить его в искажении переводов богослужения. Архимандрит Дионисий был подвергнут аресту и пыткам. Однако он все испытания сносил со смирением и стойкостью. Лишь возвращение из плена патриарха Филарета и приезд Иерусалимского патриарха позволили пересмотреть приговор Дионисия: он был полностью оправдан.

Молитвенный подвиг архимандрита Дионисия. Созидание храмов

Вся жизнь Дионисия была жизнью истинного подвижника Божия. Большую часть времени он проводил в молитве. «Келья устава не имать, - говорил он». И в келье читал Псалтырь с поклонами, Евангелие и Апостол, вычитывал сполна каноны; в церкви, выстаивая все положенные служ­бы, Дионисий совершал, кроме того, ежедневно по шесть и по восемь молебнов. Ложился спать за три часа до утрени и вставал всегда так, что успевал еще положить до нее триста поклонов. В церкви соблюдал строго церковный устав, сам пел и читал на клиросе, имея дивный голос, так что все утешались, внимая ему: как бы тихо не читал он, каждое слово было слышно во всех углах и притворах храма.

Признатель­ный к благотворителям обители, он требовал, чтобы читались сполна синодики на проскомидии; во время соборного служения все иеромонахи в епитрахилях стояли в алтаре и поминали имена усопших вкладчиков. В каждую утреню обходил он церковь и осматривал, все ли в храме. Он выходил с братией и на монастырские работы. У него были и иконописцы, и мастера серебряных дел. Благородные князья любили его и помогали, но были и такие властолюбцы, которые ему не только не помогали, но и оскорбляли его словом и делом. Это не останавливало, однако, Дионисия, до конца жизни от ревностного обычая строить церкви, и после его смерти много осталось утвари, приготовленной им для новых храмов». Он усердно заботился о храмах Божиих не только в своей обители, но и по селам монастырским, где построено было им несколько церквей после польского разгрома.

Один из этих храмов в 1844 году был перенесен из села Подсосенья в недавно основанный Гефсиманский скит близ Троице-Сергиевой лавры, где и теперь привлекает он всех богомольцев своей изящной простотой. По благословению архимандрита Дионисия и при его собственноручной редакции рукописей был составлен сборник Четьих-Миней.


При архимандрите Дионисии было в обители тридцать иеромонахов и пятнадцать иеродиаконов, а на клиросах стояло до тридцати певцов. «Каждую утреню сам архимандрит обходил всю церковь со свечой в руках, посмотреть, нет ли отсутствующих, и если кого не было, посылал за ним; если же кто действительно был болен, то промышлял о нем, как врач духовный и телесный. Примером своего смиренномудрия он внушил равенство между братией, а его подвижническая жизнь возбуждала и других к подвигам: по его примеру даже старцы почтенные не стыдились ходить звонить на колокольню». В обращении с братией он был кроток и прямодушен, приветлив и терпелив. Он во всем старался подражать великому в своем смирении основателю Троицкой лавры преподобному Сергию, и чудотворец помогал ему во всем.

«Я, многогрешный, - вот что пишет келарь Симон, - и прочие из братии, жившие с ним (Дионисием) в одной кельи, никогда не слышали от него ничего обидного. Он всегда имел обычай говорить: «Сделай, если хочешь», так что некоторые, не понимая его простого нрава, оставляли без исполнения его повеление, думая, что он оставляет дело на их волю. Тогда добрый наставник, помолчав немного, говорил: «Время, брат, исполнить повеленное: иди и сделай». «Кроткому старцу Божию до конца дней своих привел Бог терпеть скорби и иску­шения от своих собратий, ибо вечный враг рода человеческого вооружился против Дионисия, чтобы каким-нибудь образом удалить его из обители чудотворца Сергия.

Диавол возбудил одного чернеца, по имени Рафаил, присланного под начало в обитель Сергиеву от патриарха Филарета и даже окованного за различные крамо­лы и поступки, недостойного монашеского звания. Покушаясь освободиться от уз, Рафаил оклеветал Дионисия перед царем Михаилом и патриархом Филаретом, и старца потребовали в Москву. Много скорбели о том и братия, свидетельствуя о праведном житии его, и в скором времени был он отпущен в лавру, а клеветники его сосланы в заточение, получив достойную мзду за свое беззаконие. Вскоре за сим искушением последовало и другое. Иконом Сергиевой обители, будучи властолюбив, не питая в сердце страха Божия, оклеветал архимандрита, будто бы ни во что вменяет повеление царское и святительское; лукавством своим до такого бесчестия довел блаженного мужа, что был он ввержен в темное и смрад­ное место, где втайне пробыл три дня в заточении».

Преставление Архимандрита Сергиевой лавры

Когда подошло время преставления архимандрита Дионисия, по свидетельству бывших при нем, не отлучался он от церкви, но и в самой болезни еще накануне смерти служил обедню и даже в день исхода своего был у утрени и обедни. В самый благовест вечерни встал он и, надев клобук и мантию, хотел идти в церковь, но, чувствуя конечное изнеможение, стал просить себе схимы. Уже едва мог Дионисий стоять от болезни и сел на постель, прежде, нежели были довершены последние молитвы. Некоторых из братии он успел благословить и, перекрестив лице свое, возлег на ложе, закрыл глаза, сложил крестообразно руки свои и предал чистую душу свою в руки Господни, великий оставив по себе плач и сетование братии. И было тогда 25 мая 1633 г. Когда было положено в гроб тело его, лицо его было благолепно, очи и уста веселые, и в ту минуту многие из иконописцев списали благоле­пие лица его, чтобы Дионисий у всех пребывал в вечной памяти. Сам патриарх Филарет пожелал совершить над ним отпевание, для чего его мощи и были перевезены в Москву, в Богоявленский монастырь, а потом возвращены в лавру для погребения. Известно, что много чудес и исцелений случилось у мощей архимандрита Дионисия.


Рака преподобного Дионисия радонежского в Серапионовой палате

Почитание подвижника Тверской земли

Почитание Дионисия в Троице-Сергиевом монастыре и в Тверском крае установилось сразу после его кончины. Симон (Азарьин) присоединил к Житию рассказы о тринадцати чудесах Дионисия, из которых последнее произошло в 1652 г. Первые известные чудеса по молитвам Дионисию, датируемые 1633-1634 гг., совершались в кругу его учеников и последователей. Симон записал рассказы о явлениях Дионисия его ученику и другим благочестивым людям.

Одним из ранних центров почитания Дионисия был Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь. Здесь старец Боголеп (Львов) (известный древнерусский собиратель книг и сторонник старообрядчества - прим. ред.) записал рассказ о явлении преподобному Никодиму Кожеезерскому святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, вместе с Дионисием, и послал запись патриарху Иосифу. В 1648 г. в Троице-Сергиеву обитель для поклонения гробу Дионисия приехали донские казаки, поведавшие о том, что он помогал им, когда их постигли бедствия в море.

Преподобный Дионисий Радонежский. Икона
Преподобный Дионисий Радонежский. Фрагмент иконы из ризницы Троице-Сергиевой лавры

В 1650 г. со слов инока Антония (Яринского) был записан рассказ донских казаков о явлении их «старейшине» Богоматери с апостолами Петром и Иоанном и с преподобными Сергием, Никоном и Дионисием и о предсказании поражения от турок. В конце XIX века при Владимирской церкви в городе Ржеве был устроен придел во имя преподобного Дионисия. В Успенском соборе Старицкого монастыря посвященный преподобному придел был освящен 28 сентября 1897 г., в обители хранилась митра Дионисия.

В 2015 году в Твери вышла в свет книга культуролога «Преподобный Дионисий Радонежский в русской истории и культуре».

(в миру Давид Федорович Зобниковский) - архимандрит Троицко-Сергиевой лавры; род. в городе Ржеве около 1570-71 гг. Был сельским священником; по смерти жены постригся в монахи Богородицкого монастыря (в Старице); в 1605 г. там же был поставлен в архимандриты; часто ездил в Москву по делам монастыря, сошелся с патриархом Гермогеном и не раз выходил вместе с ним для увещания народа, возмущавшегося против Шуйского. В начале 1610 г. Дионисий был возведен в звание троицкого архимандрита. Прежде всего ему пришлось устраивать Лавру после осады ее поляками, продолжавшейся 16 месяцев, призревать больных и голодных и погребать умерших. Сохранилось известие, что в течение 3-х недель, следовавших за его приездом в монастырь, было погребено более 3000 чел. Важной услугой были и грамоты, которые он рассылал с гонцами по городам, призывая всех ратных людей для спасения отечества от поляков и возбуждая богатых к пожертвованиям. В этом деле ему сильно помогал келарь монастыря, Авраамий Палицын. По мнению некоторых исследователей, грамотой Дионисия были подняты Минин и нижегородцы. Когда Пожарский и Минин шли к Москве, Дионисий и Палицын писали к ним грамоты, торопили их идти скорее, чтобы предупредить Ходкевича, уговорили казаков примкнуть к отряду Пожарского и тем способствовали окончательному освобождению Москвы от поляков.

Когда, по воцарении Михаила Федоровича, был восстановлен в Москве Печатный двор и приступили к печатанию церковного Требника, то это дело поручили Дионисию, дав ему в помощники хорошо знакомых "с книжным учением, грамматикой и риторикой" троицких монахов Арсения и Антония и свящ. Ивана Наседка. Рассматривая старый "Потребник", Дионисий нашел в нем неправильности и ошибки и решился устранить их. Затем он исправил и некоторые другие богослужебные книги, отпечатал и разослал евангельские и апостольские беседы, переведенные некогда Максимом Греком. Это возбудило против него многих монахов и священников, которые нашли поддержку у крутицкого митрополита Ионы и матери царя, и Дионисий был вызван в Москву, где должен был защищаться от обвинений. Сильные противники скоро объявили его еретиком, приговорили к пене в 500 р. и, за неимением у него денег, пытали его в течение нескольких дней, а затем заточили в московском Новоспасском монастыре. Поставленный в 1619 г. в патриархи, Филарет, вместе с иерусалимским патриархом Феофаном, рассмотрел дело Дионисия, нашел его правым и "с честью воротил" в Троицкий монастырь. Принимая разные меры к улучшению хозяйства и быта монастыря, Дионисий старался искоренять пороки монахов, но этим вооружил их против себя; они поссорили его даже с Филаретом, который подверг его 3-дневному тюремному аресту, и все настоятельство Дионисия сделали для него временем тяжких испытаний и невзгод, пользуясь его кротким и добрым характером. Умер Дионисий в мае 1633 г.

Ср. Горский, "Историческое описание Лавры"; Забелин, "Пожарский" (М., 1884); Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях", т. I; Поспелов, "Преп. Дионисий, архимандрит Троицкого-Сергиева монастыря" (в "Чтениях общ. любит. духовного просвещения" за 1865 г., ч. II); Скворцов, "Дионисий Зобниковский, арх. Троице-Сергиева монастыря" ("Ист. исслед.", Тверь, 1890).

В. Рудаков.

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

Великий поборник отечества и церкви, деятельно любивший Русь, преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, родился в городе Ржеве, в Тверских пределах, и во святом крещении носил имя Давида.

Вскоре отец его переселился в соседний город Старицу, где и был старостою Ямской слободы. Здесь Давид у двух иноков местного монастыря научился грамоте и в отроческих годах уже стремился к царствию Божию.

Не склонен он был к семейной жизни, но, по настоянию родителей, женился и имел двух сыновей.

За благочестие свое он был поставлен священником и определен к церкви в одном из сел, принадлежавших Старицкому монастырю. Через шесть лет жена и дети умерли, и он постригся в Старицкой обители.

Вскоре Дионисий был избран казначеем в своей обители, а затем возведен в сан архимандрита. Он стал часто бывать в Москве и показываться среди народа. Он чувствовал, что может быть полезен родной земле, и вступил на тот путь служения Родине, на котором заслужил себе неизгладимую славу и бессмертие.

То было время великой смуты. Недалеко от Москвы, в принадлежащем Сергиеву монастырю селе Тушине, стояли польско-литовские войска с русскими изменниками, намереваясь захватить стольный город.

В людях тогда была страшная шаткость, все разделились: один брат сидел на Москве в совете с царем Василием, а другой в Тушине, с Тушинским вором. У многих отец был на Москве, а сын в Тушине, и так на битву сходились ежедневно сын против отца и брат против брата.

Однажды литовско-московские злодеи схватили патриарха Гермогена и с ругательством поволокли его на Лобное место: одни толкали святителя, другие швыряли ему в лицо и на голову песок, третьи, схватив его за грудь, дерзко трясли его. Все приближенные патриарха разбежались и оставили его беззащитным. Один Дионисий ни на шаг не отступал от него, страдал вместе с ним и с горькими слезами уговаривал прекратить это бесчинство.

Патриарх Гермоген ценил стойкость Дионисия и, ставя его в пример духовенству, говорил: «Смотрите на Старицкого архимандрита: никогда он от соборной церкви не отлучается; на царских и вселенских соборах всегда тут».

Вместе с ревностным келарем Авраамием Палицыным Дионисий стал из освобожденного Троицкого монастыря строить освобождение всего отечества.

По словам составителя жития, он был приветлив к братии и терпелив к досаждавшим ему, странноприимен и несребролюбив, нестяжателен и не любитель власти, следуя во всем благом обычае преподобному Сергию, избавляясь его именем от бед. Никто не отходил скорбен из его келии, но все удалялись из его келии, дивясь его незлобию, ибо гневное слово никогда не исходило из его уст.

Весь день он молился, прерывая свои молитвы только для приема братии; служил по пяти и шести молебнов, пел каноны Сладчайшему Иисусу и Богоматери. Ко сну он отходил только за три часа до благовеста к заутрене, и когда пономарь приходил принять от него благословение, он, зажегши у него свечу, пред иконой Пречистой полагал по триста земных поклонов, а потом обходил свою келейную братию, говоря: «Пора к утрене».

Он был великим храмоздателем: иные церкви сооружал вновь, другие обновлял после разорения и снабжал необходимой утварью, которая всегда у него была в запасе. Он держал для работ по церквам живописцев и золотых дел мастеров. Часть устраивал из своих достатков, часть из того, что ему приносили богомольцы, зная его попечение об убогих и о церквах.

Немедленно эти жертвы передавал туда, где в них нуждались, а сам не щадил своих сил в церковных и келейных молитвах за спасение душ щедрых дателей, которых всегда записывал в помянник, ежедневно прочитывая их имена на проскомидии.

Он не только обновил, таким образом, все ветхое в Троицком монастыре, но и во всех от него зависевших приходах медные, оловянные сосуды заменил серебряными. После его смерти осталось много утвари, приготовленной им для обновления храмов.

Он строго соблюдал весь чин церковный и сам пел на клиросе и читал, имея дивный голос, притом такой явственный, что если и тихо произносил какое слово, оно было слышно во всех углах и притворах.

Он был так красив и осанист, что едва ли мог кто с ним равняться. Лицо его, необыкновенно благолепное, было обрамлено длинной, широкой бородой, спускавшейся ниже груди, взор у него был ясный и веселый.

Каждую утреню сам архимандрит обходил всю церковь со свечой в руках, посмотреть, нет ли отсутствующих, и за такими посылал будильников. Он приучил братию к такому равенству, что и старцы ходили звонить на колокольню. Сам он выходил вместе с братией на полевые работы и в огороды.

Но величайшее значение архимандрита Дионисия - в тех трудах, которые совершил он по умиротворению России после великой смуты, когда Москва была разорена, и все высшие на Руси люди, от мала до велика, находились в плену, и всякий чин, и возраст, и пол мучился под огнем и мечом. Не было ни города, ни леса, ни пещеры, где можно было укрыться православным.

Дома, церкви и обители были повсюду сожигаемы и оскверняемы. Не только миряне, но и священный чин везде скитались нагие, босые и томимые голодом. И вот тогда по всем путям беглецы стремились в Троицкий монастырь. Вся обитель переполнилась умиравшими от голода и ран. Не только лежали по монастырю, но и в слободах и деревнях, и по дорогам, так что невозможно было всех исповедать и приобщить Святых Тайн.

Архимандрит Дионисий стал обсуждать с братией, как помочь несчастным. Братия и слуги монастырские обещали: «Если из монастырской казны после умерших или живых усердных людей и вкладчиков будут давать бедным на корм, на одежду и на лечение и работников для службы и погребения, то мы за головы свои и за жизнь свою не постоим».

Работа закипела. На монастырские средства стали строить деревянные дома для бедных и бесприютных. Нашлись для них и врачи. Один инок вспоминал впоследствии, что он со своим братом похоронил до четырех тысяч мертвецов. Как только находили обнаженного мертвеца в окрестностях лавры, которые все были усеяны трупами после шестнадцатимесячных тут действий польской рати, то немедленно посылали все нужное для погребения. Приставы ездили на конях по лесам смотреть, чтобы звери не съели замученных врагами, а если кто был жив, привозили в странноприимницы. Одежды от умерших раздавали бедным. Женщины шили и мыли беспрестанно рубашки и саваны, за что им давали из монастыря одежду и пищу.

Освобождение Москвы было самой дорогой мечтой для Дионисия. Все полтора года, пока Москва была в осаде, он, не переставая, в церкви Божией и в келии с великим плачем стоял на молитве.

У него был скорописец, который со слов его писал в города духовенству, к воеводам и к простым людям о том, что надо соединиться, всем миром подняться и идти на выручку Москвы. Он писал эти грамоты в Рязань и на север, в Ярославль и в Нижний, и в низовые города, и в Москву, и в Казань.

Эти грамоты расходились по всей Руси и подготовили великое освободительное движение, поднявшееся в Нижнем. Когда от Москвы приходили раненые, голодные, истомленные люди, Дионисий увещевал братию кормить их и уговорил к трогательному решению: жаловать им все, что у них было.

В течение сорока дней Троицкая братия питалась только небольшим количеством овсяного хлеба однажды в день, а в среду и пятницу вовсе ничего не ела и, сидя за трапезой, со слезами молилась.

Немощным и раненым с утра до вечера служила братия. Им приносили теплый и мягкий хлеб и различные плоды, сколько раз кто хотел в день, так что ни в полдень, ни в полночь не было покоя служителям, ибо приставы принуждали их немедленно удовлетворять просящих.

Сам Дионисий ни на час не давал себе покоя, постоянно обходя больных, снабжая их пищею и одеждою, и еще более - духовными врачествами. Многие желали исповедать свои грехи, требовали елеособорования, иные, изнемогая кровью и слезами, просили напутствования вечного. И все в смертный час приобщались Божественного Тела и Крови, так что никто не отходил неочищенным, с неомытыми ранами не только душевными, но и телесными.

И венчал Господь усилия Дионисия. Грамоты его подняли народ, собрали для великого дела «последних» русских людей. Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин двинулись к Москве с воинством и достигли Сергиевой обители.

Дионисий совершил молебствие, провожал всем собором воевод и ратных людей на гору Волкушу и там остановился с крестом в руках, чтобы осенить их, священники же кропили святой водой.

В то время сильный ветер дул навстречу воинам: трудно было рати двигаться в путь при столь бурном ветре. Слезы текли по щекам Дионисия. Он обнадеживал воинство, советуя им призывать в помощь Господа и его Пречистую Матерь и Радонежских чудотворцев Сергия и Никона. Еще осенял он уходившую рать животворящим крестом, как ветер вдруг изменился и подул в тыл войску от самой обители.

Когда Москва была освобождена от поляков, в Кремль с торжественным пением вступили Дионисий и весь освященный собор, и плакали они при виде поругания польскими и литовскими людьми святынь московских.

Архимандрит Дионисий и келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын присутствовали на великом Земском соборе, при избрании на царство юного Михаила Феодоровича Романова.

Авраамий Палицын вместе с другими возвестил об избрании народа с Лобного места, и сам в числе великого посольства ходил оповестить Михаила об избрании его на царство. Он умолял юного царя променять тишину Ипатьевской обители на престол.

На пути к столице Михаил в Троицком монастыре с мольбой припадал к мощам преподобного Сергия, и Дионисий благословил Михаила на спасенное Русское царство. Впоследствии враги обвинили архимандрита Дионисия в порче церковных книг, исправлением которых он заведовал. Но на суде, в присутствии патриарха Филарета и великой старицы Марфы, обнаружилась полная правота преподобного.

Поселянин Е. Герои и подвижники лихолетья XVII века

Преподобный Дионисий Радонежский в русской истории и культуре


Марина Волоскова

© Марина Волоскова, 2017


ISBN 978-5-4485-7390-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В числе уроженцев Тверского края ставших великими подвижниками благочестия, оставившими след во всей русской истории, – святые благоверные князь Михаил Тверской и княгиня Анна Кашинская, князь Владимир и княгиня Агриппина Ржевские, преподобный Ефрем Новоторжский, преподобный Макарий Калязинский, преподобный Нил Столобенский преподобный Савватий Оршинский, преподобный Дионисий Радонежский.

Преподобный Дионисий Радонежский занимает особое место в истории Русской Православной Церкви. Он жил в сложный период Смуты. Преподобного Дионисия справедливо будет назвать и Радонежским, и Ржевским, и Старицким, и Зобниновским. Три населенных пункта Тверской области равно считают его своим, особо почитаемым, святым. Также особенно почитается преподобный Дионисий и в Троице-Сергиевой лавре, которую он спасал в Смутное время от поругания.

В нашей работе мы предпринимаем всестороннее изучение его деятельности на фоне историко-культурных событий эпохи и отражения этого в культурной памяти народа, агиографической судьбы преподобного.

Основной источниковой базой стали житие преподобного Дионисия и канон ему, которые были написаны келарем Троицкой лавры Симоном (Азарьиным) и дополнены ключарем московского Успенского собора священником Иваном Наседкой. Первый автор повествует о подвижнической жизни преподобного Дионисия, второй – больше о великих деяниях защиты отечества. «Много побуждений и прежде сего, – говорит келарь Симон, – имел я написать о преподобном и благочестивом муже, о котором ты повелеваешь мне возвестить твоему благородию…»

Также очень важным источником являются «Жития русских святых»: жизнеописание преподобных Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого, Трифона Печенгского, святителей земли Русской: Иова, патриарха Московского и всея Руси чудотворца, Гурия, Германа, Варсонофия.

Литературным источником, использованным при написании данной работы, можно назвать работу православного духовного писателя и историка Церкви А. Н. Муравьева «Житие преподобного Дионисия».

В числе важнейших трудов, посвящённых преподобному Дионисию, – книга писателя, магистра Московской духовной академии Д. И. Скворцова «Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря», работы О. А. Белобровой и Н. М. Федуковой.

Работа А. В. Шиткова «Место, Богородицей избранное» посвящена истории Свято-Успенского монастыря в г. Старица, в ней дается информация и о тяжелых периодах в жизни обители, например, в Смутное время.

Произведение архимандрита Феофилакта (Моисеева) «Святитель Иов – первый русский патриарх» раскрывает основные вехи жизни первого патриарха Иова, который общался с Дионисием Радонежским в Старицкой обители.

Светский историк Р. Г. Скрынников в своих трудах «Россия в начале XVII в. «Смута» и «Царство террора» создал картину трагического периода в жизни Русского государства – Смуты.

Историк Б. П. Гречев в книге «Русская Церковь и Русское государство в смутные годы: Патриарх Ермоген и архимандрит Дионисий» повествует о знакомстве и сослужении патриарха Гермогена и Дионисия.

О Дионисии Радонежском упоминает историк Ю. Н. Палагин в книге «Зобниновский Дионисий. Писатели и книжники ХIV – ХVIII веков в Сергиевом Посаде».

Примечательна работа историка И. О. Тюменцева «Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608-1610 гг.». В ней затронута фигура преподобного Дионисия Радонежского, который являлся архимандритом лавры, он представлен церковным деятелем, сыгравшим важную роль в восстановлении и сохранении Троице-Сергиевой лары, и окружающих ее пределов. Спасая искалеченных, предоставляя приют нуждающимся, архимандрит Дионисий являл собой образец служения Богу и ближним.

В первой главе раскрывается жизнь Давыда в миру, его постриг с именем Дионисий, служение в Старицком Свято-Успенском монастыре; вторая глава посвящена служению Дионисия в Троице-Сергиевой лавре, его подвигам по спасению Отечества в Смутное время; в третьей главе рассказывается о чудесах Дионисия Радонежского, его церковном почитании, о Троице-Сергиевой лавре, о храмах и престолах, освященных во имя преподобного Дионисия, его иконографии, о чудесах преподобного Дионисия Радонежского.

Подвижники благочестия – от преподобного Сергия Радонежского

до преподобного Дионисия Радонежского

§1. Предшественники преподобного Дионисия Радонежского

Великая русская земля всегда славилась подвижниками благочестия, которые оставили значительный след в истории и культуре нашего государства. Это и преподобные Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Трифон Печенгский, святители земли русской Гурий, Герман и Варсонофий, первый патриарх Московский и всея Руси Иов, преподобный Дионисий Радонежский и многие другие. Зная русскую историю, нетрудно заметить, что большинство этих имен связаны с Тверской землей.

А начинался путь духовного подвижничества с преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей, 3 мая 1314 – 25 сентября 1392 г.) считается одним из самых почитаемых святых со времен Древней Руси и до настоящего времени. Он основал несколько монастырей, и в первую очередь Троице-Сергиеву Лавру, в народе именуется «игумен земли Русской»1.

Сергий Радонежский жил в эпоху, когда Русь находилась под монголо-татарским игом и боролась за свою независимость от Орды. «Сам Сергий никогда не брал в руки меча, но своим словом вдохновлял воинов на победу»2.

Во время нашествия Мамая на Русь в 1380 г. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и послал с ним монахов Пересвета и Ослябю. Этим он показал, что Церковь вместе со своим народом сражается на Куликовом поле. Победа над Мамаем на Куликовом поле значительно усилила Московское княжество.

Биограф преподобного Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий подвижник земли Русской родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

Русская Церковь традиционно считает его днем рождения 3 мая 1314 г. В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим, Стефаном, и младшим, Петром. В отличие от своих успешных в учебе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учеба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, тот поведал ему свое горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «Знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание – отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь»3. Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Около 1328 г. сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.